Гельвеций о деспотических государствах
В своей книге «Об уме», опубликованной в 1758 году, Гельвеций пишет:
«…в большинстве деспотических государств граждане не могут, не возбуждая неудовольствия деспота, заниматься изучением естественного права, публичного права, нравственности в политике; они не смеют ни доходить до первых принципов этих наук, ни восходить до великих идей; поэтому они не могут заслужить наименования великих умов».
Из «Рассуждение II. Об уме по отношению к обществу. Глава XII. Об уме по отношению к народу» (с. 239).
«Большинство восточных государств не имеет даже представления о государственном и международном праве. Всякий, кто пожелал бы просветить по этому вопросу народ, почти неизбежно подверг бы себя гневу тиранов, опустошающих эти несчастные страны. Для того чтобы иметь возможность безнаказанно попирать человеческие права, они стремятся к тому, чтобы их подданные не знали, чего они как люди вправе ожидать от своего государя, не знали, что государя связывает с его народом молчаливый договор. Как бы ни оправдывали в этом отношении государи своё поведение, оно всегда основывается на извращённом желании тиранить своих подданных».
Из «Рассуждение II. Об уме по отношению к обществу. Глава XVII. О преимуществах, вытекающих из установленных выше принципов. Примечание 5 к главе XVII (с. 273).
«…во всех государствах, жители которых не участвуют в управлении государственными делами, где редко слышны слова отечество и граждане, публике нравятся в театре только изображение страстей, присущих частным людям, как, например, любви».
Из «Рассуждение II. Об уме по отношению к обществу. Глава XIX. Уважение к различным видам ума во все времена соразмерно связанному с ними интересу. (с. 280).
«…в деспотических государствах красноречие в не в почёте, потому что оно не ведёт к богатству; ведь в этих государствах оно не нужно, так как незачем стараться убедить, когда можно приказать».
Из «Рассуждение II. Об уме по отношению к обществу. Глава XX. Об уме, рассматриваемом по отношению к различным странам. (с. 289).
«Великие таланты всегда кажутся подозрительными неправедным правительствам, и они не дают здесь их обладателю ни положения, ни богатства». (Там же, с. 290).
«…по той же причине деспотические государства всегда бедны великими людьми». (Там же, с. 291).
«Таким образом, характер, необходимый для формирования знаменитого человека, является причиной того, что он возбуждает ненависть или по меньшей мере равнодушие в знатных и высокопоставленных людях, особенно у восточных народов, отупевших благодаря своей форме правления и религии, коснеющих в постыдном невежестве и зканимающих, если смею так выразиться, середину между человеком и животным». (Там же, с. 292).
«…тирания отравляет своим дыханием зародыши всех талантов и всех добродетелей, вносит отупение, рабскую боязливость и вызывает сокращение народонаселения…»
Из «Рассуждение II. Об уме по отношению к обществу. Глава XXII. Почему народы считают даром природы качества, которыми они бязаны форме правления. (с. 301).
«Стать деспотом легко. Народ редко предвидит бедствия, которые несёт за собой окрепшая тирания. Если же он наконец замечает их, то уже тогда, когда, согбенный под игом, обременённый цепями и бессильный защищаться, он лишь в трепете ожидает казни. Ободряемые слабостью народов, государи становятся деспотами. Они не понимают, что сами над собственной головой вешают меч, который должен их поразить, что для отмены всех законов и для сведения всякой власти к произволу они постоянно должны прибегать к силе и пользоваться оружием солдата. А такие средства или возмущают граждан и побуждают их к мести, или же незаметно приучают их видеть справедливость лишь в силе».
Из «Рассуждение III. Об уме. Глава XVII. О стремлении всех людей к деспотизму, о средствах достижения этого и об опасности от деспотизма для государей» (с. 419).
«В странах, где замалчивают свои мысли, думают мало. Напрасно стали бы говорить, что там молчат из осторожности, но что от этого думают не меньше; факт тот, что думают не больше и что никогда мысли благородные и смелые не зарождаются в умах, подвластных деспотизму.
Такие правительства воодушевлены лишь духом эгоизма и заблуждения, предвещающим гибель государств. Все, устремив здесь своё внимание только на интересы личные, не обращают его на интерес общественный. Поэтому подданные этих государств не имеют понятия ни об общественном благе, ни об обязанностях гражданина. И визири, выходящие из этой же самой народной среды, вступая в должность, не обладают ни административными, ни юридическими принципами. Они ищут высоких должностей для того, чтобы разделить власть государя, но не для того, чтобы делать добро»
Там же. «Глава XVIII. Главные следствия деспотизма» (с.423).
«В странах, подвластных деспотизму, любовь, уважение и одобрение общества считаются преступлениями, за которые снискавший их подвергается наказанию от государя».
«Если сами визири не имеют никакой выгоды от просвещения, то, может быть, в интересах общества, чтобы они были просвещёнными: каждый народ хочет быть хорошо управляемым. Почему же в этих странах мы не видим граждан, достаточно добродетельных для того, чтобы упрекнуть визирей в их невежестве и в несправедливости и принудить их сделаться гражданами под страхом презрения? Потому, что самая сущность деспотизма в том, что он развращает души.
В государствах, где власть карать и награждать принадлежит закону, где повинуются только ему, добродетельный человек всегда чувствующий себя под его защитой, усваивает ту смелость и твёрдость души, которая неизбежно ослабевает в странах деспотических, где жизнь, имущество и свобода зависит от прихоти и произвола одного человека».
Там же. «Глава XIX. Второе следствие деспотизма: презренное и унизительное состояние народов поддерживает невежество визирей» (с. 426-427).
«Если, как я уже доказал это в предыдущих главах, невежественность визирей есть неизбежное следствие деспотической формы правления, то другим подобным следствием является в этих странах насмешливое отношение к добродетели».
Там же. «Глава XX. Третье следствие деспотизма: презрение к добродетели и ложное уважение, которое стараются к ней выказать» (с.429).
«Мог ли народ рабов сопротивляться свободному и сильному народу? Для того, чтобы безнаказано пользоваться неограниченной властью, деспот вынужден расслаблять дух и мужество своих подданных. То, что делает его сильным внутри государства, делает его слабым извне, вместе со свободой он изгоняет из своей державы все добродетели…»
Там же. «Глава XXI. Четвёртое следствие деспотизма: гибель государств, находящихся под неограниченной властью» (с. 434).
Источник:
Гельвеций. Сочинения. В 2-х томах. Т.1., - М.: «Мысль», 1974.
Свидетельство о публикации №225010701709