Вопросы к себе и личный дневник
Категория 12+
1.
Мне чрезвычайно близка тема ведения личного дневника. Я уже упоминал ранее, что с интересом читаю произведения, написанные в «дневниковом» стиле [2]. Да и вообще, я глубоко убеждён, что всякого рода записи помогают лучше запомнить, осмыслить и проанализировать действительность. Во время работы над такими записями работает не только зрительная, но и тактильная память.
Сейчас ведение записей лично для меня - как инструмент творческой деятельности. Это помогает сохранять интересные идеи, способствует совершенствованию навыков письменно речи, развитию умений упорядочивать мысли, излагать их, фиксировать чувства, эмоции, мироощущение. Многое из того, что я когда-то записывал, в конечном счёте, попадает под моим авторством на страницы научных журналов в виде статей. Или в виде эссе на открытые паблики в Интернете.
Дневник, по моему мнению, это бесконечно продолжающееся эссе, своеобразный и разноплановый художественно-документальный сериал, сотворённый автором от первого лица.
Но бывают моменты, когда хочется чего-то большего. Когда размышления поднимаются на высоты мировоззрения. И тогда возникают новые вопросы. И к миру как объекту всеобъемлющей действительности, и к самому себе как субъекту, взаимодействующему с этим миром и меняющего его к лучшему.
2.
Далеко не праздный вопрос, на который нередко приходится отвечать перед самим собой (и не только): а зачем вообще вести личный дневник? Разумеется, он не станет литературным шедевром или даже «свидетелем эпохи». А уж в наши дни, когда оставляемый нами «цифровой след» способен рассказать о человеке и его жизни лучше всякого дневника, этот вопрос возникает всё чаще и чаще. Да и вообще, многие скажут, что формат дневников давным-давно заменён всевозможными «сторис» и «ЖЖ».
Но всё-таки считать его утраченным я бы не торопился.
Как-то раз, разбирая свои записи, я натолкнулся на небольшие конспекты из художественных книг, написанных в виде личного дневника.
Одна из них под авторством Степана Петровича Жихарева (1787–1860), жившего на рубеже XVIII – XIX вв. Это первый том его наиболее известного произведения «Записки современника» и именуемый «Дневник студента» [3]. Вот что он, например, пишет:
«…Если нам так приятно встречать давно знакомых людей, то ещё приятнее некогда встретиться с самим собою в прежней мысли, в прежнем чувстве и в прежнем происшествии…» [3, с. 30].
Ностальгия! Как точно и детально описал Степан Петрович эту функцию дневника! Каждый «дневниколюб» должен понимать, что текущие записи он в основном делает не для завтрашнего дня и даже не для следующего года.
Лучше всего дневник читается тогда, когда ты живёшь уже совсем другой жизнью, когда смотришь на мир иначе, когда у тебя иное окружение, иные события, иная эпоха…
Мне не забыть, с какой необыкновенной гаммой чувств перечитывал я свои детские записи спустя более чем двадцать лет! Приступая к чтению, я был уверен, что не увижу там ничего нового. Но на самом деле оказалось, что на страницах серого ежедневника не только уникальный срез моего детства, и даже своеобразное пророчество относительно настоящего! Дневник, начатый в Исилькуле, завершается в Омске, в том самом городе, где мне в итоге и довелось жить всю свою самостоятельную жизнь!
А как трогательно было читать про моих любимых дедушку и бабушку, про кота Мурсика, кошку Юльку, собаку Дружка! А ещё про одноклассников, книжки, игрушки… Про художественные фильмы, названия которых я бы уже и не вспомнил.
«Машина времени» - вот та единственная ассоциация, которая приходит на ум, когда смотришь на дневник в контексте ностальгии. Хотя в момент написания не думаешь об этом. Не понимаешь и не ценишь в дневнике эту уникальную, ни с чем несравнимую функцию.
3.
Ещё одна неочевидная вещь, к которой приучает дневник, это трудолюбие.
Вот, к примеру, что литературный переводчик говорит студенту в том же произведении Жихарева: «… журнал ваш – прекрасное дело: он приучает к труду и заставляет вас отдавать отчёт самому себе в ваших помыслах, чувствах и действиях. Продолжайте его всегда, со временем слюбится…» [3, с. 90].
И он, конечно же, прав! Сформулировать даже простые мысли, описать даже банальные события – уже требует определённых усилий. А уж если это что-то более сложное, требующее и памяти, и анализа, и принятия решений, и (о ужас для прокрастинаторов!) дисциплины с целью преодоления пресловутой прокрастинации, то так и вовсе регулярное ведение дневника можно считать своеобразным «личностным подвигом».
Жизнь – сложная штука. Но она лояльнее к тем, кто её лучше понимает, глубже анализирует, шире мыслит. И дневник подходит для всего этого как нельзя лучше.
Ну а в качестве приобщения человека к труду, в особенности, к интеллектуальному, то так и вовсе может оказаться незаменимым. И примеров тому великое множество.
4.
Любопытную повесть в виде дневника написал казахский писатель Еркинбай Акимкулов (1937 - 2019). Называется она совсем просто: «Дневник девушки».
И начинается так: «Дневник! Это ведь моя жизнь, мои мысли, которые день за днём не дают покоя. И тайны мои. Идут недели за неделями, целые месяцы, когда трепещет сердце, волнуется кровь. Дневнику всего не передашь, и всё же… Постараюсь записать то, что смогу…» [1, с. 69].
Взросление молодого человека – время особое. «Розовые очки» детства мало-помалу «съезжают», показывая мир таким, каков он есть. И перед ним наступает выбор: что он сделает своим приоритетом, чью сторону займёт, какую грань многообразной жизни будет «шлифовать» своими деяниями, какими мечтами станет наполнять образ обозримого будущего.
Именно эти вопросы и волнуют героиню повести. И она делится ими с дневником: «…В последнее время очень много думаю. Что только не приходит в голову, – но всё выразить невозможно, да и не нужно это, наверно... Только начать трудно. Буду заносить сюда всё важное, что случится со мной. А мелочи? Стоит ли писать о них? Очень хочу, чтобы этот дневник был непохож на все другие, чтобы он рассказал о настоящих, искренних чувствах. Пусть в нём отразится жизнь юной девушки, которая лишь входит в мир и тем не менее! – уже о многом судит сама, и хочет верить, и знает, что такое долг…» [1, с. 69].
Заметим, что девушка сразу очерчивает некие границы: «Пишу только о главном!»; и формулирует важнейший принцип: абсолютная честность с дневником. Чувства – только настоящие, эмоции – исключительно искренние. Нет лжи! Нет лицемерию! Нет мелочам! Сомневаюсь, что в «сторис» или «ЖЖ» эти принципы удастся соблюсти. Там ведь всё для посторонних людей. А вот настоящий дневник, «живой», личный, из-под пера, вполне с этими принципами справится.
Весьма показательно, что уже с первых страниц она критично отзывается о девичьей самовлюблённости и тщеславии: «…Я, конечно, сама принадлежу к женскому полу – тут ничего не поделаешь – но тех, кто с утра до вечера занимается своей особой, красятся, белятся, наводят красоту, - терпеть не могу. Здесь всё фальшивое, всё чужое – брови, глаза, лицо. Получается слепленная по заказу бездушная кукла, лишённая мысли и чувства, хотя она умеет двигаться, есть, произносить что-то невразумительное. Да с неё и этого хватает.
Мне нравятся другие девушки. Красивые, обаятельные, они привлекают изяществом и простотой. Можно ещё и ещё говорить на эту тему, но меня что-то не тянет заполнять дневник рассуждениями о красоте. Просто захотелось высказать несколько кратких мыслей по этому поводу…» [1, с. 70].
Обратите внимание: «Ничего не поделаешь, что я девушка!». Она словно извиняется перед читателем и перед собой. И дело вовсе не в патриархальности общества, а скорее в сокрытии признания в том, что она не такая как все. И пусть другие девушки «красятся и белятся», стараясь выглядеть привлекательно. Ей это чуждо. Она стремится к иной красоте – внутренней, душевной, куда более высокой, чем красота внешняя.
Девушку зовут Асем, что в переводе с казахского означает «красивая, прекрасная». В книге она сама даёт перевод своего имени: «Прелесть» [1, с. 69]. В произведениях жанра дневников редко дают описание главного героя, так что степень красоты Асем каждый волен представить сам. И нет сомнений, что девушке с таким прелестным именем и столь глубокими мыслями незачем краситься, она и без того прекрасна и замечательна.
«…Однако не думайте, пожалуйста, что я пишу дневник для самовосхваления, – продолжает девушка свой разговор с незримым собеседником. – Просто хочется, чтоб увидали, какова я, познакомились некоторыми чертами моего характера. О мемуарах же, конечно, и речи быть не может – ведь жизнь у меня только-только началась…» [1, с. 71].
Если позабыть про то, что это художественное произведение, то мы видим типичную для личных дневников картину «раздвоения» автора. С одной стороны, он пишет для себя, стремясь быть честным и отражать всё таким, какое оно есть. А с другой стороны, пишет для будущего читателя, с которым не знаком, и который может подумать о нём не совсем так, как автору хотелось.
Далее Асем раскрывает свою главную тайну: зачем она ведёт дневник, и что планирует в итоге от него получить.
«… дневником я начала увлекаться, когда почувствовала себя взрослой – записи веду с пятнадцати лет. Интересно отмечать разные наблюдения. Попадается и хорошее и плохое. Если выдаётся свободная от занятий, от домашних дел минутка, – в руках у меня обязательно или книжка, или тетрадь. Друзья смеются – говорят, буду писателем. Это, конечно, чепуха! Чтобы стать писателем кроме любви к сочинительству, нужны ещё и другие данные. Дневник же хорош как средство контроля над собой – можно проверить каждый шаг, не тратить попусту время. И, в конце концов, приходит главное – лучше понимаешь себя, страну, время, людей…» [1, с. 72].
Дневник как надёжный, искренний помощник на этапе взросления молодого человека, его социализации, преодоления серьёзных трудностей, поиска правильных решений – достойный выбор, не правда ли?
5.
Возможно, не стоило так подробно писать про девушку Асем и её дневник. Но в этой повести содержится интересная идея, с которой стоит поделиться со всеми. И идея эта заключается в постановке вопросов к самому себе. Вопросов, на которые нет однозначного ответа, но которые волнуют многих. В особенности молодых людей, неравнодушных к себе и окружающей их действительности.
«…Какой я вступлю в этот мир? – Вопрошает девушка. – Готова ли я к его большим делам? Что я за человек? Что для меня главное? Эти мысли не дают мне покоя. Как ответить на них? Как связать себя с тем, что от меня требуют другие? И что из всего этого выйдет?..» [1, с. 72].
Согласитесь, на такие вопросы непросто ответить даже взрослому и состоявшемуся человеку, не говоря уже о вчерашнем школьнике или студенте. Более того, один и тот же человек на разных этапах своего жизненного пути может отвечать на них по-разному, исходя из своего опыта или сложившихся убеждений.
Но это не повод такие вопросы не задавать. Причём каждый осознанный возраст требует подобных размышлений. Да и вообще, сам факт постановки подобных вопросов перед самим собой – это уже шаг в сторону личностного роста и устремления к развитию. Это своего рода индикатор того, что вектор жизни будет выбран осознанно, и что человек проживёт свою жизнь не напрасно.
Повесть «Дневник девушки» – это драма. Действие разворачивается в Казахской ССР первой половины 1980-х годов. Это история про то, как молодая сотрудница Асем уличила директора плодоовощной торговой базы в крупных хищениях.
Но для нас эта линия сюжета не очень важна. Урок, который стоит извлечь из этой уже давно позабытой книги, куда полезнее, а мысли, на которые он наталкивает, гораздо более высоки.
И думается мне, что с вышеуказанных вопросов осознание себя у автора дневника лишь начинается. И осознание это, а так же поиск и корректировка правильного жизненного пути – это именно та функция, которую и должен нести дневник для каждого человека.
Список литературы:
1. Акимкулов Е. Дневник девушки. Повесть. // Акимкулов Е. Дневник девушки: Повести и рассказы. – Алма-Ата: Жазушы, 1989. – С. 69-137.
2. Демешко В. Личный дневник как источник счастья. // http://proza.ru/2017/08/21/462
3. Жихарев С.П. Записки современника. Воспоминания старого театрала: В 2-х тт. Т. 1. Дневник студента. – Л.: Искусство, 1989. – 311 с.
6 – 8 января 2025 г.
Изображение с сайта: events.clearthunder.com
Другие эссе автора на тему личных дневников:
Личный дневник как источник счастья. // http://proza.ru/2017/08/21/462
Как начать личный дневник. // http://proza.ru/2019/08/08/175
Как не забросить личный дневник. // http://proza.ru/2019/08/09/200
Полный список произведений автора на сайте «Проза.ру» по ссылке http://proza.ru/avtor/demits
Свидетельство о публикации №225010701809
Мне понравилась оценка современных сетевых публикаций. Нет, это не дневники. Это выставка тщеславия. Мало кто, скорее, никто, опубликует свой скорбный лик во времена переживаний. Никто не похвалится ошибками и просчётами. Дневник же всё стерпит. Дневник честнее, беспристрастнее. Дневник не пишется в расчёте на восхищение публики. Соцсети чаще провоцируют самолюбование. Не то, что прямая ложь. Скорее, полуправда. Что, по сути, та же ложь. Если грубо итожить, соцсети - лживая среда. Это не значит, что нет отдельных проблесков.
Мне нравится, что в Вашем лице я вижу единомышленника. То, что пишете Вы, мне уже не нужно писать (ха-ха).
Думаю, когда искусственный интеллект будет отжимать из мегатонн писанины какие-то зёрна разумного, то в сухом остатке останутся факты из вашей эссеистики и очеркизма. А вся соцсетевая пена растает.
Борис Сухоруков 08.01.2025 07:35 Заявить о нарушении