Фузея
Наиболее доступным был самопал. У нас в Сибири его называли поджигом, потому, что он мог выстрелить только после того, как над стволом загоралась спичка. Огонь через верхнее отверстие попадал в трубку, закреплённую на деревянной ручке, и порох воспламенялся,происходил выстрел.
Такой самопал считался у пацанов личным оружием. Изготовить его мог каждый подросток, если удавалось достать медную трубку нужного диаметра. Дереянную ручку, в виде буквы Г изготовить было не трудно. Кто-то это мог сделать сам, соблюдая элементарные правила безопасности, а кому-то иногда приходилось за своё изобретение расплчиваться собственным здоровьем.
Стоило только плохо закрепить трубку на деревянной ручке или засыпать в ствол пороху больше чем позволяла трубка, мог произойти разрыв ствола. А это почти всеегда приводило к травмам. В лучшем случае обжигало лица, а в худшем- трубка отскакивала от ручки и ударяла в лицо. Такие случаи были и подростки оставались без глаза. Но когда вместо пороха, который удавалось достать редко, в ствол набивались спички, выстрела вообще могло не произойти.
Однако, трагические случаи ничему нас не учили. Самопалы делали тайком от родителей, пряча их в потайных местах. Но в мальчишечьих походах они были всегда, как оружие охоты. Стреляли по воробьям, по кошкам случайно оказавшими на пути оравы, идущей на пруд весной. Нередко выстрелы гремели вдогонку курицам, копошившим за огородами. Правда, выстрелы из самодельных самопалов как правило, редко достигали своей цели, но это была настоящая охота за дичью.
Трубки для ствола самопала находили в ремонтной мастерской. Чаще от радиатора С-80. Старшее поколение знают этот трактор. Для сведения скажу, что в военной кинохронике иногда показывают эти тракторы, они везли на прицепе тяжёлые орудия. Кабины они не имели, но могли везти довольно большой груз. Восемьдесят лошадинных сил, по тем временам, было что-то.
Эти трактора зимой в деревне возили сено на фермы целыми стогами. Другая техника в Сибири из за снежных заносов пробиться даже по улице не всегда могла. Да такой техники - то и не было в деревне после войны. Появление этого трактора на улице, срывали нас, пацанов, с мест и мы сломя голову бежали за ним. А, если огромные деревянные сани были пусты, то прокатиться на них, мы считали своим долгом. Иногда такие попытки приводили к падению под сани, но между полозьями был большой просвет и всё заканчивалось благополучно.
Мы взрослели, желание делать самопалы пропадало и появлялась мысль иметь настоящее ружьё. Вокруг посёлка рос смешаный лес и дичи было много. Весной утиные стаи заселяли лесные озерца, а зимой зайцы бегали вблизи посёлка. Осенью велась охота на косачей, для чего использовались чучела. Охотников в деревне было мало. После войны в деревню очень мало вернулось бывших солдат. Многие имели инвалидность и им было не охоты.
Ружьё я приобрёл, когда мне было тринадцать лет. Стоило одноствольное ружьё всего шестнадцать рублей и купить его можно было в районном сельмаге. Такой суммы у меня не было, но мне повезло. Погасилась облигация стоимостью в десять рублей( единственная из сотни, которые хранились у моей матери. Шесть рублей мне добавила моя мать и я поехал в район. Продавец спросил сколько мне лет и я, не моргнув глазом, заявил, что мне уже четырнадцать лет. Мой рост помог мне, на вид мне может так и давали.
Продавец мне поверил и я стал обладателем настоящего ружья. Моей радости не было предела, если бы не одно но. Патроны и порох можно было купить только по охотничьему билету. А кто мог его выдать подростку?. Приходилось покупать с рук.
Патроны,как известно, были в виде картонных или медных гильз. Набивать гильзы порохом и дробью я учился на собственных ошибках. Стоило пересыпать пороху и отдача при выстреле, едва не валила с ног, а металлические гильзы раздувало так, что повторное их использование было затруднитеоьным.
Приходилось искать металлические детали от сельхоз техники с отверстиями, через которые я прогонял гильзы, выравнивая их. Но в такие гильзы нужно было забивать капсули. С ними проблем не было, их можно было купить свободно. В первое время дымный порох засыпал на глазок, но потом купил мерный патрончик и сильной отдачи я уже не испытывал, да и гильзы не раздувало.
У моих сверстниках тоже стали появляться ружья и совместные походы на охоту стали для нас обычным явлением. Однажды Генка Копылов похвалился, что у него есть старинное ружьё, которому более ста лет. Это нас заинтересовало и мы решили испробовать его на практике. Старинное ружьё на нас произвело неизгладимое впечатление. Особый интерес вызвало то, оно заряжалось только со ствола, путём засыпания пороха и трамбовки пыжа. Ствол был длинне современных ружей сантиметров на двадцать и имел специальные нарезки для пуль.
Необычным был и приклад. Судя по виду, это ружьё было времён турецких войн. Сврху был курок, который плотно прилегал к небольшому бугорку с отверстием, на который накладывался капсуль. Не ыстрелить из такого ружья было превыше наших сил. Со знанием дела Генка засыпал в ствол порох забил пыж. Потом закати круглый металлический шарик-пулю и ружьё к выстрелу было готово
Метрах в пятидесяти поставили толстую, порядка четырёх сантиметров, доску и можно было стрелять. Но желающих выстрелить не оказалось. Решили привязать ружьё к крыльцу и дёрнуть за спуск, посредством верёвочки. Сказано, сделано. Проверили, правильно ли нацелено ружьё на доску, положли на ствол капсуль. Предварительно отошли подальше, ещё не веря, что всё закончится благополучно и Генка дёрнул за верёвочку.
Оглушительный выстрел заставил нас вздрогнуть. Мы бросились рассматривать его, но фузея оказалось целой. Витька Протасов приволок доску и мы стали внимательно её рассматривать. Металлический шарик пробил доску насквозь. - Вот это сила-восхищённо воскликнул Колька. Да с таким ружьём можно на медведя идти.
Иди! буркнул Генка, если успеешь из него выстрелить.
Ружьё произвело на нас впечатление, решили снова зарядить и бросить жребий, кому стрелять. Теперь уже, зная как это делается, быстро зарядили ружьё, Генка умело забил пыж. Потом засунул пулю и положил капсуль. Пока решали, кто будет стрелять, курок подняли и капсуль убрали. Ружьё лежало в центре нашего круга и Витька, решил попробовать спуск. Какой-то внутренний голос подсказал мне, что ствол нельзя направлять не человека. И я слегка отодвинул ружьё в сторону от генкиной коленки. Если бы я мог тогда предположить, что будет потом, я бы, конечно, отговорил Витьку проверять спуск курка, когда ружьё заряжено.
Но ограничился лишь тем, что ствол ружья направил в сторону от сидящего рдом Кольки. Потом мы с видом специалистов обсуждали достоинство и недостатки ружья. Неожиданно прогрмел выстрел и пуля оставив глубокую борозду на земле прошла в десяти сантиметрах от коленки, сидящего Рядом Кольки. Мы вздрогнули от страха. В в первый момент мы не могли даже понять, как могло выстрелить ружьё, когда под курком не было капсуля.
Ошалело глядя друг на друга, ещё не понимая, что же произошло, мы со страхом всматривались в борозду от пули. Если бы я не отстранил ружьё, то колено пуля пробила бы насквозь. Она вырывалась из ствола со страшной силой и вряд ли Колька смог бы потом ходить. Успокоились, когда стало понятно, что после снятия капсуля, фольга на нём была повреждена и содержащие в нём частицы, попали в выемку с порохом. Этого оказалось достаточно, чтобы после спуска курка порох воспламенился и произошёл выстрел.
Этот случай нас многому научил. С тех пор с оружим мы стали обращаться более осторожно. И я не помню случая, чтобы кто-то пострадал из моих друзей от случайного выстрела.
2025г.Январь.
Свидетельство о публикации №225010701824