Спор с сербом

«Смысл и польза переживаемого по большей части познаётся впоследствии». Прп. Никон Оптинский

В один из дней начала августа месяца, после участия в Дивеевских торжествах, мы знакомили нашего друга серба Велибора с всемирно известными святынями Нижегородской земли, где подвизался прп. Серафим Саровский. В этой дальней поездке затронули близкую для нас тему о достопримечательностях Святой Земли. В ответ услышали от нашего гостя c берегов Адриатики, которому неоднократно выпадала особая честь нести деревянный крест весом 10 (!) килограммов по крестному пути в Иерусалиме в Страстную пятницу, представляя обширную группу паломников из Сербии и Черногории, много редких и ценных, ранее неизвестных для нас сведений.

Оказывается, особо почитаемый на Балканах святой Стефан Милутин, король Сербский на рубеже XIV-XV вв., щедро помогал храмам на Святой земле, на Афоне, в Царьграде, в Салониках и даже на Синайском полуострове. Король сербский дал обет каждый год строить по «задужбине», так называли возведённый как жертва на помин души православный храм. Всего за сорок лет правления св. Стефана Милутина было воздвигнуто от лица сербского народа сорок храмов, святынь, которые на века стали очагами православной веры и культуры, в том числе в Палестине.

Но когда, в свою очередь, мы начали повествование об истории русского паломничества на Святую Землю, удивлению эмоционального, с горячим южным характером Велибора, как говорится, «не было предела» … На нас внезапно посыпался, один за другим, шквал неожиданных вопросов:

«Когда это русские были на Святой Земле? Разве они когда-нибудь что-то там строили? Какие школы, какие больницы? Неужели Вифлеемская икона из Вифлеема – это произведение иконописцев из России? И большие серебряные лампады у Кувуклии тоже из России?  И иконы в серебряных окладах у источника в Назарете подарок царской семьи?!»

Когда первый обмен впечатлениями поутих, Велибор продолжал недоумевать: «Почему же о русском присутствии в Палестине я ничего не знаю и даже не задумывался о делах России на Святой Земле?

Тогда расскажите мне об этом подробнее, пожалуйста, только в письменном виде, хотя бы на пяти страницах текста, чтобы можно было легко прочитать, подумать и сравнить со справочниками. Пожалуй, я точнее пойму напечатанный текст, а не устную речь». Немного призадумавшись, наш друг пришёл к выводу: «Вот, оказывается, я владею русским языком ещё очень плохо, если до сих пор не сумел разобрался в этой истории!».

Поэтому мы решили, специально для Велибора и его сербских друзей, записать в самом кратком виде историю русского присутствия на Святой Земле за прошедшие столетия. Позже оказалось, что и в России находится немалое число хорошо знающих родной язык людей, но эта тема для них остается все еще открытой и важной, даже будучи представленной в малоизвестных и кажущихся незначительными, на первый взгляд, событиях «давно минувших дней».


Рецензии