Географическое пространство Святой Земли
Господни и силы Его, и чудеса Его, яже сотвори.
Пс.77: 4
В 1990-е годы завершался длительный, почти восьмидесятилетний, после начала Первой мировой войны, перерыв паломничества из России на Святую Землю. Новые поколения начинали узнавать, что в течение столетий святыни Святой Земли были тем самым вожделенным местом, куда их соотечественники, преодолевая любые преграды - горы и моря, переплывая реки и переходя пустыни, совершали самые рискованные путешествия, не смотря ни на текущую международную обстановку, ни на отсутствие комфорта и современных транспортных средств с высокой скоростью.
Что такое Святая Земля?
На протяжении веков неширокую полосу земли, тянущуюся вдоль восточного побережья Средиземного моря, паломники со всего мира называют Святой Землей. Вопрос определения ее границ сложен, так как она поделена между государствами и никогда не принадлежала одному народу.
Западная граница – побережье Средиземного моря. С севера на юг она тянется, по определению Библии, от «Дана до Вирсавии»(1). Восточной границей условно принято считать дорогу паломников из Дамаска в Мекку. Река Иордан делит ее территорию на Западную и Восточную Палестину.
Святая Земля – это географическое пространство, где протекала земная жизнь Иисуса Христа, где разворачивались события Священной Истории Ветхого и Нового Заветов.
Однажды, в дождливый сумеречный вечер московской поздней осени, нам впервые поступило приглашение посетить Святую Землю. В память тогда врезалась только одна строка из обширного перечня достопримечательностей туристической поездки: «Однодневное путешествие к Дубу Мамврийскому, которому 6 тысяч лет».
Мгновенно пронеслись в сознании мысли: «Как вопреки законам природы до сих пор еще существует доисторический дуб? Неужели и в наши дни всё ещё есть возможность своими глазами посмотреть на то самое дерево, под которым праотец Авраам вел беседу и угощал трех странников?». Возникло настойчивое желание как можно скорее отправиться к библейскому Дубу.
В составе группы паломников мы прилетели на Святую Землю для встречи праздника Богоявления Господня. Объединённые одной целью, впервые встретившиеся путешественники оказались жителями разных городов и регионов России – Иркутск, Обнинск, Томск, Омск, Москва, Московская область, Донбасс. Группа включала людей разного возраста, образования, жизненного опыта. Наряду со взрослыми, с нами были даже трое детей из Донецка, старшему тогда только исполнилось 7 лет.
Как бы случайным образом, в одной группе среди паломников собрались такие люди, у которых, на первый взгляд, не было, как говорится, «ничего общего». Была среди нас, как потом выяснилось, и монахиня в миру, и студенты, и преподаватели, и церковнослужители, и такие «новоначальные» (или неофиты (2), как их называют), как я. Мы вместе заново переживали события Библейской Истории, в тех самых местах, где они происходили примерно два тысячелетия назад.
К концу поездки мы, незнакомые до этого времени всех возрастов люди из всех концов России, с разным профилем образования и запасом жизненного опыта, вдруг как-то сблизились, настолько прониклись пониманием, душевной заботой друг о друге, что, когда один из нас начинал произносить какое-либо предложение – другой мог закончить фразу теми же необходимыми словами, которые задумывал первый. Даже наши действия, поступки, как отражение внешних причин, стали проявляться, к удивлению, сходным образом. Складывалось, неожиданно, впечатление, что мы дети-близнецы из одной дружной семьи, которые вместе и росли, и воспитывались много лет подряд, в результате чего приобрели сходный менталитет.
Издавна сложилась традиция называть посещение Святой Земли пятым Евангелием. Наш современник, проживший в тех краях не одну неделю, причём, не как обычный паломник, а проработавший там несколько лет как представитель России, записал: «И есть ;пятое Евангелие; – сама Святая Земля. Вся живая, на цвет, и запах, и ощупь, воспринимаемая нами, словно сошедшая со страниц Евангелия: со стадами и пастырями, рыбаками и лодками, мирными пшеничными полями, на которых ученики Иисуса срывали колосья, и яростными солнечными точилами Виноградника Божия – Кармила. В каждом селении вы найдете древние ручные жернова и масличные прессы, в каждом кургане – многослойные россыпи ханаанской, библейской, античной, византийской нумизматики, с ;динарием кесаря;, статиром из рыбы, пойманной Петром, ;потерянной драхмой; и ;зарытым талантом;, ;лептой вдовы; и сребреником Иуды...» (3).
Оказавшись на Святой Земле, паломник заново переживает происходившие здесь 2000 лет назад ключевые события Всемирной Священной Истории. Вспоминается Священное Писание с особым чувством причастности к трудам жизни многих поколений, в течение веков разными путями прибывавших на Святую Землю.
С тех пор мне еще трижды посчастливилось побывать на Святой Земле. Состав паломнических групп был представлен хорошо образованными людьми, но даже из них далеко не все еще слышали об истории присутствия русских людей на Святой Земле в предыдущие столетия. Встречались и такие экскурсоводы, которые вообще не касались темы о деятельности России в былые времена, к примеру, даже не упоминая, что всемирно известная икона Пресвятой Богородицы «Вифлеемская» была привезена в Вифлеем из Санкт-Петербурга.
Вернувшись из поездки на родину, мы постарались как можно больше узнать о наших соотечественниках, которые оставили для будущих поколений такие обильные плоды своего труда на Святой Земле, о деятельности которых мы долгое время даже, как говорится, «не подозревали». Весомые результаты трудов нескольких поколений зримо предстали перед нами со страниц книг и журналов центральных библиотек. Как оказалось, подобной литературы, а также иллюстративных материалов в виде рисунков, художественных полотен, литографий, фотоматериалов, подробно и глубоко отражающих события русского присутствия на Святой Земле, издавалось, особенно на рубеже XIX–XX вв., значительное количество.
Источники.
1 - Выражением от «Дана до Вирсавии» в Библии обозначается вся территория израильской земли. Называя Дан и Вирсавию, пророк также желает выразить мысль, что как беззаконие охватило всю страну, так и наказание постигнет ее от края до края. Выражение «жив путь в Вирсавию» необычно, так как формула chej, «да живет», у свящ. писателей обыкновенно прилагается к живым существам (2 Цар II:27; Иов XXVII:2; Быт XLII:15-16; 1 Цар I:26).
2 - Неофит (от др.-греч. – «недавно насажденный») – новый приверженец какой-нибудь религии, учения, общественного движения, новичок в каком-либо деле.
3 - Лисовой Н. Н. Откровение Святой Земли, Путеводитель.
Свидетельство о публикации №225010700038