Астральная эстафета
Но вот песни... Они копились годами в стихах, которые возникали одновременно с мелодиями. Иногда музыка приходила не сразу, а в результате многих прочувствований. Это когда ходишь-ходишь, проговаривая стих, и он постепенно обрастает эмоциональным звучанием разного тона - то есть нотами. И в прогулке за прогулкой мелодия становится всё увереннее, оформляется в готовую песню. Иногда приходится долго сидеть у реки, прислушиваясь к её журчанию, стараясь слить её ритмы с ритмами стиха, а переливы струй превратить в мелодию.
Иногда готовые песни удавалось даже спеть: на дружеских концертах, у костра, на лит-кружке. Но это было довольно затруднительно. Хотя бы потому, что с аккомпанементом была просто беда. Может, у Галины и были какие таланты, но владение инструментами туда точно не входило. Пробовала научиться на флейте - но звук выходил ужасный. И даже интеллигентная сиамская кошечка Лада не выдерживала - она подбиралась бочком и аккуратненько делала "кусь" за локоть.
То же и с гитарой. Гитара была шикарная, семиструнная. Свои 3-4 аккорда под "цыганочку" она знала ещё с детства. Но дальше этого дело не пошло. Даже эти 3-4 аккорда давались ей с трудом. Слабые пальцы хоть и покрывались наростами кожи от тренировок, но сильнее не становились. Она могла по слуху подобрать нужные для песни аккорды. Но аккомпанемент - это как бы подспорье к вокалу, он должен идти сам собой, легко. У Галины же при исполнении получалось, что всё её внимание, зрение, усилия уходили на то, чтобы правильно взять аккорды. А пропеть песню - это превращалось в сопутствующий атрибут - то есть всё наоборот.
Вот поэтому и захирели её музыкальные начинания. Затерялись в обрывках памяти, в случайных набросках на диктофон. Кажется, даже нотные записи делала - да где они теперь?
О сцене мечтала, как и все малявки, разве что в детстве. А будучи взрослой - нет, совсем нет. Дело не только в том, что для сцены нужны габариты, к примеру, 90-60-90, каких у неё не было. Или лицо особо располагающее - ну, это можно и нарисовать. Или голос особой красоты - ну, в поп-культуре это не обязательно - лишь бы в ноты попадать. Нет, не это главное на сцене. А главное - потребность и умение зажигать публику, особая харизма. Ничего этого у Галины не было, как не было и желания всем этим обладать, поскольку она от природы была интровертом. С трудом переносила тусовки. Пару раз сходила в компании с мужем на вечеринки в артистическом кругу его друзей. А потом отказалась: "Ходи сам, мне это не интересно, мне там скучно!"
Да, кроме слуха и творческой жилки у неё не было задатков для музыкальной деятельности, по крайней мере в этой жизни. А в следующей? А ну как сойдётся? Внешность, задор, голос, творческий материал, амбициозность, удача, артистичность!
Артистичность дело не последнее. Галина пробовала участвовать на ТВ и в киноиндустрии в массовках и даже эпизодических ролях - чисто из любопытства. И бросила это дело. Поскольку, начала замечать, что эти мерзкие роли, которые приходилось разыгрывать, проникают чуть ли не внутрь. Она тщательно отмывалась, тёрла себя мочалкой, долго стояла под водой, надеясь смыть с себя всю эту гадость. Там ведь сейчас какой контент - сплошные пороки человеческие! Да, артистом надо уметь быть, не замарав собственной сути... а может, замарав... Но Галина убрала это из своей жизни. Как и всякую другую неправду.
А годы идут-идут. Вот уже за 70 перевалило, вот уже к 80-ти неотвратимо приближается. Ну как же так? Всё напрасно? Переродится и начать всё заново - поиски поэтических строк, мелодий. А вдруг всё это забудется напрочь и пропадёт? И всё, что рождено в этой жизни тоже забудется и пропадёт?
Неожиданно всё как-то взбурлило. Она вдруг подумала, что аккомпанемент можно заказать у музыкантов, которые оказывают услуги по аранжировке. Благо такие объявления можно было найти в избытке. Увы, попытка связаться с музыкантами оказалась затруднительной. Кто-то просто не отвечал, кто-то называл сумму с нолями - больше чем с тремя нолями. Кое-как удалось договориться об аккомпанементе за тысячу. И просьба-то была не заоблачная - просто сопроводить песню аккордами небесной красоты по типу органной. Галина даже послала ему запись вокала в собственном исполнении. И получила ответ. Но не тот. Действительно несколько красиво звучащих аккордов - но не аранжировку. Всё равно Галина восхитилась и тепло поблагодарила музыканта, надеясь как-то использовать эти аккорды в самостоятельном построении какими-то другими способами.
А другие способы она продолжала искать неустанно. И вот настал неожиданный момент - открытие цифровой музыки! Ну, момент этот мог случиться раньше, много раньше - ведь цифровое звучание появились не сегодня. Но так получилось, что только сейчас Галина открыла для себя такие возможности. Она вдруг осознала, что может оставить свои песни в цифре и с энтузиазмом принялась за дело.
Ничего пока не зная о способах, каким образом это можно сделать, она надумала поискать в интернете генератор звука. Просто генератор, который выдаёт звук по заданному числовому значению частоты. Ну, работа закипела. Живенько составила таблицу частот для двух-трёх октав, которые могли ей понадобиться. Нашла-таки генератор, который выдавал синтетическое гудение - ну, что есть - и на том спасибо! Набросала мелодию в нотах и стала извлекать для каждой ноты кусочки генераторного гудения, одновременно записывая их на встроенный микрофон. Затем следовало обрезать эти кусочки по длине, сшить их как-то, получить из этого какой-то аккомпанемент... Идея выглядела ужасающе дикой и трудно исполнимой.
Хорошо, что не пришлось исполнять всю эту чушь. Потому что одновременно с этой работой Галина продолжала рыться в интернете в поисках каких-нибудь средств производства звука - и вдруг набрела на виртуальный синтезатор! Он стал для неё ближайшим соподвижником на все последующие месяцы работы. Она осваивала его по шажкам, радуясь и восхищаясь скрытыми в нём возможностями. Постепенно опробовала меню выбора инструментов, которое показалось ей недостаточным. А когда случайным движением продвинула поле меню вверх - там открылось такое! Даже скрипка, виолончель, церковный орган и хорус!
Работа над песнями захватила её целиком. Жизнь изменилась кардинально. Если раньше она много гуляла, все погожие дни проводила на пляже в окружении давнишних приятелей - в этот сезон ни разу не вышла на улицу. Разве что короткие пробежки до магазина и обратно. Дело было не только в том, что жалко было терять время на отдых, но ещё и в голосе. Раньше она не задумываясь лезла в воду и в апреле, и в октябре. Теперь же очень боялась остудиться - а вдруг как голос охрипнет!
Да! Голос! Если создание аранжировок шло у неё споро (природный слух не подвёл), то голос... Ну какой там голос на исходе восьмого десятка? Бывало приходилось часа по два всё прокашливаться, распеваться и снова прокашливаться, пить тёплое какао и - вот оно, вроде что-то проклюнулось! Теперь скорее, петь, петь - по три-четыре прогона одной песни, чтобы потом наковырять по кусочкам, где более ли менее звучало...
Да, временами голос проклёвывался, но был таким слабым, неустойчивым, вихлялся около нот. Но и тут не подвел технический прогресс. Галина, одновременно с работой продолжала раскапывать программные средства обработки звука. И наткнулась на удивительные возможности! Оказывается, уже были созданы программы автотюнинга, которые в автоматическом режиме подтягивают неровное (фальшивое) вокальное звучание к ближайшей ноте. Более того, если свой голос кажется неубедительным, есть программы, которые вставляют тембр выбранного известного артиста. Вау!
Довольно много времени ушло на то, чтобы подключить к аудио-редактору плагин (дополнительная подпрограмма) автотюнинга. Увы, опыт использования оказался негодным. Вместо идеальной подгонки голос приобретал квакающее звучание. А при использовании программ замены исходного вокала на голос звезды оказалось, что более богатый тембр - да, появлялся. При этом полностью сохранялись интонации исходного исполнителя, произношение слов, эмоциональная окраска и - увы - дефекты звучания.
Потратив сколько-то времени на эти познавательные игры, Галина пришла к решению, что надо научиться петь самой. Чисто, точно, разборчиво, с нужным выражением эмоций. Конечно, существуют услуги звукового мастеринга, где из любого отстоя сделают конфетку, но для Галины это было несбыточной роскошью.
Итак, всё сама-сама. Сначала делала запись вокала программой "Запись голоса" через встроенный в ноутбук микрофон - маленькая такая дырочка сверху экрана, трудно разглядеть. Пробовала скачивать звуковой шаблон прямо с ноутбука в наушники и одновременно записывать на тот же ноутбук. Но выходило гудение в записи. Наушники раздолбанные, с одной стороны не работают, с поломанной дужкой, с головы сваливаются. Приходилось к голове шарфиком приматывать. Запись гудит...
Выкрутилась тем, что перебрасывала шаблоны песен на телефон, с него слушала через наушники. Так выходило чище.
Время приходилось выбирать, чтобы не мешать ни своим домашним, ни соседям. Соседи-то сверху этим не заморачивались. Мебель по полу туда-сюда таскают, ребёнок (не иначе как слонёнок) бегает-топает, за ним собачка носится-гавкает, люстра трясётся и звенит всеми своими тарелочками... Да время пришлось по крупицам выискивать, когда они уходили и становилось тихо.
А тут ещё с улицы шум. Хорошо, если газонокосилка не жужжит под окном. А так - то какие-то тарахтящие машины проползают - то ли поливалки, то ли строительные. Вертолёты неугомонные туда-сюда над трассой пролетают - вот им неймётся! Редко когда тихо бывает.
Хорошо, что свои отнеслись с пониманием к затеям своей прародительницы. Внучок на Д.р. подарил классный микрофон - с сеточкой, сам на мягкой подвеске, которая крепится к раздвижным ножкам. Ну, продолжила запись с новым энтузиазмом.
Песни, которые пекла как горячие пирожки (благо, за жизнь их накопилось много), сразу выкладывала на ВК. Первая десятка, вторая, третья пошла... Зачем их держать в своём ноутбуке? Это всё равно, что в сундуке, от глаз подальше. А тут какие-никакие, а уже в доступе. В своей следующей жизни она сможет выйти на них и распознать как свои, продолжить эстафету. К тому же никто не мешает эти весни, выложенные на ВК, улучшать, редактировать, перезаливать. Они как бы в интернете, но как бы и в относительно зарытом доступе, без особого распространения. Что-то типа черновика. Каждый раз, когда Галине удавалось перезаписать песню с более удачным вокалом, она заново пересобирала её на аудио-редакторе. Заодно подправляла темп, аранжировку - у автора всегда найдётся полно придирок к собственному сочинению, всегда есть что улучшить. И заливала взамен предыдущей - по три-четыре раза каждую песню.
Но всё равно качество пока что на уровне старшей группы детсада: всё на одном уровне громкости, в одном темпе, с тем же набором инструментов: синтезатор, гитара, иногда бас, иногда ударные - без какого-либо изменения и развития в инструментовке. То же и с вокалом - спела, чтобы только попасть в ноты - потом усиление, компрессия, реверберация - и гуд-бай. Пока так. Пока звучат чисто механически. До художественной доработки ещё далеко, надо первым делом запустить все песни, какие накопились. Родить их, так сказать, в звуке. А уж доводить до выразительного звучания - следующий виток.
Тут приехал в гости сын. Послушал - и так аккуратненько, чтобы не расстроить, заявляет: "А ты ведь не в микрофон поёшь, а в эту маленькую дырочку!" Как?! Стали проверять - и правда, начинают запись, щёлкают по микрофону - ноль сигнала, а щёлкают возле дырочки - да, есть сигнал. Опять поиски по интернету - что за незадача!? Оказывается, да, есть такая проблема: на ноутбуках стали объединять гнёзда микрофона и наушников в одно гнездо. И теперь, чтобы их распознать, требуется проводок с развилкой на два устройства - микрофон и наушники. Или же можно купить внешнюю звуковую карту с USB-входом и к ней подсоединять микрофон.
Сын подарил матери наушники блю-тус вместо раздолбанных, да и уехал к себе. А Галина ещё какое-то время разбиралась с этим подключением, добыла себе необходимые переходники... Как вдруг, доставая микрофон из коробки, обнаружила в ней провод-вход с развилкой... тот самый - который она по незнанию приняла за непонятную фигню!
Ну, что же - предстояла новая серия перезаписи голоса, теперь уже на более качественный микрофон - и новая заливка на ВК. Как вдруг выяснилось неожиданное. Галина случайно обнаружила, что её песни появились на других площадках в интернете! Со всеми огрехами! Оказывается, какие-то музыкальные сайты шарятся по соцсетям, вытаскивают оттуда аудиозаписи и выставляют в свободный доступ! Галине пришлось срочно удалить со своей странички некоторые особо дефектные опусы и заново их переделать.
Да, нашла себе заботу... Но и это не всё! Тут внучок, охочий до всякого программного продукта, особенно если скачать его обходным манером, загрузил ей на ноут музыкальную станцию FL-Studio. Ну, просто песня для музыканта, если конечно он не такой серьёзный, что признаёт только Cubase или Apple Logic Pro.
Понятно, впереди ещё один этап - освоение этого самого FL с перезаписью всего уже созданного. Ведь там полно перкуссии, и эквалайзер, какого нет на простеньком аудио-редакторе. Там огромная куча инструментов, масса плагинов - качественно новый пласт возможностей для создания и обработки звука.
Но это не сейчас, это немного позже. А сейчас на очереди ещё два-три десятка готовых песен, которые ждут своей озвучки, которым в первую очередь надо дать жизнь и разместить на своей страничке. Аранжировка - это не сложно, а вот голос... Надо успеть ухватить то, что ещё от него осталось. Успеть, запечатлеть и отослать в будущее - на встречу с собой, там, в следующем воплощении...
Проходит день с момента таких вот размышлений - и вдруг! Вдруг Галина натыкается на хит поэта из числа своих "друзей" в сети - боже, какой голос, какая инструментовка! Это помимо великолепных стихов. И вроде как есть подозрения, что не совсем он поёт - какой-то невероятно четкий выговор, тембр, верные интонации - ну голову потерять можно! Начинает раскапывать его другие записи... нет, его живые записи другого качества... Связывается с автором - кто поёт? Тот оказался славным человеком и без затей поделился, что поёт и играет Иван Иванович - в народе дружеское название ИИ. Да, есть такой ИИ - даёшь ему стихи - а он и споёт и сыграет на самом высоко-профессиональном уровне. Разве что не спляшет! Но обложку рисует к треку. Вау!
Новый прорыв, новые возможности, новое приложение стараний! У Галины полно стихов, которые написаны как песня, но мелодия ещё не пришла. Ну-ка, попробуем одно, другое, третье... В таком стиле, в другом, или же без задания стиля по описанию эмоционального состояния... Трудолюбивый и щедрый ИИ выдаёт 2-4-6... сколько угодно импровизаций - все разные, только выбирай! Ага, вроде что-то, что можно признать приемлемым. Нет, вокал и аранжировка везде первоклассные, только вот стиль может показаться не совсем подходящим.
Но наибольшие придирки к мелодии. Зачастую - это просто набор нот в данной тональности, которые правильно выстроены с учётом начальных, топовых и конечных связок, но внутри мелодии могут произвольно болтаться, не вырисовывая красивую мелодическую нить. Ну, ИИ на то и существует, чтобы предложить самые разные вариации, а уж заказчик сам выберет, что ему любо-нелюбо.
Впрочем, ИИ так быстро совершенствуется и обрастает возможностями, что день-два - и можно будет выбирать нужные опции. Сейчас ИИ сам по запросу напишет стихи, споёт, сыграет, нарисует обложку. То есть за автором только начальное задание и конечный отбор из предложенных вариантов. Хочешь поучаствовать творчески - пожалуйста - вставляй стихи автора, мелодию автора, голос автора либо заказанной звезды - и вперёд, в обработку, чтобы вышло по высшему разряду!
Ну, что же вышло, голос - камень преткновения? Теперь нет. Сложная аранжировка, которая для Галины была не по силам? Теперь нет. Полетели один за другим залежавшиеся стихи, которые зазвучали в превосходном исполнении. Как и положено, в указании авторов наряду со своим именем Галина вписывает своего нового соавтора - Ивана Ивановича.
Пришиты крылья - воткнуты перья - теперь лети!
Свидетельство о публикации №225010700576