Кармен в Братиславе
.
Там было плохо всё, кроме декораций, но один (даже прекрасный) декоратор не может тянуть весь спектакль, когда режиссёр постановщик, судя по происходящему на сцене, знает о содержании оперы исключительно из гугл-отзывов.
.
Первое нехорошее предчувствие закралось, когда вместо харизматичной лысины дирижера Русалочки в оркестровой яме замаячили неприятно знакомые кучеряшки, которые одно посещение театра нам уже испортили.
.
Вероятно режиссёр хотел подчеркнуть то, что постановка современная, посему осовременнил в первую очередь костюмы.
Военных (их сделали полицейскими евросоюза, ну да Бог с ними) одели в тёплые форменные куртки. Мы старательно игнорировали всплывающее в памяти слово «Севилья».
Зато женщины-работницы налегке, наверное, чтобы подчеркнуть гениальный замысел существования в параллельных вселенных.
.
Наряд Кармен из глубин сознания воскресил забытое слово 90-х «шмара».
Когда на сцене показался седовласый мужчинка в брюках, обтягивающих нормальные худоватые ноги, над которыми торчал живот явно переношенной беременности, слово «****ец» одновременно прозвучало в голове всего зрительного зала.
Галька (простит ли она меня зато, что затащила на этот шабаш), сказала, что я просто паникёр, ну не может «ЭТО» быть Хозе. Может здесь и не Ла Скала, но всё-таки какая-никакая европейская столица. Должно же быть у режиссёра специальное образование или хотя бы справка о вменяемости от психиатра. «ЭТО» - таки оказалось Хозе, а Галя сказала, что ей надо выпить. Она ещё много тогда сказала, но шепотом, чтобы дети рядом не слышали. А какая разница? Её они не слышали, а происходящее на сцене видели.
.
Немножко разрядила ситуацию Микаэлла с тачкой – кравчучкой. Пока все остальные актёры на сцене курили так, что запах доносился до балкона, и пили так же, Микаэлла притащила пустые тарелки.
По сюжету (в оригинале) Микаэлла приносит Хозе съедобные гостинцы от матери, письмо и поцелуй. Скорее всего тащилась она за тридевять земель с какими-то пирожками (что ещё можно долго нести?).
Но режиссёр видимо хотел подчеркнуть святость образа матери и её заботливость. Поэтому из тачки героиня, не прекращая петь, достала скатерть, две тарелки (она ведь тоже долго шла, устала и проголодалась), две ложки, здоровенный половник (черпак) и супницу. СУПНИЦУ, КАРЛ!!!!!. Погремев пустыми приборами так, что оркестр при всём желании не смог перекрыть это форте, девушка начала складывать всё обратно в тарантайку.
На этом моменте зрительный зал немного оживился, ведь здоровенная супница отказывалась быстро помещаться назад в тележку, а оркестр играл дальше и белокудрой красавице давно пора было уматывать вместе со своими тарелками, любовью и половником. Мысленно ругнувшись, бедняжка сгребла скатерть со всем содержимым, взвалила её на плечо, как Будулай котомку, и с узлом в одной руке и тележкой в другой, грациозно потащилась в сторону кулисы.
.
Желанного антракта всё не было, хотя выпить хотелось всё сильнее. Но вот Кармен и Хозе встретились. Режиссёр озадачился необходимостью как-то пояснить недалёким зрителям, что между главными героями вспыхнула страсть. Наверное поэтому героиня схватила стул, поволокла его, поставила на авансцену, после чего усадила на этот стул несчастного старца, которому досталась роль Хозе. Так как на темперамент исполнителей режиссёр не надеялся, то страсть он решил подчеркнуть удачной мизансценой. Пока Кармен пела, Хозе должен был сидеть лицом к зрителям, на краю оркестровой ямы, широко расставив ноги, демонстрируя всему залу гениталии, (спасибо скрытые брюками и огромным животом).
.
И вот уже весь зрительный зал слился в едином желании напиться в антракте, всё-таки искусство объединяет.
.
Как-то всё действо дотелепалось до сцены в таверне, очевидной целью которой был катарсис. Развесёлые цыганки развлекают гостей песнями и плясками, но в арсенале у режиссёра был только хор. Разе может такой пустяк, как отсутствие кордебалета остановить режиссёра от желания окультурить зрителя? – Нет, тысяча дохлых кошек! Танцы должны быть! Кто-нибудь видел как танцует хор ? – как пьяные бухгалтера на корпоративе. При этом ещё и поют (прекрасно, поют). Режиссёр посчитал, что катарсис не достигнут, поэтому далее два дюжих молодца притащили на сцену переносную плиту с горелкой, замесили тесто и начали печь блины. Масленица блин!
.
Зрители привстали, даже те, кто с биноклями не могли поверить в происходящее и шептали друг другу, что это всем кажется и это просто великолепная работа с беспредметным действием. И только запах свежеиспечённых блинов, наполнивший пространство намного плотнее музыки, подтвердил реальность происходящего. Несчастные хористки по очереди запихивались этими блинами. Небольшое непонимание происходящего усугубляли воспоминания о том, как громыхала пустой супницей Микаэлла.
.
В этот момент некоторые наши соседи шипя что-то ругательное на словацком языке покинули зрительный зал. А я снова почувствовала объединяющую силу искусства, ведь наше отношение постановке было одинаково и не зависело от национальности, граждаства, возраста, менталитета и языка.
.
В антракте пили все. Жаль, что у руководителя театра не хватает смелости принимать билеты назад у желающих и возвращать деньги за билет. В этом случае зрителей второго акта было бы ещё меньше.
.
Второй акт начался в милой домашней обстоновке. Аромат блинов всё ещё царил в зале. Перед опущенным занавесом на авансцене в левой и правой кулисе стояли по столику и стулу. За столиком слева сидела Микаэлла, а справа Эскамильо. Они долго смотрели друг на друга, оркестр играл, а они всё сидели с невероятной точностью повторяя сцену свидания Штирлица с женой.
Исполнитель роли Хозе почувствовал себя плохо, поэтому во втором акте его заменили. По- человечески его жаль, но по-зрительски - жаль, что он не почувствовал себя плохо до начала первого акта. Вместе с художником – декоратором и хором новый Хозе начал тянуть эту постановку из той блинной задницы, куда её засунул постановщик.
.
В финальную сцену Хозе и Кармен пришла поприсутствовать Микаэлла в плаще, одетом поверх свадебного платья. Микаэлла попыталась убить Кармен ножом, потерпела неудачу, отдала нож Хозе и уже вместе они добили несчастную. После чего Микаэлла профессионально игриво сняла плащ, оставшись победительницей в свадебном платье.
Вот о чем оказывается вся опера: какая баба победит войне невест, а то, что за убийство Хозе ожидает смертная казнь - сюжетные мелочи, которые зрителям помнить не обязательно.
А за окном шел снег. В следующий раз мы, наверное, на балет пойдём.
Свидетельство о публикации №225010700073