Пряхина Зоя Кузьминична. Источник счастья
- Призвание – учитель./ Коллектив авторов/ В.Князева. Источник счастья/ Саратов. Приволжское книжное издательство. 1980, сс.62-71.
Литературная и краеведческая редакция - С.Н.Цух. 2025 г.
Начало лета в степи благодатная пора. Но вот уже несколько дней подряд, выходя из дому, Зоя Кузьминична надевала теплую кофту, брала с собой зонтик. И вдруг разведрило. Пробившись из-за туч, солнце щедро грело землю, сушило ровные проселочные дороги. К полудню грузовики, проходившие под окнами ее дома, уже поднимали дорожную пыль, которая медленно оседала на ярко-зеленых, будто лаковых, тополиных листочках.
Все годы Зоя Кузьминична прожила здесь, в Заволжье. Из родного Федоровского района, где родилась и работает, никуда не уезжала. Помнит, как отец, колхозный шорник, говорил, что степь - это самое прекрасное место на земле. Выйдешь в поле - простор, свету много. А по весне цветут тюльпаны, разноцветный живой ковер. Бывало, по вечерам он писал, чертил что-то. Местный агроном заинтересовался его трудами, увез их в Энгельс, столицу республики. Оказалось, ценное предложение - как выращивать и убирать по другим технологиям подсолнечник. Позже Кузьма Егорович взялся за приспособление для очистки зерна из-под комбайна, но не успел: перед войной скосил его туберкулез.
Семеро детей осталось без кормильца. Детство отняла война. А юность... Кто из нас, окончивших школу в первую мирную весну, не помнит свою юность, трудовую, со скудным пайком по карточке, с единственной парой туфель из брезента и ситцевым платьишком, но удивительно упорную, устремленную в будущее.
В 1945 году не хватало учителей начальных классов, и, окончив десятилетку в Романовке, Зоя пошла на курсы, организованные при районо. Занималась с первоклассниками в селе Калдино. Поступила в учительский институт, после которого в Ивановке преподавала русский язык и литературу. Позже окончила и педагогический вуз, но уже заочно. Чтобы ездить в Саратов на сессии, летом работала в колхозе.
И все время много читала. Чехов, Толстой, Тургенев, Пушкин. «И, кажется, вечор еще бродил я в этих рощах...» - возвышенными чувствами отзывались в ее душе строки поэта. Простая крестьянская девушка сердцем поняла силу родного языка, значение художественного слова, научилась без шума, спокойно и настойчиво, изо дня в день служить святому делу.
Сколько раз приходилось слышать от учителей-словесников: «Ох, уж эти мне тетради...» А она долгими зимними вечерами сидела с ними, поглощенная мыслями любимых учеников. Особенно волновали сочинения: каждый откровенно выражал отношение к жизни, к людям. В маленькой угловой комнате невысокого одноэтажного дома Зоя Кузьминична проводит, пожалуй, всё время, остающееся в сутках после школы. И даже в вечерние часы принадлежит своим воспитанникам. Простенький шкаф набит методическими пособиями, различными разработками, планами, вырезками из газет, сборниками диктантов. На столе стоит лампа, рядом будильник, роман-газета с самой последней литературной новинкой. И кипа тетрадей...
В день нашей встречи ей нездоровилось. Накануне выписалась из больницы, но уже виднелись раскрытые страницы с планом завтрашнего занятия.
- В шестом классе будем повторять морфологию. У ребят возникают проблемы в словах с безударными гласными, иногда путают причастия с прилагательными. Поговорим о частях речи вообще...
Давно не приходилось бывать на таких насыщенных уроках. Еще до звонка к ней подходят, советуются по домашним заданиям. На доске написана тема и слова, в которых допущены ошибки на последнем диктанте. Выслушала объяснение по правилам их написания. Тщательно проверила умение каждого практически применять полученные знания. С помощью схемы показала, как сопоставлять различные части речи. На каждый вопрос лес рук. За 45 минут Зоя Кузьминична поставила две пятерки, три четверки, две тройки. Чаще других поднимала с мест тех, у кого слабые знания.
В кабинете русского языка и литературы почти все пособия сделаны с учениками. За новаторскими идеями к ней часто обращаются учителя-новички. А дома есть папки, в которых собран богатый методический материал, обобщающий опыт работы над сочинениями. Таких - несколько, и каждая не за один год.
- По ним и мой рост хорошо виден. А в начале моей деятельности в школе планы были, конечно, хуже, - улыбается она.- Даже самой заметно, как прибавляется опыт.
Онегин, Печорин, Мцыри, Чичиков, Собакевич - книжные герои, уже как старые друзья. А Зоя Кузьминична встречается с ними постоянно. Только познание характеров персонажей с годами становится глубже, основательней.
- Однако учителю этих знаний мало, - говорит собеседница. - Необходимы свежие впечатления, наблюдения. Я каждое лето куда-нибудь езжу. Дважды посещала Ленинград и Москву, встречалась там с учителями Чехословакии, Польши, ГДР. А еще - Астрахань, трижды Новороссийск с героической Малой землей. В Киеве на одном из мероприятий удалось побеседовать с коллегами из стран Африки, Японии, Австрии. После таких экскурсий возвращаешься обновленной. Иначе нельзя. Кончится лето, и уже ждут ученики. Что им расскажешь, чем увлечешь? Вот и с ними не расстаюсь, - показывает на стопку новеньких изданий «Воспоминания современников о А.С.Серафимовиче», «В.Г.Белинский в воспоминаниях современников» - серия литературных мемуаров, «Сборник литературно-художественных и публицистических произведений для подростков», Куприн, Толстой, Достоевский... - читаю на обложках. Одни получены по подписке, другие куплены по случаю. Личных книг вполне достаточно, и особенно таких, которых, как выразилась сама, только раз и можно увидеть, редких. И по-доброму завидует своим друзьям, у кого хорошие библиотеки.
- Из современных писателей и поэтов восхищает творчество Гамзатова, Айтматова, Твардовского, Василия Пескова. Недавно приболела. Подвело здоровье. Так за четырнадцать дней пребывания в больнице прочла четырнадцать повестей и романов, - скромно признается она.
- Это ей еще мальчишки помешали, - рассказывали учителя. - В одном корпусе с ней лечились наши два сорванца, так для них часы занятий постаралась установить…
Время, проведенное в палате, и впрямь оказалось пыткой. И не потому, что там плохо, и врачи замучили процедурами. По соседству - школа, окна в окна. А это её жизнь, постоянные заботы, привычные звонки.
У Зои Кузьминичны тоже бывают слабые ученики. Но говорят о её способности работать до самозабвения. Однажды провела заседание родительского комитета у одной воспитанницы даже дома: возникла необходимость заставить мать «правильно» относиться к дочери.
- В прошлом году летом, - рассказывает директор В.Г.Заковрягина, - пришлось зайти в школу во время ремонта. Смотрю, в коридоре за партой сидят мальчишки. «Что вы здесь делаете?» - спрашиваю. «А мы - «любители русской словесности», - иронизируют. И тут подходит Зоя Кузьминична, которая, оказывается, назначила занятия с отстающими по литературе. «Вы же в отпуске»,- говорю я. «Тише, пожалуйста, пусть учатся, пусть приходят», - услышала в ответ.
Но у нее это далеко не самый главный метод приобщения к предметам. Когда заканчиваются занятия и наступает лето, обязательно порекомендует, что необходимо обязательно прочитать, поинтересуется формулярами ребят в библиотеке. Кроме того, руководит литературно-драматическим кружком, в котором занимаются дети разных классов. Берёт всех трудных, и очень часто они показывают в учёбе реальные успехи. Основой спектаклей являются отрывки из произведений русских и советских писателей. Один из вечеров посвятили творчеству А.М.Горького, вспомнили и постановки по произведениям М.А.Шолохова, роману Л.Н.Толстого «Война и мир». Под руководством Зои Кузьминичны юные актёры сами шили костюмы, и даже в журналах интересовались модой различных эпох. Любопытно, но кружковцы стараются читать книги, в которых рассказывается о зерновых богатствах Саратовского края.
- А как же иначе? Главное в нашем степном Заволжье - хлеб. Я и люблю-то свою родную сторонку за щедрые пшеничные нивы.
Заставить уважать труд, степную красоту, - пожалуй, самое главное, о чем часто говорит в семьях учеников, напоминает и в лекциях образовательного университета для родителей. И никогда не выгораживает тех, у кого плохо со знаниями, хотя при случае может сказать:
- Он плохо пишет, но мы столько вместе с ним работали...
- Тройка у Пряхиной - трудовая оценка. Среди ее воспитанников встречаются люди разные, но лодыри - никогда. Она воспитывает трудового человека, ¬ говорят о ней коллеги.
И в самом деле, среди выпускников Зои Кузьминичны «великие люди» - единицы. А сколько первоклассных шоферов, механизаторов, толковых агрономов, медработников. Конечно, есть и летчики, врачи и ученые, но главная радость,- когда увидит имя своего бывшего ученика на колхозной доске Почета или узнает, что после окончания института кто-то возвратился в родные заволжские места. Может, поэтому у нее пачки писем от них. И в районной газете не раз посвящали ей восторженные строки: «Вот если бы и по другим предметам в школе преподавала Зоя Кузьминична...», «Она моя главная учительница», «Помню и буду помнить всю жизнь...»
У нее и в самом деле врожденный талант, умение «приохотить» к учебе. Своего сына сама научила выпиливать лобзиком, строить скворечники, вышивать. А когда обнаружила, что у него самый нелюбимый предмет география, повесила над кухонным столом карту Саратовской области, купила хорошо иллюстрированный атлас СССР и вместе стали слушать по радио передачи «Путешествие по любимой родине» с участием Захара 3агадкина. «Начинающий исследователь» записывал тематические диктанты, отсылал ответы на вопросы, вёл поиск в старых энциклопедиях. И добилась своего: главная редакция радиовещания для детей и юношества страны прислала награду - диплом за хорошее знание географии.
В Мокроусской средней школе работают сильные учителя-словесники. З. В.Чичерова, Р.А.Скрипаль мало чем уступают Зое Кузьминичне. Но они в один голос заявляют, что Пряхина все-таки лучше, так как считается «мастером преподавания русского языка», настоящим виртуозом. А еще в творческой практике - восемь лет руководства педагогическим кабинетом при районо.
- Моя дочь учится у нее, - рассказывает Р.А.Скрипаль, - Так я часто спрашиваю: «Света, какие ты там знаки пишешь в тетради? Разве что-нибудь в них поймешь?» «Ой, мамочка, до каждой буковки Зоя Кузьминична заставит слово разобрать», - слышу ответ.
- У коллеги очень интересны мероприятия воспитательного характера, - поддерживает 3.В.Чичерова.
По общему признанию, ученики З.К.Пряхиной отличаются общественно-политической активностью, на всё имеют индивидуальную точку зрения. В шестом «б» классе, где она классный руководитель, пришлось присутствовать на политинформации, на которую отводится всего полчаса по четвергам. Говорят о наиболее важных событиях в СССР и за рубежом. На этот раз речь идет о книгах Л.И.Брежнева «Малая земля» и «Возрождение».
Перечень событий в стране в связи с выходом произведений, каким должен быть коммунист, имеют ли для них значение вышедшие публикации. В рамках дискуссии по ответам можно судить, что материал прочитан вдумчиво.
Кроме того - лучший пионерский отряд, который носит имя Зои Космодемьянской. Ребята переписывались с матерью героини Любовью Тимофеевной до последних дней её жизни «У нас - каждому дело, с каждого спрос!» - читаем на самодельном плакате.
- У неё всегда особенный класс, самый трудный контингент, - рассказывает бывшая ученица. - Я работала в Долинской школе, однажды пришло письмо от юных активистов из Мокроуса, которые просили сообщить о людях, награжденных орденом Ленина. Сразу подумала - «стиль» моей наставницы. И не ошиблась.
По инициативе и при активном участии Зои Кузьминичны создается альбом-летопись о выпускниках. За длительное время проводились подготовка запросов, визиты в семьи, сбор фотографий. В данной деятельности кристаллизуется особый смысл: формируется гордость за свою «малую родину», уважение к человеку труда.
- Привыкла всё делать хорошо, основательно. Если заболеет учитель и предложишь провести урок одновременно, откажется. Не потому что трудно, а потому что это плохо,- говорит директор школы. - Может и согласиться дать одному классу самостоятельную работу, но потом обязательно проведёт с ним занятия, потратив своё свободное время.
Характерная обязательность сказывается и в общественных делах. Не случайно Пряхина в составе обкома профсоюза, в ревизионной комиссии районной организации, постоянно руководит каким-то методическим объединением, в данный момент возглавляет кустовое - учителей русского языка и литературы.
Зоя Кузьминична удивительно скромна. Только в последние минуты удалось узнать, что награждена орденом Трудового Красного Знамени, значком «Отличник народного просвещения», юбилейной медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», знаком «Победитель социалистического соревнования 1977 года». И не удивительно - успеваемость в школе по её предмету стопроцентная.
Весной прошлого года З.К.Пряхину избрали делегатом на Всесоюзный съезд учителей.
Услышала - относится к детям с особым чувством любви. К ней и взрослые идут: с бедой ли, радостью, даже если проблемы со здоровьем, и то непременно посоветуются.
Недавно в местной прессе опубликован репортаж, о том, что в селе Ивановка, где она когда-то начинала работать, построили новую школу.Вспомнилась старенькое здание, учитель, рядом с которым довелось трудиться, и его рассказы. Многое пригодилось потом в жизни из услышанного… «Данный факт – торжественный светлый праздник, которого ждали и жители, и строители...» - сообщалось в статье. Корреспондент подметил: после митинга учащиеся разошлись по кабинетам… С этого дня в данном учебном заведении вводилась более современная система обучения. И не нужно уже нести на урок необходимые наглядные пособия. Всё будет находиться в кабинете физики, химии, русского языка, географии, истории. В просторной мастерской установлены токарные и сверлильные станки, верстаки. Есть, где ребятам получить первые производственные навыки. А для любителей спорта – подготовленный просторный зал.
- Вот видите, как преображаются наши заволжские сёла, разве можно отсюда уезжать куда-то,- говорила Зоя Кузьминична.
- Тридцать с лишним лет проработала я здесь и в этом вижу свое предназначение. Трудилась как будто незаметно, жила скромно. И вот на Всесоюзном съезде учителей среди списка награжденных высокими правительственными наградами услышала своё имя. Даже не поверилось. К тому же не просто награда, а еще и звание Героя Социалистического Труда. Понимала, что у учителей такие события происходят не часто. Все меня поздравляли – и члены нашей саратовской делегации, и просто незнакомые люди. В Москве получила тридцать шесть телеграмм – от учеников, родителей, руководителей района, коллектива нашей школы. Дарили цветы. И здесь на мгновение, наверное, ощутила прилив счастья. Даже не думала, что меня вспомнят воспитанники из далеких пятидесятых. Значит, для людей делала что-то полезное, важное.
Больше всего Зоя Кузьминична волновалась не в столице, при возвращении домой. Будут ли правильно реагировать коллеги? Как всё будет происходить?
- Вот и станция Мокроус. Открываю дверь вагона и вижу: вокруг народ, какая встреча. Поверьте, никого не видела, просто плакала. А когда успокоилась, заметила школьников, товарищей по работе, свою старую мать, мужа… Предстояло торжественное собрание. Так произошло, но приехать пришлось не тем поездом, который ожидали. Многие жители пошли домой, а те, кто посвободнее, - прямо на вокзал. Нет привычки к такому пристальному вниманию. Но взор людей обращен исключительно на меня. В такой ситуации испытала только чувство страха: жить и работать придется уже по - другому, надо оправдывать всё реальными делами, а ученика, общеизвестно, даже за год не воспитаешь.
На следующий день - полный зал в Доме культуры. Главный Герой - З.К.Пряхина. Много выступающих, Зоя Кузьминична в президиуме - взволнованная и даже смущенная. В течение часа рассказывала о Всесоюзном съезде учителей. А еще, как вручал ей орден Ленина и Золотую медаль «Серп и молот» В.В.Кузнецов, что посчастливилось побывать на приеме у председателя ВЦСПС А.И.Шибаева, который искренне кланялся всем заволжским труженикам, передавал горячий привет. Там тоже пришлось высказать свои мысли о нашей педагогике. Вспомнила и о появлении её фотографии в газете «Труд». Конечно, много впечатлений о работе высокого форума, о требованиях, предъявляемых к современной школе.
А потом – дружеское общение с учениками, состоявшееся несколько позже, первого сентября.
- Как отнесутся к такому событию, измениться ли отношение. Дети – самые строгие и объективные судьи. Основательно готовилась... Первый урок - Ленинский. Пришла со Звездой. На праздничной линейке дали слово. В перемену каждый школьник старался пройти мимо, посмотреть на награду. А ребята, у которых я классный руководитель, даже попросили разрешение потрогать руками. Теперь надеваю её только в исключительных случаях, так проще. Всегда думаю о том, что данный статус - слишком высок для меня.
Носить Звезду действительно трудно. Однажды журналисты со студии кинохроники проводили съемку. Комиссия из облоно, посещала уроки, проводила контрольные работы. Какие же это нервы, волнения, переживания: может быть, меня переоценили…? В нашем деле - не всё и не всегда зависит только от учителя. Есть у меня два подростка, у которых пьют… матери. Усилий затрачиваешь много, а результатов нет. Не говорю уже о тех семьях, где злоупотребляют отцы. Таких, правда, мало, но сколько на них уходит времени.
Сейчас Зоя Кузьминична много работает. Больше чем когда - либо.
По-прежнему, у неё есть и сильные, и слабые воспитанники. Приходится тщательно готовиться к каждому уроку, А еще - к внеклассным мероприятиям. Постоянно ловит себя на мысли, что испытывает неудовлетворенность, хотя и старается регулярно внести новый творческий импульс, внедрить всё передовое.
- Меня мучат два противоречивых понятия, две разноплановых реальности: Звезда Героя - и ничего героического в повседневном. А труд наш безграничен: и днём, и вечером и рано утром думаешь, как найти правильный подход к школьнику. Сколько же нужно времени, а его не хватает. Часть домашних обязанностей выполняют муж и сын (теперь он работает в Мокроусе врачом - бактериологом). Морально поддерживает и родной коллектив, относиться добросердечно. Это же самое главное. Не секрет, что умею не больше своих коллег. Например, учителя русского языка и литературы Зинаида Васильевна Чичерова, Раиса Александровна Скрипаль – отличные педагоги, советуют и … понимают меня.
Хочу видеть учеников патриотами родного края, стремящихся приносить людям добро.
А среди родителей очень важно, на мой взгляд, распространение педагогических знаний. У каждого свои понятия о методах воспитания. Главный постулат: жить интересами детей, а не сводить заботу к тому, чтобы лучше одеть и накормить. Мать и отец - такие же творцы важнейших человеческих качеств, как трудолюбие, сопереживание и чувство долга, сила воли, стремление к саморазвитию. Последнему придаю особое значение, особенно, если в семье есть уже старшеклассник. Стремлюсь к тому, чтобы, как говорил Н.Островский, ученик для самовоспитания « призывал самого себя на собственный суровый суд», чтобы, «не щадя своего самолюбия и некоторой доли самовлюбленности», боролся со своими недостатками, пороками. Активная жизненная позиция, уважение к труду, высокая нравственность - вот самое главное.
… В руках Зои Кузьминичны первомайский номер районной газеты. На четвертой полосе рассказ учителя из села Тамбовка Фёдоровского района Валентины Васильевны Косцовой, которая личный жизненный принцип сформулировала так: «Не изменять детям. Я люблю свою профессию, люблю детей, не мыслю себя вне школы. Поэтому буду продолжать честно трудиться и воспитывать юных граждан Страны Советов».
Прочитав эти строки, Зоя Кузьминична улыбнулась: точно так же думает она и сама.
ПРИМЕЧАНИЕ:
- Князева Воля Ефимовна(29.02.1928, с.Степыч Пермской обл.,- 17.12.2014, г.Саратов) – саратовский журналист.
- На снимке: З.К.Пряхина с учениками. Обложка журнала "Народное образование"(Москва) - №10, 1983г.
Свидетельство о публикации №225010700793