Пряхина Зоя Кузьминична. Источник счастья

          О повседневных творческих буднях Пряхиной Зои Кузьминичны(1927-1994), Героя Социалистического Труда, учителя Мокроусской средней школы Фёдоровского района Саратовской области статья  В.Князевой «Источник счастья».
         - Призвание – учитель./ Коллектив авторов/ В.Князева. Источник счастья/ Саратов. Приволжское книжное издательство. 1980, сс.62-71.
          Литературная и краеведческая  редакция -  С.Н.Цух. 2025 г.


        Начало лета в степи благодатная пора. Но вот уже несколько дней подряд, выходя из дому, Зоя Кузьминична надевала теплую кофту, брала с собой зонтик. И вдруг разведрило. Пробившись из-за туч, солнце щедро грело землю, сушило ровные проселочные  дороги. К полудню грузовики, проходившие под окнами ее дома, уже поднимали дорожную пыль, которая медленно оседала на ярко-зеленых, будто лаковых, тополиных листочках.
        Все годы Зоя Кузьминична прожила здесь, в Заволжье. Из родного Федоровского района, где родилась и работает, никуда не уезжала. Помнит, как отец, колхозный шорник, говорил, что степь - это самое прекрасное место на земле. Выйдешь в поле - простор, свету много. А по весне цветут тюльпаны, разноцветный живой ковер. Бывало, по вечерам он писал, чертил что-то. Местный агроном заинтересовался его  трудами, увез их в  Энгельс, столицу республики. Оказалось, ценное предложение - как выращивать и убирать  по  другим технологиям подсолнечник. Позже Кузьма Егорович взялся  за приспособление для очистки зерна из-под комбайна, но не успел: перед войной скосил его туберкулез.
        Семеро детей осталось без кормильца. Детство отняла война. А юность... Кто из нас, окончивших школу в первую мирную  весну, не помнит свою юность, трудовую, со скудным пайком по карточке, с единственной парой  туфель из брезента и ситцевым платьишком, но удивительно упорную, устремленную в будущее.
        В 1945 году  не хватало учителей начальных классов, и, окончив  десятилетку в Романовке, Зоя пошла на курсы, организованные при районо. Занималась с  первоклассниками в селе Калдино. Поступила в  учительский институт, после которого в Ивановке преподавала русский язык и литературу. Позже окончила и педагогический вуз, но уже заочно. Чтобы ездить в Саратов на сессии, летом работала в колхозе.
         И все  время много читала. Чехов, Толстой, Тургенев, Пушкин. «И, кажется, вечор еще бродил я в этих рощах...» - возвышенными чувствами отзывались в ее душе строки поэта. Простая крестьянская девушка сердцем поняла силу родного  языка, значение художественного слова, научилась без шума, спокойно и настойчиво, изо дня в день служить святому делу.
        Сколько раз  приходилось слышать от учителей-словесников: «Ох, уж эти мне тетради...» А она долгими зимними вечерами  сидела с ними, поглощенная мыслями любимых учеников. Особенно волновали сочинения: каждый откровенно выражал  отношение к жизни, к людям. В маленькой угловой комнате невысокого одноэтажного дома Зоя Кузьминична проводит, пожалуй, всё время, остающееся в сутках после школы.  И даже  в вечерние часы принадлежит своим воспитанникам. Простенький шкаф набит методическими пособиями, различными разработками, планами, вырезками из газет, сборниками диктантов. На столе стоит лампа, рядом будильник, роман-газета с самой последней литературной новинкой. И кипа тетрадей...
       В день нашей встречи ей нездоровилось. Накануне выписалась из больницы, но  уже  виднелись  раскрытые страницы с планом завтрашнего занятия. 
        - В шестом классе будем повторять морфологию.  У  ребят возникают проблемы в словах с безударными гласными, иногда  путают причастия с прилагательными. Поговорим о частях речи вообще...
        Давно не приходилось бывать на таких насыщенных уроках. Еще до звонка  к ней подходят, советуются по домашним заданиям. На доске  написана тема  и слова, в которых  допущены ошибки на последнем диктанте.  Выслушала объяснение по правилам их написания.   Тщательно проверила  умение каждого практически применять  полученные знания. С  помощью схемы  показала, как сопоставлять различные части речи. На каждый вопрос лес рук. За 45 минут Зоя Кузьминична поставила две пятерки, три четверки, две тройки. Чаще других поднимала с мест тех, у кого слабые знания.
        В кабинете русского языка и литературы почти все пособия сделаны  с учениками.  За новаторскими   идеями к ней часто обращаются учителя-новички. А дома есть папки, в которых собран богатый методический материал, обобщающий опыт работы над сочинениями. Таких  - несколько, и каждая не за один год.
        - По ним и мой рост хорошо виден. А в начале  моей деятельности в школе планы были, конечно, хуже, - улыбается она.- Даже самой заметно, как прибавляется опыт.

         Онегин, Печорин, Мцыри, Чичиков, Собакевич -  книжные герои,  уже   как старые друзья. А Зоя Кузьминична встречается с ними постоянно. Только познание  характеров персонажей с годами становится глубже, основательней.
         - Однако учителю этих знаний мало, - говорит собеседница. - Необходимы свежие впечатления, наблюдения. Я каждое лето куда-нибудь езжу. Дважды  посещала   Ленинград и Москву,  встречалась там с учителями Чехословакии, Польши, ГДР.  А еще  -   Астрахань, трижды  Новороссийск с героической   Малой землей. В Киеве на  одном из мероприятий удалось побеседовать с коллегами из  стран Африки, Японии, Австрии. После  таких  экскурсий возвращаешься обновленной. Иначе нельзя. Кончится лето,  и   уже ждут ученики. Что им расскажешь, чем увлечешь? Вот и с ними  не расстаюсь, - показывает на стопку новеньких изданий «Воспоминания современников о А.С.Серафимовиче», «В.Г.Белинский в воспоминаниях современников» - серия литературных мемуаров, «Сборник литературно-художественных и публицистических произведений для подростков», Куприн, Толстой, Достоевский... - читаю на обложках. Одни получены по подписке, другие куплены по случаю. Личных книг  вполне достаточно, и особенно таких, которых, как  выразилась сама, только раз и можно увидеть, редких.  И по-доброму завидует своим друзьям, у кого хорошие  библиотеки.
          - Из современных писателей и поэтов  восхищает творчество Гамзатова, Айтматова, Твардовского, Василия Пескова. Недавно приболела. Подвело здоровье. Так за четырнадцать дней пребывания в больнице  прочла четырнадцать  повестей и романов, -  скромно признается она.
          - Это ей еще мальчишки помешали, - рассказывали учителя. - В одном корпусе с ней лечились наши два сорванца, так  для них часы занятий  постаралась установить…
           Время, проведенное в палате, и впрямь  оказалось  пыткой. И не потому, что  там плохо, и врачи замучили процедурами. По соседству  -  школа,  окна в окна. А это её жизнь,  постоянные заботы, привычные звонки.
          У Зои Кузьминичны тоже бывают слабые ученики. Но говорят о её способности работать до самозабвения. Однажды провела заседание родительского комитета у одной воспитанницы даже дома:  возникла необходимость заставить мать «правильно» относиться к дочери.
           - В прошлом году летом, - рассказывает директор В.Г.Заковрягина, - пришлось зайти в школу во время ремонта. Смотрю, в коридоре за партой сидят мальчишки. «Что вы здесь делаете?» - спрашиваю. «А мы - «любители русской словесности», - иронизируют. И тут подходит Зоя Кузьминична,  которая,  оказывается,  назначила занятия с отстающими по литературе. «Вы же в отпуске»,- говорю я. «Тише, пожалуйста, пусть учатся, пусть приходят», -  услышала в ответ.
         Но у нее это далеко не самый главный метод приобщения  к   предметам. Когда заканчиваются занятия и наступает лето, обязательно порекомендует, что необходимо обязательно прочитать, поинтересуется формулярами ребят в библиотеке. Кроме того, руководит  литературно-драматическим кружком,  в котором  занимаются  дети  разных классов.   Берёт всех трудных, и очень часто они  показывают в учёбе реальные  успехи.  Основой спектаклей являются отрывки из произведений русских и советских писателей. Один из вечеров посвятили творчеству А.М.Горького, вспомнили и  постановки по произведениям М.А.Шолохова, роману Л.Н.Толстого «Война и мир». Под руководством Зои Кузьминичны юные актёры  сами шили костюмы, и даже в журналах  интересовались   модой различных эпох. Любопытно, но кружковцы стараются читать книги, в которых рассказывается о зерновых богатствах  Саратовского   края.
          - А как же иначе? Главное в нашем степном Заволжье - хлеб. Я и люблю-то свою родную сторонку за щедрые пшеничные  нивы.
           Заставить уважать труд,  степную красоту, - пожалуй, самое главное, о чем часто говорит  в семьях учеников, напоминает и в лекциях образовательного университета для родителей.  И никогда не выгораживает тех,   у кого плохо со знаниями, хотя при случае может сказать:
         - Он плохо пишет, но мы столько вместе с ним работали...
         - Тройка у Пряхиной - трудовая оценка. Среди ее воспитанников встречаются люди разные, но лодыри - никогда. Она воспитывает трудового человека, ¬ говорят о ней коллеги. 
             И в самом деле, среди  выпускников Зои Кузьминичны «великие люди» - единицы. А  сколько первоклассных шоферов, механизаторов, толковых агрономов, медработников. Конечно, есть и летчики,  врачи и  ученые, но главная радость,-  когда увидит имя своего бывшего ученика на колхозной доске Почета или узнает, что после окончания института кто-то возвратился в родные заволжские места. Может, поэтому  у нее  пачки писем от  них. И  в районной газете  не раз посвящали ей восторженные строки: «Вот если бы и по другим предметам в школе преподавала Зоя Кузьминична...», «Она моя главная учительница», «Помню и буду помнить всю жизнь...»
            У нее и в самом деле врожденный талант, умение «приохотить» к учебе. Своего сына  сама научила выпиливать лобзиком, строить скворечники, вышивать. А когда обнаружила, что у него самый нелюбимый предмет география, повесила над кухонным столом карту Саратовской области, купила хорошо иллюстрированный атлас СССР и вместе   стали слушать по радио передачи «Путешествие по любимой родине» с участием Захара 3агадкина. «Начинающий исследователь» записывал тематические  диктанты,  отсылал ответы на вопросы,  вёл поиск  в старых энциклопедиях. И  добилась своего: главная редакция радиовещания для детей и юношества  страны прислала награду - диплом  за хорошее знание географии.
             В Мокроусской средней школе работают сильные учителя-словесники. З. В.Чичерова, Р.А.Скрипаль мало чем уступают Зое Кузьминичне. Но они в один голос заявляют, что Пряхина все-таки лучше,  так как  считается  «мастером преподавания  русского языка», настоящим виртуозом. А еще  в творческой  практике - восемь лет руководства  педагогическим кабинетом при районо.
             - Моя дочь учится у нее, - рассказывает Р.А.Скрипаль, - Так я  часто   спрашиваю: «Света, какие ты там  знаки пишешь в тетради? Разве что-нибудь в них поймешь?» «Ой, мамочка, до каждой буковки Зоя Кузьминична заставит слово разобрать», - слышу ответ.
            - У  коллеги  очень интересны мероприятия воспитательного характера, - поддерживает 3.В.Чичерова.
              По общему признанию, ученики З.К.Пряхиной отличаются общественно-политической активностью, на всё имеют   индивидуальную  точку зрения. В шестом «б» классе, где она классный руководитель, пришлось присутствовать на  политинформации, на которую отводится всего полчаса по четвергам.  Говорят о наиболее важных событиях в СССР и за рубежом. На этот раз речь идет о книгах Л.И.Брежнева «Малая земля» и «Возрождение».
             Перечень событий  в стране в связи с выходом  произведений,   каким должен быть коммунист, имеют ли для них значение вышедшие публикации. В рамках дискуссии по ответам  можно судить, что материал прочитан вдумчиво.
             Кроме того - лучший пионерский отряд, который  носит имя Зои Космодемьянской.  Ребята переписывались с матерью героини Любовью Тимофеевной  до последних дней её жизни    «У нас - каждому дело, с каждого   спрос!» - читаем на самодельном плакате. 
        - У неё всегда  особенный  класс,  самый трудный контингент, - рассказывает  бывшая ученица. - Я работала в Долинской школе,  однажды  пришло письмо от юных активистов из Мокроуса, которые просили сообщить о людях, награжденных орденом Ленина.  Сразу подумала -   «стиль» моей наставницы. И не ошиблась.
         
          По инициативе и при активном участии Зои Кузьминичны создается альбом-летопись о выпускниках. За длительное время  проводились подготовка запросов, визиты в семьи, сбор фотографий.  В  данной деятельности  кристаллизуется особый смысл: формируется гордость за свою «малую родину», уважение к человеку труда.
            
          -  Привыкла всё делать  хорошо, основательно. Если заболеет учитель и предложишь  провести урок одновременно, откажется. Не потому что трудно, а потому что это плохо,- говорит директор школы. - Может и согласиться дать одному классу самостоятельную работу, но потом обязательно проведёт с ним занятия, потратив  своё свободное время.
             Характерная обязательность сказывается и в общественных делах. Не случайно Пряхина  в составе обкома профсоюза,  в ревизионной комиссии районной организации, постоянно руководит каким-то методическим объединением, в данный момент возглавляет  кустовое  - учителей русского языка и литературы.
             Зоя Кузьминична удивительно скромна. Только в последние минуты удалось узнать, что  награждена орденом Трудового Красного Знамени, значком «Отличник народного просвещения», юбилейной медалью «За доблестный труд в ознаменование  100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», знаком «Победитель социалистического соревнования 1977 года». И не удивительно - успеваемость в школе по её предмету стопроцентная.
              Весной прошлого года З.К.Пряхину избрали  делегатом на Всесоюзный съезд учителей.
              Услышала - относится к детям с особым чувством любви. К ней и взрослые идут: с бедой ли,  радостью,  даже если  проблемы со здоровьем, и то   непременно посоветуются.
              Недавно в местной прессе опубликован репортаж,  о том, что в селе Ивановка, где она когда-то начинала работать,  построили  новую школу.Вспомнилась  старенькое здание, учитель, рядом с которым довелось трудиться, и  его рассказы. Многое пригодилось потом в жизни  из  услышанного…   «Данный факт – торжественный светлый праздник, которого  ждали и жители, и строители...» -  сообщалось в  статье.  Корреспондент подметил: после митинга учащиеся разошлись по кабинетам… С этого дня в данном учебном заведении вводилась  более современная система обучения. И не нужно уже нести на урок необходимые наглядные пособия. Всё  будет находиться в кабинете физики, химии, русского языка, географии, истории. В просторной мастерской установлены  токарные и сверлильные станки, верстаки. Есть, где ребятам получить первые производственные навыки. А для любителей спорта – подготовленный  просторный  зал.
              - Вот видите, как преображаются наши заволжские сёла, разве можно отсюда уезжать куда-то,- говорила Зоя Кузьминична.
             - Тридцать с лишним лет проработала я здесь и  в этом вижу свое предназначение. Трудилась как будто незаметно, жила скромно. И вот на Всесоюзном съезде учителей среди списка награжденных высокими правительственными наградами  услышала своё имя. Даже не поверилось. К тому же не просто награда, а еще и  звание Героя Социалистического Труда.  Понимала, что  у учителей такие события происходят не часто.  Все меня поздравляли – и члены нашей саратовской делегации, и   просто незнакомые люди. В Москве получила тридцать шесть телеграмм – от учеников,  родителей, руководителей района,  коллектива нашей  школы. Дарили цветы.  И здесь на мгновение, наверное, ощутила прилив счастья. Даже не думала, что меня вспомнят  воспитанники  из далеких пятидесятых. Значит, для людей  делала что-то  полезное,  важное.
               
         Больше всего Зоя Кузьминична волновалась не в столице,  при возвращении домой. Будут ли правильно  реагировать коллеги?  Как  всё будет происходить?
         - Вот и станция Мокроус. Открываю дверь вагона и вижу: вокруг народ,  какая  встреча. Поверьте, никого не видела,  просто плакала.  А когда успокоилась,  заметила школьников, товарищей по работе, свою старую мать, мужа… Предстояло торжественное собрание. Так произошло, но  приехать пришлось  не тем поездом, который ожидали.  Многие жители пошли домой, а те, кто посвободнее,  - прямо на вокзал.  Нет привычки к такому пристальному  вниманию.  Но взор людей  обращен исключительно на меня. В такой ситуации испытала только чувство страха:  жить  и  работать придется уже по - другому, надо оправдывать всё  реальными делами, а ученика,  общеизвестно, даже   за год не воспитаешь.
            На следующий день - полный зал  в Доме культуры. Главный Герой - З.К.Пряхина. Много выступающих, Зоя Кузьминична в президиуме - взволнованная и даже смущенная.  В течение часа рассказывала  о Всесоюзном съезде учителей. А еще, как вручал ей орден Ленина и Золотую медаль «Серп и молот» В.В.Кузнецов,  что  посчастливилось побывать на приеме у председателя ВЦСПС А.И.Шибаева, который  искренне  кланялся  всем заволжским труженикам, передавал горячий привет.  Там тоже пришлось высказать свои мысли  о нашей педагогике. Вспомнила и о появлении её фотографии в газете «Труд». Конечно, много впечатлений  о работе высокого форума, о требованиях, предъявляемых к современной школе.
              А потом – дружеское общение с учениками, состоявшееся несколько позже, первого сентября.
            -  Как  отнесутся  к такому событию,  измениться ли отношение.  Дети – самые строгие и  объективные судьи. Основательно готовилась... Первый урок -  Ленинский. Пришла со Звездой. На  праздничной линейке дали слово. В перемену каждый школьник старался пройти мимо, посмотреть на награду.  А ребята, у которых я классный руководитель, даже попросили разрешение потрогать   руками.  Теперь  надеваю её только  в исключительных случаях, так  проще. Всегда думаю о том, что  данный статус - слишком  высок для меня.

           Носить Звезду действительно трудно.  Однажды журналисты   со студии кинохроники  проводили съемку.   Комиссия из облоно, посещала уроки, проводила контрольные работы. Какие же это нервы, волнения, переживания: может быть, меня переоценили…?  В нашем деле - не всё и не всегда зависит  только от учителя. Есть у меня два подростка, у которых пьют… матери. Усилий затрачиваешь  много, а результатов нет. Не говорю уже  о тех семьях, где злоупотребляют отцы. Таких, правда, мало, но сколько на них уходит времени.
            Сейчас Зоя Кузьминична   много работает.  Больше  чем когда - либо.
            По-прежнему, у неё есть  и сильные, и слабые воспитанники. Приходится тщательно готовиться к каждому уроку,  А еще - к внеклассным мероприятиям.  Постоянно ловит себя на мысли,  что испытывает неудовлетворенность, хотя и старается регулярно  внести новый творческий импульс, внедрить  всё передовое.
           - Меня мучат два противоречивых понятия, две  разноплановых реальности: Звезда Героя - и ничего героического в повседневном. А  труд наш безграничен: и днём, и вечером и рано утром думаешь, как найти правильный    подход к школьнику. Сколько же нужно времени, а его не хватает.  Часть домашних обязанностей  выполняют муж и сын (теперь он работает в Мокроусе врачом - бактериологом). Морально поддерживает и  родной  коллектив,    относиться  добросердечно.   Это же самое главное. Не секрет,  что умею не больше своих коллег. Например, учителя русского языка и литературы Зинаида Васильевна Чичерова, Раиса Александровна Скрипаль – отличные педагоги, советуют и … понимают меня.
          Хочу видеть учеников патриотами  родного края, стремящихся   приносить людям добро. 
          А среди родителей очень важно, на мой взгляд, распространение педагогических знаний. У каждого свои понятия о методах воспитания.   Главный постулат: жить  интересами  детей, а не сводить заботу  к тому, чтобы лучше одеть  и  накормить.  Мать и отец  - такие же творцы   важнейших человеческих качеств, как трудолюбие,  сопереживание и  чувство долга, сила воли, стремление к саморазвитию. Последнему  придаю особое значение, особенно, если  в семье есть уже  старшеклассник.  Стремлюсь к тому, чтобы, как говорил Н.Островский, ученик для самовоспитания  « призывал самого себя на  собственный суровый суд», чтобы, «не щадя своего самолюбия и некоторой доли самовлюбленности», боролся со своими недостатками, пороками. Активная жизненная позиция, уважение к труду, высокая нравственность - вот самое главное.
           … В руках Зои Кузьминичны первомайский номер районной газеты. На четвертой полосе рассказ учителя из села Тамбовка Фёдоровского района Валентины Васильевны Косцовой, которая  личный жизненный принцип сформулировала  так: «Не изменять детям. Я люблю свою профессию, люблю детей, не мыслю себя вне школы. Поэтому буду продолжать честно трудиться и воспитывать юных граждан Страны Советов».
             Прочитав эти строки, Зоя Кузьминична улыбнулась: точно так же думает она и сама.

        ПРИМЕЧАНИЕ:
 
    - Князева Воля Ефимовна(29.02.1928, с.Степыч Пермской обл.,- 17.12.2014, г.Саратов) – саратовский журналист.
   -   На снимке: З.К.Пряхина с учениками. Обложка журнала "Народное образование"(Москва) - №10, 1983г.


Рецензии