Монастырь Искушения на Сорокадневной горе

«…да молчит всяка плоть человека и да стоит со страхом и трепетом»

Когда мы, выйдя из автобуса, оказались у подножия горы Искушения в Иерихонской долине, то, неожиданно, оказались окруженными толпой чернокожих детей, просящих деньги. Наш гид Михаил из Хайфы, бывший житель Житомира, объяснил, что это потомки выходцев из Африки, их предки приняли иудаизм в 19-м веке, что они здесь живут давно и неплохо и денег им ни в коем случае давать нельзя, иначе они никогда не отстанут от группы и будут постоянно просить.


Сдвинув свои ряды, наша группа из 10 человек начала восхождение на гору. Монастырь, куда мы поднимались, снизу казался маленьким гнездышком в поднебесье, что плотно прилепилось к вершине горы, и мне показалось невероятным когда-нибудь туда добраться. Но все начали дружно шагать по крутым каменным ступеням вверх, и я двинулась вместе с группой, не совсем веря в реальность происходящего и в возможность достичь затерявшуюся в небесной выси монашескую обитель.

Вдруг рядом со мной по ступенькам зашагал хорошенький худощавый чернокожий мальчик, вызывающий острое чувство жалости своими грустными глазами и смиренным голосом, который стал жалобно просить денег, «всего лишь один доллар». Ему сразу дали просимое, чтобы как-то утешить и успокоить ребёнка. Но, выполняя наставление Михаила, пришлось попросить мальчика, чтобы никто другой из его многочисленных товарищей к нашей группе больше не приставал, поскольку нашему главному - гиду-руководителю это не нравится. Смышлёный мальчик как-то мгновенно все понял, хотя говорили мы с ним на чистом русском языке, и выходцы из Африки всей толпой дружно, как по команде, нас покинули. Вздохнув, мы вновь продолжили нелегкое восхождение по ступеням каменистой тропы, наблюдая, как униаты комфортно движутся к вершине горы, удобно разместившись в кабинках подвесной канатной дороги – «телефрике» (фр.).

Шумный «телефрик», толкотня униатов, беготня чернокожих детей, оживленные разговоры нашей дружной группы в желании не пропустить ничего важного, своими глазами все охватить, как можно больше узнать, увидеть, оценить – вся эта мелочная суета, как мне представляется спустя годы, удаляла нас от самого важного – от глубокого осознания прикровенного в своей тайне события, состоявшегося здесь чуть менее 2000 лет назад.

Однако на самой вершине горы, едва переступив порог монастыря, вдруг осознаешь, что суета и ощущение текущего времени мгновенно исчезают сами собой из нашего сознания. Мы погрузились в вечность.

Все внутренние помещения обители вырублены в скале или являются природными пещерами. Небольшая церковь там, где сорок дней постился Господь, два тысячелетия хранит память об этом событии вселенского масштаба.

В нахлынувшем волнении, которое можно назвать, скорее, одухотворенным, возвышенным, лишенным поверхностных туристических восторгов – примитивных «ахов и вздохов», мы увидели ту самую библейскую пещеру, где пребывал Господь после Крещения в водах Иордана.

Замкнутое каменное пространство в вершине горы, лишенное естественных источников света, так же надежно отсекало оказавшихся внутри и от звуков внешнего мира. Ни шум ветра, ни стук дождя, ни даже пение птиц никогда не могут потревожить слух пещерного затворника. Здесь находится знаменитый «Хлебный камень» – материально ощутимая святыня монастыря. По форме напоминающий округлый каравай хлеба, этот крупный серовато-белёсый валун весит, примерно, «на глаз», 20–30, а может, и все 100 кг.

 «Хлебный камень» отличается отсутствием привычной «каменистой» гладкости, слегка шероховатая поверхность природного минерала по виду напоминает подошедшее, как на дрожжах, непропеченное до конца зерновое тесто с выходящими из его глубин пузырьками углекислого газа, подобно виду вулканической пемзы. Начинаешь чувствовать и понимать, что это не мертвый безжизненный камень, а святыня, наполненная животворящей силой. Существуют фотоснимки, где вокруг «Хлебного камня» заметно особое благодатное яркое свечение.

Примечательны исторические свидетельства, связанные с горой Искушения или Сорокадневной горой, что оставляли русские паломники как в XII, так и в XIX вв. Игумен Даниил прибыл на Святую Землю когда там правил первый король крестоносцев Балдуин и отмечал в характеристике иерусалимского короля, что тот человек благочестивый, скромный, не заносчиво-горделивый и покровительствует ему (1).

Монах из Чернигова первый рассказал о Святой Земле на русском языке (2). Об Иерихоне и Сорокадневной горе игумен Даниил, пишет, вспоминая события Ветхого завета, что разворачивались здесь несколько тысяч лет назад: «… к северо-востоку от Иерихона, на расстоянии одной версты…явился святой Михаил-архистратиг Иисусу Навину перед войском Израилевым;…и сказал Иисус: «Наш ли ты, или из врагов наших? И сказал ему архистратиг: «Я – Михаил, воевода Божий, послан на помощь тебе. Дерзай и побеждай врагов своих…»

«И от того монастыря близко к западу есть гора, имя ее Гаваон, весьма высокая и очень большая. Над той горой Гаваонской солнце остановилось и ждало примерно до полудня, пока Иисус Навин не победил врагов своих, когда бился с ним Ог, царь Васанский (3), и Сион, царь Аморейский (4), и все царства Хананейские (5). И когда победил их Иисус Навин, тогда солнце зашло за гору Гаваонскую.

В той же горе Гаваонской есть пещера весьма большая, и в той пещере постился Христос Бог наш сорок дней, напоследок же взалкал. И туда пришел диавол, искусить желая, и сказал Ему: «Если Ты Сын Божий, скажи, да камни эти хлебами будут». Тут поблизости был дом пророка Елисея, и пещера его, и колодец есть к востоку от Гаваона на расстоянии примерно полверсты…Город Иерихон прежде был очень большой и весьма крепкий: и этот Иерихон взял Иисус Навин и разрушил его до конца, ныне же находится здесь село сарацинское…Тут же воды Елисеевы, - которые опреснил пророк Елисей, а прежде были горькими…» (6).

Архимандрит Леонид (Кавелин) (7), посетивший Святую землю в середине XIX века, описывал древнюю традицию коптских и абиссинских монахов проводить в пещерах Сорокадневного монастыря Великой пост: «...они удаляются сюда из Иерусалима чрез неделю после праздника Богоявления и возвращаются в Святой Град в неделю Ваий, питаясь в это время травами или сухоядением и упражняясь в молитве и чтении, для чего берут с собой и книги. Одежда их состоит из рубахи и ватного одеяла, в которое кутаются как в плащ от ночного холода…»

И следующее свидетельство, записанное, когда во время путешествия по Востоку и Святой земле в 1872 году  великий князь Николай Николаевич старший (8) со свитой посетил окрестности монастыря: «…мы сели на коней и пошли в лагерь, раскинутый в оазисе Иерихона у Айн-Султане. За ним высилась цепь Кварантана, с горою сорокадневного поста, на которой Спаситель готовился к своему земному служению постом и молитвою. На ее восточном склоне, обращенном в долину Иордана, видны пещеры. В этих пещерах, до сего времени, копты пред принятием священства обязательно должны провести в посте и молитве сорок дней». Оба свидетельства записаны в XIX веке, в то время, когда эти территории входили в состав Османской империи.

Благодатные плоды Крещения в реке Иордан давали силы выстоять перед соблазнами искусителя. Здесь, в безмолвной пустыне, Христу, не вкушавшему пищу и на сороковой день «взалкавшему», испытавшему голод, явился дьявол и предложил, чтобы камни, что лежали вокруг, Он превратил в хлеб, на что последовал ответ:

 «не хлебом единым будет жив человек, но и всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4:11).

Тогда искуситель, не переставая надеяться на свою силу убеждения, перенес Христа на крышу храма и предложил броситься вниз: «если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (9) (Мф.4:6).

На что Иисус Христос отвечал: «написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Мф.4:6).

Тогда дьявол вознес Его на самую высокую гору, показал и посулил Ему все царства мира, если Он поклонится ему: «все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (Мф.4:9).

Иисус сказал ему в ответ: «отойди от Меня сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему» (Мф.4:10,11).

Невольно всплывает в памяти знакомая с детства картина художника И. Н. Крамского «Христос в пустыне». Иван Крамской, Председатель товарищества передвижных художественных выставок писал это произведение во второй половине XIX века, когда поток паломников на Святую землю начинает стремительно возрастать. Можно только представить, настолько близким и знакомым в те годы был сюжет этой картины в разных уголках России.

Возможно, стоит отметить, что величественная, бескрайняя пустыня, которая расстилалась перед нами, отличалась по виду от пейзажа на картине – мы приехали сюда, когда яркое зимнее солнце в полную силу освещало каменистый ландшафт. У Крамского был едва-едва начавшийся рассвет, раннее утро после прошедшей ночи, проведенной Христом в молитве. Мне представилось, что событие, послужившее художнику темой для живописи, происходило на Сорокадневной горе не 2000 лет назад, а сегодня ранним утром, за несколько часов до нашего появления в этом святом месте.

В монастыре за свечным ящиком служил монах-грек (10), пожилой старец, облик которого как бы говорил о том, что он мог здесь стоять и 200, и 500, или даже 1000 лет назад и только что сошел с древней иконы, повествующей о событиях Евангельских времен. Позже мы узнали, что монах бессменно служит здесь два десятка лет. Находиться рядом с ним, лицезреть его было так благодатно, как бы соприкасаясь с живой святыней монастыря.

Очень легко, не чувствуя уже никакой усталости, только приподнятость духа, мы спустились с Сорокадневной горы по каменистой тропе и теперь, глядя уже снизу вверх на очертания крошечных строений монастыря на вершине горы, не верилось, что мы только что там находились и могли оглядывать окрестные вечные просторы с высоты птичьего полета.

В этот момент опять вспомнилась картина еще одного русского художника, теперь уже Исаака Левитана «Над вечным покоем», написанная на волжских просторах. Сюжет картины иной, и география иная, а дух передает тот же – парящий полет над вечностью на орлиной высоте.

На всю жизнь сохраняется чувство присутствия в этом древнем монастыре, причастности к сокровенным ценностям. Незабываем сладкий, стойкий, восточных пряных оттенков тонкий аромат внутренних пещерных помещений Сорокадневной горы, ощущение огромного небесного простора за стенами монастыря.

 Вид с горы необозримых далей каменистой Иудейской пустыни, простирающейся до Мёртвого моря, и жизнеутверждающая яркая зелень Иерихонской долины, раскинувшейся у подножия скал, лишенных всякой растительности, возможно, еще ждут своего художника, который осмелится красками передать на холсте неповторимую композицию вселенской значимости.

Постепенно приходило осознание закономерности текущего времени – чем дольше длился этот день, чем больше незабываемых событий мы переживали, тем больше, вопреки законам земной природы, вливалось в нас бодрости, новых сил, и возрастало ощущение полноты бытия. Даже примкнувшие к нашей группе трое маленьких детей из Донецка (от 4 до 7 лет) терпеливо переносили все трудности длительных переездов, не капризничали, не жаловались и слушались своих родителей.

Однако впереди нас ждал еще один необычайный для нас подарок. Спустившись с Сорокадневной горы, мы вскоре оказались в городе Иерихоне. Город известен несколькими событиями, отмеченными в Ветхом Завете. Там находится древний и полноводный источник святого пророка Елисея (11), до сих пор источающий самую вкусную воду не только в самой Иерихонской долине, но и, пожалуй, как тогда показалось, во всём мире! По преданию, воды в Иерихоне были горькими, но их опреснил пророк Елисей, так что они сделались сладкими, превратились в «воды Елисеевы» (12).






Источники.

1 - «Хождение» игумена Даниила в Святую Землю в начале XII в.//Прохоров Г. М. Игумен Даниил и его «Хождение» в Святую Землю. Издательство Олега Абышко. СПб., 2007. С. 9. – 416 с.

2 - Земли Черниговского княжества после похода князя Владимира Мономаха на вятичей тянулись вдоль течения Оки и притоков, включая Путивль, Курск, часть территории современных Калужской, Брянской, Тульской, Орловской областей. Князь Михаил Черниговский в XIII веке пострадал за отказ поклониться идолам, причислен к лику святых, покоится в Архангельской соборе Кремля. Его родная сестра Агафья была супругой князя Владимирского Юрия Всеволодовича, погибшего на реке Сити в битве с ордынцами; старшая дочь св. Ефросиния основала монастырь в Суздале; младшая дочь Мария была супругой ростовского князя Василько Всеволодовича, также погибшего от рук завоевателей. «Христианин есмь», - сохранила летопись слова князя Михаила Черниговского, объяснявшего Батыю невозможность для него участия в языческих обрядах.

3 - Ог (по Гезению и Фюрсту – исполин, великан) (Втор. III, 11) – царь васанский, Царь аморреев, упомянутый в книгах Числа и Второзаконие. Правил областью Васан в период, предшествующий завоеванию земли Израиля евреями. Последний из живых на тот момент рефаимов, библейских гигантов. Не дозволявший перехода израильтян через свои владения и побежденный со всем своим народом израильтянами при Моисее (Чис. XXI, 33–35).

4 - Ветхозаветный персонаж; аморейский царь, лишившийся своих владений вследствие своего отказа пропустить евреев на их пути в Ханаанскую землю. Считался гигантом. Сион, царь Амморейский, значит искушение, или раздражение. «Аммореи» означает «болтливые» или «преогорчевающие», царя которых также истребляет Господь.

5 - Регион, в котором расположены Палестина и Финикия, в Библии называется Ханааном, а его жители – хананеями. Финикия, а в библейские времена – страна, простирающаяся на запад от северо-западной излучины Евфрата и от Иордана до берега Средиземного моря. Поэтому семитских предшественников и соседей Израиля, за исключением арамеев, которые жили на удаленной от моря территории Сирии, принято называть хананеями.

6 -  «Хождение» игумена Даниила в Святую Землю в начале XII в.// Житие и хождение игумена Даниила из русской земли. Издательство Олега Абышко. СПб., 2007. С. 57. – 416 с.

7 - Архимандрит Леонид (Кавелин Лев Александрович) (1822–1891) – настоятель Троице-Сергиевой Лавры. Филолог, библиограф, археолог, этнограф. Член-корреспондент Императорской Академии наук по Отделению русского языка и словесности (1882), член-корреспондент Императорской Археографической Комиссии (1863), действительный член Императорского Общества Истории и Древностей Российских (1867). Исследователь истории русской церкви, истории монастырей, средневекового богословия.

8 - Великий князь Николай Николаевич Старший (1831–1891) – третий сын императора Николая I, генерал-фельдмаршал. После проведения частичной мобилизации русский армии в ноябре 1876 года назначен Главнокомандующим действующей (Дунайской) армией. Командовал армией во время Русско-турецкой войны 1877–1878 гг.

9 - «Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих. На руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею». (Пс.90:11,12).

10 - До настоящего времени единственным насельником монастыря является один монах.

11 - Елисей («Бог – спасение») (+790 г. до н. э.) – библейский пророк. По призыву пророка Илии сначала стал его помощником, а затем, после чудесного вознесения своего учителя живым на небо, – самостоятельным пророком. С именем Елисея связывают многие чудеса – пророк разделил воды реки Иордан, чтобы перейти ее, снабдил войска израильского и иудейского царей водой в пустыне, умножил масло в сосуде умирающей от голода вдовы и предрек израильскому царю Иоасу победу над врагами.

12 - «Хождение» игумена Даниила в Святую Землю в начале XII в. Изд. подг. О. А. Белоброва, М. Гардзанити, Г. М. Прохоров, И. В. Федорова. – СПб., 2007. «Издательство Олега Абышко». С. 201. – 416 с. (Серия «Древнерусские сказания о достопамятных людях, местах и событиях).


Рецензии