Дом, фруктовый сад и храм в Иерихоне

На одной из улиц Иерихона, многолюдного арабского города, наш автобус остановился перед глухим забором, типичным для местной городской застройки, с неприметной калиткой в высокой ограде.  Над входом размещалась скромная табличка с надписью на русском языке. Прочитав, все дружно ахнули и замерли от неожиданности... На табличке было написано: «Московский патриархат»! Позвонили, вскоре калитка приоткрылась. Из ворот к нам выходит пожилая монахиня и, приглашая войти, говорит на чистом русском языке: «Милости просим, заходите, здесь вы у себя как дома». С чувством всевозрастающего удивления мы попадаем в большую усадьбу. В фруктовом саду тропинка налево ведёт в дом, а дорожка право – в храм.

Восхитил сад, где на деревьях, в быстро наступающих сумерках, притягивал взор яркий оранжевый цвет плодов мандарин и апельсинов, густо осыпающих некоторые деревья. Находясь целый день в пустыне, где каждая травинка вынуждена бороться за жизнь в поисках воды, здесь взору вдруг предстали вечнозеленые растения, обилие сочных плодов, требующих для произрастания неизмеримое количество влаги. Вдоль нешироких дорожек, вьющихся по саду, можно было рассмотреть в свете угасающего дня приглушенные краски не увядших поздних осенних цветов – фиолетовых астр и белых хризантем.

Крутой поворот налево от калитки приводит к основательному каменному дому, куда ведут широкие ступени с хорошо различимым каменным узором. Внутри огромного зала с мраморной отделкой были уже заранее накрыты широкие столы светлого серого мрамора с разнообразными яствами. Все убранство выглядит во вкусе русской жизни второй половины XIX века. На розово-серых столешницах с природным мраморным рисунком сразу притягивают взор усталых путников прозрачные большие стеклянные графины. В них налит горячий чай с веточками мяты – вода из Иерихонского источника пророка Елисея. Начинаешь предвкушать, как совсем скоро, наконец, можно будет отведать настоящего чая!

Находиться в таком прекрасном дворце, сменив пейзажи пустыни на цветущий оазис, где, оказывается, паломников специально ждали с угощением, было для нас неожиданным подарком. Впервые за все время пребывания на Святой Земле мы пили горячий чай, и все дружно решили, что такого вкусного чая мы никогда раньше в своей жизни не пробовали. Аромат иерихонского чая невозможно забыть даже спустя годы, пожалуй, никакая вода во всем мире не может сравниться со вкусом воды из источника святого пророка Елисея. Становилось понятным, почему нам в гостинице не давали чая – это всего лишь для того, чтобы мы смогли затем полнее ощутить достоинства иерихонской воды.

 Изысканная постная трапеза в восточных традициях в Крещенский сочельник включала не только чай с мятой. Нам подавали хумус – это паста-пюре из арабского гороха с оливковым маслом из олив, растущих вблизи горы Фавор, с семенами кунжута и лимонным соком, восточные сладости – халва из кунжута, лукум, ароматизированный розовыми лепестками, бананы, только что поспевшие апельсины из окрестных садов, свежеиспеченный арабский круглый хлеб, нарезанный на сегменты. Более того, нам, паломникам из России подавали блюда две православные монахини, которые все это заранее заботливо для нас приготовили и накрыли праздничный стол. Так торжественно мы встречали Крещенский сочельник и вспоминали добрый совет: с утра в этот день не принимать никакой воды и пищи до вечера.

Дорожка среди апельсиновых деревьев и клумб с цветами вела от дома к храму. Храм воссоздан на основе византийского храма, с сохранившейся мозаикой (1) эпохи императора Византии Юстиниана (2). При императоре Юстиниане (+565), родом с Балкан, были возведены многие знаменитые христианские храмы, причем уцелевшие до сих пор. Наиболее известные из них, в которых непрерывно в течение полутора тысяч лет продолжает совершаться Божественная литургия, – это храм Преображения Господня на Синае, с великолепными мозаичными фресками 6-го века в алтаре, в монастыре святой Екатерины, а также чудом сохранившийся храм Рождества Христова в Вифлееме, сооруженный над пещерой, где находятся Ясли Господни.

Передают историю, из поколения в поколение, что храм от разрушения спасла … цветная мозаика, расположенная на фронтоне перед входом в храм. Когда персы вознамерились разрушить храм, они у входа увидели изображение трёх восточных мудрецов, трёх Волхвов, которые первыми прибыли в Вифлеем из других стран, следуя движению звезды в небе, чтобы поклониться появившемуся на свет Младенцу и принести Ему дары. «Это наши люди, они одеты в такие же одежды, как и мы», - примерно так, наверное, рассуждали завоеватели, когда отказались от решения уничтожить храм Рождества Христова в Вифлееме.

Самый знаменитый храм, построенный императором Юстинианом, – храм святой Софии Константинопольской в Стамбуле, который был превращён вначале в музей, а затем и в мечеть. Для этого храма император Юстиниан лично написал тропарь - гимн «Единородный Сыне и Слове Божий» (известен сегодня как тропарь храма св. Софии), который исполняется с тех пор до наших дней во время Литургии.

Иеромонах на русском подворье в Иерихоне, родом из России, настоятель храма, заранее принял исповедь накануне предстоящей ночной службы в храме Воскресения Господня в Иерусалиме. Он и поведал нам, вкратце, историю событий второй половины XIX в., когда создавалось это русское подворье в Иерихоне для паломников на Святую Землю. Так мы впервые услышали впечатляющий рассказ об основателе множества русских приютов для паломников и узнали об архимандрите Антонине (Капустине) (3)  – начальнике Русской Духовной миссии в Иерусалиме с 1865 по 1894 год, усердием которого были приобретены многие участки земли и основаны монастыри и построены храмы.

 Покупки и строительство совершались на частные пожертвования из России православным арабом Яковом Халеби, турецким подданным, верным другом архимандрита Антонина (Капустина) и впоследствии были переданы им в собственность Святейшему Синоду Российской империи и Православному Палестинскому Обществу.

Настроение у нас было по-особому приподнято-торжественное, но мы немного недоумевали и не переставали удивляться: «Как так случилось, что изначально казавшаяся обычной плановая недельная туристическая поездка вдруг превратилась в сплошной праздник удивительных открытий?».

Вернувшись в Москву, мы постарались как можно ближе познакомиться с событиями и делами жизни архимандрита о. Антонина (Капустина), о котором смогли узнать, только побывав на Святой Земле, собирали литературу по этой теме, которой нашлось довольно много, посвящённой возведению храмов, основанию монастырей, организации подворий для паломников, учреждению школ для местных арабских детей.

Даже поверхностный обзор отдельных выборочных событий, отражающих путешествия русских паломников на Святую Землю на протяжении веков внушителен по объему. Приведём некоторые малоизвестные примеры из XVII века.
 



Источники.

1 - Императором Юстинианом I в 535 году был завоеван город Равенна, здесь он создал экзархат и фактически превратил Равенну в центр византийской власти на Итальянском полуострове. Епископы при Юстиниане продолжили и расширили строительство базилик, заказывая создание одних из лучших мозаик в мире.

2 - Флавий Пётр Савватий Юстиниан, более известный как Юстинин I (482/483–565) – византийский император с 1 августа 527 г. вплоть до своей смерти в 565 г. Русская Православная Церковь отмечает память Правоверного царя Иустиниана и царицы Феодоры 27 ноября (н. ст.)

3 - Архимандрит Антонин Капустин (1817–1894) – священнослужитель Русской православной церкви, ученый-византинист, начальник Русской духовной миссии на Святой земле, магистр богословия. За многолетние труды архимандрит Антонин был избран в разное время почетным членом Императорского православного Палестинского общества, почетным членом Императорского археологического общества, Одесского общества истории и древностей, Афинского археологического общества, Немецкого восточного археологического общества и др.


Рецензии