Елшанские легенды
Наверное, сейчас уже мало кто из молодежи нашего села знает, где находится Грунькин сад. А жаль!
Это прекраснейшее место располагается на берегу реки Сок недалеко от села. Это как раз то место, где до начала 20-го века на противоположенном берегу реки находилась небольшая деревня Рязанцы.
Существует легенда о том, почему это место так названо - Грунькин сад, который, собственно и связал историю деревни Рязанцы с историей нашего села Елшанка.
По легенде в маленькой деревеньке Рязанцы на берегу реки в доме своих родителей жила красивая девушка. Звали ее Груня. Ее –то и полюбил один из елшанских парней, прислал сватов в к родителям Груни. Парень был красивым, ладным, работящим, но из бедной крестьянской семьи. А потому и получил отказ. Родители Груни не захотели, чтоб их доченька бедствовала всю жизнь в нищете.
Парень долго не раздумывая, чтобы залечить нанесенную душевную рану, ушел из дома, поселился на берегу реки, чтобы хотя бы издали видеть свою любимую. А чтоб отвлечь себя от боли и разочарования, решил посадить сад. Благо на поляне, где он обосновался было предостаточно земли, на которой росла только трава в пояс, да цвели белые огромные ромашки.
Решил – сделал. И вскоре здесь зацвели молодые яблоневые и вишневые деревья, распространяя свой аромат на оба берега. А на самом берегу, совсем близко к воде посадил молодой садовод непривычные для этих мест деревья – пирамидальные тополя, которые росли не по дням, а по часам, перегоняя в росте фруктовые деревья и кустарники, создав своими остроконечными вершинами настоящий живой забор, словно созданный для охраны сада. Тополя весной зацвели, удивляя жителей Рязанцев терпко-горьким ароматом своей смолы, летом - серебром своих листьев, похожих на листья мать-и-мачехи, потому что с лицевой стороны были гладкими, а с внутренней- бархатистыми, и оттого теплыми. Осенью же тополя всех одаривали своим нежным пухом, перелетающим даже через воду на другой берег.
И вот однажды, осмелев, юноша, набрав огромный букет все тех же белых ромашек, снова пришел в дом Груни. И родители тут уж не смогли оказать этому трудолюбивому и такому твердому в любви парню. И увез он свою Груню в цветущий сад, который и назвали люди Грунькиным садом.
Что потом стало с Груней, что за судьба была в дальнейшем у ее любимого – легенда не говорит. НО до сих пор в Грунькином саду цветут белым ковром крупнющие ромашки, а весной из Грунькиного сада тянется к Елшанке легкий нежный аромат теперь уже одичавших яблонь и вишен. И до сих пор покой Грунькиного сада оберегают высокие и гордые стражи – вековые пирамидальные тополя.
А теперешние девушки и юноши, те, что поромантичнее, ходят в Грунькин сад. Кто за июльской земляникой, кто за смородиной. А кто и за букетом белых ромашек. А может и не только за этим… Ведь это место до сих пор дышит той любовью, которая увековечена в елшанских легендах
Озеро Скопино
Это озеро, может, и не будет первенствовать в красоте, соревнуясь с нашим Липовым озером, но это еще одно замечательное место среди многочисленных красот нашего края. Оно спряталось с одной стороны за высокими деревьями леса, растущего вдоль реки Сок, с другой стороны - за зарослями ивняка и ольшаника, спутанными колючими ветками-веревками ежевики, а с третьей - зарослями высоченного камыша, выросшего на берегу озера и прилегающих заливных низинах МАртынчевых лугов. Именно по камышу его легче всего найти. И рыбаки его находят и очень ценят это небольшое озерцо, не желающее быть увиденным всеми.. Может быть, оно считает себя более нужным как раз только тем, кто сам хорошится от людского глаза: зверям и зверюшкам, обитающим в округе. Видно поэтому именно здесь чаще всего грибники или рыбаки видят на водопое семейку лосей, косуль или кабанов.
Скопино. Почему оно так называется? Наверное, название это исходит от одного корня с такими словами как, копить, скопить.
Что же копит Скопино в своих кладовых? Скорее всего название оправдывается тем фактом, что в его берегах копится все лето оставшаяся после половодья вода. А еще бывалые рыбаки знают, что в некоторые годы в Скопино можно было руками ловить карасей. Говорят, они сами запрыгивали в лодку, настолько им было тесно в воде.. Видимо, копит Скопино в своих закромах многочисленное семейство карасей, а в разлив по весне делится накопленным богатством с Соком и озером Липовым.
И дикие утки всех пород доверяют этому озеру свои выводки. И озеро платит им заботой о малышах-утятках. Копит популяцию уток, чтоб они осенью поднялись на крыло и с благодарностью облетели свое большое и уютное общее "гнездышко", прощаясь с ними до весны. Улетая в теплые края, они хранят в своей памяти красоту и щедрость озера, даже, может быть, рассказывают там, на зимовье, другим уткам об озере с удивительным названием Скопино.
ОНи улетят , а озеро будет копить до возвращения птиц воду, еду, беречь их дом, оправдывая свое название.
Мартынчевы луга
Вы видели когда-нибудь огромное пространство высокой и густой травы, ограниченное, словно рукотворной изгородью, сов сех четырех сторон лесом? Это Мартынчевы луга.
Если ветер дует, то трава здесь колышется, словно волны на море. Волны бегут- бегут , догоняя друг друга, и растворяются в зарослях мелкого кустарникового "торнослива", шиповника или калины, очерчивающих край леса.
Трава на этих лугах всегда была, как говорят, тяжелая. Не каждый косец мог ее "поднять косой" И пласты ложились за косой- литовкой огромные, трудно переворачиваемые при просушке. А когда сено высыхает, трава становится не желтой, не коричневой, а голубой. Голубое сено поет под вилами, слышится непередаваемый нежный, тонкий шелестящий шепот, который, смешиваясь в воздухе со стрекотом кузнечиков, жужжанием ос и шмелей, сливается в звенящую гармонию жаркого июльского солнечного дня.
Такой травы, как в Мартынчевых лугах, нигде нет. И, стало быть, и такого " поющего сена тоже. Недаром во времена, когда покосные луга делили между колхозниками для личного сенокоса, каждый хотел, чтоб и ему достался надел в Мартынчевых лугах.
Сено на небольшой полоске надела здесь можно было собрать в разы больше, чем на других паях, по размеру больших , чем этот.
А почему луга так названы?
Говорят, за справедливый раздел между колхозниками этих лугов отвечал один и тот же человек, по прозвищу Мартын. Толи фамилия у него была Мартынов, толи имя его или его отца - Мартын, этого уже никто не помнит. И луга Мартынчевы уже не делят на раи для сенокоса. Да и косцов таких, кто бы осилил скосить косой эту траву, тоже нет.
Вот только трава здесь все такая же - кое-где даже выше человеческого . роста. И кажется, что в ветреный день она поет грустную песнь о том, как когда-то приходили сюда косцы-богатыри, и ложилась "тяжелая" трава из-под косы богатыми рядами вдоль Мартынчева луга . ПОет о том, как богатыри - косая сажень в плечах, взмахивали косами раз от разу, заготавливая на зиму голубое поющее сено.
В наше время здесь тоже заготавливают сено, но уже не богатыри с косами, а трактористы с косилками. И согребают уже не такое голубое , как раньше, сено в в круглые тюки, утягивая их туго веревкой.
Венин угол
Венин угол - еще один наикрасивейший уголок елшанской природы. Находится он недалеко от Грунькиного сада и тоже имеет свою историю, сохранившуюся в легендах елшанцев.
Веня, Вениамин - не совсем привычное для наших краев имя. Говорят, что обладатель этого имени был человеком пришлым. Откуда он пришел, где родился, что его заставило покинуть родные места и оказаться в нашем краю - об этом никто не знал, а теперь уж точно не узнаем.
Старики рассказывали о том, что незадолго после революции на берегу реки Сок за Мартынчевыми лугами среди высоченных лип и осин появился незамудреный шалаш. Здесь поселился уже в то время не молодой , но очень крепкого телосложения незнакомец.. Рыбакам он назвал своё имя - Вениамин.
Человек он был малоразговорчивый, нелюдимый, но не злой. Люди думали : задержался на лето, чтобы порыбачить , поохотиться. Но ближе к зиме на месте шалаша Вениамин оборудовал что-то вроде землянки, где и обосновался.
Сначала он иногда выходил к людям, обменивал рыбу, ягоды, грибы на картошку и хлеб. А еще для деревенских мальчишек и девчонок мастерил он игрушки, чаще всего - свистульки, которые вытачивал ножом из липовых веток. По свидетельству стариков, не было ни одной свистульки или игрушки, похожей на другую ни по свистку , ни по форме.
за эти безделушки, все же столь необходимые ребятне, дети приносили дяде Вене небогатые гостинцы из дома.
В годы всеобщей коллективизации Вениамина будто бы привлекали к колхозным работам. И он не отказывался, чтобы, скорее всего не входить в конфликт с властью . Отличался он богатырской силой, сноровкой во всех видах работ, за которые бы ни брался. Его за это очень уважали местные мужики . Да и женщины, особенно овдовевшие , обращали на него внимание. Но Вениамин оставался молчаливым и нелюдимым, не желая вступать с кем бы то не было в контакт. Словно боялся чего-то, скрывал какую-то тайну о себе. Только , если детишки подбегали к его огромной фигуре богатыря русского, его глаза немного и ненадолго светлели нежностью и теплом. Что за трагедия скрывалась за опущенными ресницами его глаз, об этом никто так и не узнал.
Так никто не узнал и то, куда и почему вдруг однажды исчез этот загадочный человек Вениамин.
А землянка на берегу Сока долго еще напоминала о своем хозяине, пугая местных грибников неразгаданной тайной этого странного человека.
Теперь уже от землянки осталась лишь обвалившаяся яма, заросшая зарослями ежевики, и тропинка к ней потерялась во времени среди упавших стволов старых лип и осин.
Но осталось за этим местом название - Венин угол.
Красное поле
Задумывались ли вы хоть однажды над значением всем нам хорошо известного и очень даже часто употребляемого прилагательного « красный»? Только ли цвет назван им?
Если он равнозначен таким названиям цвета, как желтый, зеленый, коричневый…, то откуда тогда в нашем русском фольклоре поговорки:
- Не красна изба углами, а красна пирогами;
- В бою за Родину и смерть красна;
- Доброго человека в красный угол сажают;
- Зима красна снегом, а осень – хлебом.
И еще и еще много- много поговорок, только открой интернет, так и посыплются. И в них « красный» - это не то чтоб не совсем цвет, а даже вовсе не цвет, а другое. Красный в них означает "красивый, прекрасный, приятный, лучший".
Самый прекрасный, наверное, в России горнолыжный курорт под Сочи поражает своей красотой, удобством, масштабностью , был назван в год проведения зимних Олимпийских игр 2014 и Паралимпийских игр в Сочи был назван «Красная поляна».
В городе Краснодар с 1835 года существует улица с названием «Красная улица». Тогда она была самой красивой из всех имеющихся улиц города. Уже в те далекие времена было принято называть все красивое эпитетом «красный».
И даже за границей, например, в Турции, к этому эпитету то же отношение. В районе Каппадокия есть место, куда стремятся попасть все туристы, чтобы увидеть красивейший ландшафт, который к тому же подсвечивается солнцем и оттого становится волшебно-оранжевым. И называется это место Красная долина с чисто марсианским ландшафтом.
Ну, и, конечно же, всеми нами любимая Красная Площадь в Москве! И названа она так не революционным правительством пролетариев, а еще в 18 веке. И не потому, что там могли быть в те времена торговые ряды, которые часто тоже назывались «красными рядами». Их там просто в 18 веке не было. А Красная площадь называется так, потому что она всегда была самой большой, самой красивой и главной в Москве, а еще парадной, почетной.
Но я хочу вам сегодня рассказать о нашем местном красном уголочке природы с таким же эпитетом – Красное поле. О нем знают все жители нашего села и соседних сел . Не только знают, но и не единожды там бывали.
Сюда, на Красное поле ходили испокон за земляникой. И ее тут было – море. И во время созревание земляники Красное поле становилось еще и наяву красным по цвету ягод.
Сюда, на Красное поле, а вернее в лесные заросли вокруг него, ходили за ароматной и сладкой лесной малиной, которую ну никак нельзя было сравнить с домашней. Вкуснятина! А какая крупная!
А осенью вдоль Красного поля среди молодых лип и осинок можно набрать уйму опят: чистеньких, свежих, ароматных. И в сезон опят этот их аромат чувствуется уже тогда, когда еще не вошел в лес. Словно само Красное поле пропиталось им в смеси с запахом прелых листьев и травы. Здесь, на самом Красном поле всегда сеяли зерновые: пшеницу, или озимую рожь, или овес. И поле одаривало хлеборобов «красным» урожаем!
Почему и кто назвал это поле Красным? Об этом уже не у кого спросить. Можно только предполагать. Скорее всего, это название у поля – за его месторасположение. Оно самое высокое среди окрестных полей. И на него всегда на первого направлены лучи восходящего на востоке солнышка. И от этого поле становится еще краше, поистине красным- прекрасным!
А может быть, красным его назвали за тот прекраснейший ковер разнотравья, которым поле (та его часть, что не засеяна) благоухает все лето. Ковер этот в гармоничном и в то же время хаотичном рисунке составлен из прострел-травы, вероники, гвоздики травяной, колокольчиков-болоболок, полевого короставника, синего льна-долгунца, тысячелистника, обыкновенного цикория, шалфей, желтой ястребинки вперемешку с белыми ромашками… А еще, конечно же, этот ковер словно простеган душистым зверобоем и иван-чаем, душицей. И почти все эти соцветия и цветы – лекарственные! И это тоже неоспариваемое свидетельство того, что поле не зря носит свое название. А еще здесь мы собирали соцветия Акулины. Желтая такая выскочка среди другой травы. Ее мало кто из местных собирает для зимнего чая, а мама нам говорила, что в ее степной деревне чай из цветов сушеной акулины был самым любимым.
Сейчас , накануне Нового года, Красное поле спит под белым снежным одеялом, что по весне и летом снова нас радовать своей красотой. И мы обязательно придем к тебе , Красное поле!
Свидетельство о публикации №225010801211