История в представлении крестьянина-одиночки

Когда философ, соблазнившись близостью к политике, становится идеологом, он рискует оказаться только средством для достижения целей.
Миронов В.В. Вопросы философии.2018. № 12


                К третьей четверти девятнадцатого века родился в глуши земли сибирской Иван  Андреевич Выгузов, крестьянин-одиночка, признававшийся в зрелом возрасте  по праву естественного приобретения уж хозяином тех десятин пашни и угодий, какие отводила каждому своему жителю сельская община деревни Грановщина Уриковской волости, Иркутского уезда,  Иркутской губернии, Российской в те времена империи.
                К началу двадцатого столетия житель Грановщины  мог рассчитывать  на  надел в  полтора десятка  десятин на душу мужского населения.
Из них:
Пахотной -:  около  четырёх
 и сенокосной -; около полутора десятин земли.

 Доход же с одной десятины ржи составлял около 9 рублей,
 да ещё картофеля каждый дом собирал до 60 мешков при цене мешка в Иркутске - около рубля;
а вот лук ценился вчетверо дороже картофеля и его одна хозяйка могла продать на  300 - 500 руб, да ещё табаку собирали до 10  пудов  по 2-3 руб. за пуд.   

                Весьма скромны были доходы от тяжёлого крестьянского труда.

                Можно с уверенностью предполагать, что жизнь Ивана и его семьи отражалась в его крестьянском сознании, как естественный поток обычаев, не им устанавливаемый, да и устанавливаемый ли вообще-то кем-либо кроме боженьки, к которому он обращался разве что в самых крайних случаях. То есть жил он так же как жили его родители, как жили вообще люди его деревни и деревень округи. Это повеление традиций было исчерпывающим и предопределяло закон дней и ночей человека труда на земле.

                То обстоятельство, что в городе-то жили как-то по-другому может быть и интересовало его, однако так же, как и прочие обычаи иного мира, представали непостижимыми, а потому и не подлежащими осмысливанию.

                Однако прельстительные хищные вещи наступившего  века двадцатого придвинулись как-то вплотную и к Ивану - со всё нарастающими ожесточением, притом что у природного пахаря и в семье-то уже образовалось с десяток едаков;  да  ни одного из них настоящего помощника рядом.

                От природы ли, от выработанной ли под грузом забот стратегии выживания, был Иван Андреевич человеком педантичным. Хозяйство своё содержал в абсолютной исправности, а с оравой детей расправлялся немилосердно, но без нарочитой жестокости, а (как бы мы сейчас назвали)   инстинктивно мог так отвесить иному баловнику да неслуху, что мало не покажется.

                А, между тем, где-то уже произошла революция, громыхала там гражданская война, а у Ивана  всё шло своим изначально заведённым чередом, а возникающие откуда-то новые сложности, воспринимались им как естественные капризы природы, испытующие его то засухой, то сеногнойными дождями, то из ничего образовавшегося недорода или болезни скота.

                Только однажды, привычно существующие в этой местности бандиты с Весёлой горы - которые промышляют обычно на спуске к городу – заместились вообще невероятно тем, что кто-то угнал самого его лучшего  коня.

                Не чувствовал ещё Иван, горюющий о самом верном своём помощнике, что это только начало усугубления его бедствий.

                И только однажды, поддавшись общей сумятице в умах сельчан, собрался вдруг среди зимы, посадил свою бабу на сносях в плетёную большую корзину (в которой обыкновенно вывозился навоз от стайки со скотом в огород) да и рванул по дороге к лесу, спасаясь от русских каких-то войск – то ли белых, то ли красных, что в сущности для него было всё равно. Но баба-то его в корзине и опросталась. Так что вернулся Иван в дом уже с приплодом.



                Потом как-то болезненно забурлила деревня, и стало не до пахоты да сенокоса. Откуда-то объявившиеся странные люди стали обзывать сельчан лодырями, одураченными деревенскими богатеями из эксплуататоров трудового народа. От того и трудности ваши – говорили они. Одно для вас спасение – коллективный труд в совместном хозяйстве.
-Да, да – возбудились самые взаправдашние среди сельчан лодыри. Давай-ка все вместе в одну коммуну.

                Слово то это их не нашенское, н
о нелепее его представлялся этот призыв сдать своё хозяйство в общую кучу.

                Некоторое время пособирались деловые мужики, подымили самосадом, тугими своими мозгами пораскинули, да ничего и не придумали – уж слишком тёмная для их ума пришла эта новая напасть.

                Бабы этих мужиков оказались проворнее, то ли сердцем, то ли ещё чем-то своим нежным угадали они выход из этой беспросветной темноты.
- Удавлюсь, если не вступишь в коммуну – твёрдо заявила одна из них соседка с очередным младенцем на руках.
 - То есть как это? А ребятишек-то на кого?   
               
                Чего уж тут? Коммуна так коммуна.

                Теперь Ивану оставили только огород – детей же  надо кормить даже и  при  коммуне– а самого его определили в конюхи обобществлённого табуна.
                И надо ж было такому случиться – иной раз приходит с конюшни Иван (темнее тучи его лицо) молча уткнётся в угол сарая и видно по всему, что плачет этот человек, прежде наводивший страх на ребятню своей семьи.
                Выведали старшие из них причину такой его странности.

- Жалко – сознался он –добрых с в о и х коней. В артельном стаде дошли они до погибели, от изуверского обращения с ними   бесшабашными коммунарами.

                Однако-же привычке своей работать на совесть и тут не изменял Иван, так что даже в Москву на выставку свозили его перед войной, когда вся детвора его подросла, да благополучно и сбежала из деревни кто куда: кто в город, кто в армию. Одна бедолага Манька изо всех прикипела к деревне в утешение отцу с матерью, где и хлебнула лиха покруче чем любезные лошадки Ивана Андреевича Выгузова.
               
                Такова уж реалия человека в интерьере эпохи.



                А как же размышляют обо всём таком учёные люди?
                Оказывается, что современные исследователи социальной реальности сталкиваются с проблемой изменчивости того, что они называют категориальный аппарат, то есть понятий наук о людях, взятых в некоей совокупности.
                Много чего обнаруживают в свойствах современных обществ ученные люди.

                С содержательной точки зрения, понятийный аппарат социологии можно представить следующим образом:
вот есть отдельно взятый человек, который идёт по деревне в кооперативную лавку за солью или спичками,  и оказывается что одновременно с этим  он пребывает в сложной системе  синхронно действующих и взаимно пересекающихся состояний своего существования:


-     это универсальные и фундаментальные представления о мире, которые могут быть использованы при осмыслении социального бытия: (вселенная, ноосфера, общество, мир) ; 

-    это и цивилизация, формация, культура - как категории качества, показывающие уровень освоения мира, эффективность и рациональность организации общественной, групповой и индивидуальной жизни;

- а также социальные отношения, социальное развитие, социальные процессы, социальные явления и институты, которые конкретизируются сущностью и содержанием той исторической эпохи, в которых живет и действует человек;

- сознание, личность, классы. Уж они-то характеризуют активное, творческое, заинтересованное начало в деятельности общества;
- ну и категории изменений (управление, регулирование, социализация) характеризуют механизм, направленность, способы и методы осуществления преобразований.


                Короче, уж лучше бы тот человек как хер по деревне не шёл никуда: ни в сельпо, ни на собрание миноритарных акционеров, а сидьмя сидел бы на завалинке, да никого не трогал, а только покуривал самокрутку да остановившимся  невидящим взором взирал сквозь голубой её дымок в никуда. Потому что смотреть куда-либо – рискованно для всех видов его здоровья.

                Ну а так, как повезло бы такому сидельцу, если и бывает кому  в жизни, то уж до крайности редко.

                А чаще всего этот человек, если даже он нетронутый никак и ни кем, .то путается под ногами у исследователей социума, своими телодвижениями создавая для учёного люда некоторое знание, которое они и пытаются выразить  в разработанных ими понятиях.


                Вот и говорят они что
«социальный мир меняется на наших глазах и те принятые в обществе структуры, для которых существовали апробированные понятия, изменились настолько, что проблема соответствия знания социальной реальности снова оказывается актуальной в методологическом плане. Ведь если мы постулируем (утверждаем - так для простоты) , что сегодняшнее общество меняется с катастрофической быстротой, то все устоявшееся, наработанное предшественниками знание (включающее и понятийные образования) о социальной реальности просто оказывается ненужным. Однако мы и сегодня понимаем актуальность социально-философских рассуждений Платона и Аристотеля, Вебера и Маркса, Парсонса и Макиавелли. Есть в исторически состоявшихся рассуждениях о социальной реальности то, что остается важным для нас, что прошло проверку временем и стало общезначимым. Сохраняется историческая преемственность философского опыта. А еще в истории всегда остается пласт рефлексивного осмысления социального мира, который нами не освоен и требует актуализации. И мы должны приложить герменевтические усилия, чтобы перевести этот оставшийся в истории опыт на язык современных социально-философских дискуссий.» 

                Не правда ли – мудрено здесь  сказано?

                Предпримем же и мы попытку воспроизвести исторический поток, но уж через примитивные представления об историческом переходе нашего народа из времени во времена последнего века.


                В то время как Иван Андреевич сложно решал свою проблему своего выживания, онтологически создавалась общественная среда, в которой суждено было существовать уж его потомкам.
 
                Настолько причудлив оказался этот процесс существования людей, что для понимания его хочется обратиться с специалистам, которые, однако же ещё больше подпускают морок такой замудрённости  ( вроде той, сквозь которую мы продирались вот только что).

                Но, как это часто бывает, яснее всех вместе взятых экспертов существо вопроса выразил, простихосподи, поэт.
                Песня на его слова о романтике боя на языке батарей настолько понравилась нам, что слушать её и даже напевать и сейчас доставляет большое удовольствие. Что-то в ней есть такое, что отзывается в душе таким гармоническим резонансом, что смысл слов уже сам по себе не важен. Но уж подсознании-то поживает тайной своей жизнью. И тогда легко  пролетаем мы сквозь тот парадокс, что, в командой своих товарищей отобрав у народа естественное право на землю, некий мечтатель

-  /хату покинул / потому что  /пошёл воевать /.
 А зачем это ему надо?
- /Чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать /.

                И в это-то время, когда в далёкой Гренаде никто даже и не помышляет о существовании проблемы передела собственности. Точно также как Иван Андреевич ни сном ни духом не подозревал о том, что наступит то  время когда, сглотнув слёзы нормально приручённого невольника бывшей своей земли, окажется на острие социального прогресса, как участник колхозной Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.


                А между тем, пока народ распевает бодрые песни созидания и битв за светлое будущее, над миром под знаменем демократии начинается игра в поддавки двух вождей социалистических рабочих партий.

                Причём у одного из них шансы  возвыситься абсолютно мизерны, так как он едва только вышел из тюрьмы на свободу со своей совестью, которая возбуждает в нём  мировые амбиции.

                У другого же такого вождя эти шансы велики едва ли ни до беспредельности. Так что его-то амбиции имперскими назвать прямо запрещено.  Интересно ему какая из стран мира последней республикой войдёт в состав нерушимого союза республик свободных.

                Для   этого у него в руках все ниточки управления интернационалом национальных предателей. Каждый из лидеров этого сборища  в своей стране готовит презент вождю мирового пролетариата. А уж когда придёт пора этому вождю действовать, то   его властью оказывается возможным  сделать с любым членом интернационала всё что угодно, вплоть до лагерной пыли или даже пули в затылок. Но все вокруг всё больше обожают вождя и уже кажется, что готовы на любые жертвы. А первая из них –  народ счастливой страны, стоящей в авангарде социального прогресса. Этих–то ему, Великому Вождю Всех Времён и Народов и расстреливать-то нет особой надобности. Разве что так, потренировать исполнителей верноподданнических приговоров, как действенным средстве плодотворной советизации стран, не ведающих о своём предстоящем счастье.

                И вот между этими двумя Вождями внезапно (говорят все всё правильно понимающие эксперты) вспыхивает война. И первые дни сражений вдруг показали, что народ Великого Вождя действует вопреки своим намереньям, а как-то панически в небесах, на земле и на море. Теперь-то уж и весь мир обречён выбирать к кому из этих двух монстров примкнуть, как злу теоретически меньшему.
                И вышло так что победил Вождь, который теперь ещё и Генералиссимус.
                Но победа-то эта, несмотря на безмерные жертвы послушного народа, вышла какая-то кособокой. Целей освобождения всего цивилизованного мира от гнёта эксплуататоров достичь не удалось. Даже и для того, чтобы утвердиться на зоне собственной оккупации, приходилось изрядно потрудится, и в первую очередь увлечь её народ прелестями жизни под властью советизации. Для этого у народа-победителя - и без того изрядно подотощавшего -   надобно изъять жизненных ресурсов, необходимых для окормления контингентов лагеря победившего социализма, да подготовки к грядущим победам по всем фронтам наступившего мира.

                Но к этому времени Иван Андреевич, не дождавшись возвращения с фронта троих своих сыновей , почил с миром на руках у бедолаги Маньки - едва живой от постоянных трудовых мобилизаций, где всё для фронта, всё для победы.

08.01.2025 20:30


Рецензии
Слишком просто и главный герой совсем не генералиссимус.
Гений, оказавшийся, в общем-то, и не гением, поставленный
мировым сионизмом для развала России, для претворения их
мечты, озвученной ещё Марксом об уничтожении славян, особенно
русских, почти выполнил их установку вместе со своими заединщиками,
собранными со всего мира "революционЭрами", ненавидящих эту Россию.
Да только он... "чижика съел", возмечтав о троне мирового владыки.
А это, по мнению настоящих властителей мира - слишком. Всё что
потом - производное от теории и практики "гения", роль которого
в бедах России, роль отряда его подельников, для которых само
слово русский было ругательным, старательно преуменьшается, наводя
тень на другого, конечно, виновного во многих окаянствах, но и
имевшего немало заслуг в том, что Россия устояла. Но хитрые потомки
тех подельников раз за разом отводят внимание от истинных виновников
бед "Ивана Андреевича". Вот и здесь, замаскировано, но об этом.

Валерий Слюньков   10.01.2025 10:45     Заявить о нарушении
Валерий, видимо это хорошо что я ничего не понял из Ваших глубокомысленных наводок на мою неприглядную сущность.

Виктор Гранин   10.01.2025 11:44   Заявить о нарушении
Очень понимаю Ваш сарказм, считаю достижением что смог
Вас подвигнуть хотя бы на такой ответ. И всё-то Вы поняли.
Всех благ!

Валерий Слюньков   10.01.2025 13:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.