Август. Елабуга. Марина

Впечатления о первой поездке
 
                … Я бы хотела жить с Вами
                В маленьком городе.
                Где вечные сумерки
                И вечные колокола. 
                М.И. Цветаева    

          Давно мечтала побывать в Елабуге, но в силу различных семейных и житейских обстоятельств эта мечта осуществилась только в конце августа 1996 года. И я благодарна была Лилит Николаевне Козловой, преподавателю Ульяновского педуниверситета,благодарна судьбе за эту встречу с необыкновенным городом и людьми, которые живут и работают здесь, с людьми, которые ежегодно из разных уголков страны едут сюда, в Елабугу, к Марине.
          Удивительно, но в этот город влюбляешься с первой минуты. Здесь волнует всё: живописная природа, неповторимая архитектура, по его гостеприимным уютным улочкам хочется бродить и бродить бесконечно.
          Поражают люди, особенно елабужанки – у них такие ясные и светлые лица, а в глазах светится душа.
          Остановились мы у Нины Сергеевны Яковлевой, давней знакомой моей спутницы. Нина Сергеевна и её муж Григорий Кузьмич – провинциалы в самом лучшем смысле этого слова. У них, как и у многих жителей города, двери никогда не закрываются. Они нас встретили, как самых долгожданных и близких людей. Не с этой ли минуты началась светлая магия Елабуги?!
          В первый же день, только приехав, мы попали в дом-музей Ивана Ивановича Шишкина, где родился и жил в юности известный русский художник, куда он так часто приезжал поработать и отдохнуть.
Именно здесь, в музее, я узнала, что город богат историческими и культурными традициями. В Елабуге находится Ананьинский могильник – памятник глубокой древности, памятник периода Волжско-Камской Булгарии «Чёртово городище». Мы побывали там в этот же день после посещения дома-музея И.И. Шишкина.
          Целая эпоха в археологии получила своё название благодаря открытию Ананьинского могильника близ Елабуги, датируемого V-VIII вв. до н.э. Сама же Елабуга возникла на рубеже  X-XI веков и сформировалась как поселение городского типа к 1005-1010 годам.
          Издревле здесь находилась летне-зимняя переправа через Каму. В болгарский период она стала составной частью торгово-караванной дороги из центральных районов Волжской Булгарии в Среднее и Верхнее Прикамье и далее до Ледовитого океана.
          В XII в. была сооружена белокаменная мечеть (Ак-мечеть) с восемью башнями и полубашнями, конструктивно похожая на соборные мечети в Биляре – Болгаре (IX – XX вв.) и Болгаре (XIII – XIV вв.) и имеющая самые близкие аналоги в мечетях-крепостях в Суссе (Тунис) и Багдаде (Ирак). В настоящее время останки этой мечети-замка являются единственным частично сохранившимся болгарским наземным сооружением домонгольской эпохи. Археологическими раскопками последних лет получены интересные результаты, позволяющие рассматривать древнюю Алабугу в числе булгарских городов, существовавших в ещё домонгольский период нашей истории. В IX—X столетиях н. э. образовалось Булгарское государство, ценнейшим памятником которого является ныне «Елабужское городище» – остатки древнего булгарского города. Одна из башен старинной крепости, отреставрированная в 1860-е годы, и сегодня является одной из достопримечательностей города.
          Музейные работники вкратце познакомили нас с историей пугачёвщины в елабужском крае, рассказали о лучших представителях купечества, чья жизнь и средства служили процветанию Елабуги. Среди них был и отец Ивана Ивановича Шишкина, известного русского художника-пейзажиста. В городе Елабуга Иван Васильевич Шишкин и сам был не менее известным человеком. Он, будучи хозяином города, на свои личные средства построил в городе деревянный водопровод – один из первых в России, а не только в Вятской губернии.
          Мне очень хотелось бы отметить, что известные купеческие династии не оставляли город без своего попечительства. Например, Иван Иванович Стахеев – отец литератора Д.И. Стахеева, из известной купеческой династии купцов Стахеевых (крупнейшие торговые дома «И. Г. Стахеев и сыновья», «Г. И. Стахеев и наследники» имели ежегодный оборот до 150 миллионов рублей) поставляли хлеб в различные регионы России, а также в Англию, Германию, Францию, Голландию, Бельгию. Весь хлебный рынок Прикамья был в их руках. Их могущественный род опирался на огромные капиталы – они имели золотые прииски в Западной Сибири, нефтяные промыслы, собственные пароходства, заводы и фабрики. Ими в начале 1870-х годов был образован «Благотворительный братьев Д. и И. Стахеевых комитет», на счетах которого были сотни тысяч рублей, которые тратились на строительство монастырей и церквей, учебных заведений и приютов для нуждающихся, на обучение детей служащих фирмы в любых учебных заведениях, на благоустройство родного города, на поддержку просвещения, искусства и культуры. Много средств ими выделялось на обучение и стипендии талантливой молодёжи города и т. д.
          Иван Иванович Стахеев устроил и содержал женскую богадельню на 60 мест, воспитательное отделение для сирот, построил Казанско-Богородицкий женский монастырь. Будучи городским головой, он построил большую каменную лестницу, чтобы было быстрее добираться до реки, и дамбу.
          Стахеевы построили в городе мужскую богадельню и приют с бесплатной столовой для всех бедных, приняли участие в возведении реального, городского и духовного училищ, ремесленной школы.
          В некрологе об Иване Ивановиче Стахееве в «Вятских губернских ведомостях» в 1885 году было написано, что «бывший некогда миллионер и главный воротила в торговых делах умер с очень незначительным капиталом, громадная часть которого была истрачена на различные благотворительные учреждения». А сам Дмитрий Иванович, будучи городским головой, отказывался получать жалованье за эту должность, направляя причитающиеся ему деньги на нужды города.
          С Елабугой связаны имена не только Ермака, Пугачёва. Елабуга – родина В.М. Бехтерева, известного психиатра и психолога, здесь жила (в общей сложности около 30 лет) и умерла кавалерист-девица, офицер Русской императорской армии, героиня Отечественной войны 1812 года, ординарец фельдмаршала М. И. Кутузова и известная писательница, чьими произведениями восхищался Александр Сергеевич Пушкин, – Надежда Андреевна Дурова. Она стала прототипом Шурочки Азаровой в фильме «Гусарская баллада», хотя её жизнь была гораздо насыщенней, чем жизнь её водевильной героини. 
          Мать, страстно желая сына, к дочери относилась враждебно, даже выбросила её годовалую, когда она плакала, из окна кареты. Но благодаря счастливой случайности ничего страшного не случилось,окровавленного младенца подобрали гусары. После этой истории отец отдал Надежду на воспитание гусару Астафьеву, и детство её прошло в обстановке армейской жизни. «Седло – писала Дурова – было моею первою колыбелью; лошадь, оружие и полковая музыкапервыми детскими игрушками и забавами». Росла Надя настоящим мальчишкой. Это очень раздражало мать, особенно когда отец подал в отставку и дочь вернулась в семью. Мать стала приучать её к рукоделию и домашнему хозяйству, но из этого ничего путного не выходило.
          В утешение отец подарил ей черкесского коня, и езда на нём стала её любимым занятием. В 18 лет Надежду выдали замуж без её желания. Родился сын, но согласия между супругами не было, к сыну она не питала никаких чувств. Надежда Андреевна покинула мужа, оставив ему сына. Своим возвращением домой она снова вызвала гнев матери.
          В 1806 году она уехала вслед за казачьим полком, переодевшись в мужскую одежду, на своём любимце Алкиде, который потом не раз спасал жизнь своей хозяйки. Через некоторое время она покинула казачий полк, т.к. казаки обязаны были носить бороды, и она бы была неминуемо разоблачена. Надежда добралась до кавалерийского Коннопольского уланского полка (уланы бород не носили) и попросилась на службу, назвавшись дворянином Александром Васильевичем Соколовым. Её зачислили в полк в звании «товарищ» (чин рядовых дворянского происхождения).
          Она участвовала в битвах при Гуттштаде, Гельсберге, Фридланде и слыла среди сослуживцев смелым и храбрым юношей, поражала всех невероятной самоотверженностью, полным презрением к опасности. От неё никто никогда не слышал ни одной жалобы на трудности походной жизни.
          Тайна Надежды Андреевны была раскрыта, когда она с полком находилась в Тильзите, где подписывался Тильзитский мир. Выдало её письмо отцу, написанное перед сражением, в котором она просила прощения за причинённую боль (уходя из дома, она оставила на берегу реки своё платье, и отец мог подумать, что она утонула). Отец, задействовав свои связи, разыскал её и потребовал, чтобы она вернулась в родительский дом. Это письмо живший в столице дядя показал знакомому генералу, и вскоре слух о кавалерист-девице дошёл до Александра I. Её отправили в Санкт-Петербург, где её принял император. Император, поражённый самоотверженным желанием женщины служить родине на военном поприще, разрешил ей остаться в армии, лично вручил ей солдатский Георгиевский крест за спасение раненого офицера, произвёл в корнеты и перевёл в Мариупольский гусарский полк под именем Александра Андреевича Александрова. Имя явилось производным от имени царя – «Александр» и от фамилии её матери – «Александрович». В приватной беседе с царём Надежда Дурова пообещала до конца военной кампании не разглашать своей тайны и обещание своё сдержала. До конца она значилась как Александр Александров.
          В Отечественную войну 1812 года Н.А. Дурова уже была произведена в чин поручика и командовала полуэскадроном, состоящим из 60-75 всадников. Участвовала в сражениях под Смоленском, Колоцким монастырем, при Бородине защищала Семеновские флеши, получила ранение в ногу. На лечение ее отправили в родительский дом, после чего произвели в поручики и откомандировали в качестве ординарца к самому Михаилу Кутузову. Прославленный полководец знал, что его ординарец женщина, но никаких поблажек не допускал, относился так же, как к офицерам мужского пола. 
          В 1813-м кавалерист-девица стала участницей осады крепостей Гарбург и Модлин, вместе с остальными осуществила переход через Богемские горы.
          Спустя три года в 1816-м Надежда Дурова навсегда простилась с военной службой, уступив просьбам отца и в чине штабс-ротмистра вышла в отставку.
          Впервые Надежда Андреевна приехала в Елабугу в 1831 году вместе с братом, который был назначен городничим. Здесь были написаны "Записки кавалерист-девицы", которые очень высоко оценил Пушкин. По его приглашению в 1836 году Дурова уехала в Петербург, чтобы заниматься изданием своих книг (за четыре года издала 12 произведений!). А в 1841 году вернулась в Елабугу и поселилась в доме на Московской улице (с 1993 года здесь был открыт дом-музей Н.А. Дуровой).
          Бывали в Елабуге А.Н. Радищев, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Толстой, М.М. Пришвин, Д.И. Менделеев, С.Я. Лемешев и многие другие известные личности. Всё это мы узнали от работников дома-музея И.И. Шишкина.
          Милые женщины, работающие в доме-музее Шишкина, влюблены в город, в свою работу, очень гордятся музеем. А он и вправду хорош, нет в нём музейного лоска, он уютный, светлый, так и кажется, что хозяева ненадолго вышли. А мы, их гости, сидим и пьём чай.
          Шумно радовались новой встрече старые знакомые, приехавшие из разных городов России: Москвы, Ижевска, Казани, Хабаровска, Набережных Челнов, Зеленодольска, Чистополя. Радовались встрече со старыми друзьями, знакомились с новыми. В этот же день посетили и выставочный зал с экспозицией «Время и вещи», где была представлена обстановка и одежда начала XIX века, старинные фотографии, музыкальные инструменты, бережно сохранённые елабужанами. А потом, за вечерним чаем, милые беседы, воспоминания, литературные чтения. Трудно передать эту уютную и праздничную атмосферу, где никто не ощущал себя лишним.
          Второй день начался с посещения кладбища. До начала официальной церемонии отпевания меня и ещё несколько человек Лилит Николаевна повела к настоящей могиле Марины Цветаевой, она находилась в 8-10 метрах от официальной могилы, в глубине кладбища. Лилит Николаевна отыскала её в 1991 году по просьбе сестры Марины Цветаевой – Анастасии Ивановны Цветаевой, с которой дружила семь лет до её смерти.
          Л.Н. Козлова переписывалась со многими очевидцами, расспрашивала и сопоставляла воспоминания случайных свидетелей, записывала на магнитофонную плёнку их рассказы. Узнавала от них, чуть ли не по минутам, последние дни жизни и смерти Марины ито, как довели её до самоубийства, предлагая доносительство. Она же,понимая, что, отказавшись «сотрудничать с органами», навлекает беду не только на себя, но и на сына, выбрала смерть. Это хорошо видно из её предсмертных записок «попала в тупик» (не сама зашла в тупик, а «попала» чужой волей, не это ли замаскированное сообщение нам – через многие годы?! «Со мной он пропадёт» писала она о Муре, так с детства ласково называли мальчика в семье. Смертью своей она спасала его жизнь. Это был её материнский подвиг, она спасала шестнадцатилетнего сына от тени на него – своей чёрной тени. В записке к друзьям она просила помочь ему на первых порах. Утром ещё они собиралась уехать с ним в Чистополь, а после визита работника НКВД поэтесса повесилась… Хоронили её только работники НКВД, а людям на похороны идти было запрещено. Соседи опасались ослушаться, и никто на похороны не пошёл. Даже в конце 80-х, начале 90-х трудно было разговорить некоторых свидетелей.
          Л. Н. Козлова подробно пишет обо всём этом в книге «Вода родниковая» (в первой из пяти книг о Марине Цветаевой). В 1990 году она поставила на могилу оградку и крест с надписью, что здесь похоронена Марина Цветаева, ибо крест, поставленный её сестрой Анастасией Цветаевой в 1960-м году, был уничтожен.Та же участь постигла оградку и крест с надписью: «Я тоже была, прохожий!»с подписью «Марина Цветаева», поставленных в феврале 1990 года Лилит Николаевной.
К 50-летию со дня гибели поэта чья-то злая рука вырубила бузину и рябинку, ещё раньше – унесли крест и дважды отрывали табличку, оставалась только оградка. Когда мы подошли к могиле,уже не было и её. Получилось так, как пророчески, ещё при жизни в Чехословакии,написала Марина Цветаева:
 
А может, лучшая победа
Над временем и тяготеньем –
Пройти, чтоб не оставить следа,
Пройти, чтоб не оставить тени
На стенах… Может быть, отказом
Взять? Вычеркнуться из зеркал?
…А может,– лучшая потеха
Перстом Себастиана Баха
Органного не тронуть эха?
Распасться, не оставив праха?

          Церковную службу на официальной могиле проводили молодые священник и певчая. О чём думали люди, слушая службу, бережно прикрывая трепетный огонёк тонкой свечи? Может быть, о том, что вот даже церковь признала, что Марина не самоубийца, а убиенная, обстоятельствами ли, людьми ли, но убиенная, а не самоубийца, которая жизнью своей заслужила прощение всех грехов…
Потом у стены присутствующие читали стихи Марины, стихи о Марине, выражая свои сокровенные мысли о том, какое значение имела и имеет поэт в нашей жизни. Вот как выразила свои мысли и чувства учительница Зоя Сафиуллина из Зеленодольска:

… Недалеко отсюда – Пастернак.
Там, на мысу, Волошина виденье.
Она пришла сюда по воле провиденья,
И здесь поэтов имена сошлись опять.
 
… Теперь спокойно смотришь ты на нас,
Тебя не мучает тоски удушье…
Тоскуем мы, хотим поднять алмаз,
Растоптанный ногами равнодушья.
 
Давно у нас в России повелось –
Всегда мы дорогой ценою платим,
Не ценим мы людей, не ценим ничего,
А потерявши, плачем, плачем, плачем.
 
          А стихи Л.Н. Козловой,посвящённые памяти Марины, написанные много позже, тоже служили своеобразным гимном неувядающей и всепобеждающей силе воздействия поэта на души и сердца людей:
 
Ты в венок заплетаешь сердца
Оживляешь и души, и судьбы,
И в пространстве без мер и конца
Споришь с жизнью, обычной и грубой.
 
У тебя мы сегодня в гостях.
Снова тенью – лихая година…
Разрослась бузина и рябина
И не сыщешь могилы в кустах.
 
...Только ты бесконечно жива –
Прорастаешь стихами сквозь тризну.
 
 
Так живи же! Лети над землёй!
Беспокой нас, ввергай в восхищенье!
Беспредельность простора раскрой
И учи погружаться в мгновенье...
 
          И как хорошо сказал поэт из Казани Александр Пчелин: «Свет любви небесной льётся на каждого из нас, чтобы это почувствовать, надо остановиться в суете, раскрыть сердце свое… Всё дается по вере и по любви. Глазами любви красота видится». Может, от понимания этих слов так светились лица всех присутствующих и здесь, и в литературном музее памяти Марины Цветаевой, организованном на спонсорские средства «Континента» в 1992 году.Работники музея, милые, доброжелательные женщины, познакомили нас с работой музея. Зиннур Миннахметов, художник, чья выставка экспонировалась тут же в музее, рассказал о творчестве и своём видении Цветаевой. По предложению работника местной музыкальной школы всеми была прочитана поминальная молитва.
          Но самое большое открытие на цветаевских чтениях были молодые ребята из театральной студии.Они познакомили нас со стихами цикла «Лебединый стан». Щемящей, звонкой струной отзывалось чтение стихов Марины, пение под гитару и поминальные свечи в их трепетных руках. Они несли Высокий Чистый Свет, и мы, присутствующие, принимали его из рук молодых ребят, а иначе отчего так светлели лица сидящих в зале?!
          Как всегда, права была Лилит Николаевна, когда говорила, что «около Марины Цветаевой люди просто преображаются!..». Идёт процесс внутреннего восхождения к высокому, преображения, путь к себе лучшему. Возникает новое видение мира, новый духовный опыт… Жаль только, что не снималось всё это на видеоплёнку. Сколько бы людей смогло понять и почувствовать это чудо мгновенного следа души – Высокого Чистого Света! Не оставили, не остановили прекрасного мгновения для будущего… Только этого и было жаль.
          И ещё было жаль, что всё хорошее кончается. Закончились экскурсии и милые чаепития, разговоры, когда без боязни обнажается душа и каждый из присутствующих, вчера ещё незнакомый, сегодня кажется роднее самого родного человека. Жаль было, что надо думать об отъезде и прощании.
Но частичка души всё равно оставалась здесь, в Елабуге, и невозможно было сказать ей: «Прощай!» Нет, мы ещё увидимся, обязательно вернёмся, ибо человек, хоть раз побывавший здесь, никогда не сможет забыть этого города, не сможет не вернуться сюда. Многие, не желая прощаться с городом, как и я, говорили: «До свидания, Елабуга! До новых встреч!»
                Август 1996 – ноябрь 2021 гг.


Рецензии