Тушоли и солярные аспекты
Осознавая важность небесных циклов, такие общества стремились глубже понять движения небесных светил, таких как солнце и луна, и их влияние на природные процессы. Для этих целей они создавали специальные обсерватории, которые использовались для наблюдения за положением небесных тел. Это позволяло им точно определять ключевые периоды, такие как время посева и сбора урожая. Эти знания стали основой их календарей и хозяйственной деятельности, обеспечивая согласованность жизни общин с природными циклами.
Отсчёт времени стал не только практическим инструментом, но и культурным достижением. Эти системы позволили ранним обществам упорядочить свою жизнь, установить ритуалы и традиции, связанные с циклами природы, и подготовить основу для развития цивилизаций.
Древние чеченцы для наблюдения за небесными светилами строили специальные святилища, называемые селинги. Эти сооружения были тщательно спроектированы так, чтобы через специальное отверстие внутрь проникал луч солнца в определённые моменты года — в периоды летнего и зимнего солнцестояния. Этот солнечный луч служил своего рода индикатором, показывая начало нового цикла. Такие наблюдения позволяли точно определять время для важных земледельческих работ, таких как посев, уход за посевами и сбор урожая. Святилища-селинги выполняли не только практическую, но и сакральную функцию храмов.
Тушоли — мать весны и плодородия
Тушоли — мать весны и плодородия в древней традиции чеченцев. В горной Чечне находится каменная стела, расположенная в районе села Вилах, посвящённая матери плодородия Тушоли. Стела высечена из огромного скального валуна и достигает высоты 4,5 метра.
Для того чтобы понять значение её имени, необходимо сделать краткий экскурс в древнюю шумерскую историю. Мы предполагаем, что шумеры были чеченскими переселенцами эпохи раннего неолита, которые перенесли с собой свои традиции и культуру. Рассмотрим шумерский аналог Тушоли — богиню Ашнан.
Шумерская богиня Ашнан была связана с плодородием, зерном и земледелием. Имя Ашнан состоит из двух частей: «Аш» — зерновые культуры, хлеб, питание, и «Нан» — добавление, которое формирует имя богини и может быть интерпретировано как «мать». В свою очередь, «Аша» в шумерском языке означает поле. Мы, считая это имя исконно чеченским, раздробили начальную часть Ашнан — «Аша» — на две составляющие: «А» — древнее чеченское слово, означающее низменность или плоскость, и «Ша» — пядь, что буквально означает «пядь земли», то есть определений кусок плоской земли. Также в чеченском языке слово «шу» означает межу, холм, возвышенность.
Шала — богиня, известная в шумеро-аккадской и вавилонской традициях, аналог шумерской Ашнан. Имя Шала иногда переводится как «корзина для зерна», что подчёркивает её связь с зерновыми культурами, изобилием и благополучием. Имя Шала также можно сблизить с чеченским словом «Шелиг» — кадка, бочка, где «иг» является уменьшительным суффиксом.
После языковых изменений, которые отражали переход от доминирования женских образов и ролей к доминированию мужских, имя Ашнан, в котором присутствовало имя богини, трансформировалось в имя Шала, где уже присутствует имя бога, а не богини (матери), хотя по-прежнему её называли богиней.
По нашему мнению, имя Шала состоит из двух корней: «Ша» и «Ала», что буквально означает «ангел пяди возделываемой земли». «Эла» на чеченском языке означает князь или Всевышний, также встречается вариант «Ала». В древности, когда добавлялось имя Эла, Ила или Ала в разных его вариациях, это указывало на божественную сущность, схожую с понятием ангела в современном понимании.
Возможно, имя богини Тушоли делится на две составные части: «Ту» — «небесный бык», и «Шоли» (в родительном падеже) — пядь земли ангела, что буквально означает «пядь земли ангела Небесного быка».
Солярные аспекты Тушоли
Форма стелы Тушоли состоит из трёх кругов: верхний круг изображает голову, два боковых круга символизируют плечи, а два отверстия расположены внутри боковых кругов.
Согласно древним представлениям чеченцев, солнце совершало шесть кругов в течение года. Они разделялись на две части по три круга, что обозначали период от зимнего и летнего солнцестояний. Продолжительность каждого круга составляла 60 дней, таким образом три круга (180 дней), а полный год состоял из 360 дней.
По наблюдениям, проводимым в обсерваториях — селингах, древние чеченцы знали, что солнце дважды в году достигает своего «дома» — летнего и зимнего селинга. Эти периоды отмечались в дни зимнего и летнего солнцестояния.
Ранние земледельческие общества символизировали эти периоды «рогами быка», поскольку бык символизировал вспашку, силу, мужское начало, а его рога напоминали два ключевых момента — зимнее и летнее солнцестояние. Эти рога делили год на две равные части.
Таким образом, ангел солнца имел своего небесного быка, который «пашет» небо, совершая круги — «борозды». Три круга, изображённые на стеле, символизировали одно солнцестояние, а два отверстия по бокам указывали на наличие двух таких циклов — зимнего и летнего солнцестояний, что в сумме составляет шесть кругов полного года.
Подтверждением нашего заключения служит праздник Тушоли. К празднику готовились заранее: заготовливали большое количество мяса, готовили обрядовую пищу, даьттаху (поджаренную на масле муку), пиво, араку и обрядовые лепёшки — три круглые и одну треугольную.
Эти лепёшки, три круглые и одна треугольная, символизируют два солнцестояния. Три круга представляют одно солнцестояние, а треугольник — другое, выражая его в другой геометрической форме. У треугольника углы в сумме составляют 180 градусов, что символически соответствует 180 дням солнечного цикла. Таким образом, треугольник можно рассматривать как те же три круга, но в иной геометрической интерпретации.
Свидетельство о публикации №225010801510