А годы, летят наши годы

                А годы летят, наши годы…


Через две недели наступит Новый год. Он будет юбилейный и для страны – 80 лет со дня Победы, и для Артема Викторовича – ему исполнится столько же.
 Годы шли с начало медленно, потом быстро, потом летели, - думал Артем Викторович, - глядя на пасмурное небо за окном. Проходящий год принес больше негативного и для него, и для семьи. А что покажут результаты диспансеризации, которую он сейчас проходит? От итогов года его мысли переметнулись к итогам пройденного жизненного пути. Он только закончил читать роман «Невеста французского  лейтенанта». Герой романа сравнивает жизнь с поездом, в котором надо занять свое место. Это сравнение дало повод  Артему Викторовичу по иному оценить свой жизненный путь. У него была возможность сесть и на другое место, более престижное: он мог бы стать генеральным директором оборонного института, где он работал после окончания МГТУ «Баумана»; Ему предлагали работу в КГБ; он мог бы продвинутся на партийной линии. Однако, какой ценой? Дожил бы он до своего 80 – летия? Это сразу охладило его и он потерял интерес к этой теме. Дверь в комнату открыла жена. – Пойдем на рынок, купим продукты.  На рынке Сергей работал обувщиком, пять лет назад он окончил Щукинское художественное училище и писал картины. Ему исполнилось 61 год, по роду деятельности относился к самозанятым. На одной из стен мастерской висели картины: пейзажи, церкви, монастыри. Некоторые из них выставлялись в местном доме Художника. Картины не пользовались спросом, ими была заставлена однокомнатная квартира. С ним у Артема Викторовича сложились доверительные отношения. Они играли одну партию в шашки, потом общались на разные темы. В шашки Сергей играл с детство и достиг определенного мастерства.
В Сергиевской Лавре у него был духовник старец Илия. К нему Сергея привела жизненная коллизия – его жена ушла к другу, одну из дочек он воспитывал сам.
В девяностые годы «братки» щедро оплачивали отпевания своих и замаливание невинно убиенных ими коммерсантов, банкиров, руководителей компаний.
Из их рук полноводная долларовая река денежных пожертвований перетекала в руки епископов. В свою очередь они щедро отдавали тем, у кого они были духовниками. Прошло время число бригад резко сократилось и, как следствие этого, река денежных пожертвований превратилась в мелкий ручеёк. Сергею перепадало несколько сотен долларов, но и этому он был рад. Теперь он приезжал в Лавру по большим праздникам.
В составе групп паломников или самостоятельно он посетил Израиль, святые места в России и за рубежом.
Сергей мечтал об известности среди художников. События в стране его не волновали, информационные программы не смотрел. Он свято верил в вечную жизнь.
В мастерскую часто наведовался Александр. Он был яростным противником Путина, все фейки о Путине смаковал. Полгода назад он завязал со спиртым, чтобы пережить Путина в должности президента. Он был уверен, что Путина в конце концов сместят, и что всем доморощенным олигархам придет каюк.
У Сергея была цель – Артема и Александра привезти в лоно Церкви.
Периодически Сергей озвучивал им по шаговую инструкцию вхождения в православие. У Артема и Александра была иная цель – сделать Сергея атеистом. Заключительную партию годового марафона в шашки Сергей проиграл. Он сразу замкнулся, молча взялся за ремонт сапогов.
30 декабря Артем Викторович пошел баню. К тридцатым годам он стал заядлым парильщиком. Когда ушел на пенсию в 2018г., то стал ходить по понедельникам в местную баню времен Советского союза-  из печки, от раскаленных до красна, исходил пар, отапливалась она дровами. Администаторами были женщины, они же делали массаж.  Периодически происходили кражи денег, документов.  Два года назад поставили ячейки как в магазинах.  По понедельникам пенсионеров обслуживали по льготной цене.
Среди парильщиков сформировались три группы – первая парилась с утра, вторая – с обеда, третья вечером. В каждой группы был «смотрящий», который руководил уборкой парной, развешивал ветки душистых растений. Он привлекал других к уборке, а после уборки пропускал их первыми.
Артем Викторович приходил к двум часам, когда первая партия собиралась домой. Состав приходящих был разнообразным: известный артист, бывший служитель церкви, коммерсанты, спортсмены, приехавшие на заработки из зарубежья. Из них выделялись трое: бывший церковник хулил советскую власть, что дьявол управляет миром, входил в парную со словами «Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй»; Борис из Болгарии, который был не многословен, а круг общения ограничил до трех человек и Никола из Болгарии. Никола колесил по свету в поисках дешевой продукции и привозил её в Россию. Главное, чтобы от реализации была прибыль. Он был небольшого роста, плотный как колобок вкатывался в баню. Он был общительным, всегда улыбался, его трудно было вывести из равновесного состояния. Он был первым с кем Артем Викторович начал играть в шашки, когда парную убирали. С начало он проигрывал Николе. Артему Викторовичу пришлось углубиться в теорию шашечной игры, играть с компьютором. Он начал побеждать Николу. Тот стал редко соглашаться играть. Его место занял Василий, заслуженный мастер спорта по бегу на длинные дистанции.  С ним играли три партии. Когда играли то у стола скапливались спортсмены и подсказывали ходы. Теорию он не знал, поэтому проигрывал. Но через год он сильно повысил свои знания и начал выигрывать к радости спортсменов.
30 декабря, когда Артем Викторович зашел в баню, первая группа парильщиков закончила отмечать Новый год и убирала со стола. В парной парились Василий и Никола. Артем Викторович два раза сходил в парную прежде чем стал играть с Василием. Никола наблюдал за игрой. Василий проиграл, и чтобы сгладить свое поражение сказал.
- Не мог я в этот день желать поражения учителю.
Пошли в парилку, веники в руках Василия мелькали и хлестали по спине Артема Викторовича. После отдыха Никола расставил шашки.
 Парию он и довольный потирал руки.
- Я так хотел выиграть.
Желания вашего покорный раб,- парировал Артем Викторович.
Помывшись, одевшись Артем Викторович пожелал всем здоровья и благополучие в Новом году.


Рецензии