Глава 9 моя малая родина лебяжье часть сибири

ГЛАВА 9. МОЯ МАЛАЯ РОДИНА – ЛЕБЯЖЬЕ – ЧАСТЬ СИБИРИ
9.1 Колонизация Сибири

Освоение зауральских просторов русскими поселенцами, в основном казачеством, началось в XVI–XVII веках. К этому времени на территории края проживали сибирские татары и калмыки, в южных районах кочевали казахские и башкирские племена. Вплоть до конца XVIII века здесь нередки были военные столкновения между казачеством и кочевниками. За Урал по рекам и дорогам шли землепашцы из архангельских земель и беглые помещичьи крестьяне из среднерусских областей, донские казаки и «служилые люди», старообрядцы и православные миссионеры.

9.2 Строительство Оборонительных Линий
Для процесса колонизации очень важен правительственный фактор, который являлся стержнем для дальнейшего вольнонародного освоения Зауралья. Основой же государственного регулирования является военнобюрократический аппарат, в задачи которого входило и обеспечение безопасности всего населения, а именно строительство оборонительных линий, которые были характерны для Зауралья в XVII — XVIII веках.  Касаясь вопросов острожного строительства, необходимо отметить, что в слово «острог» вкладываются нередко различные понятия. К примеру, при создании городов в европейской части России остроги возникали рядом с городом для защиты жилых поселений (посадов). Аналогичными были первые укрепления Тюмени, Тобольска, Томска. Однако для Сибири характерно понятие острога отождествлять с территорией и сооружениями крепости, так как рядом с ним возникали — посады, окружённые оборонительными стенами (полисадами) . Данное утверждение можно подтвердить описаниями приисетских слобод, относящихся к 1719 году. Так, например, Шадринская слобода: «была обнесена рогатками, а внутри наподобие кремля или замка сделан рубленый город с башнями, в котором снаружи для торговых проделаны лавки, так как по воскресеньям здесь проходил торг всякими товарами». Примерно такие же укрепления имели Катайский острог, Багарякская, Каменская, Утяцкая и другие слободы. Слобода Царёво городище имела «городового строения город кремль рублёный, с двумя башнями проезжими, да город же лежачий в столбах, при них четыре проезжие ворота да восемь бастионов, и оные крыты драницами, надолбами, рогатинами и ров». Весьма важным являлся выбор места нового поселения, которое диктовалось не только военно-стратегическими соображениями, но и условиями для ведения сельского хозяйства, торговли и промысла. Возникая в основном на пересечении водных и сухопутных путей, они размещались на удобных, чаще возвышенных участках, в устье небольших рек при впадении их в более крупные водные артерии . Основными составными частями оборонительного сооружения являются: заплот (деревянная стена) с прорубленными амбразурами, воротами и башнями, бастионы, а также рогатки и надолбы. Анализ перечисленных составляющих требует дополнительного исследования и не входит в интересы настоящей работы.

 Для понимания особенностей крепостного строительства в Зауралье следует более широко раскрыть некоторые понятия военной и архитектурной терминологии, которые отражают специфику того времени. Основными опорными пунктами в системе оборонительных линий в Зауралье были остроги, слободы, редуты и другие временные укреплённые пункты, которые строились в основном по проектам местной администрации. Так к примеру в большинстве наказных грамот на основание слобод в XVII — начале XVIII вв. говорилось, что первым делом необходимо «острог поставить», так как в условиях постоянных набегов кочевников и башкирских восстаний оборона новых поселений была одним из наиболее важных мероприятий. В то же время эти документы не давали чётких инструкций по строительству того или иного объекта, что означает наличие традиций в возведении военно-оборонительных сооружений. Весьма интересный материал содержится в «Истории Сибири» Г.Ф. Миллера.

При описании г. Тобольска автор приводит следующий факт: «До 1643 г стоял острог, построенный ещё в 1587 г Данилой Чулковым. В ночь с 13 на 14 августа 1643 г. вспыхнул пожар уничтоживший его. На его месте был построен деревянный город, вроде тех, которые называют по-русски рублёными ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ В ЗАУРАЛЬЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII — XVIII ВВ. - Лукиных А.А. <!--%-->- Л<!--%--> - Каталог статей - Города и остроги земли Сибирской Это подтверждает тезис о наличии традиций в оборонительном строительстве.
 Оглы 

В 8 июля 1709 года Петр I разбил армию Карла XII, считавшуюся самой сильной в Европе. В плен было взято 17 тысяч солдат и офицеров. Нижние чины попали на заводы и рудники, а офицеры – в крупные города. Около тысячи пленных не простого роду- племени оказались в Сибири.
Неблагонадёжных пленников, изначально числом около сотни, было решено отправить в Тобольскую губернию, в стольный град которой шведы прибыли в 1711году.

Пленные шведы, будучи в статусе  казака, обладая знаниями по фортификационным сооружениям, и живостью характера, не имея ничьих приказов, стали основателями поселений Зауралья. Это в том числе и Лебяжье. Они выстраивали некую оборонительную линию, возводя редуты в местах, где кочевали дикие племена. Лет через сто на земли, отвоеванные казачеством стали селиться земледельцы.

Участие казаков-шведов в организации поселений замалчивается нашими историками по многим причинам. Прежде всего, что роль казачества по политическим причинам часто нивелируется. Видя в казачестве верную опору монархизму, советская власть предприняла ряд мер по его исчезновению как сословия.

9.3 Поселения в Лебяжьевском районе
Первые упоминания о поселениях в Лебяжьевском районе относятся к 1737 году – времени строительства казачеством Пресногорьковской оборонительной линии. Государство освободило их от налогов на несколько лет. На словах им было обещано " брать земли и леса сколько хочешь".

Лебяжьевская слобода была центром Лебяжьевской волости Тобольской губернии. К 1782 году в Лебяжьей слободе проживало 414 мужчин и 268 женщин.
В подчинении слободы находились следующие деревни: Якунина, Верхнее Глубокая, Желтики, Речная, Островная, Лисья, Мало Глубокая, Камышная, Слободчиково, Большая и Малая Кривая, Головная, Чаешная, Суерская.

В обзоре экономического и сельскохозяйственного состояния г. Кургана Тобольской губернии за 1895 год оно описано следующим образом: «Лебяжьевское в 73 верстах от г. Кургана, на скотопрогонном тракте, на берегу озера с таким же названием. В селе бывает Михайловская ярмарка с 5 по 7 ноября, однодневные торжки в день А. Невского, в день мясного воскресенья, в вербное воскресенье. В селе церковь «Во имя Воздвижения честного и животворящего креста Господня», волостное управление. Имеется кожевенное заведение, два маслобойных заведения и 23 ветряных мельницы. Имеется сельское приходское училище, в котором учатся 42 мальчика и 15 девочек» https://pandia.ru/text/77/412/1351.php

Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, которое началось в 1891 году, дало толчок развитию района. Была построена станция Лебяжья-Сибирская и 29 августа 1894 г. по вновь построенным путям прошёл первый поезд из Кургана в сторону Омска. Станция стала одним из крупных перевалочных центров на сибирских торговых путях, что привлекло внимание купцов. Началось строительство кирпичных домов, амбаров, пряничных заведений, магазинов.

С пуском станции, появились в селах новая категория людей – скупщики. Таким крупным скупщиком стал Шубин. Разбогател Шубин и вместо деревянного домишки выстроил большой кирпичный дом. Это был первый кирпичный дом на станции, он положил начало улице, впоследствии при советской власти названной ул. Советской. Поняв, что скупка хлеба – золотое дно, отец Евгения – Егор Шубин, оставляет свою кожевню на попечение зятя, а сам с другим сыном – Ефимом, ставит рядом с домом Евгения свой – полукаменный.

Вскоре у них появился конкурент – богатая купчиха Кетова из Мокроусова. Один за другим она строит дома из кирпича, прочные, красивые. Во дворах амбары, пряничные заведения, магазины. Второй жилой дом, построенный купчихой Кетовой, и по настоящее время существует – это здание на углу ул. Советской и Пушкина, где располагается районный музей, а в бывшем магазине купчихи до недавнего времени был магазин «Дом, сад, огород». Хозяйства Кетовой и Шубиных, ее пряничные заведения, погрузка зерна в вагоны, требовали рабочих рук, и на станцию потянулись люди из ближайших деревень – Якунино, Желтики, Верхнее Глубокое, Первое Лебяжье. Потребовались рабочие для расширяющегося железнодорожного хозяйства. Дома купцов сталь обрастать постройками, избушками, землянками. Сначала было пятнадцать дворов, небольшой деревянный вокзал, существовавший до 1977 года. Так было положено начало бедующих улиц Советской и Октябрьской, начало поселка Лебяжье, впоследствии – центра Лебяжьевского района.

В 1896 г. в селе имелось одно кожевенное заведение, 23 ветряных мельницы, сельское приходское училище. Насчитывалось 165 дворов, мужчин – 617, женщин – 647; грамотных – 135 человек. Именно в Лебяжье был построен один из первых в Сибири элеватор (ориентировочно в 1914 г.), а в октябре 1924 г. – одна из первых в области Лебяжьевская МТС.
https://pandia.ru/text/77/412/1351.php

В 1924  был образован Лебяжьевский район в составе Уральской области, с центром в Лебяжье. В 1934 году вошёл в состав вновь образованной Челябинской области, в 1943 году — в состав Курганской области.

Лебя;жьевский район — административно-территориальная единица (район) в Курганской области России. В его границах в рамках организации местного самоуправления функционирует муниципальный округ (с 2006 до 2020 гг. — муниципальный район).
Административный центр — рабочий посёлок Лебяжье.
Основу экономики района составляет сельскохозяйственное производство. Самое значительное по объёмам производимой продукции предприятие района — ОПХ «Речновское», которое специализируется на выращивании крупного рогатого скота и зерновых культур.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Лебяжьевский_район#История

С 1945 года Лебяжье. рабочий посёлок.
Из вышеприведенных исторических источников можно сделать вывод, что основателями Лебяжья как и других близлежащих поселений, которые представляли собой опорные пункты - остроги, становившиеся затем городами с торгово-ремесленным населением было казачество из Тобольска. Крестьяне на земли Зауралья смогли селиться через сто лет после освоения их казачеством,  т.е. в 1860 годах, после того, как прекратились набеги кочевников.

9.4  Противоречия между советской  властью и местным населением
 Основной поток переселенцев в наш регион в XIX в. носил организованный государством характер. Так, в ходе реформ, проведенных министром государственных имуществ графом П.Д. Киселевым было организовано переселение государственных крестьян из малоземельных районов в Западную Сибирь.
Если крестьянская земля была общей и обрабатывалась коллективно, исходя из принципов общины, то помещичья и кулацкая были индивидуальными. Крестьянская часть земель считалась общей – мирской, ее постоянно делили, переделывали и снова делили, кулак, претендующий на мирские земли часто назывался мироедом – живущим за счет общины. Вероятно, и название класса пошло не откуда-нибудь, а из-за методов, используемых при этом. Источник: https://kulturologia.ru/blogs/240121/48829/

В период становления советской власти в Зауралье постоянно возникали как их до сих пор называют «кулацкие восстания». Рассмотрим смысл определения, что такое «кулак».

Словарь Даля, который вышел в середине XIX века, определял этот термин так: «Скупец, скряга, жидомор, кремень, крепыш; перекупщик, переторговщик… живет обманом, обчетом, обмером…»».

В ХХ веке этот термин подхватила советская пропаганда. В официальных документах встречались такие слова: «Призвать всех трудящихся — неимущих и не имеющих излишки крестьян — к немедленному объединению для беспощадной борьбы с кулаками».

«Сначала большевики разграничивали понятия «кулак-ростовщик» и «зажиточный хозяин». Но после Октябрьской революции ситуация изменилась. В 1918 году власти объявили врагами народа всех «владельцев хлеба», которые не привозили излишки зерна на специальные ссыпные пункты: в это время государство потребовало от крестьян отдавать запасы по установленной цене. Многие выступали против этих мер. Тогда кулаками заклеймили не только ростовщиков и перекупщиков, но и тех, кто годами честно трудился на своей земле. Обращение Совета народных комиссаров к населению от 29 мая 1918 года призывало: «Почти все хлебные излишки — у деревенских кулаков», «Хлеб надо взять силой у кулаков»». https://www.culture.ru/s/vopros/bogatye-krestyane-kulaki/

Перед коллективизацией часть земель в европейской части Российской империи принадлежала помещикам, часть крестьянам, а часть кулакам. Крестьянам земель не хватало, нередко из-за этого сенокосные угодья переделывались под пашни.

В Сибири отсутствовало крепостное право, не было помещиков и кулаков, потому, что изначально переселенцы вели хозяйство общиной.  Но до земледельцев казачество, осваивающее сибирские земли вело специфический образ жизни: им было запрещено заниматься земледелием, они были на военном довольствии у государства, т.к. они формировались в военизированные отряды.

Изначально всем, в том числе и казачеству отводились земли по количеству человек в семье. Все жители по месту жительства объединялись в общины и многие вопросы решали совместно, и оказывали друг другу всяческую помощь в ведении хозяйства.

20-х годах XIX века участник декабрьского восстания на Сенатской площади барон А. Е. Розен, сосланный в Зауралье, описывал в своем дневнике традиции общинного самоуправления местных крестьян. Он поражался тому, как всё «хорошо справляется на мирских сходках», удивляясь «расторопному и умному ходу дел, ясному и простому изложению мнений умных мужиков» на волостных сходах.

Органы крестьянского самоуправления в народе назывались по-разному – «мирские сходы», «сходка», «совет», «согласие» или «общее собрание». В XVII веке в Зауралье образовались волостные и сельские (деревенские) общины (по-народному – «миры»). Возникновение общины было связано с потребностью поддерживать на приемлемом уровне достаток крестьянских семей и совместно отстаивать перед царской администрацией интересы сельчан. Крестьянские общества самостоятельно распределяли и собирали денежные и натуральные повинности. Кроме того, они имели право формировать «мирскую казну» – денежные средства общины, получаемые от добровольного самообложения и доходов от «оброчных статей» (например, от сдачи общинных земель в аренду). Только во второй половине XVIII века российское правительство начинает принимать меры, направленные на детальную законодательную регламентацию жизни крестьянской общины. По социальному составу население Зауралья вплоть до XX века было достаточно однородным. Основная его часть принадлежала к сословию государственных крестьян, или, как их именовали в правительственных документах, – к «сельским свободным обывателям». В отличие от крестьян помещичьих они обладали значительными личными правами, включая право избирать и быть избранным в сельские и волостные представительные органы самоуправления.

Сходу были присущи и судебно-воспитательные функции. На нем рассматривались и различные бытовые вопросы: семейные конфликты, случаи «незаконной» беременности женщин, нарушения общепринятых норм поведения. во Во второй половине XIX века писали о крестьянах: «Мирские сходки решают дела общественные. В них же заключается суд и расправа поселян между собою». И действительно, община внимательно следила за порядком, имея в своем арсенале разнообразные средства воздействия на провинившихся – от назначения отработок или угощения за счет виновного до физического наказания и штрафов. В 1840-е годы генерал-губернатор П. Д. Горчаков писал, что главное желание сибиряка состояло в том, чтобы никто не посягал «на полную свободу, каждому располагать собою, своим имуществом и занятиями». В рамках общины это было действительно так. И именно стремление царской администрации поставить под контроль общину, по мнению зауральского историка В. В. Пундани, привело к кровавым бунтам в начале 1840-х годов. В 1843 году на многих сходах решали вопрос о наказании тех лиц, которые посмели пойти против «мира». Заподозренные в предательстве интересов крестьянства члены сельских правлений, представители государственной власти и священнослужители подвергались большой опасности. Так, крестьяне села Крестовского Шадринского уезда на сходе приняли решение даже казнить священника Якова Кокосова, который, по их мнению, спрятал Указ императрицы Екатерины II о вольностях государственных крестьян.

В «смутные времена» крестьянских волнений и бунтов присутствие на сходах всех домохозяев считалось обязательным. Отказывавшихся выступать заодно со всеми общинниками объявляли «миропродавцами», «ворами», «ушниками» и применяли к ним меры воздействия, вплоть до физического наказания. Заправлял на сходах так называемый «актив» – наиболее влиятельные и уважаемые выборные. Для этого совсем не обязательно было быть зажиточным или принадлежать к старожилам. Часто грамотные и энергичные сельчане становились признанными вожаками сходов. В народе их именовали «горлопаны» или «краснобаи». Со временем появились специально избранные «миром» представители его интересов. В официальных документах они именовались «лучшие люди», а неофициально – «мироеды» или «таныки». И, конечно, значительное влияние при решении всех вопросов на сходах играли старики. Они, как хранители традиций, правил и норм поведения, пользовались непререкаемым уважением и авторитетом среди сельчан. Крестьянские сходы проводились как на открытом воздухе, так и в помещениях. Один из современников в XIX веке писал, что в сибирских селах улица «имеет значение древней городской (вечевой) площади… Здесь по большей части собирается мирская сходка, решаются в общем совете общественные дела, разбираются частные споры и чинится мирской суд». В холодное и дождливое время года выборные собирались в здании волостного прав.
 
Принятое решение доводилось выборными должностными лицами до сведения каждого крестьянина. При несогласии он имел возможность в течение четырех недель оспорить его в земском суде. Согласно законодательству, по истечении этого срока «всякое мирское положение, буде не противно общим государственным постановлениям», вступало в силу и никто не имел права «более на оное принимать жалобы и входить в разсмотрение». Избираемый на волостном сходе исполнительно-распорядительный орган самоуправления – волостное правление – возглавлял «волостной голова». В работе ему помогали два кандидата – заместители по полицейской и хозяйственной части. В состав правления также входили писарь, судьи и волостной сборщик податей. Вся их деятельность полностью контролировалась волостным сходом.

Казачество, как основатели поселений в Зауралье и владельцы крупного земельного надела были заинтересованы в крепком государстве, основой которого они были. Казачество к 18 веку избавило земли от набегов «кыргызов», как тогда называли кочевые племена.
 
Казачьи станицы Оренбургского и Сибирского войск обосновались на Южном Урале, Северном Казахстане, от Оренбурга до Челябинска, Петропавловска и Омска, и далее вверх по реке Иртыш. Именно конные казачьи части, планировал использовать генерал Дитерихс в качестве основной ударной силы в наступлении. К лету 1919 года, среди казаков преобладали антибольшевистские настроения. Казачеству не надо было платить высокие правительственные налоги. Крестьяне, чьи деревни располагались вокруг казачьих станиц и поселков, были недовольны таким привилегированным положением соседей, особенно их обеспеченностью землей. Тем более, что значительная часть казачьих земель не обрабатывалась самими казаками, а сдавалась в аренду окрестным крестьянам-новоселам. Денежная плата, которую крестьянин был вынужден отдавать казачьему обществу, сдерживала развитие его собственного хозяйства. Потому, особую популярность в крестьянской среде приобрел большевистский лозунг – «земля принадлежит тому, кто на ней работает». В резолюциях сельских сходов, а затем и в решениях руководства повстанческих групп, все чаще стали появляться требования, земельно «уравнять казаков с крестьянами». Разумеется, этому активно противились получавшие доход от сдачи земель в аренду станичники. Казаки с презрением относились, к поселившимся рядом с ними крестьянам. Вот, что пишет в своем докладе Императорскому Вольному Экономическому обществу, 4 октября 1897 года, господин Остафьев, отстаивающий интересы русских переселенцев и коренных киргиз, в их территориальных притязаниях к сибирским казакам: "… мне не разъ доводилось разговаривать съ местными казаками, и вотъ какое я, обыкновенно, слышалъ объясненiе: "Все сравнивають нась съ мужиками. Мужикь, такь онъ мужикь и есть, а казакь завсегда казакь, слуга царевь: у одного домашность, а у другого служба; одному пашню пахать, а другому шашкой владеть. …Какъ же насъ после этого съ мужиками да съ киргизами верстать?».
Взаимная ненависть была настолько велика, что в мае 1919 года, Войсковой съезд Сибирского казачьего войска постановил просить правительство, о поголовном вооружении всех казаков для самоохраны.  «Сибирская речь», 1919г., 14 мая.

Таким образом, к осени 1919 года, казаки оставались единственной массовой социальной группой населения Сибири, которая продолжала реально поддерживать режим адмирала Колчака. Они одни, выступили летом 1919 года, на стороне белого правительства. Военные поражения и связанное с ними отступление, повлияли и на их стойкость. Прежде всего, из-за ухода «в отступ» всех работоспособных мужчин остались не убранными поля, пропал урожай. Перед оставшимися в станицах казачьими семьями, впрямую встала угроза голода. Психологически угнетающе, на станичников действовали большие потери понесенные в ожесточенных боях при защите своих войсковых земель, а так же поражение, которое, несмотря на все усилия, казаки понесли. Уже впрямую вставал вопрос, об отступлении со своих земель, вглубь враждебной им крестьянской Сибири. Очевидец тех событий, полковник Воротовов вспоминал: «Сводно-казачий отряд отходил к Тоболу. Грустно, Боже как грустно было проходить, по опустевшим родным станицам…  Проходили по станицам и только одни женщины, плачем провожали нас, в последний раз не знали, как угостить и накормить нас, и все спрашивали, куда мы идем и на кого их покидаем, к встрече какой беды их бросаем. Полки проходили, а они оставались там… Они сознавали то, что их ждет и только горькие слезы, усиливались перед неизбежной бедой, и горько тоскуя по тем, кто ушел на борьбу…». По воспоминаниям Алютина Ф.: «в августе 1919 года, по казачьим станицам Челябинского отдела, от поселка Лугового, стали отходить обозы беженцев и воинские части. Хмуро отходит конница. У всех у них оставались позади родные станицы». Служивые, не могли не заметить, своей психологической изолированности в борьбе, от всего остального, особенно близкого им по быту крестьянского населения. К лету 1919 года, как отмечали челябинские коммунисты, казачье население в его борьбе с Советской властью, до конца поддерживали только башкиры.
Вывод – в ученом мире произведена  подмена понятий « КАЗАКСКОГО». восстания на «КУЛАЦКОЕ» восстание


Рецензии