Даосизм. Часть 2. У-вэй

            Хочу напомнить легенду о встрече учителей Конфу-цзы и Лао-цзы в пещере, в горах. Ученики Конфуция остались ждать мастера у входа. Когда он вышел, то весь трясся. Они спросили его:
— Что случилось?
— Я знаю, что птица летает, зверь бегает, рыба плавает. Бегающего можно поймать в капкан, плавающего — в сети, летающего — сбить стрелой. Что же касается дракона, то я ещё не знаю, как его поймать! Он не человек, он — дракон!
            Конфу-цзы признал себя побежденным. А посему, при всём моем почтении к Конфуцию, которого уважали и при дворе, и народ, и был он значительно старше Лао,  учение его постигать как-то не захотелось. Ну, не дракон! Лао-цзы считал конфуцианство признаком деградации общества, которое потеряло связь с Дао и личным духом де, и его нужно учить.
Пора прикоснуться к У-вэй, уникальному методу, без которого невозможно полное понимание Дао и Де. Это мистическое погружение в мир, на более глубокий уровень бытия, путем раскрытия своего де, приближение к Дао.
            У – отрицание, Вэй – делать, осуществлять, думать, намереваться, оценивать, взращивать в себе силу де. Таким образом, У-вэй, Вэй У-вэй, это неделание, делать, не делая, недеяние, на первый взгляд, но… Всё совсем иначе и никак не связано с Емелей, печью и щукой. Есть два разных перевода этих иероглифов, оба интересны и полезны. Вот один из них, в трактовке Малявина (16-я глава).  У-вэй – внутренний настрой. Это о том, как вы подходите к делам, которые идут своим чередом, независимо от вас, без серьёзности, с легким сердцем, без привязанности к результату. Когда вещь достигает крайности, она становится своей противоположностью. Чтобы достичь чего-то, начни с противоположности. Действуй, не действуя, находи большое в малом. Мир вещей – общественное знание и может быть выражено. Мир Единого не выражается в словах, это мистическое знание, от того возможно его понимание без помощи слов. Ты используешь все необходимые средства, ты естественен, спонтанен, и не относишься ко всему серьёзно, ты следуешь своей силе де. У-вэй –полное расслабление через крайнюю активность. Если художник расслабит руку, то мазок в изображаемом будет точным и верным. Писатель перед началом должен быть разблокирован. Актеры, работающие по системе Станиславского тотально расслаблены. Если ты в жизни не будешь крайне расслаблен, то ничего толком не сможешь сделать. Пример – тайчи, боевые искусства. В хатха-йоге – статичные позы, асаны, в тайчи – расслабление в движении. Кругообразные, очень медленные движения подключают жизненную энергию, контролируют ход её движения. И заниматься любыми делами следует в полном расслаблении. Без чувства любви, умеренности, отсутствия стремления быть главным, поскольку - это деградация, ты не сможешь аккумулировать энергию. Тот, кто хочет быть над, умеет быть внизу. Нет ничего более податливого, чем вода, но вода точит камень. Мягкое одолевает твердое. Правитель не должен ни выставлять себя напоказ, ни вмешиваться в дела людей. Это одна из возможных трактовок. В этом взгляде на У-вэй, в не привязанности к результату просматривается перекличка с индийской карма-йогой, но частичная блокировка ментала, ума во время действия, - уникальный и абсолютно неоспоримый метод.
            Есть и другая, не менее интересная транскрипция этих иероглифов. Как мы представляем себе «делание»? Вот я встал утром и решил делать, - копать траншею от забора до обеда. «Я ДЕЛАЮ», где акцентируется «Я», то есть эго. В обед я устал, оглянулся и понял, что копал не там, да и вообще копать не нужно было, а газон безнадежно испорчен. То есть «делание» в понимании Запада базируется на эго и частенько приводит не только к потере времени и сил, но и к нежелательным результатам. Чему учит Лао-цзы? Не ты делаешь, ты – участник процесса, действия, которое происходит само, при твоем участии.  Не ты пишешь картину, нет. Ты просто идешь и видишь красивую композицию, освещенную утренним солнцем, с удачной игрой свето-тени, достаешь оказавшуюся в сумке коробку с красками, планшет и принимаешь участие в создании этюда, помогая кисти смешать и окунуться в нужный цвет на палитре, сделать точный мазок на картинной плоскости. В итоге получается прекрасная картина, получается сама, ты – лишь один из актеров этой маленькой сценки в огромном спектакле жизни. Если же ты, именно ТЫ, думаешь, что сейчас создашь великий шедевр, ничего путного, кроме пузырей раздутого эго на поверхности не выйдет.
То же можно написать и про уборку квартиры, приготовление еды, мытье посуды, да про что угодно. Думаю, смысл ясен.
            И, на сладкое, пример того, как работает Дао. К.Г.Юнг в своих лекциях любил напоминать историю, рассказанную ему другом, синологом и писателем Ричардом Вильгельмом. Провинцию Китая, в которой тот проживал, настигла ужасная засуха. Перепробовав все способы вызвать дождь, вспомнили, что в соседней провинции проживает известный заклинатель. В закрытой повозке привезли маленького умудренного старичка, вдыхающего воздух с заметным отвращением, который попросил предоставить ему маленький домик около села и приносить еду, оставляя её снаружи. Через три дня не просто пошел большой дождь, но начался снегопад, не подходящий времени года. Пораженный Вильгельм отыскал старика и спросил, как ему удалось вызвать не только дождь, но и даже снег. Заклинатель ответил: «Я не шаман, я не управляю силами природы». Вильгельм настаивал, просил объяснений, как через три дня после появления старика, после засухи, всё засыпало снегом? Старик ответил: «О, это я могу объяснить. Видишь ли, я пришел из мест, где люди живут согласно порядку; они живут согласно Дао; поэтому и погода так же в порядке. Но, попав сюда, я увидел, что люди тут не в порядке, и что меня они тоже заразили, я вышел из Дао. Поэтому я остался наедине с собой, и, как только я снова вернулся к Дао, разумеется, пошел снег».
Как-то так. Спасибо!

08.01.25


Рецензии