Культурные стериотипы

За долгий путь человеческого существования на Земле накоплено тонны информации содержащейся в коллективной памяти, которая вполне естественно требует очищения.

Безсознательное управляет Сознанием только тогда когда оно нами  не опознано.

Человек пребывает в растерянности, когда неожиданно начинает ощущать ностальгию о прошлом, без учёта фактов, а было ли там действительно так хорошо и прекрасно.

Конечно же было!

"Молодость краше старости" и это неотъемлемая часть нашей жизни в обществе стериотипов.

Стремление к стереотипам  упрощает образ любого объекта, группы, явления, события или факта, а соответственно  определяет  наше отношение к нему.

Стериотипы - это готовые шаблоны, алгоритмы и схемы.

Они позволяют нам быстро принимать решение в тех или иных ситуациях, поэтому плохими их точно не назовешь.

Другое дело обстоит с теми алгоритмами, которые существенно устарели и разрушают нашу жизнь.

Из  популярных видов стереотипов можно назвать:
- возрастные
- гендерные
- национальные
- религиозные
- астрологические
- эзотерические
- общественные
- кастовые или классовые
- статусные и профессиональные и т.д.

Когда человек воспринимает себя как "знак зодиака" и действует в соответствии с предписанным прогнозом. Или наоборот когда человека воспринимают исключительно как  звёздную программу, без возможности расти и развиваться по собственному желанию.

Путь от драмы к радости лежит через смену модели мышления и поведения.

Все события в нашей жизни или жизни других людей, в том числе давно ушедших и минувших эпох можно интерпретировать по разному.

К примеру латинский и греческий языки можно считать прародителями кириллицы и нашего современного русского языка - это был длинный путь переводов, трансформаций и реформ, который длился тысячелетия.

Слово "Род" является русским переводом латинского слова "Genus".

Проблема "отцов и детей" переходит из поколения в поколение, суть которой непонимание поступков, которые совершались нашими предками во все времена.

И тем не менее в современном мире мы по прежнему живём убеждениями своих предков, их называют "программы рода".

В зависимости от наших первоначальных убеждений мы начинаем смотреть на человека или событие определенным образом.

Этот феномен подметили ещё наши предки, когда утверждали:

"по вере вашей - будет вам"
- тот результат которого вы ожидали

В 1948 году американский социолог Меир Роберт Школьник  известный как Роберт Кинг Мертон (1910 - 2003) основатель структурного функционализма предложил публике термин «самореализующееся пророчество», имея ввиду что любые  предсказания имеют свойство стихийно «управлять» поведением людей и приводят к ожидаемым результатам.

Возможно поэтому в интернете увеличилось астрологическое пророчество и разного рода предсказания тарологов.

Суть явления в том, что человек сам программирует положительный или отрицательный конечный результат своих действий.

Нравится пророчество - беру, верю и следую ему, сложнее если не нравится, впечатлило до глубины души,  "залипло" в памяти и периодически сигналит о неприятном пророчестве.

Этот феномен был описан в Библии,  когда Иисус пророчествовал о предстоящем предательстве Иуды и собственной смерти.

В реальности это выглядит так, например:

- в случае отношений между "учеником и учителем", если учитель в лоб сказал ученику что он "бездарь", это его демонтирует учиться и в итоге учитель скажет
"я был прав - он бездарь".

- в случае отношений в семье и коллективе тоже самое, если кто-то решил стать "пророком" и повесил "клеймо", через время человек потеряет мотивацию доказывать обратное.

Борьба за человеческое внимание стало культурой современного общества, где человек теряет возможность думать самостоятельно и теряет смысл отстаивать своё мнение в толпе "единомышленников".

Однако, это не повод расстраиваться, необходимо научиться  реагировать иначе, чтобы не застревать в разочарованиях о том, что мир не соответствует ожиданиям.

Мы не можем изменить людей и целый мир вокруг, зато у каждого из нас может быть творческая  идея, которая будет мотивировать к движению по жизни в здоровом теле.

Следующая  идея Мертона о «социальном порядке», который состоит в стремлении любой системы поддерживать равновесие, что вполне соответствует природному механизму гомеостаза в организме человека.

Идея гомеостаза была выдвинута и описана французским физиологом Клодом Бернаром в 1849 году, а термин для её обозначения ввёл американский физиолог Уолтер Кеннон в 1932 году.

В своей книге «Мудрость тела» Уолтер Кеннон использовал  термин "гомеостаз" для обозначения координированных физиологических процессов, которые поддерживают большинство устойчивых состояний организма.

Схожесть идеи Роберта Кинга Мертона в том, что описываемое им
направление изучает состав и взаимодействие структур  социальной системы, ориентируясь на функции, выполняемые социальными институтами (государством, семьёй и т. д.), а не организма отдельно взятого человека.

Этот факт подходит для описания того что всё создаётся человеком по принципу подобия, на основании того что уже было кем то создано, только интерпретируется совершенно в другом формате и в другой сфере деятельности.

Мертон внёс существенный вклад в развитие многих дисциплин, которые в 1849 при Клоде Бернаре ещё не существовали:
- социология как наука
- социология профессий,
- социология массовых коммуникаций,
- теория социальной структуры,
- теория референтных групп,
- ролевая  теория и т.д.

Радует то, что все необходимые инструменты давно  созданы, огорчает лишь несколько непонятных моментов:
- почему мы их не применяем в нашей жизни и обществе в целом;

- почему не спешим быть приятными в общении и в партнёрстве в целом.

Хотя возможно это вопрос личного выбора, за которым стоит элементарная выгода.

Считается что бесплатно люди трудятся и помогают друг другу ради высокой цели, которая вполне может быть корыстью (выгодой ради  собственного развития)..

В принципе под этот критерий подходит и моя деятельность, я обучаюсь, развиваюсь и делюсь тем что освоила сама в своих публикациях.

Хотя сам процесс исследования прошлого перестал отвечать моим новым целям, но я по инерции продолжаю делать то, что потеряло смысл.

Для меня основным критерием является наличие удовольствия от того чем я занимаюсь.

Следующая основная работа Мертона называется
"Социологическая амбивалентность", в ней социолог  описывает двойственность и противоречивость мотивов и поведения человека, что подталкивает к размышлению на эту тему.

Соответственно к выводам на данный момент я не готова, возможно до этого уровня я ещё не доросла, хотя и задумалась над тем, в том ли я направлении двигаюсь по жизни.

Важно понимать что движение осуществляется в сторону Света!


Рецензии