Мученическая смерть апостолов
Все апостолы от двенадцати ( за исключением Иоанна Богослова и Иуды Искариота), умерли мученической смертью во второй половине первого века, в основном, во время гонений Нерона на христиан.
Существуют свидетельства Нового Завета о мученичестве апостолов Иакова Зеведеева (брата Иоанна и Иакова), а также о смерти «брата Господня», первого Иерусалимского епископа, о чем повествует также Иосиф Флавий ; во многих др. источниках описана смерть ап. Петра. Обстоятельства смерти других апостолов могут быть известны только из церковных преданий, которые не настолько надёжны и являются более запоздалыми , чем Писание.
Все Апостолы верили в Воскресение Христа и утверждали, что Иисус явился им после после распятия. Все они подвергали сознательно себя опасности, публично провозглашая воскресшего Христа.
Ниже приводятся наиболее достоверные предания о гибели апостолов;большинство сведений о кончине апостолов известно из житий и легенд.
1. Апостол Петр. По преданию, был распят в Риме около 67 г.
Казнь Петра упоминается в Ев. Иоанна, где Иисус предсказал ему, что он не умрет естественной смертью, а будет казнен и умрет смертью мученика как свидетельствующий об Иисусе. О смерти Петра рассказывается также в «Первом послании Климента». Согласно преданию, он был распят вниз головой.
Евсевий пишет, что «Петр прибыл в Рим, где он был распят вниз головойт по его собственной просьбе». Предание о Петре было описано во 2 веке в «Деяниях Петра». Собратья-христиане убедили Петра бежать из Рима. Проходя через городские ворота он «увидел» Иисуса , который на вопрос Петра: «Господь, куда идешь?»- ответил, что идет в Рим, где Его должны снова распять. Петр «пробуждается,как ото сна» и понимает, что должен вернуться в город, где его схватят и распнут во имя Иисуса (Деян Петра.35). Он возвращается в Рим, «радуясь и восхваляя Господа» за то, что ему предстоит быть распятым. это был для него шанс «уподобиться Христу» и умереть славной мученической смертью.
2. Андрей Первозванный - по преданию, был осужден на смерть на кресте, но поскольку он не считал себя достойным умереть так же, как Иисус (так скажет его брат Петр), он был распят на кресте Х-образной формы, который по сей день называется крестом Святого Андрея, в 63 году во времена гонений христиан властью империи Нерона. После избиения семью солдатам, его тело было привязано к кресту веревками для продления его агонии. Его последователи сообщали, что, когда его вели на распятие, Андрей приветствовал крест следующими словами: «Я уже давно ждал этот радостный час! Крест был освящен, когда тело Христово висело на нем». Он продолжал проповедовать своим мучителям в течение двух дней, пока не умер.
3. Иоанн Богослов — единственный из 12 апостолов, умерший ненасильственной смертью. Он умер от старости в возрасте ок. 100 лет на о. Панмос
4. Иаков Зеведеев-единственный апостол, чья смерть описана на страницах Нового Завета. Согласно этому сообщению, царь Ирод Агриппа I «убил Иакова, брата Иоанна, мечом (Деян. 12:2)». Судя по дальнейшему тексту это произошло в 44 году.
5. Филипп — согласно преданию, был распят ок 80 г. в Иераполе.
6. Варфоломей , также известный как Нафанаил, был миссионером в Азии. По одной легенде Он погиб за веру в Армении от избиения плетьми; по другой — будучи распят ок 80 г. ,продолжал свою проповедь, тогда его сняли с креста, сняли кожу, а затем обезглавили.
7. Матфей. — Версии разнятся.Избранный апостолом для замены предателя Иуды Искариота, он был побит камнями, а затем обезглавлен.По одним источникам, он проповедовал в Эфиопии, где был замучен около 60 года; по другим, он был казнён за проповедь христианства в малоазийском городе Иераполис.
8. Фома — О мученической кончине апостола Фомы в Индии во время одного из своих миссионерских путешествий сообщают, что он принял её либо в 68 году, либо в 72 году:он был заколот копьем в Индии во время одного из своих миссионерских путешествий.
9. Иаков Алфеев -первый епископ Иерусалима в течение нескольких десятилетий; был забит камнями до смерти по приказу еврейских властей в 62 году.
10. Иуда Фаддей- Согласно преданию, апостол Иуда проповедовал в Палестине, в Аравии, Сирии и Месопотамии, и умер мученической смертью (был распят) в Армении ( современ.Иран)между 40—69 годами н. э.
11. Симон Кананит (Симон Зилот)— По преданию, апостол принял мученическую кончину в Персии, где был заживо распилен пилой. Согласно другому преданию, он был епископом в первохристианской общине в Иерусалиме и казнён (через распятие) во время гонений на христиан при императоре Траяне в 107 году[8].
Не столь важно, каким образом умерли апостолы; важным является тот факт, что все они были готовы умереть за свою веру.
Защитники христианской веры приводят в качестве одного из аргументов тот «факт», что апостолы, свидетели явлений воскресшего Христа, были настолько уверены в его воскрешении , что принимали мученическую смерть, пытаясь распространить по всему миру веру в ожившего Иисуса, но не отказывались от своей веры.
Саймон Гринлиф (1783-1853) , автор книги "Исследование свидетельств четырёх евангелистов в соответствии с правилами судебных доказательств" так писал об апостолах :
«они могли рассчитывать только на презрение, противодействие, оскорбления, жестокие преследования, побои, тюрьму, пытки и казни. И всё же они самоотверженно проповедовали свою веру, а страдания переносили не ропща и даже с радостью. По мере того, как один за другим из них погибал от руки палачей, оставшиеся в живых вкладывали в свои труды ещё больше энергии и решимости. У них было несметное число поводов снова и снова тщательно разбираться в основаниях своей веры и в свидетельствах событий и истин, на которых она покоилась. Поводы эти представали перед ними с кошмарной частотой и сами по себе способны были подавить всё их воодушевление... Невозможно, таким образом, чтобы они продолжали так настойчиво провозглашать описанные ими истины, если бы Иисус действительно не восстал из мёртвых и если бы они не знали об этом с такой достоверностью, как о любом другом событии. Если они и могли добросовестно заблуждаться, то все мотивы человеческого поведения заставили бы их разочароваться и раскаяться в своей ошибке.
Будь их учение заведомо ложным, им пришлось бы принимать за него не только жесточайшие из земных страданий, но и всю жизнь страдать от упрёков совести….»
Но даже если допустить, что все апостолы действительно погибли мученической смертью, то это можно объяснить весьма прозаически. Во-первых, есть множество исторических примеров того, как люди умирали за ложь, полагая, что служат общему благу. Во-вторых, у нас нет доказательств, что их убили именно за проповедь христианства. Др. словами, смерть апостолов за их Веру не является доказательством истинности этой веры.
Однако, остается вопрос:
как же могла Вера в Учителя, погибшего мученической смертью, не просто возродиться у растерянных, разочарованных учеников , но привести к триумфальному процессу становления Христианства как мировой религии?
Возможно, христиане ответят: Потому что на то была "воля Божья", или :потому, что — Он был Бог.
Но тогда можно сказать, что другие крупные, успешные религии так же исходят от самого Бога и их основатель тоже был «богом»? Однако, никто никогда не считал богом Моисея, Мухаммеда, Будду, Конфуция…
Что же сделало таким «особенным» Иисуса Христа?
Отнюдь, не Его "весть", которая привела Его к распятию.Сам Иисус не обольщался тем , что толпы шли за Ним: «истинно говорю вам:вы ищете Меня не потому, что видели чудеса , но потому, что ели хлеб и насытились» (Ин 6:26).
Отличным от всех прочих Его сделала вера последователей , что Он был воскрешён из мёртвых.
В качестве "доказательства" Воскресения христианские богословы приводят "искренние свидетельства очевидцев". Многие из этих "очевидцев" сознательно и решительно подвергались длительным пыткам и смерти вместо отречения от своих показаний. Этот факт свидетельствует об их искренности и "истинности" события .Согласно историческим записям, большинство христиан могло бы положить конец их страданиям, просто отказавшись от веры. Но вместо этого большинство предпочли терпеть страдания и провозглашать воскресение Христа до смерти. Если все это было просто ложь, то почему они ознательно цеплялись за нее, терпя преследования, тюремные заключения, пытки и смерть? - вопрошают апологеты.
При всем преувеличении раннехристианского мученичества , нельзя отрицать тот ФАКТ, что оно было . С верой в Воскресение Иисуса зародилось движение, поднявшее Его на сверхчеловеческий уровень. Именно вера в Воскресение привела к тому, что последователи стали называть Его Богом.
НО если мученичество апостолов, т.е. тех, кто «видели и слышали» Его, можно объяснить тем, что они знали Иисуса и безусловно, верили в Его Воскресение, будучи непосредственными «свидетелями» явлений им воскресшего Христа ( или поверившими в реальность своих видений), то как объяснить мученическую смерть массы тех людей, кто никогда не знали не только самого Иисуса, но и тех первых, кто свидетельствовали о Нем? О мученичестве самих апостолов, непосредственных "свидетелей" доподлинных сведений не имеется, только предание, легенды, наполненные преувеличениями и фантастическими чудесами . Но о мученичестве и "подвигах веры" их последователей, этих безымянных фанатиков, умирающих за доверие к своим учителям, известно доподлинно.Христ ианские мученики обрекали себя на страшные мучения за веру в воскресшего Христа , за Его победу над смертью. Часто упоминается, как при Нероне из христиан устраивали живые факелы и отдавали на растерзание зверям в римском цирке, но они стойко выносили мучения и готовы были умереть - умереть за вою веру. Можно сказать, что грандиозный успех распространения христианства связан как с деятельностью Апостолов, первых христианских миссионеров, так и с многочисленными примерами христианского мученичества.
Свидетельство о публикации №225010801835