Корни

Закончив ставить банки с вишневым компотом в погреб, я немного полюбовалась их темной глубиной и поспешила к солнцу и дочери, в нетерпении постукивающей на краю лаза ногой.
- Есть что-то такое, о чем мне нужно узнать и сразу захотеть спрятаться обратно? – Я сдула упавшую на глаза прядь волос.
Дочь фыркнула.
- Между прочим, у меня - английский онлайн!
- И? – Я все-таки выбралась из погреба. Закрыв его створки, обняла девчонку за плечо и направилась к выходу из гаража. – Неужели какой-то глупец по ту сторону монитора посмел раскритиковать вырез твоего летнего халата? Да как он посмел!
- Все смеешься… - Дочка подтолкнула меня своим кругленьким локотком. – В нашей кухне сидит тетя Галя. Налила себе чай и жует уже третью конфету!
- Много не съест. – Заметила я. – Халявные сладости легко поднимают сахар в крови.
- Вообще-то, - сказала моя девочка, - это я ее пригласила. А то, как в прошлый раз, пойдет тебя искать и обязательно что-нибудь уронит. Хорошо, если не на себя!
Посмотрев друг на друга, мы улыбнулись.
- Не говорила, зачем пришла?
- Не знаю... – Дочка пожала плечом. – Я была в наушниках. Мам, я пойду? Твоя любимая дочь не должна вырасти неучем!
- Ага… - Кивнув, я отправилась на кухню.
- Ленок! – Узревшая меня Галя энергично тряхнула кудрями. – Чем занята? Где конфетки брала? Я вчера ходила в магазин, но там таких не было.
Пока она болтала, я помыла посуду и снова разлила по чашкам напиток, сделанный из листьев иван-чая.
- О чем ты хотела поговорить? – отпив глоток, я повернулась к соседке.
- Точно. – Вспомнила Галина. – Мы идем за черникой.
- Идем. – Согласилась я. – Похоже, с нами собрался кто-то еще?
- Вчера ходила к Раисе в Мирино. Знаешь, что с этого месяца она берет заказ на корма? Так вот, у нее сидела Геля с сестрой Тамарой. Представляешь, к Томке сын из города вернулся. – Галя улыбнулась. – С невестой!
- Которой по счету?
- Третьей. - Галя поднялась. - Спасибо, подруга, за конфетки. Пойду. - Она посмотрела на висевшие в простенке часы. - А ты готовься: собираемся завтра в шесть у моего дома. Выйдем пораньше, чтобы лосиные мухи не заели… Ведро не забудь.
Проводив соседку, я вернулась в дом.
- Ма-ам! – Дочь вышла из комнаты, поблескивая темными глазами. – Как думаешь, тетя Тамара успела выплатить кредит за квартиру для второй Лешкиной жены? Не знаешь? А когда я выйду замуж, ты тоже для меня квартиру купишь?
Я приподняла брови и улыбнулась:
- Мне еще год за твой айфон платить. Но если попадется жених, готовый обменять тебя на мерседес или корову… мы с папой обязательно рассмотрим его щедрое предложение!
Набычившись, дочка хлопнула дверью. Я же тихо захихикала.

Следующим утром, сбивая резиновыми сапогами блестевшие в траве капли росы, мы шли к лесной опушке.
- Понаехали! – Кивнув в сторону стоявших за околицей автомобилей, сказала Ангелина. – Кусты обчешут, бутылок набросают, бабку столетнюю потеряют…
Мы улыбнулись, вспоминая, как в том году всем селом искали заблудившуюся в лесу старушку. К утру ее, конечно же, нашли… вместе с корзиной на болоте. Впрочем, бабушка, несмотря на ругань родственников, не теряла надежды вернуться на следующий сезон.
- Не переживай. – Буркнула тетя Тамара. – Всё не соберут.
- На дальнюю вырубку пойдем. – Махнула рукой Галя. – Дорога хорошая, через полчаса будем на месте. Лен, - она взглянула на меня, - а чего твоя дочка не пошла? Вроде хотела.
- Полночи с парнем по скайпу болтала. – Я пожала плечами. – Говорит, учит английский с носителем.
- Ишь ты… - Прищурилась тетка Тамара. – В четырнадцать… не рановато?
- Так он в Англии! – Рассмеялась я.
- Мой вот тоже… Поехал в город, на стройку. Обещал вернуться и холодильник купить. Вместо денег девушку привез. Любовь…
- А я говорила, - завелась Ангелина, - не балуй и не жалей! Пусть бы сам своих бывших обеспечивал. В школу старшего внука кто собирал? Ты! Кто подарки ему покупает? Те бабка с дедом никогда парня не берут. Только ты кормишь его на свою пенсию, да ишачишь на огороде, как проклятая!
- Мой Андрейка… - Тома вздохнула. – Кому он с такими отклонениями нужен? Это всё ее, Наташкины, гены! В нашем роду сроду дураков не было! А с мальчонком заниматься надо, ведь он все понимает…
- Ладно, Андрюха, - кипела тетя Геля, - больной парень. А вторая Лехина жена? Родители ее, слава богу, от внуков не отказываются. Зачем ты ей квартиру в райцентре купила?
- Сколько можно об этом говорить! - Тамара качнула зажатым в руке ведром. – Смотри-ка, уже в лес на машинах заезжают!
- Они-то заезжают, а ты с темы не съезжай! – Геля никак не могла успокоиться. – Вот, пусть соседки послушают, что твой Леха удумал! – Она посмотрела на нас. – Представьте, девочки, перед отъездом решил продать материн дом!
- Зачем? – Еще одна наша соседка, Таня, округлила глаза.
- Чтобы второй жене отступных дать.
- Кошмар. – У Гали, чей язык обычно работал без устали, не оказалось слов. – И ты молчала?
- Она пообещала набрать кредитов, и при разводе на Леху повесить!
- А заботливый сын спихнул проблемы на маму. – Продолжила Геля. – Теперь, погуляв пару годиков на чужой стороне, снова вернулся домой. Да вот незадача: мамка-то на пенсию вышла и вместо коров держит козу. Хотя для младенцев козье молоко полезней коровьего!
- Так она не беременная… - Как-то неуверенно ответила тетка Тамара.
- И ты им веришь?
-  Как же я устала… - Тома вдруг сникла. – И Борьке, старшему, и Лешке – всегда деньги нужны. Был бы жив Костя…
- Твой мужик парней бы не распустил. – Ответила Геля. – А то одному на машину дай, другому – на баб… Носа к тебе не кажут, лишь по осени за мясом да наличными приезжают!
- Том, - Галя задумчиво смахнула со щеки надоедливого комара, - что будет, если тебя не станет? Сначала Леха продаст дом. Возможно, снимет квартиру в городе. Но деньги закончатся, а помощи ждать неоткуда.
- Действительно! – Татьяна схватила соседку за рукав. – Может, пора объяснить парню, что он - взрослый?
- Объясняла. – Тамара снова вздохнула. – Сказал, раз дом мой, то мне за все платить. Только сил почти не осталось. А девчонка наглая. Обиделась, что к завтраку сыра нет! Пообещала ей козий сварить, а она с плесенью требует…
- Том, - Галя тоже взяла соседку за руку, – наберись смелости и выстави обоих за дверь!
- Ну как я могу? Сын ведь… Вдруг ему что понадобится?
- Дом твой понадобится. Подпишешь ему опеку, а он тебя – в приют.
- Хватит болтать! – Оборвала фантазии женщин Ангелина. – Вот она, черника. Давайте-ка, девочки, ее брать, пока слепни да мухи не налетели!

Часа через три, изнемогая под тяжестью наполненных ягодами ведер, мы вползли в село. Остановившись у крайнего дома, с удовольствием сняли платки.
Над головой сияло солнце. Поднимая пыль, мимо промчалась машина, набитая усталыми людьми. У обочины, подзывая хозяйку, мычал привязанный к колышку бычок.
- Удачно сходили. – Заметила Галя, оглядывая свои два ведра. – Крупная черничка, да тугая. Кто со мной на рынок?
Мы дружно покачали головами и собрались идти дальше, когда на дорогу вышел мужчина в темных очках.
- Вроде не нашенский? - Галя приложила ладонь ко лбу. - От своих отбился? 
- Лешка это… - Тамара сразу узнала сына. Тот замахал руками и расплылся в довольной улыбке.
- Привет труженицам! – Шутливо расшаркался он и взял у матери ее ношу. – Ого! Ну и тяжесть! Теть Гель, теть Галь… У меня еще рука свободна. Кому помочь?
У нас вытянулись лица. Зато Тамара прямо-таки засияла.
- Держи, коль предлагаешь. – Галя тут же протянула ему одно из своих ведер. – Расскажи-ка нам, мил человек, чем заниматься будешь? Или позагораешь – и снова в город?
- Не, - он мотнул головой, - не поеду. Хочу пасеку завести, гусей разводить, бычков. Договорился в городе с парой ресторанов. Фермерский продукт возьмут хоть сейчас.
- А на чьи деньги поднимешь хозяйство? – Тетя Геля посмотрела на парня. – Снова ограбишь мать?
Лешка снял очки и пристроил их на темечко.
- Два года на стройке пахал. Так что задел есть. С дядей Колей договорился, завтра едем за гусятами. Да, теть Гель, были у меня ошибки. Я многое понял.
- А эта, которая с тобой, тоже ошибка?
Лешка рассмеялся.
- Она – моего друга сестра. Приехала на пяток дней развеяться. А по дороге мы решили изобразить парочку. Пошутить хотели. Завтра она уедет. А если мне кто понравится… Теть Лен, а скоро ли твоя Машка вырастет?
- Чур меня! – Я едва не выронила ведро.
- Ее Машка с американцами общается. – Сказала Галя. – Фермеры ей не нужны.
- И ладно. – Улыбнулся парень. – Сначала хозяйство, а девушки - потом. Да, мам?
Когда они, попрощавшись, свернули в проулок, Геля покачала головой.
- Что-то не верится мне в его планы! Не такой он человек.
- Такой! – Татьяна поставила свое ведро на обочину. – Раньше молодым был. Влюбчивым. Зато теперь возмужал. У него руки золотые! Батин трактор отремонтирует, сена накосит, бычков заведет… Может, Андрейку к себе возьмет. Ведь парнишечка его шибко любит!
- Может. – Буркнула тетя Геля.
Мы посмотрели на уходящих мать и сына.
- Думаю, Лешка понял, что никому в городе не нужен. – Сказала Татьяна.
- А здесь кому, кроме матери? – Хмыкнула его тетка.
- Здесь… Матери, Андрейке, двум младшим девочкам, этой земле. – Таня топнула ногой. – Здесь его корни. Его род. Пусть мы ворчим, давая умные и не очень советы, но если что случись, разве не поможем? Помните, как деду Пете всем миром крышу перекрывали? Твой, Галка, муж тетку Симу в больничку возит за тридцать верст. Ты, Ленка, опекаешь бабу Надю… Вот увидите, встанет Лешка на ноги!
- А Томка его поддержит. – Галя снова ухватилась за ведра. – А ведь красив, чертяка! Ле-ен…
- Нет! – Возмутилась я и, подхватив груз, быстро зашагала по дороге. – Машке - всего четырнадцать! Даже думать в эту сторону не моги! И где конфеты купила, тоже не скажу!
…А вокруг нас, слушая разговор и касаясь разгоряченных лиц, летал прохладный и уверенный в нашем завтрашнем дне вольный ветер.   

 


Рецензии