Палама - Триады
Размышление по фрагментам 2-я части ТРИАДЫ I, 2.
«чувствам велим, что и насколько им воспринимать, действие этого закона называется «воздержанием»
То есть, воздержание - это управление восприятием.
Если про контролировать «что воспринимать» (содержание воспринимаемого чувствами) - интуитивно понятно о чем Палама пишет, то как понимать - «насколько воспринимать»?
«рассуждающую способность души мы тоже совершенствуем, выгоняя все, что мешает мысли стремиться к Богу, и этот раздел умного закона именуем «трезвением» - то есть, трезвение - это устремление мысли к Богу.
Опьянеть - забыться, молоть что попало
Трезветь - помнить о Господе
То есть, задача каждый миг - словно шажок к Господу
Помнишь о том, к Кому идёшь
Если помнишь к Кому - то помнишь, что Он есть любовь…
Отсюда и про задачу для страстной (эмоционально-чувственной) части души у Паламы - «страстной части души придаем наилучшее состояние, которое носит имя «любовь».
То есть - трезвея удерживаем мысль о Боге-любви, тогда и любить людей и Господа проще - сама память о Любви естественно наполняет сердце этим чувством. Тогда и про воздержание понятно - что в людях раздражает, огорчает - удерживаем реакцию на это, вспоминаем Господа и легче и естественнее приходит любовь к ближнему
А если бережно удерживаем Тело Христово после причастия, то Оно в нас естественно может изливаться любовью к людям, если трезвеем и воздерживаемся от худого.
Продолжение здесь:
"Византийский наследник" http://proza.ru/2025/01/13/1204
Свидетельство о публикации №225010800273