Русская жизнь глазами европейцев
На выставке были представлены гравюры из фондового собрания музея-заповедника «Родина В.И. Ленина», выполненные европейскими мастерами конца 18 начала 19 века.
Создавая неповторимые по художественной ценности произведения, художники опирались на материалы известных экспедиций по России Адама Олеария, Петера Симона Палласа, и генерала Спренгпортена.
Да, художественная ценность представленных рисунков действительно высока и позволила посмотреть на нас с вами глазами иностранцев в ту далёкую эпоху. Но некоторые рисунки меня очень сильно удивили.
Генерал Спренгпортен по повелению императора Александра I с целью военно-стратегического осмотра России в 1802 году совершил путешествие в самые отдалённые уголки Сибири, Кавказа и Поволжья. В составе возглавляемой им экспедиции принимал участие живописец и рисовальщик Емельян Михайлович Корнеев, который сделал множество зарисовок с натуры отразив в них жилища, быт, обряды, игры, развлечения и костюмы народов России.
Зарисовки явились основой гравёр, вошедших в двухтомник «Народы России или описание нравов, обычаев и костюмов различных национальностей Российской империи», который вышел в свет в Париже в 1812 году.
"Экспонирующиеся на выставке гравюры Корнеева имеют большую художественное и историческое культурное значение. Особая ценность их заключается в принадлежности к первому изданию альбома «Народы России…» - так было сказано в аннотации к выставке, однако я спешу не согласиться с этим мнением.
Хотя работы Корнеева очень хвалят, но на выставке их представлено всего две и лично моё мне мнение о них странное. Вернее сказать, странным мне показалось восприятие русских Корнеевым. Странные как костюмы русских, так и ситуации в которых русские представлены. Например, девушка, очень нарядная, да ещё и в кокошнике идет стирать на реку бельё!
Поделившись своим недоумением по поводу этого рисунка с друзьями, я получила неожиданный ответ. Мне была предложена версия по поводу наряда девушки, отражающая своеобразные смотрины невест, т.е. девушка показывала себя потенциальным женихам, которые сидели, например, где-то неподалёку, что она не только красивая, но ещё и хозяйственная. Скажу честно, я озадачилась такой версией. И возможно она имела под собой реальную основу. А может и нет.
Второй рисунок, показывающий нам русских крестьян, тоже меня малость удивил. Молодая женщина в странном одеянии относительно накинутого на голову и плечи толи огромного платка, толи одеяла. Пожилая женщина занятая прядением прямо на улице. Нет, я понимаю, что автор рисунка показал одно из занятий русских женщин, но условия в которых прядение происходит, мягко сказать нелепые. А мужчина для меня остался загадкой в плане его действий. Я так и не поняла, чем он на рисунке занимается. Что находится в его руках и каковы его действия.
Вот так предстали перед нами русские 18 и 19 века в изображении Корнеева.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Свидетельство о публикации №225010800282