Медитативное чтение главы Заявление

8  .  01  .  2025  .

Медитативное  чтение  главы   «  Заявление  «   книги  Гессе   «  Игра  в  Бисер  «  .

Прежнюю  главу  завершает  сообщение  о  том  ,                что умирает  патер  Иаков  , тот  ,  кто  учил     Кнехта  отношению  к   истории  . 
И  в  заявлении  Кнехта  к  администрации   Педагогического ведомства  ,   и  в  ответе  самой  администрации  часто  фигурирует  это  слово  «  история  «  . 
Об истории  говорит  и  Томас  Манн . Он  говорит  о  том  ,                что  история  -  это шахта  ,  нижние  части истории  сжаты                и  попадают  друг      в друга  .      Игра  слов  состоит  в  том  ,  что  по  - немецки  история  -  де  шихте  ,  а  шкатулка  -  шахта  , слой  - шихте  :  де  шихте  их  шихте  , так  как  цель  - познание  мира  . Кроме  того  ,    он  убеждал  Гессе  участвовать     в  политике  ,  а  Гессе  ,      как  мы  выясним  ,  был против  .     Но тем  не  менее  Манн    отмечает  уязвимость  человека  искусства  . вторгающегося     в политику  : 
«  Когда  человек  искусства  вторгается    в  область политики  , он становится  на  крайне  радикальные  позиции  и  получается  что  - то вроде    «  весёлого  чудовища  «  , как   ,  например  ,   канатный  плясун  Заратустра  .
То есть  Ницше  .   Точнее  ,  его гений  .
Когда  в январе  1889  года  пришла       весть  о  душевном  недуге  , поразившем  Ницше  ,     некоторые  повторяли  возглас  Офелии  :   О  , что  за  гордый  разум  сокрушён  !  ,
относящийся  к  Гамлету  . В  монологе  Офелии  звучит  скорбь    об  этом  могучем  разуме  ,  который  ныне  растерзан  бредом        и скрежещет  , подобно  треснувшим  колоколам  (  blasted by ecstasy  ) .
  По  странной  иронии  перу    деда    Ницше  принадлежит  трактат   «  О  вечности  и нерушимости  христианской  веры  . Против  сеятелей  смуты  . «
 Подобный  трактат   мог  бы  написать    и  дед  самого   Гессе  . Отец  Ницше  служил  при  прусском  дворе  , он  был воспитателем  прусских принцесс  ,  и  получил  своё  пасторское  назначение  «  благодаря  милости  Фридриха  -  Вильгельма  четвёртого  «  .  Поэтому  сын       в  честь его  был  назван  Фридрихом  . Атмосфера  , окружавшая  юного  Ницше                в  родительском  доме  , была  такой  же  ,  в  какой  некогда  воспитывались  его родители  :  та  же  приверженность                ко всему  аристократическому  , та  же  строгость  нравов ,                та  же  педантичная  любвоь к  порядку  .  Биографы  говорят           о  «  примерном  благонравии  «  Фридриха  , изображают     его настоящим  пай  - мальчиком  , на  редкость благовоспитанным        и  серьёзным  , исполненным  самого горячего  благочестия  , которое  снискало ему  прозвище  «  маленький  пастор  «  .
Какая  же  СИЛА  гнала  этого  человека  в  дебри  неведомого        и  обессилевшего  , истерзанного  , вновь и вновь  поднимала  его  точно  ИСТЯЗУЮЩИЙ  БИЧ  ,  понуждая  двигаться  вперёд  ,  пока , наконец  , не  УБИЛА  , РАСПЯВ  НА  МУЧЕНИЧЕСКОМ  КРЕСТЕ  МЫСЛИ  ?  ЭТА  СИЛА  -   ЕГО  СУДЬБА  ,  А  ЕГО  СУДЬБОЙ  БЫЛ ЕГО ГЕНИЙ  .  Однако  ГЕНИЙ  Ницше  имеет                и дугое  название  -  БОЛЕЗНЬ  . Так  говорили  о нём  .                В  1865  году  Ницще  доверяется     своему  университетскому  товарищу  Паулю  Дейссену  , будущему  известному  санскитологу        и исследователю  Вед  ,    который  стал  зловещей  фигурой    ПОСЛАНЦА    СУДЬБЫ  ,  ибо  тот ведёт   Ницше  в  публичный  дом  .
Подобно  Харону  , перевозчику  в  мир   теней  .  Хотя  заражается  сифилисом  Ницше    не  в  этот  , а  во второй  свой  поход  в публичный  дом  .  Символично  ,  что    Пауль  стал  для  Ницше  как  Васудева  для  Сиддхартхи  .  Из  -  за  его  погружения  в  мир  Вед  .   Похоже  что  для   высвобождения  силы  Кундолини .  Как  говорят ,   ГЕНИЙ  НИЦШЕ  был неотделим  от  болезни  .
И  Ницше  это понимал и  принимал  , как  единственный  путь         к  познанию тайн  мира  .  А  собственная  гениальность      становится  для  Ницше  предметом  восхищённого  удивления  , развивает в  нём  бесстыдную  , до  кощунства  доходящую  самовлюблённость  .  И  он  доводит идеи  своего гения                до  человечества  .  Но прежде  всего  Ницше  - германский  гений
Он отмечает  различие  между  западом  , который  он называет      «  римским  «  и  отделяет  его  от германского  мира  .
Ибо  литературная  гуманность  , наследие  Рима  , классический  дух  ,  классический  разум  , тот  дух  ,  высший  взлёт  которого пришёлся  на  пору  якобинской  революции  , тот  дух  , который        у  якобинцев  застыл в  схоластически  - литературную  форму  ,   в  смертоносную  доктрину  , в  менторский  педантизм  ,                по его мнению  .  Мастера  и  проводники  этого  духа  - адвокат  и   литератор  ,  ораторы  просвещения  ,  « философия  «  , направленная  против традиции  , истории  , власти , монархии и  церкви  ,  ораторы  духа  ,  который  они почитают абсолютным     ,   между  тем  ,   что они  имеют в виду  лишь  дух  буржуазной  революции  ,     считает  Ницше  .  Хотя  дух  во Франции                не  изначально  буржуазного  ,  но  дворянски  - сеньиорального  происхождения  , а  буржуа  их только  узурпировал  , говорит  он  .    Ницше  называет  это  историческим  фактом  .   Представитель  этого  духа  есть  , собственно  ,  красноречивый  буржуа  , литературный  поверенный  его материальных  интересов  .   И  победное  шествие  этого  духа  , являющийся  следствием  присущей  ему  чудовищной  агитационной  , пробивной  энергии  , означающий  одновременно  обуржуазивание  и  литературризацию мира  .  То  , что мы    называем  «    цивилизацией  « , что само  себя  так называет  ,     есть не  что иное  ,  как  распространение  буржуазного политизированного  и  литературизианного  духа  .
А  имперализм  цивилизации  есть  последняя форма  римской  идеи  соединения  , против  которой  протестует  Германия  ,  или  , что вернее  германский  дух  , по моему  мнению  .
А  сила  этого  единения  направлена  на  протестующую  , противящуюся  последнему    завершению  и окончательному  утверждению  этой  империи  Германию  .  Тевтобургская  битва  , борьба  с римским  папством  , Виттенберг  ,  1813  ,  1870  -  е  -    всё  это  было  ещё  детской  игрой  в  сравнении  с  жестоким  , смертельно рискованным  и  в величественнейшем  смысле  безрассудным  сражением  против  всемирного  согласия  цивилизации  , которое  с  поистине  германским    ПОВИНОВЕНИЕМ  СВОЕЙ  СУДЬБЕ  , или  , выражая  это намного активнее  ,  своей  миссии  - своей    ВЕЧНОЙ  и  ВРОЖДЁННОЙ  МИССИИ  - приняла  на  себя  Германия  . 
Вот  что с  принятием  Ницше  как  рупора  германского гения  принимали  немецкие интеллектуалы  , в  том числе и  Манн  ,                и  Гессе  .  Принимали  Ницшеанскую  « сивиллизацию  «  ,                как  я  подумала  вдруг  . Он  пророчествует  подобно сивилле  .             А  книга  об  Заратустре  была  написана  Ницше  «  под библию  «  , как  книга  книг  .
Ницше  даёт  своей  автобиографии  наихристианнейшее  название   «   Ессе homo   »   .   И  свои  последние  записки  , уже                в  безумии  подписывает  именем  «  Распятый  «  .
Трагическую  мудрость  , благословляющую всю  ложь  ,    всю  жестокость  , весь  ужас  жизни  Ницше  назвал  именем  Дионис 
Что касается   Распятого  , вспомним  , что Ницше  считали  распятым  на  кресте  мысли  ,  чтобы  это не  значило  .
А  «  дионисийская   мудрость  «  может  быть  заключается          в  том  , чтобы  выдержать  взгляд  в  бездну  и  не  погибнуть  ,   но  возрадоваться  ;   «  нужна  удивительная  сила  ,  чтобы  это  впечатление  обратить  в  противоположное  ,  в  возвышенное      и  счастливое  изумление  «  .   Сила  - в  том  , чтобы  выдержать  напор  жизненной  стихии  мира  , слиться  с  ней  и  пропустить      её  через  себя  . Это  взгляд  ницшеанцев  .
Покровителем  созданного  им  культа  Ницше  провозглашает      бога  трагедии    Диониса  .  Сама  его  жизнь  была  пьянящим  хмелем    и  страданием  - сплавом  высочайшей  эстетической  пробы .  И  он  утверждает  то  , что 
«  Место  , занимаемое  человеком  на  иерархической  лестнице  , определяется  теми  страданиями  , которые  он  может  вынести  .  «  «  Лишить  себя  всего  , что почитаешь  ,  лишить себя  самой  возможности  что  бы  то  ни  было почитать  …
Ты  должен  стать  господином  над   самим  собой  , господином    над своими  добродетелями  «  .
«  Между  тем  , -  говорит  Ницше  , -  существование  расы                не может  быть  обеспечено  иначе  , как  посредством    ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ  ЖЕРТВ  , и  поэтому  принцип  христианства  несовместим  с  принципом  естественного  отбора  .
Христианство  фактически  всегда  снижало  и ослабляло                ТУ  СИЛУ  , то  чувство  ответственности  и  сознание  высокого  долга  , какие  необходимы  , чтобы  не  задумываюсь  жертвовать  человеческими  жизнями  ;  в течение  двух  тысячелетий  оно  только  и  делало  , что подавляло  грандиозную  энергию  и  дух величия  , которые  призваны  ,                «  путём  взращивания  , а  с другой  стороны  , путём  уничтожения  миллионов  неудачников  , воплотить                человека  будущего  и  не погибнуть  в  той  пучине  страдания  , которое  будет   причинено  и  равного  которому  ещё  не  было на   свете  «  .  Создание  Сверхчеловека  путём  уничтожения  милилионов  - вот о  чём  «  сивиллит  «  Ницше  .
«  Кто  же  были  они  ,  те  , кто  не  так  давно  осмелился  нагло  притязать  на  подобное  величие  , кто возомнил  себя  достаточно   сильным  , чтобы  взять на  себя  такую  ответственность  и  , не  дрогнув  , выполнить                «    ВЫСОКИЙ  ДОЛГ   «  принесения  в  жертву  миллионов  человеческих  жизней  ?  Заряженное  манией  величия  мещанское  отребье  , сброд  …  Жизнь  есть  результат  войны  , общество  -  орудие  войны  «  . Общество  , рассуждает он  , есть  порождение  природы  , возникающее  , как  и  сама  жизнь  ,                из  предпосылок  , не  имеющих  ничего  общего  с  моралью  ,                и  посягнуть  на  них значило  бы  коварно  посягнуть  на  самое  жизнь  .  «  Отказаться  от войны  , - восклицает  он  ,  значит  отказаться  от  жизни  в  большом  масштабе  !  « 
От  жизни  и  от культуры    ;  ибо  культуре  требуется  приток  свежих  сил  , и для  этого  время  от времени  необходим  основательный  возврат  к  варварству   ;  и  было  бы  праздным  мечтательством  ожидать  от рода  человеческого  ещё  чего  - нибудь  в  смысле  культуры  и  величия  , если  он разучится  воевать  .  «    Шопенгауэр  , на    которого   опирался   Ницше  ,  говорил  :  «  СМЕРТЬ -   поистине    ГЕНИЙ  - вдохновитель  ,                или  Мусагет  философии  .  Без смерти  было  бы  трудно  творить  философию « .  Он великий  знаток  и провозвестник  смерти  , ведь  к  числу  лучшего  ,  хочется  сказать  ,  глубочайшего  из  написанного им  принадлежит   большая  глава   во  втором  томе  «  Мира  как  воли  и представления  «  :
«  О  смерти  и  её  отношении  к  нерушимости  нашего существа   в  себе  «  . Подобная  осведомлённость  связана                у  Шопенгауэра   с  пессимизмом  его  этики  ,  а  его пессимизм  -  это  больше  , чем  учение  , это  характер  , художественный  образ  мыслей  , стиль  жизни   , и  ещё  молодой  Ницше  признавался  в  любви  к  этому  пессимизму  , когда  говорил  :
«  В  Вагнере  мне   нравится  то  же  , что и  в  Шопенгауэре :
Дух  этики  ,  обаяние  Фауста  , крест  , смерть  и  склеп  «  .
Вот  скрытый  контекст  германского  писателя ,                считающего  Ницше  тем  ,  к кому  внимательно  прислушиваются   его почитатели   .

   Иосиф    и  его реформаторская  деятельность  представялются  Томасу  Манну  совершенству  в  конечной  инстанции  , осуществлением   «  тайной  надежды  бога  «            на  слияние  небесного  и  земного  благословений  -  как  торжество  гуманизма  .  В  то  же  время  ИСТОРИЯ  - всего лишь  ИГРА  И ПРАЗДНИК  … только  шутка  , только намёк  ,    по  поводу  которых  можно весело  толкнуть  друг  друга  в  бок  , подмигивая  и смеясь  .  «  «  Велико  смысловое  сходство          этих  слов  с  концовкой  «  Фауста  «  Гёте  :
Всё  быстротечное  - символ  , сравненье  …
Цель  бесконечная  здесь  - в достижении  … «  .

А  Гессе  описывает  последние  шаги  Кнехта  , которые  приводят его к  тому  , что он становится  легендой  .
И  следующая  после  главы  «  Заявление «  является      глава              «  Легенда  «  .  Название же  главы  можно  понять  и  буквально  :   Кнехт  пишет  заявление  администрации  Педагогического  ведомства  и  делает  заявку  на  то  , чтобы  стать  легендой  .
И  у  этого пути нет  цели  , есть  только  выбранный  путь  .
С  которого  нельзя  уйти  .
Как  я писала в своём  романе  «  История  предательства   длиною  три тысячи  лет  о таком  же  положении  Иуды  :
«  как  будто  кто  - то  выдернул  из под его  ног  дорогу  ,                по которой  он шествовал  , уверенный  в  своём  праве                идти  по ней  ,    и  вылодил  передним  другую  , с  которой                он  не  мог   уже  уйти  … « ( это авторский  вольный  пересказ )
Кнехт  же  размышляет в этой  главе  :   


  «  …   людьми   , обладающими  естественной  и  поначалу  неосознанной  властью  над  другими  людьми  :  власть  эта                не  обходится  даром  тому  , кто  ею  пользуется  , и  если  магистр  был  рад  ,  что склонил  своего  друга  Тегуляриуса                к  своим  замыслам  ,  сделав  его  их покровителем  и                участником   ,  ТО  КОНЕЧНЫЙ  РЕЗУЛЬТАТ  СИЛЬНЕЕ  ЕГО  , КНЕХТА  , СОБСТВЕННЫХ   НАМЕРЕНИЙ  И  ЖЕЛАНИЙ  …
(  То  есть он  уже не может  уклониться  от своего пути  !   )              Он  увлёк  или  завлёк  Фрица  работой  ,   в  ценность  которой  он  , зачинщик  её  , теперь не  верил  ;    но  когда  его  друг  наконец  представил  ему  эту  работу  ,  он  не  мог  ни  отменить  её  , ни  отложить в  сторону                и  оставить  неиспользованной  , вконец  не  оскорбив                и  не  разочаровав  друга  , которому  ею  - то  ведь  он                и  хотел  скрасить  разлуку  … Было  бы  , наверно  ,   интересно  познакомиться  с  рукописью  прилежного  Тегуляриуса  .
Состояла  она  в  основном  из исторического  материала  , собранного  им  для  доказательств  и  иллюстраций  …  содержалось   и  немало  острых  и  остроумных  критических  замечаний  как  насчёт  мира  и  мировой  истории  …
важно  единственно  то  , как  использовал  работу  своего  друга  магистр  .  Он  принял  её  , когда  тот не  без  торжественности  вручил  ему  рукопись  , со словами  сердечной  благодарности                и  , зная  , что  этим  доставит  другу  радость  , попросил  его  прочесть  ему  всё  вслух  …  с  удовольствием   читал ему рукопись  , листок  за  листком  , и  чтение     нередко прерывалось  громким  смехом  обоих  .
Для  Тегуляриуса  это  были  славные  дни  .
Но  потом  Кнехт  уединился                и  , пользуясь  разными  частями  рукописи  друга  , сочинил своё  письмо  администрации  … « 
Над чем  они  смеялись  ,  утаено  .  Кнехт пишет  :   

  «  Разные   соображения  заставили  меня  , магистра  Игры  , обратиться  к  администрации  с  просьбой  особого  рода                не  в  своём  торжественном  отчётном  докладе  , а  в  этом  отдельном  и  как  бы  более  частном  письме  .                Я  , правда  ,      прилагаю  эти  строки  к  очередному  официальному  докладу     и  жду  официального  ответа                на  них  ,   но всё  же  смотрю     на  них  скорее  как  на  товарищеское  послание  коллегам магистрам  .  В  обязанности  магистра  входит  уведомлять  администрацию  , если  появляются  какие  -  то  препятствия       или  возникают  какие  -  то  опасности  для  его  нормальной  службы  .  Так  вот  , моей  службе  , хотя  я  стараюсь  отдавать  ей  все  силы  , грозит                (  или  мне  так  кажется  )  опасность  , заключённая  во мне  самом  , хотя  я  вряд  ли  единственный     её  источник  .                Во    всяком  случае  , нравственную опасность  моей  персональной  непригодности  для  роли  магистра  Игры                я  считаю опасностью  также  и  объективной  , существующей  независимо  от  моей  персоны  . Короче  говоря  :   я начал   сомневаться  в  своей способности  к полноценному  исполнению  служебных  обязанностей  потому  , что  вижу  угрозу  , нависшую  над  самой  моей  службой  ,  над вверенной  моим  заботам  Игрой в  бисер  .  Задача  этого письма  -  показать администрации  , что  опасность  ,  о  которой  я  говорю  , существует  и  что именно  эта  опасность  , раз  уж  я  распознал  её  , настойчиво  зовёт меня  уйти  с  нынешнего  моего места  в  какое  - то  другое  .  Позволю себе  пояснить  эту  ситуацию  притчей  :    человек  ,  корпящий  на  чердаке  над  сложной  учёной  работой  , вдруг  замечает  , что  дом  внизу  загорелся  .  Он  не  станет размышлять  , его  ли  это  обязанность  и  не  лучше                ли  привести в порядок  свои  таблицы  , а  бросится  вниз                и  попытается  спасти  дом  .  Так  и я  сижу  на  одном  из  верхних  этажей  нашего касталийского  дома  , занимаясь  Игрой  в  Бисер  ,  работая  только  тонкими  , чувствительными  инструментами  , а  инстинкт  , а нюх  говорит мне  ,  что  где  - то внизу  горит  , что  всё  наше  здание  под  угрозой  и  что  нечего мне  сейчас   анализировать музыку  или  разбирать правила  Игры  , а  надо поспешить  туда  , откуда  валит  дым  .
Институт  Касталии  , наш  Орден  , наша  научная  и  учебная  деятельность  вместе  с  Игрой  в  Бисер  и всем  прочим  представляются    большинству  из нас  , членов  Ордена  , такими  же  само  собой  разумеющимися  , как  каждому  человеку  воздух  , которым  он  дышит  ,  и  земля  , на  которой  стоит  . Мало кто  думает  о  том  , что  этого  воздуха  ,  и этой  земли  может не стать  , что воздуха  нам  когда  - нибудь не  хватит  ,  а  земля  уйдёт у  нас  из  - под ног  . Нам  выпало счстье  благоденствовать  в  маленьком  , чистом  и  весёлом  мирке  ,                и  подавляющее  большинство  из нас  живёт  , как  ни  удивительно  , в  ложном  представлении  , будто мирок  этот  существовал  всегда  и  мы  рождены  в нём  .  В  молодые  годы       я  и  сам  жил  в  этом  весьма  приятном  заблуждении  , хотя  прекрасно  знал правду  -  что я  не  родился  в Касталии  ,                а  был послан  сюда  и  воспитан  здесь  благодаря  властям                и что  Касталия  , Орден  , администрация  , училища  , архивы                и  Игра в  Бисер  существовали  отнюдь не  всегда  и  были  не  творением   природы  , а  поздним  , благородным  и  , как  всё  искусственное  , бренным  созданием  человеческой  воли  .
Всё  это  я  знал  , но реально  не  представлял  себе  ,  я  просто  об  этом  не  думал  , закрывал на  это глаза  и  знаю  , что  больше  трёх  четвертей  из нас  живут и  умрут  в  этом  удивительном  и  приятном  заблуждении  . Но как  были  века                и  тысячелетия  без  Ордена  и  без Касталии  , так  будут                и  впредь  подобные  времена  . И  если  я  сегодня  напоминаю  моим  коллегам  и  уважаемой  администрации  об  этом  факте  ,  об  этой  азбучной  истине  ,  если  призываю  их взглянуть                на  грозящие  нам  опасности  , беря  на  себя  , таким  образом  , довольно  невыгодную  и нередко смешную   роль  предостререгающего    и  призывающего  к  покаянию  пророка  ,   то я  готов  стерпеть  возможные  насмешки  и  всё  таки  надеюсь  ,  что  большинство  из вас  дочитает  моё  письмо                до  конца  ,   а  иные  и  согласятся  со мной  в  отдельных  пунктах  .  Это  было  бы  уже  немало  . Такое  установление  ,   как  наша  Касталия  , маленькое  государство  духа  , подвержено  внутренним  и внешним  опасностям  . Внутренние  опасности  ,   во всяком  случае  многие  из них  , нам  известны  , мы  следим               за  ними  и  с  ними  боремся  .  Мы  то  и  дело  отсылаем                из  элитных школ  отдельных учеников  ,  обнаружив  у  них  неискоренимые  свойства  , которые  делают  их непригодными       и  опасными  для  нашей  среды  .  В  большинстве   своём  они  ,  надеемся  ,  вовсе  не  явялются  поэтому  людьми  неполноценными  , а  непригодны  только  для  касталийской  жизни  и  могут  по  возвращении  в  «  мир  «  найти  более  подходящие  для  себя  условия ,   и  стать  достойными  тружениками  . Наша  практика  оправдала  себя  в  этом  отношении  , и  в  целом  о  нашем  обществе  можно сказать  , что  оно  дорожит  своим  достоинством  , своей  самодисциплиной  и справляется  со своей  задачей  -                быть высшей  аристократией  духа  и  непрестанно  растить         её  .   Недостойных  и  нерадивых  среди  нас  , по  - видимому  ,    не  больше  ,  чем  то   естественно  и  терпимо  . Менее  благополучно  обстоит  у  нас  дело  с  орденским  самомнением  ,  с  сословной  спесью  , которую  рождают  всякий  аристократизм  ,  всякое  привилегированное  положение  и  которую  ,                то  поделом  ,  то  несправедливо  , всякой  аристократии  ставят в  вину  .
В  истории  общества  дело  всегда  идёт  к  созданию  аристократии  , оно  является  венцом  , вершиной  истории  ,        и  тот  или  иной  вид  аристократии  , господства  лучших  ,                есть  , надо  полагать  ,  хотя  это  не  всегда  признают  , истинная  цель  , истинный  идеал  всяких попыток  устройства  общества  . Власть  , будь  то  монархическая  или  анонимная  , всегда  была  готова  поддерживать  своим  покровительством     и  всякими   привилегиями  возникавшую  аристократию  ,                будь  то  аристократия  политическая  или  любая  другая            по происхождению  или  по  отбору  и  воспитанию  .  Поощряемая  аристократия  всегда   крепла  под  этим  солнцем  , но всегда  , начиная  с  определённой  ступени  развития  , это  пребывание  под солнцем  , эта  привилегированность  становились                для  неё  соблазном  и  приводили    к  её  разложению  .                И  вот  , если  мы  посмотрим  на  свой  Орден  как  на  аристократию  ,  а  потом  попытаемся  проверить  , насколько  оправдано  наше  особое  положение  нашим  отношением                ко    всему  остальному  народу  и  миру  , насколько  уже  захватила  нас  характерная  для  аристократии  болезнь   -  заносчивость  , чванство  , сословная  спесь  , всезнайство  , паразитическая  неблагодарность  ,  -  у  нас  могут возникнуть       кое  -  какие  сомнения  .  Допустим  ,  что  у нынешнего  касталийца  нет недостатка  в  покорности  законам  Ордена ,     в  прилежании  , в  утончённой  духовности    ;  но  разве                не  часто  ему  очень недостаёт  понимания  своего  места                в  обществе  ,  в  мире  , в  мировой  истории  ?  Сознаёт                ли  он  основу  своего  существования  , способен  ли  смотреть  на  себя  как  на  листок  , цветок  , ветку  или  корень  живого  организма  , подозревает  ли  хоть сколько  - нибудь  о  жертвах  , которые  приносит  ему  народ  , кормя  и  одевая  его  ,  создавая  возможность  его  обучения  и  его  разнообразных  научных  занятий  ?  И  много  ли  касталиец  заботится  о  смысле  нашего  существования  и  особого  положения  , представляет  ли  он  себе  в  самом  деле  цель нашего  Ордена  и  нашей  жизни  ?  Допуская  исключения  , многочисленные  и  славные  исключения  , я  склонен  на  все  эти  вопросы  ответить                «  нет  «  . Средний  касталиец  , может  быть  , и  смотрит         на  мирянина  , на  неуча  без презрения  , без зависти  ,  без вражды  , но  он  не  смотрит  на  него  как  на  брата  , не  видит  в  нём  своего   кормильца  и  нисколько  не  чувствует  себя  тоже   ответственным  за  происходящее  в  большом  мире  .  Целью  его  жизни  кажутся  ему  развитие  наук  ради  самих  наук    или просто  приятные  прогулки  по  саду  образованности  ,  которая  охотно  выдаёт себя  за  универсальную  , не  будучи  таковую вполне  . Короче  , эта  касталийская  образованность  , высокая  и  благородная  образованность  , спору  нет  , которой  я  глубоко  благодарен  , у  большинства  её  обладателей                и  представителей  -   не  орган  , не  инструмент  , не  активна  ,                не  целенаправленна  , не  служит сознательно                чему  -  то  большему  или  более  глубокому  , а  тяготеет                к  самодовольству  и самовосхвалению  , к  размножению                и  совершенствованию  специальностей  умственных  . Я  знаю  ,  что есть  немало  кристально чистых  и  очень  достойных  касталийцев  , которые  действительно  ничего  , кроме                как    служить  , не  хотят  , это воспитанные  у  нас  учителя  , особенно  те  , что несут  свою самоотверженную  ,                но  неоценимо  важную  службу  в  мирских  школах  , вне  Касталии   , вдалеке  от приятного  климата  и  умственной  избалованности  нашей  Провинции .  Эти  славные  учителя    там  , «  в  миру  «  , -  по  сути  , по строгому  счёту  единственные  из нас  , кто  действительно  исполняет назначение  Касталии  и  чьим  трудом  мы  платим  стране                и  народу  за  всяческое  добро  , которое  они  делают нам  .
Что  наша  высшая  и  священнейшая  задача  -  сохранить    стране  и  миру  их  духовный  фундамент  ,  показавший  себя                и  весьма  действенным  элементом  нравственности  ,                а  именно  :  чувство  истины  , на  котором  среди  прочего  зиждется  и   правопорядок  , -  это  любому  из нас  ,  членов  Ордена  , отлично  известно  ;  но  , заглянув  в  себя  , большинство  из нас  должно  будет  признать  ,  что  благо  мира  , сохранение  духовной  честности  и  чистоты  и вне  нашей  чистенькой  Провинции  - для  них  отнюдь не  самое  важное  ,                да  и вообще  не  такое  уж важное  дело  , и  что   мы  охотно  предоставляем  тем  отважным  , покинувшим  Касталию  учителям  выплачивать  своим  самоотверженным  трудом  наш  долг  миру  и  в  какой  - то мере  оправдывать  привилегии  , которыми   пользуемся  мы  , умельцы  Игры  , астрономы  , музыканты  и  математики  . С  упомянутым  уже  высокомерием       и  кастовым  духом  связано  то  , что нас  не  очень  то  беспокоит  , заработали  ли  мы  свои  привилегии  делом  ,                что   многие  из нас  даже  ставят  себе  в  заслугу  обязательную  для  членов  Ордена  материальную  скромность       в  быту  , словно она  -  добродетель  и  соблюдается  исключительно  ради  неё  самой  , а  не  минимальная  компенсация  за  то  , что страна  даёт  нам  возможность     жить    своей  касталийской  жизнью  .  Я  ограничиваюсь  указанием  на  эти  внутренние  беды  и  опасности  ,                они      не  пустяк  , хотя  в  спокойные  времена  ещё  долго                не  угрожали  бы  нашему  существованию  . Однако  мы  ,   касталийцы  , зависим  не  только  от своей  нравственности                и своего  разума , но  в  большой  мере  и  от состояния  страны  и  воли  народа  . Мы  едим  свой  хлеб  ,  пользуемся  своими  библиотеками  , совершенствуем  свои  школы  и  архивы  ,  -                но если  народу    расхочется  предоставлять нам  такие  возможности  или  если  из  - за  бедности   , войны  и  т  .  п  .  стране  это окажется  не  по силам  , тогда  наша  жизнь                и  наши  научные  занятия  кончатся  в тот  же  миг  .
Что Касталию  и  нашу  культуру  наша страна  сочтёт  в один  прекрасный  день  роскошью  , которой  она  не  может  больше  себе  позволять  ,  и  что  даже  мы  , кем  она  пока  добродушно  гордится  , предстанем  ей  в один   прекрасный  день  дармоедами   и  лодырями  , а  то  даже  шарлатанами  и врагами  , -  вот какие  опасности  грозят  нам  извне  .Чтобы  наглядно  показать  эти  опасности  среднему  касталийцу  , я  должен был  бы  ,  пожалуй  , прежде  всего  привести  примеры  из истории  ,                и  тут я  натолкнулся  бы  на  какое  - то  пассивное  сопротивление  , на  какое  - то  , я  сказал  бы  , младенческое  невежество  и  равнодушие  .  Интерес  к  мировой  истории                у  нас  , касталийцев  , вы  это  знаете  , крайне  невелик  ,                а  у  большинства  из нас  нет  не  только  интереса  к  истории      как   к  науке  , но  даже  , скажу  , справедливого  отношения  ,  уважения  к  ней  . Это  полуравнодушное  -  полунадменное  нежелание  заниматься  мировой   историей  часто  подбивало    меня  в нём разобраться  , и  я  нашёл  , что  причины  у  него  две 
Во – первых  , содержание  истории  - я не  говорю  , конечно  ,                об   истории  духа  , истории  культуры  , весьма  нами  почитаемых  ,  - кажется  нам  довольно  низкопробным  ;             мировая история  , насколько  мы  представляем  себе  её  , состоит        из  жёсткой  борьбы  за  власть  , за  блага  ,                за  земли  , за  сырьё  , за  деньги  , словом  ,  за  ценности  материальные  и  количественные  , которые  мы  считаем     бездуховными  и  довольно презренными  .  Для  нас  17 -  ый  век  -  это  эпоха  Декарта  , Паскаля  , Фробергера  ,  Шюца  ,  а  не   Кромвеля  и  Людовика  14  - го  .  Вторая   причина  нашего страха  перед мировой  историей  состоит  в  унаследованном   нами  и  большей  частью  , думаю  я справедливом  недоверии                к  определённому  способу  смотреть  на  историю  и  писать историю  , очень популярному  в  эпоху  упадка  перед основанием  нашего  Ордена  , способу  , к  которому  у  нас  заранее  нет никакого  доверия  , -  к так  называемой  философии  истории  , талантливейший  расцвет  и  одновременно  опаснейший  результат  которой  мы  находим  у  Гегеля  , но  которая                в  последовавшее  за ним  столетие  привела  к  мерзейшей  фальсификации  истории  и  деморализации чувства  истины  .  Пристрастие  к так  называемой  философии  истории  принадлежит  для  нас  к  главным  признакам  той  эпохи  духовного  упадка  и  достигшей  широчайшего  размаха  политической  борьбы  за  власть  , которую  мы  иногда  называем  «  военным  веком  «  , но  чаще  «  фельетонной             эпохой  « . На  обломках  этой  эпохи  благодаря  преодолению                её  духа  -  или  духовного нездоровья  ! – возникла  наша  нынешняя  культура  , возникли  Орден  и  Касталия  .
Но  только  наше  интеллектуальное  высокомерие  позволяет  нам  теперь  противостоять  мировой истории  , особенно  новейшей  , почти  так  , как  какой  -  нибудь  аскет  и отшельник  эпохи раннего  христианства  противостоял  мировой  драме . История  видится  нам  ареной  страстей  и  мод  , желаний  , корыстолюбия   , жажды   власти  , кровожадности  , насилия  , разрушений  и  войн  ,  честолюбивых  министров  , продажных  генералов  , разрушенных  городов  ,  и  мы  слишком  легко  забываем   ,  что  это  лишь  один  из  её  аспектов  .  И  прежде  всего  забываем  , что   сами  мы  -  кусок  истории  , нечто  постепенно   возникшее  и  осуждённое  умереть  , если  оно потеряет  способность  к  дальнейшему  становлению                и  изменению  . Мы  сами  история  и  тоже  несём  ответственность  за  мировую историю  и  за  свою позицию                в  ней  . Нам  очень не  хватает  сознания  этой  ответственности  .  Если  мы  взглянем  на  свою  собственную  историю  ,  на  времена  возникновения  нынешних  педагогических  провинций  как в  нашей  стране  , так  и  во многих  других  странах  , на  возникновение  разных  орденов  и  иерархий  ,   одной  из которых  является  наш  Орден  , то мы  сразу  увидим  ,  что наша  иерархия  и  родина  , наша  любимая  Касталия  , была  основана  людьми  , которые  относились  к  мировой  истории  отнюдь   не  так  пренебрежительно  и  отрешённо  , как  мы  . 
Наши  предшественники  и  учредители  начали  своё  дело             в  конце военной  эпохи  , в  разорённом  мире  . Мы  привыкли  односторонне  объяснять мировую  обстановку  того времени  , начавшегося  примерно  с  первой  так  называемой  мировой  войны  , тем  что именно  тогда  дух ничего не  значил  и  был  для  могучих  властителей  лишь  подсобным  и  второстепенным  боевым  средством  ,  в  чём  усматриваем  следствие 
«  фельетонного  «  разложения  . Что  ж  ,  легко константировать  бездуховность  и  грубость  ,  с  какой  велась  эта  борьба  за  власть  . Если  я  называю  эту  борьбу  бездуховной  ,   то  не  потому  ,  что не вижу  её  огромных  интеллектуальных  достижений  и  успехов  в  методике  ,                а  потому  что  мы  привыкли  и  стараемся  видеть                в  духовности  прежде  всего  волю  к  истине  ,  а  духовность  ,  имевшая  спрос  в  той  борьбе  , ничего  с   волей  к  истине  ,    кажется  ,  не  имела  . Беда  этого времени  была  и  в том  ,    что сумятице  и  передрягам  , возникшим  из  -  за  невероятно  быстрого  численного  роста  человечества  не  противостоял  никакой  более  или  менее  твёрдый  моральный  уклад  ;   последние  остатки  его  были  вытеснены  злободневными  лозунгами  ,  и  , изучая  ход  этой  борьбы  , мы  сталкиваемся                с    поразительными  и  ужасными  фактами   . Совершенно                так  же  , как  при  том  расколе  ,  к  которому  привёл  церковь  Лютер   четырьмя  столетиями  раньше  , весь мир  вдруг  наполнился  огромной  тревогой  , повсюду  образовались  фронты  битв  , повсюду  вдруг  вспыхнула  смертельная  вражда  между  молодыми  и  старыми  , между  родиной  и человечеством  , между  красным  и  белым  , и  сегодня  мы  вообще  уже                не  способны  не  то  что понять и сопережить  , а  хотя                бы  восстановить  мощь  и внутреннюю  динамику  этого                «  красного  «  и  «  белого  «  , истинное  содержание  всех  этих  девизов  и  боевых  кличей  ;  мы  видим  , что  , как  во времена  Лютера  , во всей  Европе  , даже  на  половине  всей  земли  , воодушевлённо  или  в  отчаянии  бросались  друг  на  друга  правоверные  и  еретики  , молодые  и  старые  , поборники  вчерашнего  и  поборники  завтрашнего  , фронты  часто рассекали  географические  карты  , народы  и  семьи  ,                и нельзя  сомневаться  в том  ,  что  для  большинства                самих  борцов  или  , во  всяком  случае  , для  их  вождей                всё  это  было  полно  великого  смысла  , и  многим  предводителям  и  идеологам     тех битв  нельзя  отказать                в  каком  -  то здоровом  легковерии  ,  в  каком – то  ,  как  это  тогда  называли  ,  идеализме  .
Везде  боролись  , убивали  ,  разрушали  ,  и  каждая  сторона  делала  это с  верой  , что  борется  за  бога  и  против  дьявола  .  У  нас  это  дикое  время  высоких  порывов   , дикой  ненависти  , несказанных страданий  как  - то  забыто  , что трудно  понять  :  ведь  оно тесно  связано  с возникновением  всех   наших  установлений  , оно  - предпосылка  их и причина  . Сатирик  мог  бы  сравнить  это  забвение  с  забывчивостью  добившихся  дворянства  и успеха  авантюристов  , когда  дело касается       их происхождения  и  родителей  . Посмотрим  ещё  немного                на  эту  воинственную  эпоху  .  Я  прочёл много  документов  , интересуясь  при  этом  не  столько  покорёнными  народами                и разрушенными  городами   сколько  поведением  в  то время  людей  высокодуховных  . Им  было  трудно  ,  и  большинство       не  выдерживало  .  Были  мученики  и  среди  учёных  , и  среди  верующих  , и даже  в  те  привыкшие  к  ужасам  времена  мученичество  и  пример  этих  людей  не пропадали  вотще  .
И  всё  же  большинство  представителей  духа  не  выдерживало  гнёта  этой  эпохи  насилия  . Одни сдавались  и  отдавали  свои  таланты  , знания  и навыки  в  распоряжение  властителей  ;   известны  слова  одного  тогдашнего  профессора  высшего  учебного  заведения  в  республике  массагетов  :  «  Сколько  будет  дважды  два  , решает  не  факультет  ,  а  наш  господин  генерал  «  .  Другие  становились  в  оппозицию  , пока  могли  это  делать  в  каких  - то   безопасных  границах  ,  и  посылали  протесты  . Один всемирно  знаменитый  автор  за один только  год  подписал  тогда  будто  бы  - свыше  двухсот  таких  протестов  , воззваний  , призывов  к  разуму  и  т  . д  . , больше  , может  быть  ,   чем  сам  прочёл  .  Большинство  ,   однако  ,  училось  молчать  ,   а  одновременно  училось  голодать                и  мёрзнуть  ,   и  нищенствовать  , и прятаться  от   полиции  , они  умирали  безвременно  , и  умершим  завидовали  те  , кто оставался      в   живых  .  Не  перечесть  наложивших  на  себя  руки  . Не  доставляло  уже  ни  радости  , ни чести  быть учёным                или  литератором  :  кто  шёл  служить  властителям                и  их  лозунгам  , у  того  были  , правда  ,  должность  и  кусок  хлеба  , но уделом  его становились  презрение  со стороны  лучших  из  его  коллег  и  обычно  всё  же  довольно  нечистая  совесть  ; кто отказывался  от такой  службы  , тому  приходилось  голодать  , жить вне  закона  и  умирать  в  нужде  или   в  изгнании  .  Происходил  жестокий  , неслыханно  суровый  отбор  . Не  только наука  приходила  в  упадок  , если  не  служила  власти  и  военным  целям  ,  но  и   школьное  дело  . Прежде  всего  бесконечно  упрощалась  и  перекраивалась  мировая  история  , которую каждая  из  ведущих в  тот   или  иной  момент  наций  приспосабливала  исключительно  к  своим  интересам  …  философия  истории    «  фельетон  «  царили  даже  в  школах  …  Это  были  бурные  и  дикие  времена  , времена  вавилонски  - смутные  ,  когда  народы  и  партии  ,  старые  и  молодые  , красные  и  белые  не  понимали  друг  друга 
Кончилось  это  , после  изрядной  потери  крови  и  обнищания  , всеобщим  желанием  -  образумиться  , всё  БОЛЬШЕЙ  ТОСКОЙ  ПО  ОБЩЕМУ  ЯЗЫКУ  ,  который  надо  было  снова  найти  ,                по порядку  , по  традиции  , по  надёжной  мере  вещей  , по азбуке        и  таблице  умножения  , которые  не  были  бы  продиктованы  интересами  власти  и  не  менялись  бы  каждый  миг  .  Появилась  огромная  потребность  в  правде  и  праве  ,                в  разуме  ,   в  преодолении  хаоса  .  Этому  - то вакууму                в  конце  полной  насилия  и  целиком  устремлённой  ко внешнему  эпохи  , этой  - то    ставшей  крайне упорной  и  острой  всеобщей  ТОСКЕ  по  какому  -  то  порядку  мы  и  обязаны  своей  Касталией  и  тем  ,  что мы  существуем  . Крошечная  , храбрая  ,  голодавшая  , но не  покорившаяся  горстка  действительно  высокодуховных  людей  начала  сознавать  свои  возможности  ,  сначала  с  аскетически  - героической  строгостью  к  себе  подчиняться  какому  - то  порядку  и  уставу  , начала  маленькими  и  мельчайшими  группами  снова  повсюду  работать  ,  отметая  любые  лозунги  и  строя  целиком  заново  духовность  , просвещение  , науку  , образование   .  Постройка  удалась  , она  медленно  выросла  из  своих  героически  скудных  начатков  в  великолепное  здание  , создала  в  ходе  поколений  Орден  , Педагогическое  ведомство  , элитные  школы  ,  архивы  и   коллекции  , специальные  школы  и  семинары  , игру  в  бисер  ,   и  пользуемся  этим  , пожалуй  ,  чересчур  великолепным  зданием  , живём  в нём  наследниками  сегодня  мы  .                И  живём  мы   в  нём  , скажу  ещё  раз  , как  довольно  наивные                и  довольно  - таки  обленившиеся  гости  , не  желая  ничего  знать  ни  об  огромных  человеческих  жертвах  , на  которых  воздвигнуты  наши  несущие  стены  , ни  о  горестном  опыте  , наследниками  которого  являемся  , ни  о мировой  истории  , которая  построила  наше  здание  или  позволила  построить его  ,  которая  нас  держит  и  терпит  ,  и  , может  быть  ,  выдержит  и  вытерпит  ещё  множество  касталийцев                и  магистров  после  нас  , нынешних  ,  но  которая  однажды  разрушит  и  поглотит  нашу  постройку  , как  разрушала                и  поглощала  всё  , чему  давала  взрасти  .  Я  ПОКИДАЮ  ИСТОРИЮ  с  таким  применительным  к  сегодняшнему  дню        и  к  нам  выводам  : наша  система  и Орден  уже  перешагнули  вершину  расцвета  и  счастья  , даруемых  иногда  ЗАГАДОЧНОЙ  ИГРОЙ  СОБЫТИЙ   прекрасному  и  желанному  .  Мы  находимся  в  упадке  , который  протянется  ещё  , может  быть  ,  очень  долго  , но  , во всяком  случае  , ничего  более  высокого  ,  прекрасного  и  желанного  , чем  то  , что  у  нас  уже  было  ,  ждать  не  приходится  , ДОРОГА  ВЕДЁТ  ВНИЗ  ; исторически  мы  , думаю  , СОЗРЕЛИ  ДЛЯ  ЛИКВИДАЦИИ  ,    и  она  ,  несомненно  , последует  не  сегодня  или  завтра  ,   так  послезавтра  .  Вывожу  это  не только  из чрезмерно  нравственной  оценки  наших  дел  и  способностей  ,  а  куда  больше  из  сдвигов  ,  которые  готовятся  , как  я  вижу  ,                во  внешнем  мире  .  Приближаются  критические   времена  ,   везде  видны  их    приметы  , мир  снова  хочет  переместить  свой  центр  тяжести  . Готовится  перераспределение  власти  , оно не  пройдёт  БЕЗ  ВОЙНЫ  И НАСИЛИЯ  , угроз  не  только  миру  ,  но  жизни  и свободе ,   идёт  с  далёкого  Востока  .
Даже  если  наша страна  и  её  политика  будут нейтральны  , даже  если  весь  наш  народ  единодушно  (  чего  он  , однако  ,     не  делает  )  пожелает  держаться  традиции  и  хранить верность касталийским  идеалам  и  нам  ,  всё  будет  напрасно  .  Уже  сейчас   многие  наши  парламентарии  довольно  ясно  дают нам  понять  ,  что  Касталия  -  дороговатая  для  нашей  страны  роскошь  . Как  только  страна  будет  вынуждена  всерьёз  заняться  вооружением  , пусть  только  для  обороны  -                а  это  может случиться  скоро  ,  - введут  режим  экономии  ,                и  , несмотря  на   всю  доброжелательность  к  нам  правительства  , большинство  этих мер  коснётся  нас  .
Мы  гордимся  тем  ,  что наш  Орден  и  устойчивость  духовной  культуры  , им  гарантируемая  , требуют  от  страны  относительно  скромных  жертв  .  По сравнению   с  другими  эпохами  , особенно  с  ранним  фельетонизмом  с  его  щедро  субсидируемыми  высшими  учебными  заведениями  , бесчисленными  тайными  советниками  и  роскошными  учреждениями  , жертвы  эти  в  самом  деле  невелики                и  уж вовсе ничтожны  по сравнению  с  теми  , какие  пожирали                в  военный  век  война  и  вооружение  .  Но именно  вооружение  вскоре  снова  будет  , вероятно  , главным  требованием  момента  ,  в  парламенте  снова  будут  задавать  тон генералы     и  если  народ  окажется  перед выбором  -  пожертвовать Касталией  или  подвергнуть себя  опасности  войны  и  гибели  , - то  мы  знаем  , как  он  проголосует  . Тогда  сразу  же  , без сомнения  , распространится  и  охватит  прежде  всего молодёжь  военная  идеология  , демагогическое  мировоззрение  , согласно  которому  учёные  и  учёность  , латынь  и  математика  ,  образованность  и  духовная  культура  имеют право  на  жизнь  лишь постольку  ,  поскольку  они  способны  служить высшим  целям  . Волна  уже  катится  , когда  -  нибудь  она  нас  смоет  . Может  быть  , это  хорошо  и  необходимо  .                Но  пока  , многоуважаемые  коллеги  ,  мы  в  соответствии                со  своим  пониманием  происходящего  ,  своей  пробуждённостью     и своей  храбростью  располагаем  той  ограниченной  свободой   решения  и  действия  , которая  дана  человеку  и  делает  МИРОВУЮ ИСТОРИЮ  историей  человеческой  .
( то есть  до  этого момента  она  была  не  человеческой  ,                а какой  ?  историей  сверхчеловечества  ?  )
Мы  можем  , если  пожелаем  , закрыть  глаза  ,  ибо опасность  ещё  сравнительна  далека  ;  возможно  , что все мы  ,  нынешние  магистры  , успеем  ещё  спокойно  дослужить  до  конца                и  спокойно  умереть , прежде  чем  опасность  приблизится                и     станет    видна     всем  .  Для  меня  , однако  ,  и  , наверно ,  не  для  меня  одного  , это   спокойствие   не  было  бы  спокойствием  ЧИСТОЙ  СОВЕСТИ   .  Я  не  хочу  спокойно  исполнять  свои  служебные  обязанности  и  разыгрывать  партии  Игры  , довольствуясь  тем  ,  что  будущее  вряд  ли  заставит  меня  в  живых  .  Нет , мне  кажется  необходимым  вспомнить  , что  и  мы  , стоящие  вне  политики  , ПРИНАДЛЕЖИМ  МИРОВОЙ  ИСТОРИИ   и   ПОМОГАЕМ  ДЕЛАТЬ  ЕЁ   .  Поэтому  я  и  сказал  …  , что моё  служебное  усердие  уменьшилось  или  ,  во всяком  случае  , находится  под  угрозой  ,  ведь  я ничего не поделать с тем  , что большая  часть моих  мыслей  и  забот неотделима  от этой  будущей  опасности  .
Я  запрещаю  , правда  , своему  воображению  РИСОВАТЬ  ФОРМЫ  , , которые  может принять  эта  БЕДА  для  нас                и  для  меня   .  Но я  не  могу  отмахиваться  от вопроса  : 
что  мы  должны  ,  что  должен  я сделать  , чтобы  отвратить  эту  опасность  ?  Позволю  себе  сказать  и   об  этом .
Притязание  Платона  на  то , чтобы  государством  управлял  учёный  ,  вернее  , мудрец  , я  не  стану  отстаивать  .                Мир  был  тогда  моложе  . И  Платон  ,  хоть он  и основал  некое  ПОДОБИЕ  КАСТАЛИИ  , онюдь не  был касталийцем  , а  был   аристократом  по происхождению  , потомком  царского  рода  .
МЫ  тоже  , правда  ,  АРИСТОКРАТЫ  и  ОБРАЗУЕМ  АРИСТОКРАТИЮ  , но  это аристократия  духа  ,  а  не  крови  .
Я  не  думаю  , что  людям  когда  - либо  удастся  искусственно  вырастить таких   аристократов  крови  ,  чтобы  они  одновременно  были  аристократами  духа  , это  была  бы  идеальная  аристократия  , но она  остаётся  мечтой  .
Мы  , касталийцы  , хотя  ЛЮДИ  мы  цивилизованные  и неглупые  ,  в  правители  не  годимся  ;  если  бы  нам  пришлось  править  , мы  делали  бы  это  не  с той  страстью  и наивностью  , которые   нужны  настоящему  правителю  , к  тому  же  истинно  наше  поприще  и  первая  наша  забота  -  поддержание  ОБРАЗЦОВОЙ  ДУХОВНОЙ  ЖИЗНИ  -  были  бы  при  этом  скоро  забыты  . Чтобы  править  ,  вовсе  не  надо  быть  глупым                и  грубым  , как  думали  порой  тщеславные  интеллектуалы  ,     но  для  этого  нужно  получить  чистую  радость  от  деятельности  , направленной  на  внешний  мир  , обладать страстью  отождествлять  себя  со своими  целями  и  задачами     и  нужны  , конечно  , известная  быстрота  и неразборчивость                в  выборе  путей  к  успеху  .  Нужны  ,   стало  быть  ,  сплошь  свойства  , какими  учёный  -  мудрецами  мы  ведь  не  станем  себя  называть  -  не  должен  обладать  и  не  обладает  ,                ибо  для  нас   СОЗЕРЦАНИЕ  ВАЖНЕЕ , ЧЕМ  ДЕЙСТВИЕ  ,                а  в  выборе  средств  и  путей  достижения  целей  мы  ведь приучены  быть  предельно  щепетильными  и  разборчивыми  .
Значит  , править  и заниматься  политикой  не  наше  дело  .
МЫ  - СПЕЦИАЛИСТЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ  ,  АНАЛИЗА                И  ИЗМЕРЕНИЯ   ,  МЫ  - ХРАНИТЕЛИ  И  ПОСТОЯННЫЕ  ПРОВЕРЩИКИ  ВСЕХ  АЛФАВИТОВ  , ТАБЛИЦ  УМНОЖЕНИЯ                И  МЕТОДОВ  ,  МЫ  - КЛЕЙМОВЩИКИ  ДУХОВНЫХ  МЕР                И  ВЕСОВ  .Спору  нет  , мы  ещё  и  многое  другое  , мы  можем  подчас  быть также  новаторами  , первооткрывателями  , авантюристами  , завоевателями  и  переоценщиками  ,  но  первая  и  важнейшая  наша  функция  , та  , из  - за  которой  народ  нуждается  в  нас  и  нас  охраняет  -  это  ДЕРЖАТЬ                В  ЧИСТОТЕ  ВСЕ  ИСТОЧНИКИ  ЗНАНИЯ  . В  торговле  , политике  и  мало  ли  где  ещё  оказывается  порой  заслугой                и  гениальным  решением  выдать  чёрное  за  белое  ,  у  нас  -    никогда  .  В  прежние  эпохи  , в  так  называемые  «  великие  «  времена  , времена  войн  и  переворотов  ,  от  людей  интеллекта  часто  требовали  , чтобы  они  занимались  политикой  . Особенно  распространено  это  было                в  позднефельетонную  эру  .  К  её требованиям  принадлежала  также  политизация  или  милитаризация  духа  .
Как  церковные  колокола  шли  на  пушки  , как ещё  незрелая  школьная  молодёжь  шла  на  пополнение  поредевших  полков  ,   так  подлежал  конфискации  и  шёл  на  потребу  войне  дух  .
Конечно  , мы  не  можем  согласиться  с  этим  требованием  .
Что  при  необходимости  учёного  можно  оторвать                от кафедры  или  от  письменного стола  и  сделать  солдатом  , что в иных  случаях  он  может  идти  в  армию  добровольно  ,   что в  истощённой  войной  стране  учёный  должен предельно  , вплоть  до  голода  , сократить свои  материальные  нужды  -          об  этом  нечего  и  говорить  .  Чем  образованнее  человек  ,   чем  больше  привилегии  ,  которыми  он  пользовался  , тем  больше    должны  быть  в  час  беды  жертвы  , которые  он приносит  каждому  касталийцу  , надеемся  , это станет  когда  - нибудь  ясно как день  . Но если  мы  готовы  принести в жертву  народу  , когда  он  в опасности  ,  своё  благополучие  , свой  комфорт  , свою  жизнь  , то  это не  означает  , что мы  готовы  и  самый  дух  , традицию и  нравственный  смысл  нашей  духовности  принести в  жертву  интересам  текущего  дня  , народа  или  генералов  .  Трус  тот  ,  кто  увиливает  от  трудов  , жертв  и  опасностей  , выпавших на  долю  его народа  .
Но не  меньший  трус  и  предатель  тот  , кто предаёт ради  материальных  выгод  принципы  духовной  жизни  , кто , например  ,  предоставляет  властителям  решать   ,  сколько  будет  дважды  два  !  Приносить  в  жертву   любым  другим  интересам  , в  том  числе  интересам  родины  , любовь                к  истине  , интеллектуальную  честность  , верность  законам  и  методам  духа  -  это предательство  . Если  в борьбе  интересов  и  лозунгов  истине  грозит  опасность  оказаться  такой  же  обесцененной  , изуродованной  и  изнасилованной  ,                как  отдельно взятый  человек  , как  язык  , как  искусства  ,                как  всё  органическое  или   искусно   взращённое  , тогда  единственный  наш  долг  -  воспротивиться  и спасти  истину  ,                то есть наше  стремление  к  истине  как  высший  наш  догмат 
Учёный  , который  в  роли  оратора  , автора  , учителя  сознательно  поддерживает  ложб и  фальсификацию  ,                не  только оскорбляет  органические  законы  бытия  , он  , кроме  того  , вопреки  злободневной  видимости  , приносит  своему  народу  не  пользу  , а  тяжкий  вред  , он  отравляет  ему  воздух  и  землю  , пищу  и  питьё  , ум  и  справедливость  ,и  помогает  всем  злым  и  враждебным  силам  , грозящим  народу  уничтожением  . Касталиец  , таким  образом  , не  должен  становиться  политиком  :  при  нужде  , правда  , он  должен  жертвовать  собой  , но ни  в  коем  случае  не  верностью  духу 
Дух  благотворен  и  благороден  только в повиновении истине;  как  только  он  предаст   её  ,  как  только перестанет  благоговеть  перед ней  , сделается  продажным  и покладистым  , он  становится  потенциальным  бесовством  , гораздо  худшим  , чем  животное  ,  инстинктивное  зверство  , которое  всё  таки  ещё  сохраняет  что  - то  от невинности  природы  .
Предоставляю  каждому  из вас  …  задуматься  о том  ,                в  чём  состоит  долг  Ордена  , если  стране  и  самому  Ордену  грозит  опасность  ..  На  этот  счёт  будут  разные  мнения  .                У  меня  тоже  есть  своё  ,  и  , много  размышляя  обо всех  затронутых  здесь  вопросах  ,  сам  я  пришёл  к  ясному  представлению  о  собственном  долге  и  о  том  , к  чему  надо  стремиться  мне  . А  это  побуждает  меня  обратиться                к  уважаемой  администрации  с   личным  ходатайством  ,  каковым  и закончу  свой  МЕМОРАНДУМ  .  Из всех магистров  , составялющих  нашу  администрацию  ,  я  , как  магистр  Игры  , по роду  своей  службы  , подажалуй  , наиболее  далёк  от  внешнего мира  . Математик  , филолог  , физик  , педагог и  все  другие  магистры  работают в общих  с мирянами  областях  ;        и  в  некасталийских  , обычных  школах  нашей  и  всякой  другой  страны  математика  и  языкознание  -  это  основы  учения  ,       и  в  мирских  высших  учебных  заведениях  преподаётся  астрономия  , физика  , а  музыкой  занимаются  люди  совершенно  необразованные  ;  всё  это  дисциплины  древние  , гораздо  более древние  ,  чем  наш  Орден  . они существовали  задолго  до  него  и  переживут  его  . Только  ИГРА  В  БИСЕР  -  это наше  собственное  изобретение  , наша  специальность ,  наша  любимица  ,  наша  ИГРУШКА  , это  последнее  тончайшее  выражение  нашей  специфической  касталийской  духовности  .
Это  одновременно   самая  прекрасная  и  самая  бесполезная  , самая  любимая  и  вместе  с  тем  самая  хрупкая  драгоценность  в  нашей  сокровищнице  . Она  ПЕРВОЙ  ПОГИБНЕТ  , если                под вопрос  будет поставлено дальнейшее  существование  Касталии  ,  не  только потому  , что она  сама  по  себе  -    самое  хрупкое  из  наших  богатств  , но  хотя  бы  потому  , что  для  непосвященных  это  , несомненно  , самое  ненужное  во всей  Касталии  . Если  речь  пойдёт  о  том  , чтобы  избавить  страну  от всяких  лишних  расходов  , то урежут  бюджет  элитных  школ  ,  сократят   и  в  конце  концов  перестанут  отпускать  средства  на  содержание  и  расширение  библиотек  и  коллекций  , ухудшат  наше  питание  , не  будут  обновлять нашу  одежду  ,  но  сохранят  все  главные  дисциплины  нашей  universitas litterarum   , только    не    ИГРУ  В  БИСЕР  ,  Математика  нужна  , чтобы  изобретать  новое  огнестрельное  оружие  ,                а  что  закрытие vicus  lusorum    и  ликвидация  нашей  Игры  нанесут    хоть  какой  - то  ущерб  стране  и  народу  -                в  это  никто  не  поверит  , и  уж подавно  военные  .
ИГРА  В  БИСЕР  -  это самая  крайняя  и  находящаяся                в  наибольшей  опасности  часть нашего  здания . Может  быть  ,                с  этим  и  связано  то  ,  что  именно magister Ludi ,  глава  нашей  самой  оторванной  от  жизни  дисциплины  , первым  предчувствует  грядущие  потрясения  или  первым  высказывает  это  чувство  администрации  .  Итак  , я  считаю  , что в  случае  политических  и  особенно военных  переворотов  ИГРА  В  БИСЕР  погибнет  .  Она  быстро придёт  в  упадок  , сколько  бы  отдельных  людей  ни  продолжало  любить её  ,           и  восстановить  её  не  удастся  . Атмосфера  , которая  последует     за  новой  военной  эпохой  , этого не  потерпит  .
Игра  исчезнет  , как  исчезли  некоторые   высококультурные  обычаи  в  истории  музыки  , такие  , например  ,  как  хоры  профессиональных  певцов  начала  17  -  го  века  или  воскресные  концерты  в  церквях  начала  18  - го века  . Тогда  человеческие  уши  слышали  звуки   ,  которых никакая  наука  и  никакое  волшебство  не  воскресят  в  их ангельской  , сверкающей  чистоте  . Игру в  Бисер  тоже  не  забудут  , но исчезнет  она  безвозвратно  , и  те  , кому  случится  потом  изучать её  историю  , её  возникновение  ,  расцвет и  конец  , будут вздыхать и завидовать  нам  , которым  довелось  жить в таком  мирном  , таком  ухоженном  , так  чисто  звучавшем  духовном  мире  .  Хотя  я   magister Ludi  , я  отнюдь не  считаю  своей                (  или  нашей  )  задачей  отвратить  или  отсрочить  конец  нашей  Игры  . Всё  ,  даже  самое  прекрасное  , преходяще  ,                коль скоро  оно стало   ИСТОРИЕЙ  ,  ЗЕМНЫМ  ЯВЛЕНИЕМ  .                Мы  знаем  это  и  можем  грустить  по  этому  поводу  ,                но  не  пытаться  всерьёз  изменить  что  -  либо  , ибо  изменить  это  нельзя  . Если  Игра в  Бисер  погибнет  , гибель её  будет  для  Касталии  и  мира  потерей  , которую они  , однако  ,  вряд ли  сразу  заметят   ,  настолько  они  будут  в  годы  великого  кризиса  заняты  тем  ,  чтобы  спасти  всё  ,  что  ещё  можно спасти  .  Касталия  без  Игры  в  бисер  мыслима  ,  но немыслима  Касталия  без  благоговения  перед истиной  ,  без преданности  духу  . Педагогическое  ведомство  может  обойтись  без    magister Ludi. Но  ведь  изначально  и  по сути  словосочетание   «magister ludi» вовсе  не  означает  -  а мы  это  почти  забыли  -  специальность  , которую  мы  так  называем  .  Изначально   magister ludi значит  просто  - напросто  «  учитель  «  .
А  учителя   , хорошие  и храбрые  учителя  ,  будут нашей  стране  тем  нужнее  , чем  в  большей  опасности  будет  Касталия  и чем  больше  её  драгоценных  плодов  перезреет                и  искрошится  .  Учителя  нам  нужнее  , чем  всё  другое  ,                люди  , которые  , прививая  молодёжи  способность  находить  верные  критерии  , служат  ей  образцом  благоговения  перед истиной  , повиновения  духу  , служения  слову  . И  это  относится  не  только  и  не  в  первую очередь  к  нашим  элитным  школам  , существованию  которых  тоже  ведь  придёт  однажды  конец  , -  относится  это  и  к  школам  мирским  , некасталийским  , где  воспитываются  и  обучаются  будущие  горожане  и крестьяне  , ремесленники  и  солдаты  ,  политики  , офицеры    и  властители  ,  пока  они  ещё   дети                и   поддаются  обучению  .  Там  - основа  духовной  жизни  страны    ,  а  не  в семинарах  и не в  ИГРЕ  В  БИСЕР  .  Мы  всегда  поставляли  стране  учителей  и  воспитателей  …  :                это  лучшие  из нас  .  Но  мы  должны  делать  гораздо  больше  ,  чем  до  сих пор  .  Мы  не  можем  больше  полагаться  на  то  ,  что из мирских  школ  к  нам  будет  по прежнему  идти                и  поможет  сохранить  нашу  Касталию  приток  отборных    талантов  . Мы  должны  всячески  расширять  смиренное  , сопряжённое  с  тяжёлой  ответственностью  служение                в  школах  , мирских  школах  , считая  это  важнейшей                и  почётнейшей  частью  нашей  задачи  …  прошу  администрацию  освободить  меня  от  должности magister
Ludi , доверить мне вне  Касталии  обычную  школу    большую   или  маленькую  , и разрешить мне  постепенно  перетянуть                к  себе  в  эту  школу  в  качестве  учителей  какую  - нибудь  группу  молодых  членов  Ордена  , людей  ,  на  которых  я могу  положиться  в  том  ,  что  они   будут  добросовестно  помогать мне  претворить  наши принципы  в  жизнь  через  молодых  мирян  .  …  Да  будет  мне  позволено  привести  слова  досточтимого  отца  Иакова  :  «  Могут  прийти   времена  ужаса  и  величайших  бедствий  . Но  если  бывает  счастье  и  в  беде  ,  то  оно может  быть  только  духовным  -  обращённым  назад  , чтобы  спасти  культуру  прошлого  , обращённым  вперёд  , чтобы  с  бодрой  весёлостью  представлять  дух  в эпоху  , которая  иначе  целиком  оказалась  бы  во   власти материи  «  Тегуляриус                не  знал  , как  мало  осталось  от его работы  в  этом  письме . «
В  этом  письме  Кнехт озвучивает свои  планы  , не  зная                (  он не  знает  !!!)   того  , что  конец  его  близок  .
И его планам  нет места  в  его жизни  .


 
«   Письмо  из  Гирсланда  гласило  : 
Досточтимому магистру Игры в Вальдцеле .
Исторические  ретроспекции  этого письма  привлекли  наше  внимание  не    меньше  , чем  выраженная  в  нём  тревога                за  будущее  …  мы  узнаём  характер  нашего магистра  Игры  , его  энергию  , его   отвагу  .  Как  это  похоже  на  него  ,  ученика  знаменитого  бенедиктинца  , что историю он  изучал  не  ради  чистой  учёности  ,  не  как  бесстрастный  , занятый  эстетической  игрой  наблюдатель  ,  что  его исторические  познания  велят  ему  применить их  к  настоящему  времени  , действовать  , прийти на  помощь  !  …                цель  Ваших  личных  желаний  так  скромна  , что  Вы                не  стремитесь  к  политическим  задачам  и  миссиям  ,                к  влиятельным  и  почётным  постам  ,  а  хотите  быть                не  чем  иным  как  ludi   magister,  школьным  учителем  ! …
Признаны  были  лишь  живость  воображения                и  проницательность  , присущие  Вашим  историко  -  политическим   оценкам …  , но  ни  одно  из  Ваших  …  пророчеств не  было  в  полном  своём  объёме  одобрено                и  признано  убедительным  …  с  Вами  согласились  только немногие  …   Наступившие  в нашей  части  света  по истечении  военной  эпохи  спокойствие  - таково  примерно   было   мнение  большинства  - объясняется  отчасти  всеобщим  истощением  после  ужасных  войн   , но  гораздо  больше  тем  , что  Европа  тогда  перестала  быть  центром  мировой  истории  , ареной  борьбы  за  гегемонию  . Нисколько  не  подвергая  сомнению  заслуг  Ордена  , за  касталийской  идеей  , идеей  высокой  духовной  культуры  под  знаком  созерцательного  контроля                над   душой  , нельзя  всё  же  не  признать  СИЛЫ    , которая  действительно    ТВОРИТ  ИСТОРИЮ  , то есть оказывает  живое  влияние  на  политическую  обстановку  в  мире  ,                да  и  честолюбивые  поползновения  такого  рода  совершенно  чужды  всему  касталийскому  духу  .  Ни  воля  , ни  назначение  Касталии  … не  состоят в  том  , чтобы  оказывать  политическое  воздействие  и влиять  на  вопросы  мира и войны  …  всё  касталийское  неотделимо  от разума  и  вершится                в   пределах  разумного  , чего не  скажешь  о  мировой  истории  , не  впадая  в богословско  -  поэтические  БРЕДНИ  романтической  философии истории  и  не  возводя  всю  технику  убийства  и  уничтожения  , применяемую   СИЛАМИ  , которые  ТВОРЯТ  ИСТОРИЮ  ,  в  методы  МИРОВОГО  РАЗУМА  .
Да ведь  и  при  самом  беглом  взгляде  на  духовную  историю  видно  , что  времена  высшего расцвета  духа  никогда  , в сущности  , нельзя  было  объяснить  политической  обстановкой  , что у  культуры  , или  у  духа  , или  у  души  есть  своя  собственная  история  , которая  течёт  с  так  называемой  мировой  , то  есть рядом   с неутихающими  боями  за  материальную власть , как  вторая  , тайная  , бескровная                и   священная  история  . Исключительно  с  этой  священной                и тайной  , а  не  с  « настоящей  «  жестокой   мировой   историей   имеет  дело  наш  Орден  , и  в  задачу  его  никогда     не  входило  охранять  политическую историю  , а  тем  более  помогать  делать её  …  Ордену  в любом  случае  не  подобает  относиться  к ней  иначе  , чем  выжидательно  и терпимо  .
Поэтому  Ваше  мнение  , что нам  следует  смотреть                на  эту  обстановку    как  на  призыв  к  активности  ,  было  …  решительно  отклонено  большинством  …  возобладало мнение  , что Ваши  замечания  …  надо признать  достойными  внимания  и  весьма  интересными  , но  всё  же  чрезмерно пессимистичными  … должен время  от  времени  повторять     про себя  слова     «memento mori»  ;  но  так  обобщающе  ,                так  нигилистически  предрекать  всему  сословию  магистров  , всему  Ордену  , всей  иерархии  якобы  близкий  конец  -                это не  только  недостойная  атака  на  душевный  покой                и  воображение  коллег  ,  а  угроза  самой  администрации                и  её  работоспособности  . Никак  не  может это способствовать  деятельности  магистра  …
Разумеется  , администрация  отвечает  отказом  .                Во  что  бы  превратилась наша  иерархия  ,  если  бы  каждого ставили  на  его место  не  Орден  и  не  задание  администрации  !  Во что бы  превратилась  бы  Касталия  , если  бы  каждый  сам  оценивал  себя  , свои  таланты  и  свойства  и  в зависимости        от  этого  подбирал  себе  пост  !  …
 мы  поручаем  магистру  Игры  по прежнему  нести  доверенную ему  нами  почётную службу  …  считая  , что на  Вас  можно положиться   , руководство  Ордена  видит  всё  же  повод  для  беспокойства  … в  том  месте  , где  Вы  говорите  , что Ваша  пригодность      для  дальнейшей  службы  уменьшилась  или  находится     под угрозой .  «   …  В  основе  всего  этого  документа         лежали  иерархический  дух  Ордена  , справедливость       и  любовь  к  порядку  …  «
Кнехт  не  сомневался  , что автор  ответа  - старейшина  правления  Ордена  Александр  .  Заяление  Кнехта  не  было принято  как внушающее  доверие  .
И  дальше  наступает  легендарное  время  для  Кнехта  - Слуги  .
Это  имя  - одно  из имён  Господа  Иисуса  Христа  , Который  знал  , Кому  Он подчинялся  и  Кому  Он  Слуга  .
Но  не  Кнехт  .  Он  не  знает  каким  силам  он  служит  ,                но служит  именно силам  , может  быть  , истории  .
Мой  отец  говорил  мне  о  том  , что  Сталин  обращался                к  Истории  как  к  Личности  :  «  История  меня  рассудит  « .
Он  отдавал себя  на  суд  Истории  .  И служил  Ей  .
Что  бы  это  не  значило  .


Рецензии