Медитативное чтение главы Заявление
Медитативное чтение главы « Заявление « книги Гессе « Игра в Бисер « .
Прежнюю главу завершает сообщение о том , что умирает патер Иаков , тот , кто учил Кнехта отношению к истории .
И в заявлении Кнехта к администрации Педагогического ведомства , и в ответе самой администрации часто фигурирует это слово « история « .
Об истории говорит и Томас Манн . Он говорит о том , что история - это шахта , нижние части истории сжаты и попадают друг в друга . Игра слов состоит в том , что по - немецки история - де шихте , а шкатулка - шахта , слой - шихте : де шихте их шихте , так как цель - познание мира . Кроме того , он убеждал Гессе участвовать в политике , а Гессе , как мы выясним , был против . Но тем не менее Манн отмечает уязвимость человека искусства . вторгающегося в политику :
« Когда человек искусства вторгается в область политики , он становится на крайне радикальные позиции и получается что - то вроде « весёлого чудовища « , как , например , канатный плясун Заратустра .
То есть Ницше . Точнее , его гений .
Когда в январе 1889 года пришла весть о душевном недуге , поразившем Ницше , некоторые повторяли возглас Офелии : О , что за гордый разум сокрушён ! ,
относящийся к Гамлету . В монологе Офелии звучит скорбь об этом могучем разуме , который ныне растерзан бредом и скрежещет , подобно треснувшим колоколам ( blasted by ecstasy ) .
По странной иронии перу деда Ницше принадлежит трактат « О вечности и нерушимости христианской веры . Против сеятелей смуты . «
Подобный трактат мог бы написать и дед самого Гессе . Отец Ницше служил при прусском дворе , он был воспитателем прусских принцесс , и получил своё пасторское назначение « благодаря милости Фридриха - Вильгельма четвёртого « . Поэтому сын в честь его был назван Фридрихом . Атмосфера , окружавшая юного Ницше в родительском доме , была такой же , в какой некогда воспитывались его родители : та же приверженность ко всему аристократическому , та же строгость нравов , та же педантичная любвоь к порядку . Биографы говорят о « примерном благонравии « Фридриха , изображают его настоящим пай - мальчиком , на редкость благовоспитанным и серьёзным , исполненным самого горячего благочестия , которое снискало ему прозвище « маленький пастор « .
Какая же СИЛА гнала этого человека в дебри неведомого и обессилевшего , истерзанного , вновь и вновь поднимала его точно ИСТЯЗУЮЩИЙ БИЧ , понуждая двигаться вперёд , пока , наконец , не УБИЛА , РАСПЯВ НА МУЧЕНИЧЕСКОМ КРЕСТЕ МЫСЛИ ? ЭТА СИЛА - ЕГО СУДЬБА , А ЕГО СУДЬБОЙ БЫЛ ЕГО ГЕНИЙ . Однако ГЕНИЙ Ницше имеет и дугое название - БОЛЕЗНЬ . Так говорили о нём . В 1865 году Ницще доверяется своему университетскому товарищу Паулю Дейссену , будущему известному санскитологу и исследователю Вед , который стал зловещей фигурой ПОСЛАНЦА СУДЬБЫ , ибо тот ведёт Ницше в публичный дом .
Подобно Харону , перевозчику в мир теней . Хотя заражается сифилисом Ницше не в этот , а во второй свой поход в публичный дом . Символично , что Пауль стал для Ницше как Васудева для Сиддхартхи . Из - за его погружения в мир Вед . Похоже что для высвобождения силы Кундолини . Как говорят , ГЕНИЙ НИЦШЕ был неотделим от болезни .
И Ницше это понимал и принимал , как единственный путь к познанию тайн мира . А собственная гениальность становится для Ницше предметом восхищённого удивления , развивает в нём бесстыдную , до кощунства доходящую самовлюблённость . И он доводит идеи своего гения до человечества . Но прежде всего Ницше - германский гений
Он отмечает различие между западом , который он называет « римским « и отделяет его от германского мира .
Ибо литературная гуманность , наследие Рима , классический дух , классический разум , тот дух , высший взлёт которого пришёлся на пору якобинской революции , тот дух , который у якобинцев застыл в схоластически - литературную форму , в смертоносную доктрину , в менторский педантизм , по его мнению . Мастера и проводники этого духа - адвокат и литератор , ораторы просвещения , « философия « , направленная против традиции , истории , власти , монархии и церкви , ораторы духа , который они почитают абсолютным , между тем , что они имеют в виду лишь дух буржуазной революции , считает Ницше . Хотя дух во Франции не изначально буржуазного , но дворянски - сеньиорального происхождения , а буржуа их только узурпировал , говорит он . Ницше называет это историческим фактом . Представитель этого духа есть , собственно , красноречивый буржуа , литературный поверенный его материальных интересов . И победное шествие этого духа , являющийся следствием присущей ему чудовищной агитационной , пробивной энергии , означающий одновременно обуржуазивание и литературризацию мира . То , что мы называем « цивилизацией « , что само себя так называет , есть не что иное , как распространение буржуазного политизированного и литературизианного духа .
А имперализм цивилизации есть последняя форма римской идеи соединения , против которой протестует Германия , или , что вернее германский дух , по моему мнению .
А сила этого единения направлена на протестующую , противящуюся последнему завершению и окончательному утверждению этой империи Германию . Тевтобургская битва , борьба с римским папством , Виттенберг , 1813 , 1870 - е - всё это было ещё детской игрой в сравнении с жестоким , смертельно рискованным и в величественнейшем смысле безрассудным сражением против всемирного согласия цивилизации , которое с поистине германским ПОВИНОВЕНИЕМ СВОЕЙ СУДЬБЕ , или , выражая это намного активнее , своей миссии - своей ВЕЧНОЙ и ВРОЖДЁННОЙ МИССИИ - приняла на себя Германия .
Вот что с принятием Ницше как рупора германского гения принимали немецкие интеллектуалы , в том числе и Манн , и Гессе . Принимали Ницшеанскую « сивиллизацию « , как я подумала вдруг . Он пророчествует подобно сивилле . А книга об Заратустре была написана Ницше « под библию « , как книга книг .
Ницше даёт своей автобиографии наихристианнейшее название « Ессе homo » . И свои последние записки , уже в безумии подписывает именем « Распятый « .
Трагическую мудрость , благословляющую всю ложь , всю жестокость , весь ужас жизни Ницше назвал именем Дионис
Что касается Распятого , вспомним , что Ницше считали распятым на кресте мысли , чтобы это не значило .
А « дионисийская мудрость « может быть заключается в том , чтобы выдержать взгляд в бездну и не погибнуть , но возрадоваться ; « нужна удивительная сила , чтобы это впечатление обратить в противоположное , в возвышенное и счастливое изумление « . Сила - в том , чтобы выдержать напор жизненной стихии мира , слиться с ней и пропустить её через себя . Это взгляд ницшеанцев .
Покровителем созданного им культа Ницше провозглашает бога трагедии Диониса . Сама его жизнь была пьянящим хмелем и страданием - сплавом высочайшей эстетической пробы . И он утверждает то , что
« Место , занимаемое человеком на иерархической лестнице , определяется теми страданиями , которые он может вынести . « « Лишить себя всего , что почитаешь , лишить себя самой возможности что бы то ни было почитать …
Ты должен стать господином над самим собой , господином над своими добродетелями « .
« Между тем , - говорит Ницше , - существование расы не может быть обеспечено иначе , как посредством ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖЕРТВ , и поэтому принцип христианства несовместим с принципом естественного отбора .
Христианство фактически всегда снижало и ослабляло ТУ СИЛУ , то чувство ответственности и сознание высокого долга , какие необходимы , чтобы не задумываюсь жертвовать человеческими жизнями ; в течение двух тысячелетий оно только и делало , что подавляло грандиозную энергию и дух величия , которые призваны , « путём взращивания , а с другой стороны , путём уничтожения миллионов неудачников , воплотить человека будущего и не погибнуть в той пучине страдания , которое будет причинено и равного которому ещё не было на свете « . Создание Сверхчеловека путём уничтожения милилионов - вот о чём « сивиллит « Ницше .
« Кто же были они , те , кто не так давно осмелился нагло притязать на подобное величие , кто возомнил себя достаточно сильным , чтобы взять на себя такую ответственность и , не дрогнув , выполнить « ВЫСОКИЙ ДОЛГ « принесения в жертву миллионов человеческих жизней ? Заряженное манией величия мещанское отребье , сброд … Жизнь есть результат войны , общество - орудие войны « . Общество , рассуждает он , есть порождение природы , возникающее , как и сама жизнь , из предпосылок , не имеющих ничего общего с моралью , и посягнуть на них значило бы коварно посягнуть на самое жизнь . « Отказаться от войны , - восклицает он , значит отказаться от жизни в большом масштабе ! «
От жизни и от культуры ; ибо культуре требуется приток свежих сил , и для этого время от времени необходим основательный возврат к варварству ; и было бы праздным мечтательством ожидать от рода человеческого ещё чего - нибудь в смысле культуры и величия , если он разучится воевать . « Шопенгауэр , на которого опирался Ницше , говорил : « СМЕРТЬ - поистине ГЕНИЙ - вдохновитель , или Мусагет философии . Без смерти было бы трудно творить философию « . Он великий знаток и провозвестник смерти , ведь к числу лучшего , хочется сказать , глубочайшего из написанного им принадлежит большая глава во втором томе « Мира как воли и представления « :
« О смерти и её отношении к нерушимости нашего существа в себе « . Подобная осведомлённость связана у Шопенгауэра с пессимизмом его этики , а его пессимизм - это больше , чем учение , это характер , художественный образ мыслей , стиль жизни , и ещё молодой Ницше признавался в любви к этому пессимизму , когда говорил :
« В Вагнере мне нравится то же , что и в Шопенгауэре :
Дух этики , обаяние Фауста , крест , смерть и склеп « .
Вот скрытый контекст германского писателя , считающего Ницше тем , к кому внимательно прислушиваются его почитатели .
Иосиф и его реформаторская деятельность представялются Томасу Манну совершенству в конечной инстанции , осуществлением « тайной надежды бога « на слияние небесного и земного благословений - как торжество гуманизма . В то же время ИСТОРИЯ - всего лишь ИГРА И ПРАЗДНИК … только шутка , только намёк , по поводу которых можно весело толкнуть друг друга в бок , подмигивая и смеясь . « « Велико смысловое сходство этих слов с концовкой « Фауста « Гёте :
Всё быстротечное - символ , сравненье …
Цель бесконечная здесь - в достижении … « .
А Гессе описывает последние шаги Кнехта , которые приводят его к тому , что он становится легендой .
И следующая после главы « Заявление « является глава « Легенда « . Название же главы можно понять и буквально : Кнехт пишет заявление администрации Педагогического ведомства и делает заявку на то , чтобы стать легендой .
И у этого пути нет цели , есть только выбранный путь .
С которого нельзя уйти .
Как я писала в своём романе « История предательства длиною три тысячи лет о таком же положении Иуды :
« как будто кто - то выдернул из под его ног дорогу , по которой он шествовал , уверенный в своём праве идти по ней , и вылодил передним другую , с которой он не мог уже уйти … « ( это авторский вольный пересказ )
Кнехт же размышляет в этой главе :
« … людьми , обладающими естественной и поначалу неосознанной властью над другими людьми : власть эта не обходится даром тому , кто ею пользуется , и если магистр был рад , что склонил своего друга Тегуляриуса к своим замыслам , сделав его их покровителем и участником , ТО КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ СИЛЬНЕЕ ЕГО , КНЕХТА , СОБСТВЕННЫХ НАМЕРЕНИЙ И ЖЕЛАНИЙ …
( То есть он уже не может уклониться от своего пути ! ) Он увлёк или завлёк Фрица работой , в ценность которой он , зачинщик её , теперь не верил ; но когда его друг наконец представил ему эту работу , он не мог ни отменить её , ни отложить в сторону и оставить неиспользованной , вконец не оскорбив и не разочаровав друга , которому ею - то ведь он и хотел скрасить разлуку … Было бы , наверно , интересно познакомиться с рукописью прилежного Тегуляриуса .
Состояла она в основном из исторического материала , собранного им для доказательств и иллюстраций … содержалось и немало острых и остроумных критических замечаний как насчёт мира и мировой истории …
важно единственно то , как использовал работу своего друга магистр . Он принял её , когда тот не без торжественности вручил ему рукопись , со словами сердечной благодарности и , зная , что этим доставит другу радость , попросил его прочесть ему всё вслух … с удовольствием читал ему рукопись , листок за листком , и чтение нередко прерывалось громким смехом обоих .
Для Тегуляриуса это были славные дни .
Но потом Кнехт уединился и , пользуясь разными частями рукописи друга , сочинил своё письмо администрации … «
Над чем они смеялись , утаено . Кнехт пишет :
« Разные соображения заставили меня , магистра Игры , обратиться к администрации с просьбой особого рода не в своём торжественном отчётном докладе , а в этом отдельном и как бы более частном письме . Я , правда , прилагаю эти строки к очередному официальному докладу и жду официального ответа на них , но всё же смотрю на них скорее как на товарищеское послание коллегам магистрам . В обязанности магистра входит уведомлять администрацию , если появляются какие - то препятствия или возникают какие - то опасности для его нормальной службы . Так вот , моей службе , хотя я стараюсь отдавать ей все силы , грозит ( или мне так кажется ) опасность , заключённая во мне самом , хотя я вряд ли единственный её источник . Во всяком случае , нравственную опасность моей персональной непригодности для роли магистра Игры я считаю опасностью также и объективной , существующей независимо от моей персоны . Короче говоря : я начал сомневаться в своей способности к полноценному исполнению служебных обязанностей потому , что вижу угрозу , нависшую над самой моей службой , над вверенной моим заботам Игрой в бисер . Задача этого письма - показать администрации , что опасность , о которой я говорю , существует и что именно эта опасность , раз уж я распознал её , настойчиво зовёт меня уйти с нынешнего моего места в какое - то другое . Позволю себе пояснить эту ситуацию притчей : человек , корпящий на чердаке над сложной учёной работой , вдруг замечает , что дом внизу загорелся . Он не станет размышлять , его ли это обязанность и не лучше ли привести в порядок свои таблицы , а бросится вниз и попытается спасти дом . Так и я сижу на одном из верхних этажей нашего касталийского дома , занимаясь Игрой в Бисер , работая только тонкими , чувствительными инструментами , а инстинкт , а нюх говорит мне , что где - то внизу горит , что всё наше здание под угрозой и что нечего мне сейчас анализировать музыку или разбирать правила Игры , а надо поспешить туда , откуда валит дым .
Институт Касталии , наш Орден , наша научная и учебная деятельность вместе с Игрой в Бисер и всем прочим представляются большинству из нас , членов Ордена , такими же само собой разумеющимися , как каждому человеку воздух , которым он дышит , и земля , на которой стоит . Мало кто думает о том , что этого воздуха , и этой земли может не стать , что воздуха нам когда - нибудь не хватит , а земля уйдёт у нас из - под ног . Нам выпало счстье благоденствовать в маленьком , чистом и весёлом мирке , и подавляющее большинство из нас живёт , как ни удивительно , в ложном представлении , будто мирок этот существовал всегда и мы рождены в нём . В молодые годы я и сам жил в этом весьма приятном заблуждении , хотя прекрасно знал правду - что я не родился в Касталии , а был послан сюда и воспитан здесь благодаря властям и что Касталия , Орден , администрация , училища , архивы и Игра в Бисер существовали отнюдь не всегда и были не творением природы , а поздним , благородным и , как всё искусственное , бренным созданием человеческой воли .
Всё это я знал , но реально не представлял себе , я просто об этом не думал , закрывал на это глаза и знаю , что больше трёх четвертей из нас живут и умрут в этом удивительном и приятном заблуждении . Но как были века и тысячелетия без Ордена и без Касталии , так будут и впредь подобные времена . И если я сегодня напоминаю моим коллегам и уважаемой администрации об этом факте , об этой азбучной истине , если призываю их взглянуть на грозящие нам опасности , беря на себя , таким образом , довольно невыгодную и нередко смешную роль предостререгающего и призывающего к покаянию пророка , то я готов стерпеть возможные насмешки и всё таки надеюсь , что большинство из вас дочитает моё письмо до конца , а иные и согласятся со мной в отдельных пунктах . Это было бы уже немало . Такое установление , как наша Касталия , маленькое государство духа , подвержено внутренним и внешним опасностям . Внутренние опасности , во всяком случае многие из них , нам известны , мы следим за ними и с ними боремся . Мы то и дело отсылаем из элитных школ отдельных учеников , обнаружив у них неискоренимые свойства , которые делают их непригодными и опасными для нашей среды . В большинстве своём они , надеемся , вовсе не явялются поэтому людьми неполноценными , а непригодны только для касталийской жизни и могут по возвращении в « мир « найти более подходящие для себя условия , и стать достойными тружениками . Наша практика оправдала себя в этом отношении , и в целом о нашем обществе можно сказать , что оно дорожит своим достоинством , своей самодисциплиной и справляется со своей задачей - быть высшей аристократией духа и непрестанно растить её . Недостойных и нерадивых среди нас , по - видимому , не больше , чем то естественно и терпимо . Менее благополучно обстоит у нас дело с орденским самомнением , с сословной спесью , которую рождают всякий аристократизм , всякое привилегированное положение и которую , то поделом , то несправедливо , всякой аристократии ставят в вину .
В истории общества дело всегда идёт к созданию аристократии , оно является венцом , вершиной истории , и тот или иной вид аристократии , господства лучших , есть , надо полагать , хотя это не всегда признают , истинная цель , истинный идеал всяких попыток устройства общества . Власть , будь то монархическая или анонимная , всегда была готова поддерживать своим покровительством и всякими привилегиями возникавшую аристократию , будь то аристократия политическая или любая другая по происхождению или по отбору и воспитанию . Поощряемая аристократия всегда крепла под этим солнцем , но всегда , начиная с определённой ступени развития , это пребывание под солнцем , эта привилегированность становились для неё соблазном и приводили к её разложению . И вот , если мы посмотрим на свой Орден как на аристократию , а потом попытаемся проверить , насколько оправдано наше особое положение нашим отношением ко всему остальному народу и миру , насколько уже захватила нас характерная для аристократии болезнь - заносчивость , чванство , сословная спесь , всезнайство , паразитическая неблагодарность , - у нас могут возникнуть кое - какие сомнения . Допустим , что у нынешнего касталийца нет недостатка в покорности законам Ордена , в прилежании , в утончённой духовности ; но разве не часто ему очень недостаёт понимания своего места в обществе , в мире , в мировой истории ? Сознаёт ли он основу своего существования , способен ли смотреть на себя как на листок , цветок , ветку или корень живого организма , подозревает ли хоть сколько - нибудь о жертвах , которые приносит ему народ , кормя и одевая его , создавая возможность его обучения и его разнообразных научных занятий ? И много ли касталиец заботится о смысле нашего существования и особого положения , представляет ли он себе в самом деле цель нашего Ордена и нашей жизни ? Допуская исключения , многочисленные и славные исключения , я склонен на все эти вопросы ответить « нет « . Средний касталиец , может быть , и смотрит на мирянина , на неуча без презрения , без зависти , без вражды , но он не смотрит на него как на брата , не видит в нём своего кормильца и нисколько не чувствует себя тоже ответственным за происходящее в большом мире . Целью его жизни кажутся ему развитие наук ради самих наук или просто приятные прогулки по саду образованности , которая охотно выдаёт себя за универсальную , не будучи таковую вполне . Короче , эта касталийская образованность , высокая и благородная образованность , спору нет , которой я глубоко благодарен , у большинства её обладателей и представителей - не орган , не инструмент , не активна , не целенаправленна , не служит сознательно чему - то большему или более глубокому , а тяготеет к самодовольству и самовосхвалению , к размножению и совершенствованию специальностей умственных . Я знаю , что есть немало кристально чистых и очень достойных касталийцев , которые действительно ничего , кроме как служить , не хотят , это воспитанные у нас учителя , особенно те , что несут свою самоотверженную , но неоценимо важную службу в мирских школах , вне Касталии , вдалеке от приятного климата и умственной избалованности нашей Провинции . Эти славные учителя там , « в миру « , - по сути , по строгому счёту единственные из нас , кто действительно исполняет назначение Касталии и чьим трудом мы платим стране и народу за всяческое добро , которое они делают нам .
Что наша высшая и священнейшая задача - сохранить стране и миру их духовный фундамент , показавший себя и весьма действенным элементом нравственности , а именно : чувство истины , на котором среди прочего зиждется и правопорядок , - это любому из нас , членов Ордена , отлично известно ; но , заглянув в себя , большинство из нас должно будет признать , что благо мира , сохранение духовной честности и чистоты и вне нашей чистенькой Провинции - для них отнюдь не самое важное , да и вообще не такое уж важное дело , и что мы охотно предоставляем тем отважным , покинувшим Касталию учителям выплачивать своим самоотверженным трудом наш долг миру и в какой - то мере оправдывать привилегии , которыми пользуемся мы , умельцы Игры , астрономы , музыканты и математики . С упомянутым уже высокомерием и кастовым духом связано то , что нас не очень то беспокоит , заработали ли мы свои привилегии делом , что многие из нас даже ставят себе в заслугу обязательную для членов Ордена материальную скромность в быту , словно она - добродетель и соблюдается исключительно ради неё самой , а не минимальная компенсация за то , что страна даёт нам возможность жить своей касталийской жизнью . Я ограничиваюсь указанием на эти внутренние беды и опасности , они не пустяк , хотя в спокойные времена ещё долго не угрожали бы нашему существованию . Однако мы , касталийцы , зависим не только от своей нравственности и своего разума , но в большой мере и от состояния страны и воли народа . Мы едим свой хлеб , пользуемся своими библиотеками , совершенствуем свои школы и архивы , - но если народу расхочется предоставлять нам такие возможности или если из - за бедности , войны и т . п . стране это окажется не по силам , тогда наша жизнь и наши научные занятия кончатся в тот же миг .
Что Касталию и нашу культуру наша страна сочтёт в один прекрасный день роскошью , которой она не может больше себе позволять , и что даже мы , кем она пока добродушно гордится , предстанем ей в один прекрасный день дармоедами и лодырями , а то даже шарлатанами и врагами , - вот какие опасности грозят нам извне .Чтобы наглядно показать эти опасности среднему касталийцу , я должен был бы , пожалуй , прежде всего привести примеры из истории , и тут я натолкнулся бы на какое - то пассивное сопротивление , на какое - то , я сказал бы , младенческое невежество и равнодушие . Интерес к мировой истории у нас , касталийцев , вы это знаете , крайне невелик , а у большинства из нас нет не только интереса к истории как к науке , но даже , скажу , справедливого отношения , уважения к ней . Это полуравнодушное - полунадменное нежелание заниматься мировой историей часто подбивало меня в нём разобраться , и я нашёл , что причины у него две
Во – первых , содержание истории - я не говорю , конечно , об истории духа , истории культуры , весьма нами почитаемых , - кажется нам довольно низкопробным ; мировая история , насколько мы представляем себе её , состоит из жёсткой борьбы за власть , за блага , за земли , за сырьё , за деньги , словом , за ценности материальные и количественные , которые мы считаем бездуховными и довольно презренными . Для нас 17 - ый век - это эпоха Декарта , Паскаля , Фробергера , Шюца , а не Кромвеля и Людовика 14 - го . Вторая причина нашего страха перед мировой историей состоит в унаследованном нами и большей частью , думаю я справедливом недоверии к определённому способу смотреть на историю и писать историю , очень популярному в эпоху упадка перед основанием нашего Ордена , способу , к которому у нас заранее нет никакого доверия , - к так называемой философии истории , талантливейший расцвет и одновременно опаснейший результат которой мы находим у Гегеля , но которая в последовавшее за ним столетие привела к мерзейшей фальсификации истории и деморализации чувства истины . Пристрастие к так называемой философии истории принадлежит для нас к главным признакам той эпохи духовного упадка и достигшей широчайшего размаха политической борьбы за власть , которую мы иногда называем « военным веком « , но чаще « фельетонной эпохой « . На обломках этой эпохи благодаря преодолению её духа - или духовного нездоровья ! – возникла наша нынешняя культура , возникли Орден и Касталия .
Но только наше интеллектуальное высокомерие позволяет нам теперь противостоять мировой истории , особенно новейшей , почти так , как какой - нибудь аскет и отшельник эпохи раннего христианства противостоял мировой драме . История видится нам ареной страстей и мод , желаний , корыстолюбия , жажды власти , кровожадности , насилия , разрушений и войн , честолюбивых министров , продажных генералов , разрушенных городов , и мы слишком легко забываем , что это лишь один из её аспектов . И прежде всего забываем , что сами мы - кусок истории , нечто постепенно возникшее и осуждённое умереть , если оно потеряет способность к дальнейшему становлению и изменению . Мы сами история и тоже несём ответственность за мировую историю и за свою позицию в ней . Нам очень не хватает сознания этой ответственности . Если мы взглянем на свою собственную историю , на времена возникновения нынешних педагогических провинций как в нашей стране , так и во многих других странах , на возникновение разных орденов и иерархий , одной из которых является наш Орден , то мы сразу увидим , что наша иерархия и родина , наша любимая Касталия , была основана людьми , которые относились к мировой истории отнюдь не так пренебрежительно и отрешённо , как мы .
Наши предшественники и учредители начали своё дело в конце военной эпохи , в разорённом мире . Мы привыкли односторонне объяснять мировую обстановку того времени , начавшегося примерно с первой так называемой мировой войны , тем что именно тогда дух ничего не значил и был для могучих властителей лишь подсобным и второстепенным боевым средством , в чём усматриваем следствие
« фельетонного « разложения . Что ж , легко константировать бездуховность и грубость , с какой велась эта борьба за власть . Если я называю эту борьбу бездуховной , то не потому , что не вижу её огромных интеллектуальных достижений и успехов в методике , а потому что мы привыкли и стараемся видеть в духовности прежде всего волю к истине , а духовность , имевшая спрос в той борьбе , ничего с волей к истине , кажется , не имела . Беда этого времени была и в том , что сумятице и передрягам , возникшим из - за невероятно быстрого численного роста человечества не противостоял никакой более или менее твёрдый моральный уклад ; последние остатки его были вытеснены злободневными лозунгами , и , изучая ход этой борьбы , мы сталкиваемся с поразительными и ужасными фактами . Совершенно так же , как при том расколе , к которому привёл церковь Лютер четырьмя столетиями раньше , весь мир вдруг наполнился огромной тревогой , повсюду образовались фронты битв , повсюду вдруг вспыхнула смертельная вражда между молодыми и старыми , между родиной и человечеством , между красным и белым , и сегодня мы вообще уже не способны не то что понять и сопережить , а хотя бы восстановить мощь и внутреннюю динамику этого « красного « и « белого « , истинное содержание всех этих девизов и боевых кличей ; мы видим , что , как во времена Лютера , во всей Европе , даже на половине всей земли , воодушевлённо или в отчаянии бросались друг на друга правоверные и еретики , молодые и старые , поборники вчерашнего и поборники завтрашнего , фронты часто рассекали географические карты , народы и семьи , и нельзя сомневаться в том , что для большинства самих борцов или , во всяком случае , для их вождей всё это было полно великого смысла , и многим предводителям и идеологам тех битв нельзя отказать в каком - то здоровом легковерии , в каком – то , как это тогда называли , идеализме .
Везде боролись , убивали , разрушали , и каждая сторона делала это с верой , что борется за бога и против дьявола . У нас это дикое время высоких порывов , дикой ненависти , несказанных страданий как - то забыто , что трудно понять : ведь оно тесно связано с возникновением всех наших установлений , оно - предпосылка их и причина . Сатирик мог бы сравнить это забвение с забывчивостью добившихся дворянства и успеха авантюристов , когда дело касается их происхождения и родителей . Посмотрим ещё немного на эту воинственную эпоху . Я прочёл много документов , интересуясь при этом не столько покорёнными народами и разрушенными городами сколько поведением в то время людей высокодуховных . Им было трудно , и большинство не выдерживало . Были мученики и среди учёных , и среди верующих , и даже в те привыкшие к ужасам времена мученичество и пример этих людей не пропадали вотще .
И всё же большинство представителей духа не выдерживало гнёта этой эпохи насилия . Одни сдавались и отдавали свои таланты , знания и навыки в распоряжение властителей ; известны слова одного тогдашнего профессора высшего учебного заведения в республике массагетов : « Сколько будет дважды два , решает не факультет , а наш господин генерал « . Другие становились в оппозицию , пока могли это делать в каких - то безопасных границах , и посылали протесты . Один всемирно знаменитый автор за один только год подписал тогда будто бы - свыше двухсот таких протестов , воззваний , призывов к разуму и т . д . , больше , может быть , чем сам прочёл . Большинство , однако , училось молчать , а одновременно училось голодать и мёрзнуть , и нищенствовать , и прятаться от полиции , они умирали безвременно , и умершим завидовали те , кто оставался в живых . Не перечесть наложивших на себя руки . Не доставляло уже ни радости , ни чести быть учёным или литератором : кто шёл служить властителям и их лозунгам , у того были , правда , должность и кусок хлеба , но уделом его становились презрение со стороны лучших из его коллег и обычно всё же довольно нечистая совесть ; кто отказывался от такой службы , тому приходилось голодать , жить вне закона и умирать в нужде или в изгнании . Происходил жестокий , неслыханно суровый отбор . Не только наука приходила в упадок , если не служила власти и военным целям , но и школьное дело . Прежде всего бесконечно упрощалась и перекраивалась мировая история , которую каждая из ведущих в тот или иной момент наций приспосабливала исключительно к своим интересам … философия истории « фельетон « царили даже в школах … Это были бурные и дикие времена , времена вавилонски - смутные , когда народы и партии , старые и молодые , красные и белые не понимали друг друга
Кончилось это , после изрядной потери крови и обнищания , всеобщим желанием - образумиться , всё БОЛЬШЕЙ ТОСКОЙ ПО ОБЩЕМУ ЯЗЫКУ , который надо было снова найти , по порядку , по традиции , по надёжной мере вещей , по азбуке и таблице умножения , которые не были бы продиктованы интересами власти и не менялись бы каждый миг . Появилась огромная потребность в правде и праве , в разуме , в преодолении хаоса . Этому - то вакууму в конце полной насилия и целиком устремлённой ко внешнему эпохи , этой - то ставшей крайне упорной и острой всеобщей ТОСКЕ по какому - то порядку мы и обязаны своей Касталией и тем , что мы существуем . Крошечная , храбрая , голодавшая , но не покорившаяся горстка действительно высокодуховных людей начала сознавать свои возможности , сначала с аскетически - героической строгостью к себе подчиняться какому - то порядку и уставу , начала маленькими и мельчайшими группами снова повсюду работать , отметая любые лозунги и строя целиком заново духовность , просвещение , науку , образование . Постройка удалась , она медленно выросла из своих героически скудных начатков в великолепное здание , создала в ходе поколений Орден , Педагогическое ведомство , элитные школы , архивы и коллекции , специальные школы и семинары , игру в бисер , и пользуемся этим , пожалуй , чересчур великолепным зданием , живём в нём наследниками сегодня мы . И живём мы в нём , скажу ещё раз , как довольно наивные и довольно - таки обленившиеся гости , не желая ничего знать ни об огромных человеческих жертвах , на которых воздвигнуты наши несущие стены , ни о горестном опыте , наследниками которого являемся , ни о мировой истории , которая построила наше здание или позволила построить его , которая нас держит и терпит , и , может быть , выдержит и вытерпит ещё множество касталийцев и магистров после нас , нынешних , но которая однажды разрушит и поглотит нашу постройку , как разрушала и поглощала всё , чему давала взрасти . Я ПОКИДАЮ ИСТОРИЮ с таким применительным к сегодняшнему дню и к нам выводам : наша система и Орден уже перешагнули вершину расцвета и счастья , даруемых иногда ЗАГАДОЧНОЙ ИГРОЙ СОБЫТИЙ прекрасному и желанному . Мы находимся в упадке , который протянется ещё , может быть , очень долго , но , во всяком случае , ничего более высокого , прекрасного и желанного , чем то , что у нас уже было , ждать не приходится , ДОРОГА ВЕДЁТ ВНИЗ ; исторически мы , думаю , СОЗРЕЛИ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ , и она , несомненно , последует не сегодня или завтра , так послезавтра . Вывожу это не только из чрезмерно нравственной оценки наших дел и способностей , а куда больше из сдвигов , которые готовятся , как я вижу , во внешнем мире . Приближаются критические времена , везде видны их приметы , мир снова хочет переместить свой центр тяжести . Готовится перераспределение власти , оно не пройдёт БЕЗ ВОЙНЫ И НАСИЛИЯ , угроз не только миру , но жизни и свободе , идёт с далёкого Востока .
Даже если наша страна и её политика будут нейтральны , даже если весь наш народ единодушно ( чего он , однако , не делает ) пожелает держаться традиции и хранить верность касталийским идеалам и нам , всё будет напрасно . Уже сейчас многие наши парламентарии довольно ясно дают нам понять , что Касталия - дороговатая для нашей страны роскошь . Как только страна будет вынуждена всерьёз заняться вооружением , пусть только для обороны - а это может случиться скоро , - введут режим экономии , и , несмотря на всю доброжелательность к нам правительства , большинство этих мер коснётся нас .
Мы гордимся тем , что наш Орден и устойчивость духовной культуры , им гарантируемая , требуют от страны относительно скромных жертв . По сравнению с другими эпохами , особенно с ранним фельетонизмом с его щедро субсидируемыми высшими учебными заведениями , бесчисленными тайными советниками и роскошными учреждениями , жертвы эти в самом деле невелики и уж вовсе ничтожны по сравнению с теми , какие пожирали в военный век война и вооружение . Но именно вооружение вскоре снова будет , вероятно , главным требованием момента , в парламенте снова будут задавать тон генералы и если народ окажется перед выбором - пожертвовать Касталией или подвергнуть себя опасности войны и гибели , - то мы знаем , как он проголосует . Тогда сразу же , без сомнения , распространится и охватит прежде всего молодёжь военная идеология , демагогическое мировоззрение , согласно которому учёные и учёность , латынь и математика , образованность и духовная культура имеют право на жизнь лишь постольку , поскольку они способны служить высшим целям . Волна уже катится , когда - нибудь она нас смоет . Может быть , это хорошо и необходимо . Но пока , многоуважаемые коллеги , мы в соответствии со своим пониманием происходящего , своей пробуждённостью и своей храбростью располагаем той ограниченной свободой решения и действия , которая дана человеку и делает МИРОВУЮ ИСТОРИЮ историей человеческой .
( то есть до этого момента она была не человеческой , а какой ? историей сверхчеловечества ? )
Мы можем , если пожелаем , закрыть глаза , ибо опасность ещё сравнительна далека ; возможно , что все мы , нынешние магистры , успеем ещё спокойно дослужить до конца и спокойно умереть , прежде чем опасность приблизится и станет видна всем . Для меня , однако , и , наверно , не для меня одного , это спокойствие не было бы спокойствием ЧИСТОЙ СОВЕСТИ . Я не хочу спокойно исполнять свои служебные обязанности и разыгрывать партии Игры , довольствуясь тем , что будущее вряд ли заставит меня в живых . Нет , мне кажется необходимым вспомнить , что и мы , стоящие вне политики , ПРИНАДЛЕЖИМ МИРОВОЙ ИСТОРИИ и ПОМОГАЕМ ДЕЛАТЬ ЕЁ . Поэтому я и сказал … , что моё служебное усердие уменьшилось или , во всяком случае , находится под угрозой , ведь я ничего не поделать с тем , что большая часть моих мыслей и забот неотделима от этой будущей опасности .
Я запрещаю , правда , своему воображению РИСОВАТЬ ФОРМЫ , , которые может принять эта БЕДА для нас и для меня . Но я не могу отмахиваться от вопроса :
что мы должны , что должен я сделать , чтобы отвратить эту опасность ? Позволю себе сказать и об этом .
Притязание Платона на то , чтобы государством управлял учёный , вернее , мудрец , я не стану отстаивать . Мир был тогда моложе . И Платон , хоть он и основал некое ПОДОБИЕ КАСТАЛИИ , онюдь не был касталийцем , а был аристократом по происхождению , потомком царского рода .
МЫ тоже , правда , АРИСТОКРАТЫ и ОБРАЗУЕМ АРИСТОКРАТИЮ , но это аристократия духа , а не крови .
Я не думаю , что людям когда - либо удастся искусственно вырастить таких аристократов крови , чтобы они одновременно были аристократами духа , это была бы идеальная аристократия , но она остаётся мечтой .
Мы , касталийцы , хотя ЛЮДИ мы цивилизованные и неглупые , в правители не годимся ; если бы нам пришлось править , мы делали бы это не с той страстью и наивностью , которые нужны настоящему правителю , к тому же истинно наше поприще и первая наша забота - поддержание ОБРАЗЦОВОЙ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ - были бы при этом скоро забыты . Чтобы править , вовсе не надо быть глупым и грубым , как думали порой тщеславные интеллектуалы , но для этого нужно получить чистую радость от деятельности , направленной на внешний мир , обладать страстью отождествлять себя со своими целями и задачами и нужны , конечно , известная быстрота и неразборчивость в выборе путей к успеху . Нужны , стало быть , сплошь свойства , какими учёный - мудрецами мы ведь не станем себя называть - не должен обладать и не обладает , ибо для нас СОЗЕРЦАНИЕ ВАЖНЕЕ , ЧЕМ ДЕЙСТВИЕ , а в выборе средств и путей достижения целей мы ведь приучены быть предельно щепетильными и разборчивыми .
Значит , править и заниматься политикой не наше дело .
МЫ - СПЕЦИАЛИСТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ , АНАЛИЗА И ИЗМЕРЕНИЯ , МЫ - ХРАНИТЕЛИ И ПОСТОЯННЫЕ ПРОВЕРЩИКИ ВСЕХ АЛФАВИТОВ , ТАБЛИЦ УМНОЖЕНИЯ И МЕТОДОВ , МЫ - КЛЕЙМОВЩИКИ ДУХОВНЫХ МЕР И ВЕСОВ .Спору нет , мы ещё и многое другое , мы можем подчас быть также новаторами , первооткрывателями , авантюристами , завоевателями и переоценщиками , но первая и важнейшая наша функция , та , из - за которой народ нуждается в нас и нас охраняет - это ДЕРЖАТЬ В ЧИСТОТЕ ВСЕ ИСТОЧНИКИ ЗНАНИЯ . В торговле , политике и мало ли где ещё оказывается порой заслугой и гениальным решением выдать чёрное за белое , у нас - никогда . В прежние эпохи , в так называемые « великие « времена , времена войн и переворотов , от людей интеллекта часто требовали , чтобы они занимались политикой . Особенно распространено это было в позднефельетонную эру . К её требованиям принадлежала также политизация или милитаризация духа .
Как церковные колокола шли на пушки , как ещё незрелая школьная молодёжь шла на пополнение поредевших полков , так подлежал конфискации и шёл на потребу войне дух .
Конечно , мы не можем согласиться с этим требованием .
Что при необходимости учёного можно оторвать от кафедры или от письменного стола и сделать солдатом , что в иных случаях он может идти в армию добровольно , что в истощённой войной стране учёный должен предельно , вплоть до голода , сократить свои материальные нужды - об этом нечего и говорить . Чем образованнее человек , чем больше привилегии , которыми он пользовался , тем больше должны быть в час беды жертвы , которые он приносит каждому касталийцу , надеемся , это станет когда - нибудь ясно как день . Но если мы готовы принести в жертву народу , когда он в опасности , своё благополучие , свой комфорт , свою жизнь , то это не означает , что мы готовы и самый дух , традицию и нравственный смысл нашей духовности принести в жертву интересам текущего дня , народа или генералов . Трус тот , кто увиливает от трудов , жертв и опасностей , выпавших на долю его народа .
Но не меньший трус и предатель тот , кто предаёт ради материальных выгод принципы духовной жизни , кто , например , предоставляет властителям решать , сколько будет дважды два ! Приносить в жертву любым другим интересам , в том числе интересам родины , любовь к истине , интеллектуальную честность , верность законам и методам духа - это предательство . Если в борьбе интересов и лозунгов истине грозит опасность оказаться такой же обесцененной , изуродованной и изнасилованной , как отдельно взятый человек , как язык , как искусства , как всё органическое или искусно взращённое , тогда единственный наш долг - воспротивиться и спасти истину , то есть наше стремление к истине как высший наш догмат
Учёный , который в роли оратора , автора , учителя сознательно поддерживает ложб и фальсификацию , не только оскорбляет органические законы бытия , он , кроме того , вопреки злободневной видимости , приносит своему народу не пользу , а тяжкий вред , он отравляет ему воздух и землю , пищу и питьё , ум и справедливость ,и помогает всем злым и враждебным силам , грозящим народу уничтожением . Касталиец , таким образом , не должен становиться политиком : при нужде , правда , он должен жертвовать собой , но ни в коем случае не верностью духу
Дух благотворен и благороден только в повиновении истине; как только он предаст её , как только перестанет благоговеть перед ней , сделается продажным и покладистым , он становится потенциальным бесовством , гораздо худшим , чем животное , инстинктивное зверство , которое всё таки ещё сохраняет что - то от невинности природы .
Предоставляю каждому из вас … задуматься о том , в чём состоит долг Ордена , если стране и самому Ордену грозит опасность .. На этот счёт будут разные мнения . У меня тоже есть своё , и , много размышляя обо всех затронутых здесь вопросах , сам я пришёл к ясному представлению о собственном долге и о том , к чему надо стремиться мне . А это побуждает меня обратиться к уважаемой администрации с личным ходатайством , каковым и закончу свой МЕМОРАНДУМ . Из всех магистров , составялющих нашу администрацию , я , как магистр Игры , по роду своей службы , подажалуй , наиболее далёк от внешнего мира . Математик , филолог , физик , педагог и все другие магистры работают в общих с мирянами областях ; и в некасталийских , обычных школах нашей и всякой другой страны математика и языкознание - это основы учения , и в мирских высших учебных заведениях преподаётся астрономия , физика , а музыкой занимаются люди совершенно необразованные ; всё это дисциплины древние , гораздо более древние , чем наш Орден . они существовали задолго до него и переживут его . Только ИГРА В БИСЕР - это наше собственное изобретение , наша специальность , наша любимица , наша ИГРУШКА , это последнее тончайшее выражение нашей специфической касталийской духовности .
Это одновременно самая прекрасная и самая бесполезная , самая любимая и вместе с тем самая хрупкая драгоценность в нашей сокровищнице . Она ПЕРВОЙ ПОГИБНЕТ , если под вопрос будет поставлено дальнейшее существование Касталии , не только потому , что она сама по себе - самое хрупкое из наших богатств , но хотя бы потому , что для непосвященных это , несомненно , самое ненужное во всей Касталии . Если речь пойдёт о том , чтобы избавить страну от всяких лишних расходов , то урежут бюджет элитных школ , сократят и в конце концов перестанут отпускать средства на содержание и расширение библиотек и коллекций , ухудшат наше питание , не будут обновлять нашу одежду , но сохранят все главные дисциплины нашей universitas litterarum , только не ИГРУ В БИСЕР , Математика нужна , чтобы изобретать новое огнестрельное оружие , а что закрытие vicus lusorum и ликвидация нашей Игры нанесут хоть какой - то ущерб стране и народу - в это никто не поверит , и уж подавно военные .
ИГРА В БИСЕР - это самая крайняя и находящаяся в наибольшей опасности часть нашего здания . Может быть , с этим и связано то , что именно magister Ludi , глава нашей самой оторванной от жизни дисциплины , первым предчувствует грядущие потрясения или первым высказывает это чувство администрации . Итак , я считаю , что в случае политических и особенно военных переворотов ИГРА В БИСЕР погибнет . Она быстро придёт в упадок , сколько бы отдельных людей ни продолжало любить её , и восстановить её не удастся . Атмосфера , которая последует за новой военной эпохой , этого не потерпит .
Игра исчезнет , как исчезли некоторые высококультурные обычаи в истории музыки , такие , например , как хоры профессиональных певцов начала 17 - го века или воскресные концерты в церквях начала 18 - го века . Тогда человеческие уши слышали звуки , которых никакая наука и никакое волшебство не воскресят в их ангельской , сверкающей чистоте . Игру в Бисер тоже не забудут , но исчезнет она безвозвратно , и те , кому случится потом изучать её историю , её возникновение , расцвет и конец , будут вздыхать и завидовать нам , которым довелось жить в таком мирном , таком ухоженном , так чисто звучавшем духовном мире . Хотя я magister Ludi , я отнюдь не считаю своей ( или нашей ) задачей отвратить или отсрочить конец нашей Игры . Всё , даже самое прекрасное , преходяще , коль скоро оно стало ИСТОРИЕЙ , ЗЕМНЫМ ЯВЛЕНИЕМ . Мы знаем это и можем грустить по этому поводу , но не пытаться всерьёз изменить что - либо , ибо изменить это нельзя . Если Игра в Бисер погибнет , гибель её будет для Касталии и мира потерей , которую они , однако , вряд ли сразу заметят , настолько они будут в годы великого кризиса заняты тем , чтобы спасти всё , что ещё можно спасти . Касталия без Игры в бисер мыслима , но немыслима Касталия без благоговения перед истиной , без преданности духу . Педагогическое ведомство может обойтись без magister Ludi. Но ведь изначально и по сути словосочетание «magister ludi» вовсе не означает - а мы это почти забыли - специальность , которую мы так называем . Изначально magister ludi значит просто - напросто « учитель « .
А учителя , хорошие и храбрые учителя , будут нашей стране тем нужнее , чем в большей опасности будет Касталия и чем больше её драгоценных плодов перезреет и искрошится . Учителя нам нужнее , чем всё другое , люди , которые , прививая молодёжи способность находить верные критерии , служат ей образцом благоговения перед истиной , повиновения духу , служения слову . И это относится не только и не в первую очередь к нашим элитным школам , существованию которых тоже ведь придёт однажды конец , - относится это и к школам мирским , некасталийским , где воспитываются и обучаются будущие горожане и крестьяне , ремесленники и солдаты , политики , офицеры и властители , пока они ещё дети и поддаются обучению . Там - основа духовной жизни страны , а не в семинарах и не в ИГРЕ В БИСЕР . Мы всегда поставляли стране учителей и воспитателей … : это лучшие из нас . Но мы должны делать гораздо больше , чем до сих пор . Мы не можем больше полагаться на то , что из мирских школ к нам будет по прежнему идти и поможет сохранить нашу Касталию приток отборных талантов . Мы должны всячески расширять смиренное , сопряжённое с тяжёлой ответственностью служение в школах , мирских школах , считая это важнейшей и почётнейшей частью нашей задачи … прошу администрацию освободить меня от должности magister
Ludi , доверить мне вне Касталии обычную школу большую или маленькую , и разрешить мне постепенно перетянуть к себе в эту школу в качестве учителей какую - нибудь группу молодых членов Ордена , людей , на которых я могу положиться в том , что они будут добросовестно помогать мне претворить наши принципы в жизнь через молодых мирян . … Да будет мне позволено привести слова досточтимого отца Иакова : « Могут прийти времена ужаса и величайших бедствий . Но если бывает счастье и в беде , то оно может быть только духовным - обращённым назад , чтобы спасти культуру прошлого , обращённым вперёд , чтобы с бодрой весёлостью представлять дух в эпоху , которая иначе целиком оказалась бы во власти материи « Тегуляриус не знал , как мало осталось от его работы в этом письме . «
В этом письме Кнехт озвучивает свои планы , не зная ( он не знает !!!) того , что конец его близок .
И его планам нет места в его жизни .
« Письмо из Гирсланда гласило :
Досточтимому магистру Игры в Вальдцеле .
Исторические ретроспекции этого письма привлекли наше внимание не меньше , чем выраженная в нём тревога за будущее … мы узнаём характер нашего магистра Игры , его энергию , его отвагу . Как это похоже на него , ученика знаменитого бенедиктинца , что историю он изучал не ради чистой учёности , не как бесстрастный , занятый эстетической игрой наблюдатель , что его исторические познания велят ему применить их к настоящему времени , действовать , прийти на помощь ! … цель Ваших личных желаний так скромна , что Вы не стремитесь к политическим задачам и миссиям , к влиятельным и почётным постам , а хотите быть не чем иным как ludi magister, школьным учителем ! …
Признаны были лишь живость воображения и проницательность , присущие Вашим историко - политическим оценкам … , но ни одно из Ваших … пророчеств не было в полном своём объёме одобрено и признано убедительным … с Вами согласились только немногие … Наступившие в нашей части света по истечении военной эпохи спокойствие - таково примерно было мнение большинства - объясняется отчасти всеобщим истощением после ужасных войн , но гораздо больше тем , что Европа тогда перестала быть центром мировой истории , ареной борьбы за гегемонию . Нисколько не подвергая сомнению заслуг Ордена , за касталийской идеей , идеей высокой духовной культуры под знаком созерцательного контроля над душой , нельзя всё же не признать СИЛЫ , которая действительно ТВОРИТ ИСТОРИЮ , то есть оказывает живое влияние на политическую обстановку в мире , да и честолюбивые поползновения такого рода совершенно чужды всему касталийскому духу . Ни воля , ни назначение Касталии … не состоят в том , чтобы оказывать политическое воздействие и влиять на вопросы мира и войны … всё касталийское неотделимо от разума и вершится в пределах разумного , чего не скажешь о мировой истории , не впадая в богословско - поэтические БРЕДНИ романтической философии истории и не возводя всю технику убийства и уничтожения , применяемую СИЛАМИ , которые ТВОРЯТ ИСТОРИЮ , в методы МИРОВОГО РАЗУМА .
Да ведь и при самом беглом взгляде на духовную историю видно , что времена высшего расцвета духа никогда , в сущности , нельзя было объяснить политической обстановкой , что у культуры , или у духа , или у души есть своя собственная история , которая течёт с так называемой мировой , то есть рядом с неутихающими боями за материальную власть , как вторая , тайная , бескровная и священная история . Исключительно с этой священной и тайной , а не с « настоящей « жестокой мировой историей имеет дело наш Орден , и в задачу его никогда не входило охранять политическую историю , а тем более помогать делать её … Ордену в любом случае не подобает относиться к ней иначе , чем выжидательно и терпимо .
Поэтому Ваше мнение , что нам следует смотреть на эту обстановку как на призыв к активности , было … решительно отклонено большинством … возобладало мнение , что Ваши замечания … надо признать достойными внимания и весьма интересными , но всё же чрезмерно пессимистичными … должен время от времени повторять про себя слова «memento mori» ; но так обобщающе , так нигилистически предрекать всему сословию магистров , всему Ордену , всей иерархии якобы близкий конец - это не только недостойная атака на душевный покой и воображение коллег , а угроза самой администрации и её работоспособности . Никак не может это способствовать деятельности магистра …
Разумеется , администрация отвечает отказом . Во что бы превратилась наша иерархия , если бы каждого ставили на его место не Орден и не задание администрации ! Во что бы превратилась бы Касталия , если бы каждый сам оценивал себя , свои таланты и свойства и в зависимости от этого подбирал себе пост ! …
мы поручаем магистру Игры по прежнему нести доверенную ему нами почётную службу … считая , что на Вас можно положиться , руководство Ордена видит всё же повод для беспокойства … в том месте , где Вы говорите , что Ваша пригодность для дальнейшей службы уменьшилась или находится под угрозой . « … В основе всего этого документа лежали иерархический дух Ордена , справедливость и любовь к порядку … «
Кнехт не сомневался , что автор ответа - старейшина правления Ордена Александр . Заяление Кнехта не было принято как внушающее доверие .
И дальше наступает легендарное время для Кнехта - Слуги .
Это имя - одно из имён Господа Иисуса Христа , Который знал , Кому Он подчинялся и Кому Он Слуга .
Но не Кнехт . Он не знает каким силам он служит , но служит именно силам , может быть , истории .
Мой отец говорил мне о том , что Сталин обращался к Истории как к Личности : « История меня рассудит « .
Он отдавал себя на суд Истории . И служил Ей .
Что бы это не значило .
Свидетельство о публикации №225010800391