Поэт, исцелися сам!
От того, что общепринятые истины, которые в нас входят с молоком матери, часто не соответствуют реальности. Нам изрекают: вот Истина, следуй ей! А жизнь, ехидно хихикая в свой железный кулачок, лукаво подмигивает, словно говоря: смотри, слушай и думай САМ!
Говорят, все красивые – дуры. Вполне возможно. Мне не со всеми из них удалось повстречаться, но, как и в любом правиле, на данной территории расхожего мнения имеются исключения. Признаться, весьма приятные!
Вот одно из них, сидит напротив и смотрит на меня огромными задумчивыми голубыми глазами, в которых на поверхности среди солнечных бликов плещется сомнение: неужели не понимаете?
– Зачем тебе стихи?
– Вообще, стихотворение мне нужно совсем не для того, чтобы послать его в журнал, чтобы гордиться и чтобы все говорили: вот, она написала. А это как таблетка: плохо тебе, выпил – и полегчало, выздоровел. Я свои стихи чаще всего не перечитываю, потому что они связаны с прошлым, а в прошлом мне не очень хочется копаться. Лучше свою боль или сомнения оставлять позади и не оглядываться.
Эта странная девушка по-своему права. «Зависая» в прошлом или постоянно устремляясь в будущее, мы лишаем себя истинной жизни.
С точки зрения арт-терапии, в которой исцеление поэзий давно и весьма успешно используется, жить надо именно «здесь и сейчас», включив свою осознанность по максимуму. Валентина (так зовут мою юную собеседницу) заметила, что «отработанные стихи» (да простят мне этот термин поэты и романтики!) выступают в роли спасательного круга. Они не позволяют по сто раз прокручивать одну и ту же обиду, один и тот же эпизод – они снимают стресс, хранят его в себе, а ты налегке продолжаешь путь дальше.
Прошу помнить, что создать стихотворение – это еще не значит стать поэтом и творить «поэзии высокие и чистые пространства». Под созданием стихотворения мы подразумеваем… консервы!
Да-да, смейтесь на здоровье! Стихи – это на века законсервированные переживания, и к ним всегда можно вернуться, но только уже глядя на все происходившее со стороны. А это тоже – исцеляющая позиция. Она исключает треугольник Карпмана – жертва-преследователь-спаситель, но возвышает до Наблюдателя.
Зарифмованные чувства, мысли, эмоциональные всплески, как правило, соответствуют тому или иному состоянию нашего организма и психики. Наше разочарование, как и радость, одиночество, как и активность, – все отражается в гормонах, в гуморальной регуляции и может быть запечатлено в слове и ритме.
А движение от ритма к ритму и есть жизнь.
К тому же с помощью стихов вы всегда при желании сможете вернуться в свое обожаемое прошлое, да вот только вскоре обнаружите нечто неожиданное: нет того накала страстей, не искрит больше раздражение или негодование (как, впрочем, пардон, и позитивные эмоции). Но тогда – что есть исцеление, если уменьшаются как плюсы, так и минусы?
Исцеление – это обретение баланса, устойчивости, а достичь их невозможно, если вас постоянно закидывает в крайности: то пылко любим – то ненавидим!
Валентине 20 лет. Я узнала, что она пишет стихи. Ну и что? Кто их не пишет в пору влюбленности? Вспомните сладкие записи в альбомах томных дев 19 века. Да и современные не откажутся уронить слезу-другую на запятнанный страстными вздохами и предельно терпеливый тетрадный лист…
– В тот момент, когда я начинаю писать стихи, у меня, как у любого человека, просто возникает потребность, что-то такое переполняет душу, и оно должно вылиться. Я придаю форму своим эмоциям, в стихи изливается моя влюбленность.
Нам будет легче, если это ложь.
Заученной не отвечая ролью,
Ты чистоту покоя сбережешь,
Не называя этот бред любовью.
– То есть стихи можно назвать камерой хранения твоих чувств?
– Возможно. Но еще мне бы хотелось, чтобы их прочитали мои дети и смогли ощутить меня живым человеком, со всеми страстями, а не просто мамой.
Люди творческие часто подпитывают свое вдохновение чувством влюбленности. Без него и солнце тусклое, и дождь холодный, и слова мертвые. Поэтому вполне нормально, если с вами рядом надежный и любимый человек, а вы вдруг ощущаете притяжение к другим людям, красота которых неопровержима.
Часто в каждом встреченном человеке мы обнаруживаем ту или иную частицу самого себя, Так мы собираем свой образ из отдельных мозаичных частей. Мы сами для себя – настоящий паззл, головоломка.
Из приливов влюбленностей и рождаются стихи, которые, с одной стороны, помогают запечатлеть неповторимость чувств и ситуаций. А, с другой стороны, способствуют снятию напряжения, возникающего из-за того, что, вы, в принципе, и не собирались изменять любимому или рвать свои отношения – просто легкий теплый ветер, пролетая, коснулся крыльев вашей Души, и они затрепетали.
Мы не планируем открывать курсы рифмоплетения, преподавать азы стихотворчества. Однако у нас, несомненно, имеется несколько рекомендаций как для тех, кто уже пробовал ступить на этот путь, так и для тех, кто впервые рискнет открыть в себе новые возможности разрешения сложных жизненных ситуаций с помощью стихов.
А стоит ли пробовать – решите сами.
Вот что можно взять на заметку:
– формы стихотворения бывают разными – рифмованные и нерифмованные (белые) стихи, написанные в определенном ритме или без ритма вообще; американцы, к примеру, считают поэзией даже душевное излияние на целую страницу – в прозе и вообще без всяких знаков препинания;
– если вы выбираете ритмически оформленную и рифмованную форму, просто перед началом почитайте стихи какого-либо автора прошедших времен или современника: это важно для того, чтобы вы могли почувствовать, к какому историческому периоду человеческой культуры вас тянет, с каким стилем вы созвучны;
– перед тем, как приступить к созданию стихотворения, забудьте о критике: вы делаете это не для печати, а ради собственного здоровья и удовольствия;
– после того, как стихотворение написано, отложите его на недельку-другую, чтобы потом перечитать и ощутить, какая важная работа была проделана, и отследить, что изменилось в вашей жизни и чувствах;
– что бы вы ни чувствовали, никогда не выбрасывайте своих стихов: вы создаете летопись своей живой, страдающей и наслаждающейся Души, и она дорожит тем вниманием, которое вы ей уделяете;
– ни под каким предлогом не используйте в стихах нецензурных слов или бытовых выражений; помните, что, даже если это и не поэзия в высоком смысле слова, то уже шаг на пути к ней, и он ведет человека к чистым высотам, где грубое и низменное разрушает и разрушается;
– если через некоторое время вам захочется в стихотворении что-то изменить – вперед!
Вот что есть истинная терапия: когда человек признает, что у него больше нет «привязки», «зацикливания» на чем-то одном, что он уже меняется.
Валентину никто не учил, она интуитивно нашла лекарство для своей души и долгие годы (пишет стихи она с шести лет) помогает себе сама, не перекладывая гору стонов на плечи близких. Ведь совсем неважно, какого качества создаваемые под воздействием импульса стихотворения.
Гораздо важнее другое: с их помощью осуществляется разговор с самим собой, а это очень трудная работа. Но плодотворная!
От лихорадочного блеска
До судорожно сжатых губ
Мне и мучительно, и лестно,
Как неприкрыто зол и груб
Сегодня ты. Твое бессилье
В мое спокойствие влилось.
И черные упали крылья,
И дрогнула земная ось.
Кстати, одна моя знакомая - маститый психолог - после занятий по написанию стихов стала хвататься за карандаш каждую свободную минуту и по любому поводу, отпуская свое сознание, не сочиняя намеренно, а просто следуя за возникающей в голове мыслью. Через некоторое время она мне призналась:
– Слушай, так в стихах запечатлеваются и будущие события! Как только напишу что-то – оно оказывается правдой!
Мистика? Совсем нет.
Просто, находясь в том или ином ритме, мы входим в резонанс с окружающим миром, с событиями, нас касающимися, с людьми, имеющими к нам отношение. Если настроенный на ритмы природы пигмей в Африке слышит в тропическом лесу, как падает всего лишь один листик с высоты 20-30 метров, почему же мы не можем «слышать» шелеста формирующихся событий?
К сожалению, человек технократического общества, в основном, пользуется костылями в виде различных приспособлений, приборов, машин, не рассчитывая на себя. Очень быстро он становится их придатком – полностью зависимым инвалидом. А ритмы (к которым относятся и стихи) позволяют выбраться из железобетонного панциря полужизни и ощутить трепетный пульс вселенной.
Вопрос не в том, готовы ли вы к новым открытиям на территории самих себя.
Вопрос даже не в том, получится написать стихотворение или не получится, станет это постоянной практикой или нет.
Вопрос в том, совершите ли вы первый шаг. Лень, как известно, есть средство уничтожения любых талантов на корню. Подозреваю, не только талантов…
Но возможность приподнять завесу над величайшей в мире тайной – над своей Душою – стоит того, чтобы сказать лени «нет». Дело в том, что во время работы со стихами часто возникает поток слов, с помощью которого приоткрывается дверь к пониманию своей собственной сути: когда мы пишем о других – мы пишем о себе.
Стихи – это ваше зеркало. Подойдите к нему поближе, протрите его…
Свидетельство о публикации №225010800422