Религиозен ли русский народ?

Предисловие

В январе православные христиане отмечают несколько значимых для них праздников, посвящённых важным событиям в жизни Иисуса Христа и Богородицы. Вот основные из них.

1. Рождественский пост (до 6 января)
Рождественский пост начинается 28 ноября и заканчивается 6 января. Это время молитвы, покаяния и воздержания, когда верующие готовятся к встрече Рождества Христова. Пост предписывает исключить из рациона мясо, молочные продукты, а в определённые дни — даже рыбу и масло. Завершается пост Рождественским сочельником.
2. Рождественский сочельник (6 января)
Навечерие Рождества — день строгого поста и особых богослужений. Верующие до первой звезды воздерживаются от пищи, готовясь к вечерней трапезе. Одной из традиций является подача кутьи — блюда из варёной пшеницы с мёдом и фруктами. В этот день в храмах совершаются утренние и вечерние службы.
3. Рождество Христово (7 января)
Рождество — один из важнейших православных праздников, посвящённый рождению Иисуса Христа в Вифлееме. Этот день символизирует приход Спасителя в мир для искупления человеческих грехов. В храмах проходят торжественные богослужения, а дома традиционно собираются на праздничный обед. В Рождество принято помогать бедным и нуждающимся.
4. Собор Пресвятой Богородицы (8 января)
Этот праздник чествует Богородицу как ту, через которую пришёл в мир Спаситель. В этот день верующие возносят молитвы благодарности Деве Марии за её жертву и роль в спасении человечества. Праздник подчёркивает важность семьи и материнства в христианской жизни. Богослужения включают торжественные песнопения в ч
5. Святки (7–18 января)
Период между Рождеством и Крещением называется Святками. Это время радости и веселья, когда отменяется пост и люди собираются на праздничные трапезы. В этот период также проводятся благотворительные акции, а в народной традиции — святочные гадания. В храмах продолжаются праздничные службы.
6. Обрезание Господне (14 января)
На восьмой день после рождения Иисусу было совершено обрезание. Этот праздник символизирует выполнение Господом закона Моисея. В православной традиции он напоминает о важности следования духовным законам. Богослужения этого дня включают чтение о событиях младенчества Христа.
7. Крещенский сочельник (18 января)
Навечерие Крещения Господня — это день строгого поста и подготовки к великому празднику. В этот день совершается первое великое освящение воды, которая становится святыней для верующих. Освящённую воду используют в обрядах очищения и защиты дома. Многие люди начинают купания в проруби именно с Крещенского сочельника.
8. Крещение Господне (Богоявление) (19 января)
Крещение Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем отмечается как один из двунадесятых праздников. Это событие явило миру Пресвятую Троицу: Бог Отец говорил с небес, Сын крестился, а Святой Дух сошёл в виде голубя. В этот день совершается великое освящение воды, которая обладает целительными свойствами. Многие верующие окунаются в освящённую воду, выражая свою веру и обновление духа.
9. Собор Иоанна Крестителя (20 января)
Этот праздник посвящён памяти Иоанна Предтечи, который крестил Иисуса в Иордане. Он почитается как последний пророк Ветхого Завета и первый святой Нового Завета. Иоанн служит примером смирения и веры для каждого христианина. В этот день проходят службы, прославляющие его роль в спасении человечества.
10. Поклонение честным веригам апостола Петра (29 января)
Праздник отмечает событие освобождения апостола Петра из темницы. Согласно преданию, ангел Господень снял с него оковы, и он был чудесно спасён. В православной традиции этот день напоминает о Божьей помощи в трудных ситуациях. Вериги Петра почитаются как святыня, символизирующая силу молитвы и веры.

***
Так что такое за феномен,   религиозность русского народа?

В Российской интеллигенции, как нынешней, так и дореволюционной, было принято считать русский народ очень и очень  религиозным. Причем, под религиозностью подразумевалось что-то туманно абстрактное и не слишком понятное,  вроде некой  веры в Высшую Справедливость, в Высшую Правду, в Высший Суд, всегда и обязательно наказывающий  грешников,  негодяев  и преступников, но никогда не имеющее никакого отношения к реальной нашей действительности.

Вспомните Великое Лермонтовское: 
… Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный судия, он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.»

Но это в мечтах, в сказках, в которых всегда побеждала высшая русская правда, а в натуре были попы и монахи в церквах и монастырях, на полях которых горбатились крестьянин, отдавая им свою «церковную подушную подать» и которых в большинстве своем крестьяне не только не любили, но даже презирали за тунеядство, мздоимство, а порой и  ненавидели за сверх жестокое отношение  к ним, к крестьянам, за счет труда которых они,  эти священнослужители, безбедно существовали долгие века на Руси.
 
Ведь в страшных  голодоморах конца девятнадцатого и начала двадцатого веков, периодически возникающих в России через каждые 4-5  лет ее жизни, были виноваты наравне с  самим царем, еще и помещиками с  кулаками и церковниками, забиравшие у голодающих крестьян последний хлеб для продажи за границу  и оставляющие  крестьян  на голодную смерть.
 
Так что  это такое,  религиозность? 

Вот что написано в словарях русского языка:
Религиозность, (англ. religiosity; нем. Glaubigkeit.) это  характеристика сознания и поведения отдельных людей, их групп, сообществ и целых народов, верующих в сверхъестественное и поклоняющихся ему.

 Синонимы религиозности: 
благочестивость, благочестие, богобоязненность, духовность, набожность, смиренность.

Чаще всего сверхъестественное существо называли  Богом.

А что такое это такое,  Бог? Вот вам выписка из векипедии:

Бог— название могущественного сверхъестественного Высшего Существа в теистических и деистических учениях. В монотеистических авраамических религиях Бог рассматривается как личность  как персонификация Абсолюта,  как непостижимый трансцендентный личный Бог, «Бог Авраама, Исаака и Иакова» и как проявление высшей реальности  причём, как единого и единственного Бога, не имеющего себе подобных.  В политеистических религиях мира боги создают и устраивают мир, дают вещам, существам и лицам их бытие, меру, значение и закон, а затем из их пантеона выделяется один главный бог (монолатрия).

Понятно, не правда ли? Умеют наши ученые мужи  наводить тень на плетень и говорить о сложных вещах таким  ясным и понятным языком, что проще голову сломать, чем понять, о чем речь идет! Гораздо проще сказано в самой Библии. Там сказано -  Когда ты смотришься в зеркало, ты видишь там Бога.  Ты думаешь, что в зеркале это ты. А оказывается, что Господь   Бог!

Ну-у,  если в зеркале на меня смотрит сам Бог, это ладно!  С этим можно еще и смериться. Хотя порой, мне на себя в зеркале смотреть совершенно не хочется.  И я не смотрю. Благо, это не так уж и сложно для меня.  Так что, пусть там, в зеркале, будет Бог! Бог, так  Бог! Какая мне разница…

Однако физического доказательства существования бога не существует в самом своем принципе.  Так есть он или нет, этот самый,  всесильный и всемогущий?!   Для кого есть. Для кого – нет!  Потому и существуют в мире верующие и неверующие, или  атеисты.  Кто из них более прав – сказать трудно. Наверное, в какой-то степени, оба правы. Кому трудно в жизни жить без ощущения своей зависимости от воли Всесильного и Всемогущего существа во вселенной, пусть верят. А кто может без Него обойтись – пусть не верят. Но не надо забывать слова Великого академика Капицы:  в природе  места для Бога не предусмотрено вообще. Ни в микрокосмосе, ни в макрокосмосе, ни в обычном космосе. Значит, Бог, если он есть,  находится в душе верующего человека. Другого места во Вселенной для Бога просто нет!

Но душа человека  дело темное и мало понятное, настоящие потемки.  Даже своя Душа. Не говоря уж про чужую. Там можно, при желании увидеть кого угодно и что угодно. Было бы желание. Некоторые там видят Бога,  другие видят Сатану, третьи Бабу Ягу, четвертые "змия зеленого", пятые - своего любимого человека или же своих детей. Так что, каждому свое! Богу – богово, кесарю – кесарево. Выбор за вами - выбирайте!

Поэтому, хотим мы того или нет, но Бог от нас  как-то уж  очень и очень далеко. А вот  его служители, в лице священников, попов, монахов и других церковников очень даже близко, прямо  в соседней церкви.  И мало когда на Руси обожали или уважали этих самых наместников Бога на земле, этих священнослужителей. Как и раньше, так  и сейчас.

Возьмите русские сказки или русскую классику. Там нет положительных образов русских священнослужителей, русских попов. В русском языке слово поп стало нарицательным, обозначающим  человека ленивого, тупого, вороватого, обязательного чревоугодника и любителя женских прелестей. Нет, как ни крутись, но даже Пушкин не смог вывести образ положительного попа. И Гоголь не смог, и  Толстой, и Горький, и Андреев. Да практически ни у одного крупного русского писателя нет привлекательных образов русских попов и монахов.

Даже у самого Достоевского!

Почему? Я уж здесь не буду говорить про  западную религиозность. Там сплошные ужасы, там Варфоломеевская ночь, там инквизиция, крестовые походы, индульгенции по отпущению грехов, там   костры, сжигающие еретиков и неверных на всех материках необъятной нашей земли. Поэтому,  западная религиозность – это многие и многие  миллионы загубленных церковью жизней иноверцев. И рассматривать ее мне не хочется. Тем более, что сейчас к ней добавилась еще массовая педофилия западных церковников и кое что еще «похлеще» и погрязнее.

Поэтому вернемся в Россию. В Первую русскую революцию по  всей  России  усадьбы  священников горели вместе с усадьбами помещиков и кулаков. Это есть исторический  факт, от которого никуда не денешься.  Еще с начала двадцатого века церковники оказались в ряду самых страшных  врагов русского народа.

Добавлю еще! В  Первую мировую войну, после того, как Временное Правительство отменило обязательность исповедования солдат военным священникам, священники  оказались ненужными никому в действующей армии и массово побежали с фронтов, опасаясь расправы  над собой со стороны крестьян, одетых в серые солдатские шинели.

Потому что обозленные войной  солдаты расстреливали  вместе с офицерами еще и священников.  Ну, а в Гражданскую войну, священники выступили на стороне белых, защищая свою  церковную собственность. Тем же самым они занимались и после ее окончания. И крестьяне совершенно искренне громили церкви во время раскулачивания. Не большевики, как кричат нынешние демократы, а обычные крестьяне, потому что из церкви шла для народа  опасность возврата ненавистного для них  царского режима.

В нынешней  России с религиозностью  дело несколько иное. В нынешней России, у представителей интеллигенции   быть религиозным стало модно еще  с  девяностых годов. Церкви тогда хором пели дифирамбы.  Но потом, как только  церковь отказалась участвовать в агитации  против Путина, ее назвали пренебрежительным буквосочетанием  РПЦ и стали третировать во всех СМИ России.

И в то же время в интеллигентных кругах России стало модным говорить  о своей врожденной религиозности, идущей у них, якобы, еще от их  предков, все как один и вдруг  оказавшихся из состоятельных классов царской России. Как сказала в свое время Алла Борисовна в ответ на вопрос журналиста о ее отношении к Богу.

Она сказала так:
-- Конечно же я верующая и крещеная. Правда крестилась я уже взрослой женщиной. Потому что в Советские времена нельзя было  быть крещеной. И я вынуждена была терпеть это варварство. А теперь я крещеная. Как и мои родители, представители  известного купеческого дома Москвы, ( а она на самом деле является дочерью колхозной доярки). Теперь    у меня есть свой духовник. Но в церковь я не хожу, так как у меня нет свободного времени, поэтому батюшка приходит ко мне сам, когда я дома и когда  я смогу его принять.

Примерно то же самое говорят и другие звезды нашего политического  и  развлекательного шоу бизнеса. Церковь и религиозность они просто купили у нынешних священнослужителей для своего блага.

То есть, говорить о религиозности нынешнего российского народа, право, не стоит.  Ее нет и в помине.  Религиозность Российской интеллигенции стала «бизносовой» и  за деньги. Поэтому  у нынешней Российской интеллигенции священники стали карманными или домашними. И вера в Бога теперь тоже стала  карманно-домашней, показной, искусственной, не настоящей.

И социологические опросы ВЦИОМ  показывают, что верят в Бога и соблюдают церковные обряды у нас не более 2%  населения. Остальные делают вид, что верят. Поэтому о религиозности современного русского общества говорить не стоит – его нет и в помине. Хотя наши руководители, все как один,  публично ходят в церковь и публично крестятся. Что за этим скрывается, не берусь судить.

Хотя вопросы возникают. Ведь   все они бывшие убежденные коммунисты…

***


Рецензии
А Вы знаете, пожалуй я с Вами соглашусь.
Я постоянно вижу враньё - говорят - "Я глубоко верующий...", в церковь ходят, все церковные праздники знают и т.д. А сами... Такое вытворяют...
Вот и возникает вопрос - "А верующие ли они?"
Настоящих верующих - мало, к сожалению.
Спасибо, Виталий!

Верующий никогда не будет говорить - "Я глубоко верующий...".

Григорьева Любовь Григорьевна   19.03.2025 19:33     Заявить о нарушении
Согласен с вами, Любаша!

Виталий Овчинников   20.03.2025 12:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.