Анекдот про анекдот

       Ночная съёмка, - сколько романтики в этих словах. И ночь, и много осветительных приборов, и, кутающиеся в тёплые одеяла актёры. Они сидят в ожидании выстроенной сцены и о чём-то переговариваются между собой вполголоса. В руках у них тёплые напитки. В сторонке топчется массовка. Глаза у них горящие. Кто то с восторгом смотрит на настоящих артистов. В глазах огонь зависти. То ли от того что они уже артисты, то ли от того что у них чай с лимоном. И бутерброды.    Это самый безобидный фрагмент описания ночной съёмки. Сейчас меня сразу начинает потрясывать от одного этого словосочетания, а по первости прыгал от радости, что и ночь пройдёт с заработком. Тем более, что  платят больше, чем за дневную. Но, всё-таки, хочется мне  рассказать и про первую ночь. Это ведь первое впечатление. Хотя трудно назвать его ярким.
      Май. Начало месяца. Днём жарко ночью прохладно. Но, услышав по телефону приглашение на ночную съёмку, не раздумывая согласился. Я ещё был новичком, начинающим, в этой сказочной отрасли. Слушая разговоры опытных массовщиков, а у них уже были свои компании, я улавливал новые термины. Групповка, например. И много всякого, мне ещё непонятного. Они, бывалые, жарко обсуждали прошедшие съёмки, интересовались друг у друга будущими, обсуждали деньги и жадных или хороших бригадиров. Но, когда кто то произносил, что у кого то есть ночная съёмка , они, практически единодушно и взволнованно утверждали - надо срочно записываться на неё. Вот так. И вот меня пригласили на этот ночной праздник киножизни.
      На площадке, часов в семь вечера, шла активная работа. Нас, пришедших быстро отвели к вагончику костюмеров. Те, не мешкая одевали нас в полицейскую форму. Мне достался майор. Все же виски с сединой. Я был собой доволен. Бригадир и помощник режиссёра тоже. Даже назначили старшим в полицейской цепи. Нужно пояснить:  на огромной площади, перед грядой больших супермаркетов, на территории стоянки машин, мы должны создать оцепление. Мы, человек двадцать массовки в полицейской форме, его и создали. И всё. Стоим в цепи, так сказать. Начался лёгкий дождик. Потом лёгкий ветерок. Ночь, негостеприимно вошла в наше бытие. Рубашка и китель греют только если ты в  вагончике. Разрешили, для согреву пить горячий кофе. Он был, мягко говоря, дешёвый, но в большой упаковке. Такой вот активатор изжоги.  И вот уже глубокая ночь, дождик с ветерком, хочется спать. Но ты на работе. Кофе обжигает губы и , являясь мочегонным средством гонит в туалет, который стоит в стороне, метров за восемьдесят. Да, актёры, Ирина Купченко, Даниил Страхов на какое то время отвлекают внимание. Интересно же, рядом ,,в живую,, увидать. Но скоро и к ним интерес пропадает.  Появляется, и проявляется  злость, что дублей много. К утру, я крепко окоченел, одурел и уже ничего не соображал. Без привычки. Когда в восемь утра выдавали деньги, я  с ужасом услышал, как кто то прокричал: Ребята мы ещё успеем к Михалкову! На «Утомлённые солнцем!» - Вот это да! Вот это люди! Гвозди бы делать из этих людей!
Не помню, как я добрался домой. Всё было, как в тумане. Проспал сутки, с одуревшей головой и зарёкся больше никаких ночных. Но я себя обманул. Причём много раз. Жизнь - интересная штука. А своих резервов человек точно не знает. И только обстоятельства показывают, что ты можешь на самом деле.
И вот, как раз во время такой съёмки, со мной произошёл курьёзный, на мой взгляд, случай. Для киноиндустрии рядовой, но для меня с последствием.
     Съёмка шла три ночи. К ряду. В ресторане. Мы, посетители. Чтобы «посетители» не разбежались после первой ночи, деньги решили выдавать по окончании. На третье утро. Работа с десяти вечера до десяти утра.
     Три ночи перед нами, а это человек семьдесят массовки, ставят еду. Ту, что не портится и красиво смотрится в кадре. Салаты из огурцов с помидорами, яблоки, морковь, хлеб двух видов. Но и это есть можно «понарошку» и по команде. Народ, как правило днём работал на других площадках и приходил на эту, прилично уставший. Все «посетители» боролись со сном и голодом. При первой же возможности спали прямо на столах. Положив голову рядом с салатом. Всё - таки опыт. И так три ночи.
     Мой стол меня порадовал тем, что со мной, напротив оказалась ушлая и приятная женщина, посетитель ток - шоу  в Останкино. Это очень закалённый народ. Тем более, что у женщины оказалось хорошее чувство юмора. Я же, почуяв это, начал вспоминать все анекдоты, что позволяли приличия. Главное прогнать сон. По утру, к моим слушателям присоединялись и работники кухни, что приходили пораньше. Их живой интерес придавал и сил, и смелости. И даже, некоторого артистизма моему исполнению. То - есть, когда не звучала команда мотор, в нашем алькове звучал смех. Нас это спасало, кого то раздражало, но все всё понимали.
     И вот на третье утро к нашему столу подошёл с серьёзным и заговорщицким видом помощник режиссёра. Кстати, им, режиссёром, оказался Говорухин младший. Сын знаменитого режиссёра « Место встречи...» и т.д.
  - У меня к вам предложение  - начал помощник, без предисловий, обращаясь ко мне,          
  - Я слышал, как у вас получалось смешить весь ваш угол. Попробуйте рассказать анекдот на камеру, возможно мы вставим его в сцену, для реальности. Сможете? - И ласково посмотрел мне в глаза.
   Я, конечно опешил. Семьдесят пар глаз разом, проснувшись, уставились на меня.
   Но я уже не был новичком и быстро взял себя в руки. Усталость помогала.
- Смогу, - ответил я и начал перебирать в голове варианты . И понял, что вот сейчас, вот прямо здесь, ничего короткого и интересного не вспоминается. Всё таки три ночи анекдотов выбили всё из моей памяти. - Но, у меня в основном анекдоты про евреев, а у вас пол команды евреи. А ещё про грузинов, а здесь почти вся кухня оттуда. Как то так, - смутился я, вполне искренне.
 - Я вас понял, минутку, - ответил он, - сейчас я приведу к вам нашего бухгалтера, еврея, он что ни будь вам подскажет.- И быстро пошёл за бухгалтером. И также быстро его привёл. Массовка с интересом наблюдала, не без злости, за этими переговорами. В основном, мы все были знакомы и мне, при них, довольно часто, экспромтом, давали какие то слова или фразы. Что увеличивало мою оплату. И многих это злило. Как и сейчас.
    Бухгалтер, с вполне типичной внешностью, средний возраст, умные глаза, начал на ухо рассказывать анекдот. Это было «слушанье дела о изнасилованной уборщице».
  - Ну, запомнили? Никому не рассказывайте, должен быть фактор неожиданности. Взрыв смеха, понимаете? - подмигнул мне помощник и позвал оператора с осветителем. - У вас тридцать пять секунд. - Прибил он меня, ласково.
   Я начал мысленно сокращать фразы. Искать смешную, для всех, изюмину. Голова кругом. В это время соседка слева, длинная, худосочная девица начала сходить, реально с ума. Она, вечно сонная, вдруг зашевелилась, начала хватать поставленную передо мной еду, для кадра. Шептать колдовским шёпотом мне в ухо, что то, типа : « Опять звездишь, опять в кадре. А я буду мешать, мешать, мешать...» Когда я уже собрался исполнить, несмотря на эти ушные заклинания, с трудом собранный анекдот, она начала своим тонким длинным пальцем толкать меня в бок.
    И вот, я, глядя в камеру, пытаясь сделать лукавое лицо рассказчика, левой рукой скручиваю ту руку девицы, что тычет мне в бок. Всё это происходит под столом и во время моего изложения. Секунды тоже стучат в голове, как приговор.
  - Камера, мотор, начали! - все затихли, слушая анекдот. С кухней будет человек восемьдесят. И всем должно быть слышно. Под столом борьба продолжается.
«  - Зал суда. Слушается дело об изнасиловании уборщицы. Судья: пострадавшая, расскажите суду, как всё произошло.
-У меня офисная территория в уборке. - отвечает уборщица -  квадратов четыреста.  Дошла я до двери уже, почти закончила, а тут этот гад хвать меня сзади, задрал платье и прямо в дверях  начал, паскуда насильничать!
- А что же вы, не убежали, ведь перед вами столько места было? -спрашивает судья.
- Нуу, дают! Да к, куда ж, по помытому!!!»
   Всё. В это время должен быть взрыв хохота. Я, давая понять остальным, что анекдот закончен, сам начал производить хохочущие звуки, останкинская подхватила. Вот мы вдвоём и хохотали. Остальные молча наблюдали. Кажется они даже не поняли в чём дело. Думали, что просто решили один стол снять, для картинки. Тишина,  вперемешку с зевотой.
   Помощник, оператор и остальные участники процесса молча свернули свою аппаратуру и ушли. Помощник, кисло улыбнувшись, произнёс: « Спасибо.»
   Я вспомнил про руку под столом. Она всё ещё была в моих клещах. Девица что шипела в полу обморочном состоянии. Я просто и брезгливо стряхнул её запястье. Оно у неё посинело за это время. Пустота звенела в моих ушах. Только останкинская женщина, подбадривала словами и тем, что нашему столу деньги выдадут сейчас, в шесть утра. А все остаются ещё до десяти часов.
   Я обречённо оглядел весь зал ресторана. Те, которые должны взорваться хохотом, были похожи на брикет минтая из морозильного ларя. Сплочённые общим летаргическим сном. В их красных, от бессонницы глазах читался один, но общий вопрос , - когда это кончится? - Ждать хохота было нереально. Мой надрыв поддержала единственная женщина. Та, что сидела за моим столом. Опытная и весёлая посетительница всех ток -шоу на телевидении. Лёгкое хи-хи изобразили работники кухни, что пришли к пяти утра. И всё.  Дублей не было. Ведь нужен был фактор свежей неожиданности. А он уже ушёл. Оператор с безразличным выражением лица, оно было для него свойственным, снял с плеча камеру. Осветители, помощник режиссёра, и ещё кто-то с лёгким, но нескрываемым разочарованием двинулись в свою сторону. Тишина. Я в некотором шоке. Шанс увековечиться прошёл мимо и даже не посмотрел на меня. Стало очень грустно.
   В чувство привела меня бригадир массовки Лена. Как всегда, с доброжелательной улыбкой, позвала жестом, мол вы, Александр закончили на сегодня, пойдёмте за денежкой. И я пошёл. Тихо, не глядя ни на кого. Как подсудимый. Слегка успокаивало то, что, им остальным, ещё четыре часа здесь изображать радость посещения ресторана.
   Когда я уже получил гонорар, и немного отошёл от стресса, увидел большое зеркало в холле. Меня вдруг разобрало, что называется. Я стал рассказывать этот же анекдот перед зеркалом. Делая лицом всякие трюки. Голосом тоже. Смешного было мало. Даже для меня. Успокоил мой творческий порыв Женя Щецов. Закалённый, хотя ещё относительно молодой товарищ по цеху:         - Сань, да нормально ты всё сделал. Ты же по другому не умеешь, просто анекдот тупой и не в тему. А, главное, в пять утра!  - И мне полегчало. Хотя я ещё долго упражнялся дома и на других людях. Хотелось реванша. И результата. Положительного. И он, всё таки, пришёл. В другое время и в совсем не киношном месте.
   Спустя лет пять мне пришлось подменить товарища в его охранной деятельности. Офисное помещение с мониторами. А в конце рабочего дня является уборщица и убирает общий коридор. Вполне интеллигентная дама. И вот здесь я вспоминаю свой «провальный» анекдот. Когда она уже почти завершила, дойдя до моего места, решил её позабавить, вдруг прозвучит. И прозвучало! Она смеялась очень искренне, слегка краснея, видимо, зримо представляя ситуацию. Ведь помытая площадь, - это её труд. И не всегда лёгкий. Как у художника картина. Например. Теперь мне стало гораздо легче жить. Когда же я попал в другое место, но опять, с уборщицей, история повторилась. Анекдот имел большой и устойчивый успех среди этого сословия. Уборщиц. Вот оно, истинное искусство для народа. Теперь, я даже сам не упускаю возможность, если таковая появляется, поддержать этим анекдотом специфическую часть трудовой ячейки. Они в самом деле это понимают, как никто. Бухгалтер знал, таки, своё дело. Хоть и носил очки.


Рецензии