Читальня25 - Худлит
Скорбь Сатаны
Вот не думал, что буду не без интереса читать роман, написанный дамой в конце позапрошлого века.
Сюжет важен. Раньше Корелли предлагала дамскую версию манихейства (об электричестве и путешествии душ, освобожденных от тела в «Романе о двух мирах»), то в «Скорби» повторяется история с искушением Фауста (при всех оговорках о неравенстве между гением Гете и талантом английской беллетристки). Тем не менее, забавно. Скорбяший чёрт искушает бывшего нищего литератора. Как обычно у Корелли первая половина книги гораздо сильнее второй. Но уровень читабельности сохраняется и для современной аудитории.
Своеобразная «милота» истории связана с уровнем «ужасности», который предлагает нечистый «князь». Какие-то интриги в «высшем свете», истории на книжном рынке, манипуляции с деньгами, да доведение до самоубийства аристократа-дегенерата. До Первой мировой это представлялось как «ужас-ужас». Но после того, что творили наиболее «прогрессивные» европейцы с 1914 года, Сатана уже явно не котировался в качестве главного злодея.
Это, собственно и было зафиксировано в романе Леонида Андреева СДневник Сатаны». Сатана опоздал!..
Проспер Мериме.
Венера Илльская
Давно хотел прочесть эту новеллу Мериме и вот, наконец, добрался. Рассказ до сих пор впечатляет, хотя был опубликован еще в глод смерти Пушкина. Во Франции раньше была великая литература, в 18-19 вв. превосходство французской цивилизации было очевидным.
Сюжет рассказа, как известно, это вариация на тему мифа о Пигмалионе, только ожившая статуя не любит, а убивает мужчину. Является ли это только плодом фантазии писателя или имеет более древние мифологические корни? Каков «оригинал» этой легенды? Поидее, мифологическое сознание должно предупреждать об опасности попыток оживить неживое. Да и сейчас это актуально, например, в виде опасности активизировавших вирусов или угрозы «киборгизации»…
Свидетельство о публикации №225010901109