Вера. Изливаю душу

Моя рецензия на произведение "Верующая я или атеистка?":
http://proza.ru/2025/01/08/1661
Автор: Зера Черкесова 2

Зера, это лучшая статья на тему веры и атеизма которую я когда либо читал.
Нашел у вас очень много общего с моими рассуждениями.

Правда с освоением материала у меня совершенно по-другому.
Я в основном ударил по художественной литературе - классической и фантастической, и по кино.
Оттуда по крупицам вытаскивал информацию для формирования своего религиозного мировоззрения.

Первой и последней работой не художественной направленности, сильно повлиявшей на меня, является "Исповедь" Льва Толстого.
Я так ее описал в отзыве к произведению "Лев Николаевич Толстой Исповедь" Ирины Александровны Высоцкой:

Ирина, вы написали о великом творении великого мастера.
Для каждого человека, у которого хоть раз в жизни серьезно ехала крыша, "Исповедь" должна быть настольной книгой.
"Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи" - доказал всем Толстой на практике.
Когда я прочитал "Исповедь", Толстой окончательно стал моим кумиром и объектом для подражания.
Все мы серьезно не воспринимаем барона Мюнхгаузена, вытащившего себя за волосы из болота, а Толстой прилюдно проделал этот фокус и доказал всем, что в этой жизни нет ничего невозможного.
Степан Касатский   06.01.2025 23:50

После шокировавшего впечатления от "Исповеди" решил углубиться в другие религиозные работы и осекся.
Тут же встретил в анализе Библии сугубо рациональный подход к вещам, которые на мой взгляд имеют явно иррациональный смысл.
После чего сделал вывод, что мне не по пути с рациональным подходом Толстого к изучению иррационального.

А вот как раз в художественной литературе и в кино сплошной иррационализм - намеки, недосказанности - то что я больше всего люблю, т.к. появляется большая пища для размышлений и трактовок. Это как в Новом Завете:
"Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" - коротко, сжато, но таит в себе бездну тайны, что и подтверждают многочисленные трактовки многочисленными богословами и отцами церкви.

А когда я начинаю читать объемные религиозные трактаты, то быстро прихожу в уныние и скуку, и бросаю не дочитав.
Не знаю, что это - неусидчивость, отсутствие концентрации внимания или еще что то.
При этом хорошую объемную художественную книгу могу проглотить залпом, не заметив как время пролетит.
Наверное это говорит о моей склонности к иррациональному подходу в изучении религии, и неприятии рационального научного подхода.
Или это связано с такими понятиями, как лево- или право-полушарное мышление - то есть чисто физиологическая особенность работы мозга.

Поэтому я точно знаю, что все перечисленные вами научные труды всех этих уважаемых людей я не осилю.
Хотя ваша характеристика, данная этим трудам, звучит очень заманчиво, но я лучше дочитаю так и не дочитанный мной "Новый дозор" Сергея Лукьяненко.
Это для меня гораздо лучшее времяпрепровождение, чем чтение Александра Меня или Андрея Кураева.

Поэтому не получится наверное из меня религиозно-философский эрудит, всегда готовый отстаивать свою точку зрения, и не боящийся вступать в полемику даже с самыми авторитетными мыслителями. Да и не ставлю я перед собой такую цель.
Моя главная цель - это целостная картина мира у меня в голове, позволяющая крепко стоять на ногах, и формировать в голове защитные механизмы психики для выживания в этом непростом мире.

И раз мой мозг отвергает предложенную вами аналитическую литературу, то и не надо его насиловать. Значит он подает сигнал тревоги:
"Осторожно - целостная картина мира может быть нарушена, психика может пошатнуться. А дальше могут быть неприятные последствия такие, например, как потеря работы или семьи. Так что читай лучше своего Лукьяненко".

Теперь к вашему произведению - что больше всего понравилось:

1) "Очень нечасты случаи обращения в веру при полном отсутствии детского опыта воспитания в вере или сильных детских впечатлений(возможно неосознанных или забытых, ушедших в подсознательную память)"

У меня, как у типично советского ребенка, как раз и было "полное отсутствие детского опыта воспитания в вере". Но недавно из "подсознательной памяти" вытащил такой интересный момент: мой папа был военным, но не обычным военным, а программистом. Работал он на первых советских ЭВМ, которые занимали целые большие комнаты. И вот однажды он принес с работы распечатку изображения Христа, сделанную при помощи этих огромных ЭВМ, и повесил ее в комнате на видном месте. Помню как завороженно я смотрел на это изображение, оторваться не мог, а папа ничего кроме двух слов "Иисус Христос" объяснить не мог. То есть получается было такое вот "сильное детское впечатление".

2) "Каков же метод построения материала? Едва ли здесь годится академический стиль изложения при столь скромной подготовке, а  для восполнения лакун в теологическом образовании нужно немало и есть риск, что можно разохотиться, потерять энтузиазм. Так выгорают, не начинаясь, многие заманчивые проекты. Посему лучше начинать и делать грубо-несовершенно, идя и карабкаясь наощупь в темноте незнания, прибавляя по кванту освещения,  чем откладывать в дальние перспективы "после основательной подготовки"."

Это как раз мой диагноз.
Только если вы наметили себе довольно внушительный список литературы, то у меня подход совсем радикальный - мне эта научная литература не нужна вовсе.
Не захочу и не смогу ее осилить.

3) "Зачем же мне религия? Трудно сказать. Нет, не страх перед обещаемым церковниками посмертным небытием для атеистов.  Давайте  начистоту: это и есть главная пружина всякой религии, и заодно самый мощный инструмент подавления масс этим опиумом. Это то в чем смыкаются все религиозные конфессии и секты. Вера в личное бессмертие."

Полностью согласен - как отвратительно было бы осознавать, что после тебя и мокрого места не останется. А тут совсем другое дело - надежда, перспектива, преодоление страха смерти.
А вот, что я написал по поводу "зачем мне религия" Виктору Гаврилову Степу, который является атеистом, в отзыве к его работе "Мысль атеиста. Вера - это уверенность":

Виктор, еще пару слов про веру, навеяло вашим произведением.
Прошу прощения, что опять вклиниваюсь.
Мне очень нравится такая поговорка: "Я не настолько богат, чтобы позволить себе покупать дешевые вещи".
Я переделал ее под себя: "Я не настолько силен, чтобы ни во что не верить".
Или второй вариант: "Я не настолько силен, чтобы выжить без веры во что то".
В этом плане я безмерно уважаю атеистов, которые крепко стоят на ногах без всякой посторонней помощи.
Вот взять вас - вы говорите мудрейшие и правильные вещи. И без какой то посторонней помощи - исключительно за счет своей внутренней силы, внутреннего стержня.
Я же признаю, что я слаб и мне нужна поддержка, какая я то сказка, которая даст мне возможность подольше протянуть на Земле-матушке.
Часто получается, что вы, сильные люди, презираете нас слабых за нашу никчемность и убогость, таковы законы жизни.
Но хочется верить, что это положение вещей когда-нибудь изменится.
В конце концов все мы, и сильные и слабые, здесь не просто так. И вообще все в жизни не просто так.
А как? До этого то все и пытаются упорно допереть ни одну тысячу лет.
И вы, как я вижу, тоже не сидите сложа руки. За что вам огромный респект.
Степан Касатский   27.12.2024 14:43

Так я ему и себе заодно объяснил зачем мне "опиум для народа", когда только зарегистрировался на Прозе.
И моя точка зрения пока не поменялась.

В общем, Зера, очень рад, что наконец нашел здесь вас и смог излить вам душу.
Спасибо вам за ваше неожиданное появление, за неожиданное появление здесь ваших замечательных произведений в эту последнюю ночь новогодних праздников.


Рецензии
Здравствуйте, Степан!
То что Вы пришли к вере иррациональным (как Вы называете) путем, это так и должно быть. «Вера есть дело души, а не разума» - сказал кто-то из великих. Разум может при желании найти обоснование уже имеющейся вере, но сам он скорее отдалит человека от веры, чем приблизит к ней. И бесполезно убеждать другого человек в истинности веры, апеллируя к его разуму.
Добавлю также, что вера нужна не только для того, чтобы избавиться от страха смерти, но и для осмысления своей жизни. (Мы с Вами уже говорили об этом).
«Если жизнь конечна, то она бессмысленна» - писал Л.Толстой, и эта мысль еще с молодых лет стала для меня банальностью. Тот, кто ищет смысл жизни вне веры в Высший разум и бессмертие, рано или поздно придет к разочарованию. Кроме разве что тех людей, которые недалеко ушли от животных.
Евгений.

Евгений Терещенко   15.02.2025 19:10     Заявить о нарушении
Евгений, спасибо большое, вы так всё мудро разложили по полочкам, что мне добавить или возразить абсолютно нечего.

Степан Касатский   18.02.2025 17:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.