Ничего вечного
- Деда, к тебе можно?
- Да, Юль, заходи! Что у тебя – опять алгебра?
- Не-е, домашку я уже сделала. Я просто поговорить, можно?
- Ну, умничка, коли сделала, давай поговорим. Присаживайся сюда ближе, - дед указал на стул рядом со своим компьютерным креслом.
Юля подошла, села и взглянула на монитор его компьютера – там был какой-то текст:
- Я не отвлекаю тебя от чего-то важного? – спросила она, кивнув на монитор.
- Разве может быть что-то важнее любимой внучки? – улыбнулся дед.
- Да, я знаю, что ты меня любишь. – ответила с улыбкой Юля. - Я помню, как ты меня маленькую носил на руках.
- Носил, а теперь ты вон какая большая выросла – мне и не поднять.
- Ну и не надо поднимать, - она дотронулась рукой до его плеча, словно останавливая его попытку встать, - лучше скажи, а у тебя раньше была девушка?
Дед посмотрел ей в глаза. «Кажется, нашей Юльке понравился какой-то мальчик. Ну, вообще-то ей уже шестнадцатый год, пора», - подумал дед и улыбнулся:
- У меня была бабушка, но ты, наверно, её не помнишь – маленькая ещё была.
- Я смутно помню бабушку, я помню, что у неё была онкология. Но, извини, я не хотела наводить тебя на грустные воспоминания.
- Да, не стоит извинений. Это дело такое – все там будем. Ничего вечного не бывает. Скоро и меня не будет.
- Ну, что ты, дед, мы же все тебя любим, – она опять дотронулась до его плеча, - ну, зачем тебе так скоро умирать, какой в этом смысл?
- А вот это ты пока не понимаешь – смысл как раз и существует только тогда, когда жизнь конечна.
- Это почему?
- Как тебе объяснить... Ну, попробую, на конкретном примере. Допустим, ты решаешь, что надо заботиться о своём здоровье, о своей фигуре, поддерживать тонус мышц. А для этого надо заниматься физкультурой, фитнесом и делать утреннюю зарядку. И надо это начинать прямо с завтрашнего дня, потому что потом может оказаться поздно. Потому что тебе уже сейчас нужно бодрое самочувствие, нужно, чтобы твоя фигура мальчикам нравилась и так далее. То есть смысл состоит в том, чтобы начать сейчас. А если бы у тебя впереди была вечная жизнь, то зачем торопиться – можно начать и через сто лет, и через миллион. Понимаешь, как только появляется бесконечность, так сразу смысл убегает в эту бесконечность и там пропадает! Ну, поняла идею?
- Да, деда, поняла. Ты умеешь объяснять, спасибо! А вот скажи, какой смысл мне алгебру учить, ведь я же не буду математиком?
- Математиком ты, конечно, не будешь – ты у нас гуманитарий. Но алгебру учить всё же надо по нескольким причинам. Во-первых, просто учиться чему-либо полезно для развития ума и памяти – это тебе всегда пригодится в жизни. И легче учиться в детстве, потом будет сложнее. Во-вторых, математика учит мыслить логично, а это важно и при решении любых житейских проблем. В-третьих, алгебра учит работать с неизвестными величинами, составлять уравнения и находить значения этих неизвестных...
- Ну и зачем мне эти иксы и игреки? – удивилась Юля.
- Относись к этому, как к тренировке. А по жизни тебе ведь придётся общаться с разными неизвестными тебе людьми и online, и offline. И при первом слове человек для тебя неизвестен, то есть, просто икс. Но он что-то будет говорить и что-то делать, то есть «входить в какие-то уравнения». И тебе придётся эти «уравнения» правильно составлять и правильно решать, чтобы неизвестная величина стала известной. А эти «уравнения» и «системы уравнений» могут быть очень сложными, потому что людей много и между ними сложные отношения. И ещё проблема в том, что никогда нельзя узнать человека до конца – всегда остаётся вероятность его непредсказуемых поступков. Вот такая существует алгебра среди людей.
- А разве нельзя это как-то по-другому объяснять, без алгебры?
- Наверное, можно. Вот выучишься, разработаешь сама такие способы объяснений и изменишь школьную программу. А пока – придётся учить алгебру.
- Да, ладно, выучу. Это я так – просто немножко капризничаю. Я вообще-то хотела спросить про другое, про личное, можно?
- Любимой внучке всё можно, кроме опасного для жизни и здоровья.
- Нет, у меня вопрос не опасный, но, может быть, нетактичный.
- Неужели у тебя есть нетактичные вопросы? Я что-то не слышал от тебя таких вопросов.
- Ну, я не знаю, как ты к нему отнесёшься.
- Да уж не томи, я обещаю тебе в любом случае не впадать в истерику.
- Я знаю, что ты никогда не истеришь, поэтому и хочу тебя спросить: в молодости, когда ты учился в школе, у тебя была девушка?
«Да, точно Юльке понравился мальчик, - подумал дед, - пожалуй, можно ей рассказать».
- Когда учился в школе – не было. Но после школы я влюбился в девушку, с которой учился в одном классе.
- Но вы потом расстались?
- Да.
- Расскажи, как у вас было? Вы вместе гуляли, а потом поссорились?
- Это довольно глупая и очень печальная история – тебе не понравиться.
- Всё равно, расскажи, чтобы мне потом не попасть в такую же историю. Ну, пожалуйста, деда, - она опять дотронулась до его плеча и слегка погладила.
- Ладно, уж, расскажу. Эта девушка появилась в нашей школе уже в выпускном классе – она с семьёй приехала из другого города. Ничего особенного в ней не было: внешность средненькая, училась довольно хорошо – на четверки и пятёрки, собиралась поступать в институт, как и большинство из нашего класса. Я тогда на девушек внимания почти не обращал, были, конечно, разговоры с ними по учёбе, по каким-то школьным делам и всё. После последнего звонка мы пошли всем классом гулять в парк, катались на лодках. Я случайно оказался в компании рядом с ней и мы просто болтали о своих планах на поступление в институты и о всякой всячине. Нормально поговорили, и оказалось, что у нас с ней мнения в основном совпадают, но на этом школьное знакомство и закончилось. Потом мы поступили в разные институты и, где-то через полгода, случайно встретились на автобусной остановке. И полчаса ехали в битком набитом автобусе домой. Конечно, разговаривали про учёбу, про одноклассников, о которых знали. И после я подумал, что девушка-то хороша: симпатичная, умная, тактичная, всё правильно говорит и делает. И почему я раньше на неё внимания не обращал? Наверное, по глупости. Мобильных телефонов тогда не было; были только стационарные в квартирах. Её телефона я не знал, да не очень-то и поговоришь по общему телефону – и у неё, и у меня семья рядом всё слышит. Оставалось ждать снова случайной встречи в автобусе. Но занятия у нас оканчивались в разное время, а потом были разные мероприятия со студенческой группой. Так что встретились мы нескоро, но зато обменялись телефонами. Я попытался предложить ей сходить куда-нибудь вместе после занятий, но она сослалась на отсутствие времени: много часов занятий в институте и подготовки дома, потом у всей их группы взяты абонементы и в Эрмитаж, и в театр, и в филармонию. Позже я эти свои предложения повторял несколько раз, и всё время получал вежливый отказ.
Наш класс почти каждый год собирался на вечера встречи; это происходило на квартире у того, у кого была возможность всех принять. За время учёбы в институте эта девушка там появилась только один раз, да и то потому, что я уговорил её по телефону. Но в общей компании пообщаться с ней толком не удалось, получилось только один раз пригласить её на медленный танец. И были только случайные редкие встречи в автобусе.
На четвёртом курсе учёбы мне один раз всё-таки удалось её уговорить пойти вместе на концерт. На него было трудно достать билеты, а мне случайно досталась пара билетов от знакомых, которые не смогли пойти. Мы сидели с ней рядом, и я боялся до неё дотронуться. На обратном пути я сделал попытку осторожно взять её за руку, она сначала взяла мою руку, но через секунду свою убрала. Так, идя порознь, мы дошли до её дома. После этого я решил, что времени и количества моих попыток прошло уже достаточно много, что я ей просто не симпатичен, а насильно мил не будешь, и прекратил попытки встретиться.
Последняя наша встреча произошла перед моей защитой диплома. Это был очередной вечер встречи одноклассников, и он проходил в моей квартире, потому что мои родители и сестра в тот вечер отсутствовали. Я не приглашал эту девушку, но её позвали одноклассницы, которые участвовали в организации вечера по части закусок. Мы все сначала выпили, поговорили, потом устроили танцы под магнитофон. Когда был медленный танец, все распределились по парам, а эта девушка осталась одна, и я её пригласил танцевать. Мы стали разговаривать, и она рассказала, что уже окончила институт и работает по распределению, поскольку в её институте срок обучения был на несколько месяцев короче, чем в моём. А я сказал, что у меня защита диплома будет через два дня. Она очень удивилась тому, что я устроил у себя эту вечеринку, вместо того, чтобы готовиться к защите. Я ответил, что у меня уже всё готово: диплом написан, отзывы руководителя и рецензента с пятёрками получены, и только полная немота может меня спасти от пятёрки на защите. Она спросила про моё распределение. Я ответил, что меня распределили на кафедру, потому что я там уже два года подрабатывал вечерами на полставки, и меня там все знают. Её почему-то удивило то, что я остаюсь работать на кафедре, и мне светит перспектива аспирантуры. Она это сказала с таким восхищением, которого я от неё ни разу не слышал. Мне стало очень обидно от того, что я вдруг стал ей интересен как аспирант, хотя был совсем не интересен как студент. И в этот момент на моём магнитофоне оборвалась лента, музыка прекратилась, я ей сказал: «Извини!» и пошёл клеить ленту. Порванное место пришлось перемотать и музыка заиграла уже другая. Я к этой девушке больше не подходил – она мне стала совсем неинтересна после своих восхищённых слов об аспирантуре. И после этого вечера я её больше никогда не видел.
- И что с ней было потом, ты не знаешь?
- К сожалению, знаю. На вечерах встречи она больше никогда не появлялась. Но через общих знакомых до меня три раза доходили вести о ней. На каком-то из вечеров встречи её подружка за общим столом сказала, что Верка – дурочка, что она вместе с девчонками из её группы поклялась, что во время учёбы в институте у них не будет никаких романтических отношений с мальчиками. Это отчасти объясняло её отношение ко мне. Через несколько лет я узнал, что она вышла замуж и родила сына. А спустя много лет общий знакомый рассказал, что у неё с возрастом проявилась наследственная болезнь, которая в её семье передаётся по женской линии, и она, как и её мама, умерла в 42 года. Вот такая печальная история.
- Да, жалко её – умереть в 42 – это так рано! Какой в этом смысл?
- К сожалению, всё происходит так, как происходит, а не так, как нам хотелось бы. Смысл в том и состоит, что далеко не всё от нас зависит. И ещё в том, что всё имеет свой конец, и потому надо всё делать вовремя. Ибо ничего вечного нет...
- Юля! – раздался из прихожей голос мамы, вернувшейся с работы. – Юля, ты дома?
- Да, мам! – отозвалась Юля. Она встала, наклонилась к деду и чмокнула его в щёку чуть выше бороды. – Спасибо, деда! Извини, что я тебя заставила вспомнить эту печальную историю!
- Да, ладно – это дело прошлое. Главное, чтобы у тебя, наша Джульетта, было всё хорошо. Ну, иди – мама зовёт.
Свидетельство о публикации №225010901211