Божественный экстаз Теургии, или Deus factus sum
В этой философии есть состояние творческой потенции, слитности воедино, в Одно Целое. Это творческое состояние слитности, холизма называется Единое, или Благо. Глазами увидеть или ушами услышать его нельзя. Рациональным умом, рассудком, здравым смыслом его постичь нельзя. Положительными терминами (высокий, низкий) его описать нельзя. Оно находится по ту сторону слов, глаз, рассудка, здравого смысла, поэтому описывается отрицательными для привычного человеческого мышления категориями (не то и не то). Как и в индийских религиозно-философских учениях, постижение Единого доступно лишь сверхчувственно и иррационально.
Сами неоплатоники называли процесс сверхчувственного и иррационального постижения трансцендентной незримой и иррациональной реальности Единого греческим словом «экстаз», что в переводе с древнегреческого означает «смещение, перемещение, исступление, восхищение, отход в сторону, восторг» (от “эк” — «из, от, с» и “стазос” — «место стояния»).
В своей культовой книге «Религии мира: Опыт запредельного» выдающийся российский философ, востоковед и религиовед профессор Е.А. Торчинов отмечает:
«Практически все неоплатоники считали экстаз (их собственный термин) как выхождение за пределы “эго”, “трансцендирование личного” (ср.: трансперсональное) главным способом восстановления исходной целостности через погружение души (psyche) в ум (nous), а ума — в Единое, неоплатонический Абсолют».
Вышеупомянутое «выхождение за пределы “эго”» в наши дни изучается трансперсональной психологией, исследующей высшие состояния психики. Как отмечает Е.А. Торчинов, для трансперсональных переживаний «характерно чувство космического единства, называемого “океаническим” экстазом. Мир представляется как место невыразимого сияния и красоты. Важной вариацией этого переживания является наложение его на трансперсональное состояние отождествления себя с физической вселенной с её галактиками, солнечными системами и мириадами отдельных звёзд».
Для этих же трансперсональных состояний психики, которые почти сто лет назад Ромен Роллан назвал «океаническим чувством» — «ощущением “вечности”», чувством «единого целого с внешним миром» — характерно переживание слияния с Богом или Абсолютом, растворение «я», «эго» в бесконечном сознании или единство с архетипической Великой Матерью.
В Древней Индии подобное Высшее психическое состояние называли словом Самадхи, которое венчает путь психического слияния человека с Абсолютом.
Первый краеугольный камень учения неоплатоников — первичность и неисчерпаемость творческой потенции Единого, Блага. Говоря современным языком голографической парадигмы Бома-Прибрама, поскольку Единое является основой, произведшей на свет всё сущее, Оно должно содержать каждую элементарную частицу, которая была, есть или будет, каждую возможную конфигурацию материи, энергии, жизни и сознания, от квазаров до стихов Шекспира, от двойной спирали ДНК до сил, контролирующих размеры и формы галактик.
Второй — изливание, произрастание, эманация (лат. “emanatio” — «истечение», «распространение») первичной сущности — Единого — от переизбытка его творческих сил и без убыли прародителя. Сначала Единое изливается в Ум (Нус — лат. “nous”), который, в отличие от Единого, уже познаваем. Единое распадается на множество, но это множество идей, а не частиц материи. Затем множественный мир идей этапа Ума переходит в этап Души (Псюхе — лат. “psyche”), исполненный чувственного начала. На этом этапе творятся все живые существа, включая животных, человека и демонов, а также весь материальный Космос, который, в полном соответствии с идеями Платона, является небытием. Неисчерпаемая творческая потенция Единого переходит в энергию созидания. Подобным образом Солнце изливает, исторгает из себя лучи света, оставаясь таким же светлым и тёплым.
В результате эманации Единого появляется весь производный множественный мир, в котором правит уже не Благо, а зло. Вертикаль, иерархия Космоса подразделяется на Единое, Ум, Душу и материю. Вверху — Единое, Благо, внизу — материя и человек. Чем дальше от Единого — тем меньше совершенства. Чем дальше от Блага — тем больше зла.
Третий принцип — возвращение порождения Единого в лице человека из падшего мира многого, где правит зло, назад, на свою духовную трансцендентную прародину, в мир Единого и Блага. После изливания Единого из мира Блага в мир зла и многого начинается процесс возвращения: из мира раздробленного, мира материального, мира производного — к миру производящему, изначальному, слитому в Едином Целом. Эманации противостоит Теургия (по-гречески, Теос — «Бог, Божество» + ургия — «обряд, священнодействие, жертвоприношение») — путь обратного восхождения к Абсолюту, Единому, Благу. Триединый цикл — Единое – Эманация – Теургия — начинается и заканчивается в Едином.
Последний, третий этап цикла — Теургия — важнейший. Он даёт возможность познать мир в процессе творческого трансперсонального экстаза, выйдя за пределы собственного “эго” и слившись с ним в Единое Целое.
Вот что сказал по этому же поводу средневековый немецкий мистик Мейстер Экхарт, живший в XIV веке:
«Ни Единого, ни бытия, ни Бога, ни покой, ни блаженство нельзя обрести там, где процветают различия. Посему, дабы обрести Бога, самому должно стать Единым. И тогда, слившись с Единым, ты останешься Им даже среди различий. Отдельные вещи будут для тебя частями Единого и никогда не станут на твоём пути».
Помните? «Я и Отец — одно» (Евангелие от Иоанна 10:30).
Божественный экстаз Теургии даёт возможность узреть мир не глазами, а трансперсональным Единым Умом, обитающим вне головного мозга. Он даёт шанс увидеть мир, пребывающий в состоянии изначального холистического Единого, увидеть его не фрагментарно, а целостно. Как сказал поэт, «Всё во мне, и я во всём!..» Он позволяет вместо иллюзорного зримого материального мира небытия познать трансцендентный мир истинного бытия, истинно сущее, но незримое бытие Единого, высшее Благо. Он наставляет человека на путь истинный.
Это путь восхождения из падшего состояния к Высшему, Божественному состоянию посредством преображения собственной природы, путём метаморфозы, путём трансмутации. Это путь аскезы, творчества, божественной работы над собой, которая и составляет суть Теургии. Это путь отказа от страстей и аффектов, это путь добродетели, это путь сознательного отказа от пороков. В широком смысле это путь самосовершенствования, нравственного и психотехнического (Восточный путь йогина). В научном смысле — достижение высших контуров человеческого сознания, на уровне которых «эго» растворяется в безбрежном Океане психики, сливаясь со Вселенной в Единое Целое.
Вселенная хранит в своём нутре
Безбрежный Океан Психеи.
Молекулы души в психическом костре
Рождают разум, чувства и идеи.
Из чрева Океана бьёт фонтан души,
Подвижны как огонь и мысль, и чувства.
Познать сей мир скорее поспеши,
Забудь про деньги, вспомни про искусства!
Стремглав вращается души калейдоскоп,
Сознанию являя иллюзорные картинки,
Движение порождает Время-стробоскоп,
Творя из мигов бытия мир без запинки.
Из крохотных мгновений соткан дождь,
Течёт с небес душа обыкновенная,
И ты порой, как тот небесный Вождь,
Вдруг понимаешь — ты и есть Вселенная!
В контексте же христианства неизбежный и закономерный путь назад, на свою духовную прародину, в мир Единого и Блага, очень напоминает обретение «Жизни в Самом Себе» Сыном Человеческим:
«Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин. 5:26).
Апокалиптический «Агнец закланный», обрётший «Жизнь в Самом Себе», после смерти и Воскресения из мёртвых становится Богом-Сыном и восседает на Небесном престоле с Отцом Своим:
«Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моём,
как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его» (Откровение 3:21).
Это и есть христианская Теургия, которая приводит к слиянию Сына Человеческого с Отцом Небесным в Единое Целое в мире Блага.
“Deus factus sum”, или в переводе с латыни на русский «Богом я стал».
9 января 2025 года
Свидетельство о публикации №225010900161