Самый популярный в СССР враг казаков и московитов
В повести Николая Гоголя "Тарас Бульба" это война православных масс за свободу от угнетателей-католиков.
А в романе Хэнрыка Сенкевича "Огнем и мечом" это "бунт дикой орды" против европейских ценностей.
Давайте разберемся, кто из писателей говорит правду.
БЛАГОРОДНЫЕ РАЗБОЙНИКИ-ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТЫ
В "Тарасе Бульбе" Гоголь показывает жизнь казаков без розовых соплей.
Они одновременно легковерны и хитры, дружелюбны и кровожадны, падки до чужого добра и в то же время готовы снять с себя последнюю рубаху и сложить голову, чтобы выручить из беды товарища.
У казаков – самый настоящий интернационал: "Армянин развесил дорогие платки. Татарин ворочал на рожнах бараньи катки с тестом. Жид, выставив вперед свою голову, точил из бочки горелку. Но первый, кто попался им навстречу, это был запорожец, спавший на самой средине дороги".
В общем, нормально живут. Почти мирно.
Но враг – католики, степняки и турки - не дремлет.
Цитирую Гоголя дальше: "И тут понеслись вопросы: "А что Касьян? Что Бородавка? Что Колопер? Что Пидсыток?" И слышал только в ответ Тарас Бульба, что Бородавка повешен в Толопане, что с Колопера содрали кожу под Кизикирменом, что Пидсыткова голова посолена в бочке и отправлена в самый Царьград".
Главный повод к войне у казаков один – защита от угнетения и насаждения чужой веры.
Вот как Гоголь описывает казацкое восстание: "Поднялась вся нация, ибо переполнилось терпение народа. Поднялась отомстить за посмеянье прав своих, за позорное унижение своих нравов, за оскорбление веры предков и святого обычая, за посрамление церквей, за бесчинства чужеземных панов, - за все, что копило и сугубило с давних времен суровую ненависть казаков".
ПОДЛЫЕ ШЛЯХТИЧИ-НАЦИСТЫ
Гоголь писал о казаках с позиции нормального патриота. Сенкевич же создал абсолютно нацистский роман.
Чем нацизм отличается от патриотизма? Патриоты борются за счастье своего народа. Нацисты же – за горе других.
Патриот испытывает радость, видя, как его страна процветает, а народ становится образованным, культурным и богатым. Нацист же убежден, что он и так более цивилизован, чем все остальные "грязные обезьяны", а положенные ему богатства, естественно, "вкралы кляты москали та жиди".
И еще. Патриоты очень трепетно относятся к своей истории, тратясь на библиотеки, археологические раскопки и работу с архивами. Нацистскому же режиму реальные факты не нужны. Ему необходимы мифы.
От восстания Хмельницкого (1648-1654) до написания Сенкевичем своего опуса (1883-1884) прошло более двух веков.
И за это время все факты о причинах и ходе событий польско-казацкой войны были найдены и сто раз перепроверены.
Однако старина Хэнрык – трубадур наглой, заносчивой шляхты – ухитрился переврать ход национально-освободительной борьбы казаков.
Пан Хэнрык описывает ее так: мол, поляки несли на покоренные земли "цивилизацию", приобщая аборигенам к общеевропейским ценностям нагайкой и саблей, а туземная "чернь" за такую милость должна была забыть о вере предков и рабски служить шляхтичам.
Однако Сенкевич, создавая миф о нищебродах-бунтовщиках, о "диких ордах", место которым на колах и плахах, в романе многажды проговаривался и о реальных фактах.
Читая внимательно "Огнем и мечом", легко заметить следующее: на борьбу с оккупантами в первую очередь поднимаются вовсе не шайки безродных гопников, готовые воевать и грабить из-за голода и нищеты. Против агрессоров-католиков первой поднимается казацкая старшина.
А это, замечу, семейные люди, грамотные землевладельцы, имеющие многолетний опыт успешных войн со степняками и "походов за зипунами" к туркам-османам.
В романе Сенкевича итог восстания казаков плачевен, а "Хмельницкий, сломленный, проклинаемый собственным народом, искал покровительства на стороне".
На самом деле все было наоборот!
Встречая освободителя Хмельницкого, все авторитетные люди Киева вышли ему навстречу, а представитель Могилянской духовной академии приветствовал гетмана Запорожской Сечи словами: "Подобный Моисею, спаситель, избавитель, освободитель народа из рабства Ляшского, в добрый знак названный Богданом".
***
В СССР лживые книги пана Хэнрыка пользовались бешеным успехом. И внесли немалый вклад в разрушение русской культурной идентичности.
А каково было читать такие пасквили жителям Украинской ССР?
Вот так и вижу, как глядит с ненавистью на выпущенный за государственный счет девятитомник врунишки Сенкевича, стоящий на полке библиотеки Львова или Тернополя, тамошний житель.
Берет он второй том этого сборника. Листает "Огнем и мечом". Видит, как обливают казаков всяческим дерьмом. Смотрит, кто ж выпустил в свет такую погань. Читает: "Москва. Издательство «Художественная литература»". И думает: "Ось же прокляті москали! Всяку брехню нам в голову вбивають! Щоб вони все попередохли, бісові діти!"
Свидетельство о публикации №225010901637