Енисей впадает в Ангару, а не наоборот!

На заставке над текстом фрагмент спутниковой карты, из которого явно видно, что при слиянии Енисея с Ангарой он, в самом широком месте почти такой же, как Ангара в самом узком. При том, что у россиян нет даже тени сомнения, что Ангара впадает в Енисей. Но, видимо, не у всех. В левом верхнем углу карты, уже после слияния рек, обозначен населённый пункт Усть-Тунгуска. А изначально Ангара именовалась первопроходцами Верхней Тунгусской, в честь тунгусов (эвенков) -  народности населявшей побережье реки. Хотя сами они считали себя «орочён» - хозяин оленей, основываясь на том, что их кормилец олень на родном языке произносился, как «орон». Но казаки исходили из того, что им виднее кого и как называть. На одной старой карте Ангара, от слияния с ней Енисея до середины, обозначена как Тунгуска, а от истока её из Байкала до середины, как Ангара. На первый взгляд – это бардак. Но это как посмотреть! Я уже в третьем по счёту тексте, буду ссылаться на сайт «Топонимика Иркутской области от "а" до "я"», где сказано, что по Енисею, в Минусинской котловине, существовало древнее государство енисейских киргизов (каганат). И когда казаки стали завоёвывать эти земли, то киргизы возглавили ожесточённое сопротивление покорителям Сибири. Но посланники русского царя медленно, но верно с боями продвигались к горной реке в сердце каганата. И в 1602 году срубили Кетский острог. Затем, был построен Маковский (1618 год), а Енисейский острог (будущий Красноярск) был заложен в 1619.  Киргизы, к борьбе с казаками привлекли подвластные им местные народы, в том числе бурят, тунгусов и прочих, но в 1703 году признали своё поражение и откочевали вместе с покорёнными ими местными племенами на территорию современной Киргизии. А пока Ангара контролировалась киргизскими беками, казачьи атаманы объявили Енисей главной рекой, назло заносчивым азиатам. В этой заварухе, буряты склонялись к признанию власти русского царя, хотя и привлекались киргизами к вооружённой борьбе со служилыми людьми Российской империи. И казаки это оценили, признав бурят «братскими людьми», поэтому первый острог на Ангаре был назван Братским. А буряты Пиангарья сообразили, что русские признали их роднёй и в 1703 году с киргизами не пошли, временно откочевав в Забайкалье и Монголию, а затем вернулись и приняли российское подданство. Это, конечно не имеет отношения к разделению названия Ангары пополам, она меняла своё название по мере продвижения казаков к Байкалу. То, что было за русскими, значилось Верхней Тунгусской, а то, что контролировали тюркоязычные элиты - было Ангарой (Анкарой). Да и Байкал – это название казачки сократили для красоты и простоты звучания и, опять же, чтобы насолить тюркам, назвавшим самое большое пресное озеро Земли Бай-Калыч (Великий Меч). Это сейчас мы можем, взглянув на спутниковую карту, видеть, что Священное озеро по форме напоминает кривой татарский ятаган. Как татары разглядели такое сходство более тысячи лет назад? Сейчас нам спросить об этом некого. А вот название реки, аналогичное названию столицы Турции, наводит на мысль, что это обозначает одно и тоже – главный, главная («главный город» и «главная река»). Что и не мудрено - в Байкал впадают сотни рек, в том числе Верхняя Ангара и Селенга, а вытекает из него  единственная "беглянка" Ангара, по пути вбирающая в себя целый букет полноводных рек - Иркут, Китой, Белую, Оку-Саянскую, Илим, Тасееву и множество рек размером поменьше. Даже только то, что Ангара "дочь" Байкала - единственного пресного моря, даёт ей преимущество над всеми реками планеты.
 
Посткриптум.
 
После третьего упоминания в своих текстах о Минусинской котловине, мне захотелось узнать что это за котловина такая, и почему енисейские киргизы сделали эту территорию центром своего контроля над Саянами, Алтаем, Приангарьем, Прибайкальем, верховьями Енисея и реками в него впадающими. Эта информация есть во введении статьи Д.Г. Маликова, опубликованной в Вестнике Томского государственного университета. 2015. № 398. С. 233–242: " Административно территория включает в себя юго-западную часть Красноярского края и северную и центральную части Республики Хакасии. Границами котловины на юге и востоке
являются системы хребтов Западного и Восточного Саян и Кузнецкого Алатау. Минусинская котловина состоит из трёх крупных впадин: Северо-Минусинской, Сыдо-Ербинской и Южно-Минусинской. Благодаря широкому разнообразию ландшафтов в
пределах котловины в настоящее время регион является южной частью переходной зоны между Восточной и Западной Сибирью, по которой проходит важнейшая
зоогеографическая граница Палеарктики – Енисейский зоогеографический рубеж.". То есть - древние киргизы, ещё до образования Киевской Руси "застолбили" стратегически важную территорию через которую осуществлялись миграции пушного зверя, горных козлов, оленей, лосей, рыбы и прочей живности, к которой были жизненно "привязаны" местные народы. Это и давало контроль за аборигенами. А ещё, через Киргизский каганат пролегали несколько веток Великого шёлкового пути, что было золотым дном Минусинской котловины. Осталось только выяснить почему котловина (впадина) называлась Минусинской, может быть её название и переводится как "Золотое дно"? Не раз я критиковал Мильхеева М. Н., но всё-таки, он  видный сибирский географ-топонимист , а мне от чего-то надо отталкиваться в своих рассуждениях. В книге "Геогра­фические названия Приенисейской Сибири" (Иркутск, 1986), Мильхеев излагает слудующую мысль: "...В основе топонима лежат тюркские слова "мин" - "тысяча" в смысле "много, обильно" и "су, суг" - "вода, река". Таким образом, Минсуг, Минсу означает "много воды". А я бы так и оставил "тысяча рек и ручьёв", впадающих в Енисей, а за окончание взял бы "ус", от монгольского "вода", "река", что и сделал автор этой книги, рассматривая ещё одну версию - "мин" (моя), "ус" (вода). Наверняка, Мильхеев не хотел "уйти в минус", чтобы потомки не сравнивали название Великой котловины с математическим знаком вычитания. А как от этого уйдёшь, если котловина Минусинская? Вторую интересную для меня версию названия котловины изложила женщина-краевед, она же директор районного кра­еведческого музея Г. Н. Макагон  из соседнего Заларинского района, в га­зете "Сельская новь", в статье "Откуда мы?". В  заметке, среди первых поселений райо­на упоминается хутор Минусинс­кий, появившийся в 1708 году. Эти сведения автор статьи почерпнула из архивных документов. Она дает любопытное толкование этого названия. По её мнению, это слово тюркское, со­стоящее из двух частей: "минь" "уз", что означает "мой путь". "Характерный для поселенцев перевод именно этот, утвер­ждает директор музея. Я до­статочно знаю свой народ здесь на месте (я татарка по национальности), чтобы утвер­ждать это". Я, конечно, не татарин, но мне нравится общая монголо-татарская версия - "Мой путь - через тысячу рек!".
Однако, хотелось бы опереться на научные источники. И они есть! Это исторический очерк "Село Минусинское".  Вот выдержка из этой книги, изданной в 1914 году в Минусинске В.А. Ватиным: "Основание села Минусинского стоит в связи с делавшимися правительством в 18-м веке попытками наладить гороное дело в Минусинском крае". А кто, собственно назвал этот край Минусинским и привязал его к котловине? Неужели киргизы? Тут я не стал доверять указанным источникам и сам заглянул в русско-татарский словарь. Вот результат "минь" - это "я", "юсу" - солнце. К чему это я клоню? К информации о Минусинске в Интернете: "Минусинск был основан в 1739 году при впадении речки Минуса в судоходную протоку Енисея, как село Миньюсинское (позже — Минусинское)". Эта река в Енисейском киргизском каганате называлась Минь-юсу - "Я - солнце"! Может быть, при слиянии этой реки с Енисеем, была кочевая столица исчезнувшего татарского государства? Вообще-то, эта река Минь-юсу впадала в Минусинскую протоку Енисея, в этом месте, Енисей с протокой образовали подобие диска, хотя и не солнечного. То есть получился большой остров, что в древности было великой удачей при строительстве защищённого водной преградой города. И, после рассмотрения её на спутниковой карте, мне кажется эта протока рукотворной. Широкий речной рукав в нескольких местах пресекается и соединяется с продолжением протоки подобием ручьёв, через которые кинуты мосточки на автодорогах. Из космоса это напоминает связку сосисок. По-всему выходит, что на функционирующих до сих пор плотинах стояли сторожевые башни, через которые, по поднимающимся на ночь мостам, осуществлялся проезд всадников и проход пеших поселенцев острова и званых гостей. Интересно, конечно - небольшая речка и, предположительно, дело рук  древних мастеров рытья речных каналов. Но с чего это, вдруг, для русских Минусинской стала вся котловина и весь этот край? Может быть это река "Солнечной долины"? Ведь, река Солнце - это уж слишком! Это если не обращать внимание на посёлок Солнечный в предместье Абаканской городской агломерации, до которой от Минусинска "рукой подать". Гораздо более прозаичным будет монгольский "ус" использованный Мильхеевым. Получится - "Я - река" (просто река), а Минусинск - "Поселение на реке". Но может ли такое быть, что одна часть слова в названии реки татарская, а другая монгольская? После того, как киргизы почти пятьсот лет были в составе Великой монгольской империи, это не удивительно. А что там, в книжке, пишут о селе Минусинском, давшем название краю и котловине? А там пишут, что сначала казаки поставили остроги - "В конце 17-го века возник Караульный острог, в 1707 был построен Абаканский, а в 1710 Саянский. Под прикрытием этих острогов возникли первые русские поселения в крае. Первый период колонизации Минусинского округа начинается с развитием горного дела на Енисее. Идя по следам древних обитателей края, правительство приступает к разработке его рудных богатств. К 1740 г. выстраивается два завода - Луказский медеплавильный и Ирбенский железоделательный". А Минусинск при чём? Перечитайте выше о судоходной протоке Енисея в которую впадала Минь-юсу. Продукция металлургических заводов сплавлялась по Енисею в Красноярск и по Московскому тракту транспортировалась в европейскую часть России. То есть - Минусинск был необходим как логистический промышленно-транспортный узел, через который на рудники и металлургические заводы поставлялось оборудование, сырьё и рабочая сила, а в обратном направлении следовали цветные и чёрные металлы в виде отливок, а может быть даже проката и готовых изделий металлургической промышленности.
Ну и, грех было не поприпираться с профессионалами по поводу названия Енисея. Меня засмущало татарское "юсу" - солнце. Как то оно созвучно с окончанием названия великой сибирской реки. А тут ещё Википедия подкинула информацию сходную с началом слова: "Еней — угорское или же булгарское племя, участвовавшее в этногенезе казанских, в том числе пермских татар. Согласно историку и тюркологу Ахмет-Заки Валиди, большинство северо-западных енейцев влились в татарский этнос. Племя ене присутствует также у средневековых венгров". Поэтому, "Еней-юсу" можно воспринимать как "Светыч татарских народов". А ещё - Енисею близок по звучанию Елисей, который с одной стороны трактуется как "Божественное спасение", но с другой - это "гневный, сердитый" - суровый, в общем, мужчина.
На этом я заканчиваю сказание об Ангаре, Енисее и Минусинской котловине, куда стекает вода от таяния снегов с горных вершин, питающая Енисей.


Рецензии