Психология перехода в оппозицию. Афганцы
В ходе просмотра популярного сериала «Триггер», пришла в голову некая мысль, о которой и решил порассуждать сейчас. Да простят меня причастные….
В психологии часто встречается концепция о том, что люди, чувствующие себя униженными, невостребованными или недооценёнными, могут оказаться в оппозиции к системе или группе, частью которой они являлись или с которой близко взаимодействовали (от которой зависили).
Так мужчина может стать женоненавистником, если испытывал унижения от матери, а женщина- мужененавистницей, если ее унижал отец.
Вообще, тех, кого били в детстве, дополнительно могут испытывать склонность к мазохизму и садизму…
Эти явления наблюдается в различных сферах жизни и затрагивает самых разных людей, прошедших через серьезные испытания, включая ветеранов войн и конфликтов.
Возьмем, к примеру, опыт советских солдат, исполнявших интернациональный долг в Афганистане. Множество из них, вернувшись на родину, не находили того места в обществе, которого ожидали. Некоторые из этих солдат испытывали глубокие чувства предательства, когда их жертвы, пот и кровь, оказались забытыми властями. Психотерапевты отмечают, что неоцененность может провоцировать человека на отрицание прежних ценностей и переход в оппозицию. Эти чувства были особенно заметны у тех, кто прошел через плен, некоторые, оказавшись в сложной ситуации, даже переходили на сторону противника и даже приняли противоположную религию, отреклись от Родины, стали предателями. Это было, есть и будет. И не только у нас, это работает в обе стороны.
Примеры подобного поведения не ограничиваются лишь прямым предательством. В 1993 году многие из афганских ветеранов приняли сторону «новой» ельциновской власти, во время штурма Белого дома, что отразило серьёзное разочарование в советской системе, которую они когда-то защищали. Ситуация повторилась в 2015 году, когда украинские ветераны "афганцы" активно вступали в ряды АТО, откликаясь на зов «революционных властей», но уже в совершенно ином контексте, теперь уже не просто против советской номенклатура, но против «москалей» и «сепаратистов». При этом, как можно видеть много свидетельств того, что своих врагов (борцов с Донбаса) те называли по афгански «духами»… (звучит совершенно безумно, но это ярко свидетельствует о том, что то, что случилось есть вещь исключительно психологического порядка, а именно следствием полученной душевной травмы, а не осознанной политической позиции. Это не ум, это, скорее, полное безумие.
В 2020 году в Беларуси ветераны снова оказались на стороне оппозиционных протестующих, что демонстрирует, как глубоко внутри них существуют недовольство и разочарование. А события 2022 года, связанные с началом специальной военной операции, привнесли новую волну противоречий и вопросов о лояльности к Российской Федерации, как наследнице СССР со стороны не только лишь украинских «афганцев».
Психологи объясняют такое поведение разными механизмами. Психоаналитические теории акцентируют внимание на внутреннем конфликте и потребности в компенсации утраченного статуса. Люди, почувствовавшие себя преданными, могут искать способы восстановить свою идентичность через протест или оппозицию. В этом контексте переход в оппозиционные ряды кажется не простым актом предательства или корысти, а скорее попыткой восстановить справедливость и получить признание. Ошибочный путь заблудившегося в себе человека. И чем выше эго, тем выше требование к возмещению своих потерь и травм и тем короче путь к измене своим прежним идеалам…, ценностям, стране.
По сути, человеческая психика устроена таким образом, что игнорирование или недовольство может привести к желанию отомстить — не обязательно в прямом смысле, но через действия, направленные против системы. Это подсознательное стремление к мести может проявляться в формировании новых идей, практик или даже альянсов, которые противоречат прежним взглядам.
Однако что делать с этой ситуацией? Здесь важным шагом стало бы создание платформы для восполнения этой неоцененности. Социальная поддержка, программы реабилитации и возможности общественного участия могут помочь людям, сброшенным на обочину, уяснить свою ценность. Общение и обмен опытом с единомышленниками позволят им не только передать свои чувства, но и найти понимающих и сопереживающих, что будет способствовать лечению старых травм.
Также необходимо, чтобы власти осуществляли четкие и открытые шаги по интеграции этих людей в общественный процесс. Признание их содержания и наглядная работа с ветеранами могут привести к снижению социального напряжения и недовольства. Все эти действия помогут создать общество, в котором страдания не будут забыты, а индивидуальный вклад каждого будет оценён и услышан, что может стать одним из ключевых факторов в процессе прерывания негативной спирали недовольства. Власти и обществу стоит поступать честно и брать на себя социальную ответственность за своих людей и поступки собственные и своих предшественников. Стоит громко заявить, что жертвы афганской войны были не напрасны!
Да, были ошибки и просчеты, но главной ошибкой стало другое- предательство интересов страны и ее народа во благо «узкого круга заинтересантов»… долгожданный вывод войск из Афганистана не принес мира ни нашему народу, ни народу Афганистана! А все социальные блага, которые и имеет афганский народ- это остатки того, что создавалось в течение этой войны «оккупантами». Но нам не особо много об этом рассказывали. Почти ничего не известно о той созидательной роли советского союза, которой никто не дал альтернативы по сей день!
Таким образом, понимание психологических аспектов перехода людей в оппозицию и их внутренней борьбы — это первый шаг к исцелению и восстановлению их места в обществе. Именно через это понимание можно надеяться на более стабильное и гармоничное будущее.
А самим людям нужно помнить, что самый главный судия это Господь Бог! Как бы тебя ни предали, ни недооценили, ни унизили, не поступай на потеху собственного эго. Помни, что сказано в Евангелие: «Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.»
Свидетельство о публикации №225010901815