Этос значит дикий нрав

Друзья!
Из Сети

"Сегодня этологией называют любые исследования поведения. Похоже, споры между разными направлениями в этой
области становятся достоянием истории. Но так было не всегда.
Самая старшая среди наук о поведении — зоопсихология, изучавшая некое «психическое отражение на уровне
животного». Она развивалась усилиями натуралистов XIX века и поначалу содержала много антропоморфизмов —
животные наделялись способностью размышлять и чувствовать, как человек (были там и «восторженные улитки»,
и «свирепые пауки»). Научная база создавалась постепенно. В нашей стране над этим работали такие ученые,
как Н.Н. Ладыгина-Котс, известная работами с приматами, и В.А. Вагнер, изучавший «умные» инстинкты у низших
животных.
Для студентов-психологов зоопсихология была (и во многих вузах остается), пожалуй, единственным окном
в мир разнообразия поведения. Таким старинным круглым окошком. Через которое продолжатель работ Вагнера Курт
Фабри когда-то ухитрился показать многие достижения «реакционной буржуазной науки» в своем учебнике «Основы
зоопсихологии» (МГУ, 1976). Разумеется, Фабри замаскировал эти сведения терминами идеологически выдержанной
советской психологии. Поэтому учебник (который и сегодня штудируют первокурсники психфака) содержит такие
курьезы, как «психическое развитие инфузорий» или «высший уровень элементарного развития психики кольчатых
червей».
Подобное наделение психикой всех тварей земных было оправданно в XIX веке — как попытка преодолеть декартовское
представление «животные — биологические автоматы» (на основе которого вивисекторы утверждали, что крик
оперируемых зверей — это скрип плохо смазанной машины). Хотелось найти у животных «живую душу», психическое
начало. Но уже на рубеже ХХ века эту позицию подняли на смех, буквально назвав ее «методом анекдотов».
Еще одна «старушка» — сравнительная психология, процветавшая до 1940-х годов. Ее основоположник, американец
Эдвард Торндайк, отметил, что разные виды обучаются с неодинаковой скоростью, и предложил развивать это сравнение.
Однако впоследствии эта наука стала «сравнительной» с точностью до наоборот. Вместо пестрого множества видов
она предпочитала изучать только крысу и голубя, а вместо врожденных стереотипов (позволяющих сравнить
генетические различия поведения между видами) — научение и другие приобретенные реакции.
В тот же период — в первой половине ХХ века — успешно развивался бихевиоризм, созданный американцем Дж.
Уотсоном. Бихевиористы рассматривали животных как «самодвижущиеся установки», отвечающие одной
и той же реакцией на дозированное раздражение. А то, что некоторые крысы все-таки проявляли «характер»,
исследователи считали досадной помехой. Позднее бихевиоризм усовершенствовался признанием, что и животные
обладают индивидуальностью и что в процессе научения они создают мысленные образы, а не только реагируют
на стимул.
Бихевиористы предлагали говорить только «стимул», «реакция», «образование навыка» вместо расплывчатых понятий
«сознание», «психическое состояние», «интеллект«… Этот нарочитый аскетизм обогатил науку методами количественного
учета поведенческой активности — а следовательно, возможностью изучать поведение языком математики. В советском
государстве также царил свой аскетизм: поведение представлялось совокупностью рефлексов — физиологией «высшей
нервной деятельности». Вопреки своему названию, эта наука сосредоточивала внимание на самых низших феноменах
поведения — рефлексах, торможении, сне.
Нельзя сказать, чтобы физиологи поведения питали к животным особую нежность — скорее, ими двигала картезианская
тяга к знаниям. Работы классиков пестрят жутковатыми описаниями экспериментов с удалением тех или иных частей
мозга, конечностей и прочих органов у подопытных кошек, собак, обезьян. При этом зверей окликали по имени, ласково:
«Единственную оставшуюся ногу Жучка продолжает отдергивать после воздействия кислоты…» Становится как-то
светлее, когда знакомишься с книгами этологов, полными искренней симпатии к животным.
Этология возникла как альтернатива лабораторным наукам о поведении. Вопреки своему названию (греч. «этос» — дикий
нрав), она отличается гуманностью и добротой к «братьям нашим меньшим». Изучая какой-либо поведенческий акт,
этолог пытается выяснить четыре вещи: механизм, индивидуальное развитие, эволюционную предысторию и адаптивное
значение этого акта. Этология старается наблюдать животных в природных условиях и в нормальном состоянии (а
не в пустой клетке и с ампутированными ногами).
Принципы этологии оказались очень плодотворными. Появилась возможность ответить на детские, то есть самые
интересные (хотя и не всегда приличные), вопросы: что это? откуда берется? зачем нужно? В том числе и по отношению
к человеку — ведь наш вид обладает естественным поведением, которое имеет своих «предков» и «родичей».
Не важно, о чем ты думаешь, важно, какие ты производишь действия в ответ на те или иные стимулы, — вот точка зрения
этолога. Это удобно — хотя бы для психологической диагностики. Примеры? Пожалуйста. При депрессии взгляд ищет
светлое пятно, плечи сжимаются, голос понижается в конце фраз. Шизофрения увеличивает активность нижней части
лица (губы чмокают, складываются в неестественную улыбку или в хоботок), а маниакальность — верхней (появляется
бегающий взгляд, прищур, взлетающие брови). Эйфория вызывает несогласованность движений верхней и нижней
половин лица, а мрачные переживания — правой и левой. При напряженном ожидании мужчины чаще хватают себя
за нос и мочки, а женщины потирают бедра. Поднятые брови и отталкивание пепельницы на столе выражают скрытую
агрессию, фиксация рук на животе — страх, а в области шеи — тревогу. Хватит? Все это не слишком ново: умение читать
«язык жестов» развивается уже давно. Этология же дает системность, понимание «откуда и зачем».
Мать и младенец, учитель и ученик, индивид и толпа — все это объекты пристального изучения разных направлений
этологии — педагогической, политической, социальной. Умение наблюдать и анализировать отношения между ними
рождает настоящие откровения, заставляет удивляться самым обыденным вещам.
Интриги, интриги
Официальная советская наука этологию долгое время не признавала. На сессии АН СССР 1950 года был утвержден
единственно верный путь в поведенческих науках: «павловское учение» (хорошо, что сам Иван Павлов
уже не мог увидеть, что под этим подразумевали). Остальное — якобы лженаука. Впрочем, нельзя сказать,
что у «лженауки» не осталось никаких шансов. Под маркой работ по ВНД велись самые различные исследования
поведения. В 1970-х годах они переживали своеобразный расцвет, вовлекая большие коллективы ученых, располагавшие
неплохим оборудованием и возможностями наблюдать животных — в экспедициях, зоопарках, вивариях. Широко
применялся сравнительный и эволюционный подход. Массовая аудитория тоже получала пищу для ума. Большую
известность получили исследования Л.В. Крушинского по рассудочной деятельности животных, Л.Г. Воронина —
по рефлексам и Л.А. Фирсова — по поведению приматов. Были переведены на русский язык книги К. Лоренца,
Н. Тинбергена, Р. Хайнда, учебники Р. Шовена, Д. Дьюсбери и Д. Мак-Фарленда, которыми зачитывались даже школьники.
Принципы этологии приобрели известность. Однако открыто проецировать их на человека никто не решался — слишком
уж это противоречило не только идеологии, но и этике, внутренним убеждениям. Человек должен воплощать свободу
мысли и воли, в нем нет места звериным инстинктам… Среди первых, кто отбросил этот стереотип, были психиатры,
хорошо представляющие себе, как обнажается «животное» поведение при психических заболеваниях. С 1984 года группа
психиатров организовала в Крыму проведение ежегодных коллоквиумов по этологии человека. Проходивших,
по воспоминанию их участников М.А. Дерягиной и В.П. Самохвалова, в глубоком «подполье» -в селах, глухих местечках,
каждый год меняя «явочную квартиру». Участвовали в коллоквиумах только докладчики с семьями, изображающие
беззаботных курортников. Выступления проходили на морском песке или прямо в море на сцепленных водных
велосипедах и матрацах, на плато Чатыр-Дага и Ай-Петри, в пещерах и лесах… Звучит, как легенда, но это правда.
Массовый читатель узнал об этологии человека в первую очередь благодаря публикации интереснейших статей зоолога
Виктора Дольника на страницах журнала «Знание — сила», имевшего в то время огромную аудиторию. Откровения этоса
вызвали бурную реакцию. От Эстонии до Камчатки — одни возмущались, другие горячо поддерживали. Так и было:
идя вдоль Авачинской бухты, лесоводы и вулканологи размахивали руками и спорили о борьбе мотиваций, об агрессии…
Впоследствии В.Р. Дольник выпустил две книги о поведении: «Непослушное дитя биосферы» (М.: Педагогика, 1994)
и «Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей» (М.: Linka Press, 1996).
На Западе подобная «утечка информации» произошла намного раньше — прорыв осуществил зоолог Дезмонд Моррис.
В 1967 году он опубликовал книгу «Голая обезьяна», где весьма цинично проанализировал «зоологию человека» —
его половое, пищевое, агрессивное поведение так, будто это не венец природы, а некое абстрактное млекопитающее,
которое ученый именует исключительно «голой обезьяной». Книга полна описаний секса и иных жизненных отправлений,
биологических трактовок достижений культуры, выпадов против церковников, политиков и военных. Общественность
разделилась — часть была в восторге, часть в шоке. Стараниями последней Моррис испытал настоящие гонения.
Сегодня «Голая обезьяна» уже не кажется такой экстремальной — простое, местами весьма скромное и наивное
толкование приспособительного значения биологических черт человека. Недавно эта книга появилась и в русском
переводе (СПб.: Амфора/Эврика, 2001) — не прошло и сорока лет. Не старовата ли новинка, сохранилась ли в «амфоре»
«эврика»? Сохранилась. Книга по-прежнему захватывает внимание и полна интересных выводов (некоторые из них звучат
в нашей «Главной теме»). Моррис придавал огромное значение хищным наклонностям и сексуальности человека,
выделяющим его среди приматов. А в конце призывал сдерживать агрессию, как черту собственной этологии, культурой,
чтобы выжить в условиях чудовищной перенаселенности.
Подход Морриса отнюдь не революционен — прилагать законы эволюции к «венцу творения» и искать аналогии
в поведении человека и животных еще в XIX веке отважился Чарльз Дарвин. Его-то, видимо, и следует считать
основателем этологии человека. Так сказать, идейным вдохновителем. А научно-методическую базу заложили в начале
1970-х Нико Тинберген и Конрад Лоренц. В немецком городке Андексе К. Лоренц организовал Институт этологии человека
(при Обществе Макса Планка). Впоследствии его возглавил Иренаус Айбл-Айбесфельдт. Многочисленные экспедиции
к индейцам яномами, бушменам, микронезийцам, папуасам позволили коллективу института отснять километры пленки,
анализ которой породил особое направление — видеоантропологию. Ведь чтобы распознать черты поведения нашего
вида, нужны многие наблюдения за людьми, не скованными этикетом, — это могут быть и «дикари», и дети, и психически
неполноценные люди из самых разных этнических групп.
Эти сведения ныне активно используют медики — без этологии, как они полагают, психиатрия становится «безмозглой»,
ибо расшифровка поведения — основа диагноза, а возможно, и путей лечения. Крымский психиатр В.П. Самохвалов
выпускает интереснейший «Таврический журнал психиатрии», в котором публикуется множество материалов по этологии
человека.
В России этологию агрессии и развитие иерархических отношений у детей изучала антрополог М.Л. Бутовская.
Под ее редакцией был опубликован сборник «Этология человека на пороге XXI века: новые данные и старые проблемы»
(М.: Старый сад, 1999). Много лет исследует поведение приматов и человека (а конкретно — «микроэтологию»:
мимические, эмоциональные и двигательные стереотипы) М.А. Дерягина, преподающая этот предмет в московских
университетах — МГУ, РГГУ и УРАО. Этологию преподают и ее ученики — наши постоянные авторы К.Д. и Н.С. Ефремовы.
Предмет интересный: иногда студенты внемлют по двенадцать часов кряду — никто не отвлекается и не спит, тишина,
только скрипят перья да ахают чувствительные барышни. На биологическом факультете МГУ неизменным успехом
пользуются лекции по биополитике А.В. Олескина, недавно выпустившего одноименную книгу (М., 2001). Биополитика —
это практическое применение наук о поведении и устройстве социума при анализе социально-политической деятельности
человека".https://ethology.ru/
...Други!
Человек- "стыдящееся животное"!От братьев своих меньших отличается  разумом! Но и только. Зачастую и его не достаёт двуногим, которым бы нужно брать пример сообразительности с той же серой вороны. Кстати, воронья пара никогда не разводится, как и лебединая! А обыкновенные соловушкм  дают нам  непревзойденные концерты божественного пения!
В.Н.

***********

1.ПРИРОДНАЯ ЗВУКОТЕРАПИЯ

Вы знали, что высокочастотное птичье пение обладает даром исцелять от уныния, головной боли, депрессий, хандры, неврозов и дарить радость жизни?
Птичьи трели – живая энергия счастья и здоровья. Существует даже отдельная наука, орнитотерапия – лечение различных заболеваний или расстройст
пением птиц.
О том, что птицы могут благотворно влиять на человека, известно с давних пор. В XVIII веке при дворе было модно иметь специально отловленных птиц.
Вспомним оперу Игоря Стравинского по сказке Г.Х. Андерсена «Соловей».
А русские ученые в XX веке на практике пришли к выводу, что пациенты, которые слушали пение пернатых, гораздо быстрее шли на поправку, че
остальные. Также они смогли выяснить, что страдающими от бессонницы достаточно 8-10 сеансов прослушивания птичьего пения, после которых он
засыпали без таблеток.
Дети, слушающие крылатых лекарей, меньше болеют, крепче спят и меньше страдают гиперактивностью. Более того, если ребенок часто слышит трели
у него развивается музыкальный слух.
Австралийские ученые установили, что пение птиц позволяет быстрее выздороветь людям, которые страдают от болезней позвоночника и суставов.
А британские исследователи считают, что трели помогают от сезонной депрессии и развивают творческие навыки. По их рекомендациям, чтобы добиться
удачи в творчестве, нужно хотя бы пять минут в день слушать птиц.

Американские ученые также внесли в исследования свою лепту: по их версии, если заниматься спортом под песни крылатых, можно быстрее похудеть.
Люди, которые проводят время на природе в окружении птиц, как правило, являются долгожителями.
Пение птиц доставляет нам не только эстетическое удовольствие, но и успокаивает, благотворно сказывается на психическом состоянии и здоровье
Через переливчатые трели можно ощутить прочное единение с окружающим миром.
Поющая птица способна поднять настроение, успокоить, избавить от переживаний, исцелить душу и привести в равновесие все процессы, происходящи
в теле.
Пение создает гармонию души и тела, другими словами, способствует излечению человека. Объясняется это тем, что такие природные звуки, как дождь
шелест листьев и птичье пение, синхронизируются с процессами, происходящими в организме.
Концентрируя внимание на звуках пения птиц, человек входит в легкое медитативное состояние. В этот период происходит остановка потока мыслей
организм настраивается на режим релакса. Появляется осознание того, как прекрасен окружающий мир без его суматошного ритма и ежедневных
стрессов.
Психоэмоциональный фон стабилизируется, восстанавливается душевное спокойствие, а затем приходит и физическое расслабление.
А так как мы постоянно находимся в атмосфере стресса, то орнитотерапия показана всем. Если выделять конкретные состояния, она полезна людям
неврозами, тревогами, бессонницами, особенно детям, так как укрепляет нервную систему растущего организма и способствует улучшению когнитивных
(умственных) функций.
К примеру, у соловьев пение переливчатое, многоколенное, с чередованием мягких и резких, громких и тихих музыкальных обертонов. Голос
этой птички улучшает настроение, помогает взбодриться и призывает к труду. Рекомендуется слушать соловья людям, стр двуногим.адающим депрессией,
неврозами и мигренью.
Примерно так же воздействует на состояние человека и задорный флейтовый голосок маленькой славки.
Песни с равномерными ритмами, как у певчих дроздов, зябликов, овсянок, помогут устранить проблемы с сердечно-сосудистой системой.

Если вы устали, раздражительны, то звуковые вибрации, издаваемые щеглом или чижом, помогут расслабиться.

Пение зарянки снимает головные, сердечные и суставные боли, спазмы в печени, желудке, сердце, сосудах, а также излечивает от бессонницы.
Трели полевого жаворонка дарят радостные и спокойные чувства.

Ритмичное пение сверчка, которое можно часто услышать по берегам рек, способствует расслаблению и успокоению нервной системы, а также
улучшает состояние при повышенном сердцебиении и заболеваниях сердца.
Звуковые вибрации птичьих голосов могут помочь даже гипертоникам. Старайтесь как можно чаще выбираться в лес, чтобы послушать, например,
черного дрозда в лечебных целях. Его пение советуют слушать и при мигрени.
Развенчаем несколько мифов о птичьих голосах. Старшее поколение может вспомнить песню про иволгу, которая «поет над родником». Так вот, голос иволги
скорее подошел бы для Бабы-Яги: скрипучий, надтреснутый – и с песней никак не может ассоциироваться.
А дятлы вообще лишены «певческих» способностей. Зато по весне раскатистыми дробями-«трелями» они с успехом повествуют о своей любви…
Послушаем и мы птичьи голоса, для здоровья и хорошего настроения:
https://www.liveinternet.ru/
*********
2.ПИГАЛИЦА ШПОРОКРЫЛАЯ ИЛИ СОЛДАТСКИЙ ЧИБИС.

В любое время дня и ночи над просторами Австралии и Новой Зеландии можно услышать иногда пронзительные и длинные, иногда
короткие и едва различимые, но всегда наполненные важным смыслом крики солдатских чибисов (лат. Vanellus miles novaehollandiae).
Крупнейшие в своем семействе ржанковых, эти обитатели лугов, полей и городских парков общаются между собой всегда и по любому
поводу: будь то предупреждение об опасности, приглашение на охоту или воспитание птенцов.
Взрослые солдатские чибисы вырастают до 35 см в длину, весят около 400 г, и самцы внешне почти не отличаются от самок. Их «лица» будт
спрятаны за желтыми карнавальными полумасками, по обеим сторонам которых свисают такие же желтые плотные сережки. Шеи птиц,
живущих на юге и востоке, украшены черными полосками, тогда как у их северных родственниц шеи полностью белые.

Мирные и безобидные в обычное время, солдатские чибисы преображаются в период спаривания. Свои простые, без каких-либо изысков
гнезда эти находчивые птицы готовы строить на любом, даже самом маленьком участке суши. Гнезда солдатских чибисов лежат прямо на
земле, на плоских крышах домов и даже на парковках супермаркетов.

После того, как самка отложила 3-5 яиц, оба родителя яростно защищают будущее потомство от хищников.
Начинается все с предупреждающих криков, размахивания крыльями, затем в ход идут ноги и самое главное оружие – острые шипы,
растущие на сгибе крыльев.
Эти желтые длинные шипы отчетливо видны при полете.
Правда, полетам солдатские чибисы предпочитают хождение по земле: парами или собравшись в небольшие группы, они большую часть
времени проводят в поисках пауков, насекомых и червей.
https://www.liveinternet.ru/
******************
3.ОБЫКНОВЕННАЯ ПУСТЕЛЬГА: ЗРЕНИЕ В УЛЬТРАФИОЛЕТЕ И «ВЕРТОЛЁТ» В ВОЗДУХЕ. КАК ОХОТИТСЯ СОКОЛ
Всегда во всем стремись к совершенству. Будь профи в том, что умеешь, становись лучше и круче. Так говорят не только мотивирующие
коучи, но и соколы своим деткам. А как иначе объяснить то, что из поколения в поколение они становятся все круче в своем главной деле
жизни — смертоубийстве ради пропитания. Яркий тому пример — обыкновенная пустельга, пернатый киллер с собственным стилем
— Мистер пустельга, я отдам все долги, пощадите! — Какие долги, дурачок? Мы животные в степи, я тебя просто сожрать хочу!
Их любимые регионы для работы — Европа, Азия и Африка. Словом, куда хватит силенок долететь.
Ареал
Характерным примером распространения пустельги в Старом Свете является её обнаружение в Европ, Азии и Африке, где она заселила
почти все климатические зоны Палеофаунистики, Эфиопии и Востока. Пустельга чаще встречается на равнинах.
В этом профессионале всего 200-300 граммов живого веса и 30 сантиметров от кончика клюва до хвоста. Но животину ее маленькость
нисколько не смущает.
По одной из версий название пустельга происходит от слова "пустой", так как ходить с такой крошкой на соколиную охоту было нельзя.
Пустельга трезво оценивает свои навыки — она не бросается на добычу крупнее себя. Эта птаха предпочитает превосходство и выбирает
своей целью мелких грызунов, певчих птиц и насекомых. В охоте на мелкокалиберную дичь птаха достигла совершенства. Правда, не без
помощи технологических примочек.
А ну повтори, что ты там сказал про мой рост?!
Например, супер-зрение, острее человеческого в 2,5 раза. Но это ладно — все хищные птицы этим кичатся. Но окуляры пустельги прокачены
настолько, что птица научилась видеть в ультрафиолете. Это очень удобная фича, так как моча мышей, основной добычи, в этом самом
ультрафиолете светится. Так что напрудивший от страха грызун лишь удваивает свои шансы на скоропостижную смерть в желудке супер-
хищника.
У пустельги много конкурентов, которые больше и сильнее её. Поэтому маленькой птичке приходится быть лучшей в своём деле.
Чтобы выследить добычу, пустельга зависает в воздухе как вертолёт. Трепыхаться приходится активно, но так проще высмотреть еду
в открытом поле. А ведь пищи надо немало — ежедневно пустельга съедает как минимум 10 мышек и десятки крупных насекомых.
Мистер стрекоза, скажите по-хорошему, где живут ваши сородичи. И тогда вы умрёте быстро и безболезненно.
С такой же бодростью пустельги подходят и к продолжению рода. Все начинается с натуральных танцев с бубном в марте-апреле — самец
финтит в воздухе безумные пируэты, пикирует и уходит в виражи, показывая, что он парень на кураже.
Соколы образуют пары на всю жизнь. Вместе они выращивают детей и защищают территорию от врагов.
Описание
В оперении пустельги выражен половой диморфизм. Ярким признаком, отличающим самцов от самок, является окраска головы. У самца
голова светло-серая, в то время как самка однородного буро-коричневого цвета. Кроме того, на бурой спине самца можно различить
маленькие чёрные пятнышки, отчасти ромбовидные. Верхние кроющие перья хвоста самца, задняя часть спины (поясница) и рулевые перья
(собственно хвост) также светло-серые. На конце хвоста имеются отчётливые чёрные полосы с белой каймой. Подхвостье светлое кремового
цвета с лёгким рисунком из коричневатых полос или пятен. Подчревная область и испод крыла почти белые.
Взрослые самки отличаются тёмной поперечной перевязью на спине, а также коричневым хвостом с большим количеством поперечных
полос и чёткой каймой на конце. Нижняя часть тела более тёмная, чем у самцов, и сильнее испещрена пятнами. Молодые птицы
напоминают своим оперением самок. Однако их крылья короче и круглее по форме, чем у взрослых. Кроме того, верхушки маховых перьев
слётков имеют светлые каёмки. Восковица и кольцо вокруг глаз у взрослых птиц жёлтые, а у птенцов имеют окраску от светло-голубой до
светло-зелёной.
Хвост у птиц обоих полов закруглён, так как внешние рулевые перья короче средних. У взрослых птиц концы крыльев достигают конца
хвоста. Ноги тёмно-жёлтые, когти чёрные.

Если дивчине это понравится, то начинается классическое свидание, но задом наперед. Сначала парочка летит рандеву, потом самец ведет
ее на хату, а дальше, на протяжение всего периода насиживания, молодчик заваливает свою мадам вкусняшками.
Это я жду доставку пиццы, которая опоздала на 1 минуту.
По итогу романтического круиза появляется от 4 до 6 птенчиков.
Первый месяц они маринуются в скорлупке, ещё 2 — сидят у мамки с папкой на довольствии и проникаются идеями тотального
уничтожения полевых вредителей.
Какие-то странные у вас цветочки выросли. Вы уверены, что это фикус?
Встав на крыло, маленькие киллеры стали полностью самостоятельными. Их ждет суровый отбор первого года (остается половина), а потом
долгая жизнь идеального хищника.
Звуковые сигналы
Исследования показали, что у самок имеется 11 различных звуковых сигналов, а у самцов свыше девяти. Среди них можно выделить
несколько образцов, которые варьируются по громкости, высоте и частоте звука в зависимости от ситуации. Кроме того, как у самок, так и у
самцов варьируется при этом птенцовый сигнал выпрашивания корма. Особенно хорошо слышен этот тип сигнала в брачный период — его
издают самки, когда выпрашивают корм у самцов (один из этапов ухаживания).
Звук ти, ти, ти, который некоторые авторы описывают также как кикики, это сигнал возбуждения, его прежде всего слышно, если
потревожить птицу на гнезде. Вариант этой позывки, однако, звучит ещё незадолго до того, как самец принесёт добычу в гнездо.
Продолжительность жизни
Возраст самых старых особей на воле, определённый по окольцовке птиц, соответствует 16 годам. Однако вероятность того, что молодые
птицы переживут однолетнюю отметку, невелика и составляет всего около 50 %. Высокая смертность птиц отмечается в январе и в феврале,
этот период представители вида погибают из-за отсутствия корма.
https://www.liveinternet.ru/
***************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
9 января 2025 года.


Рецензии