Сакральная подмена...
Кто кого отверг?
Из бесед с братьями выяснилось, что с одной стороны осуждают Израиль из-за того, что народ не принял Мессию и даже предал его смерти; с другой – потому что Господь Бог (евр. Адонай), как они утверждают, отверг избранный им народ… Так ли это?
Первое обвинение снимается уже потому, что, согласно Священного Писания, Всесильный подверг евреев частичному духовному ослеплению (отчасти ожесточил их сердца, Рим. 11-25), и они, стало быть, не могли увидеть в Иисусе Мессию. И потом, казнили Христа не евреи, а римляне; присутствовал при казни не народ, который встречал Его пальмовыми ветвями и ликующим приветствием «осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне!» (Мф. 21:9), а лишь совсем малая группа руководителей этого народа плюс римские солдаты да ещё несколько женщин и небольшая толпа заблудших «овец» Израиля. Что же касается «отвержения» Богом Своего народа, то на этот вопрос Сам Дух Святой даёт через Апостола Павла однозначный ответ: «Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак» (Рим. 11:1). Никак! Почему же тогда утверждаем, что Бог Израилев отказался от евреев и навсегда отверг? Может быть потому, что невнимательно или вообще не изучаем Слово Божье? Или подались общему в Мире антисемитскому настроению? Или примкнули к так называемой теории замещения, в которой Церковь в себе самой теперь видит избранный Всевышним народ... Подробней об этой странной теории чуть ниже.
Я спросил однажды у одного старшего христианской общины в городе Крефельде как он относится к евреям и их печальной, суровой участи. На это он сказал буквально следующее: «Сами виноваты»… Тогда я понял почему в его церкви не слышно молитв о народе Божьем. Впрочем, не слышно их и в моей христианской общине. А когда я замолвил за евреев слово, сделали замечание и сказали, что надо молиться за всех... Но разве Израиль не относится ко всем? Ну да ладно. Дома, в своей комнатке, мне никто не может запретить благословлять потомков Авраама. Они сегодня в большой беде. Их обстреливают круглые сутки и со всех сторон. Если бы не Адонай, не видать бы им победы ни в прежних войнах, ни в нынешней. Пока что армия Израиля успешно отбивается от своих многочисленных врагов и даже занимает новые территории, устраивая там буферные демилитаризованные зоны.
Жестокий фарисей
Уже один тот факт, что Павел поднимает вопрос отвержения, используя выражение "Свой народ", говорит нам о том, что особые отношения между Богом и народом Израиля продолжались и продолжаются сегодня ещё. Евреи были и остаются сыновьями и дочерями Адоная, а сам Израиль - Его собственностью. Павел ведь не говорит, что Израиль – это Его, Бога, «бывший народ". Заветы, о которых этот Апостол говорил римским мессианским христианам, принадлежат Израилю (Римлянам 9:4) и действительны по сей день. Евреи, вне всякого сомнения, остаются избранным народом, обладающим особыми отношениями с Богом. Думаю, что нам с вами, уважаемые читатели, стоит запомнить обращённые к нам слова Вседержителя: «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну» ( Быт. 12:1–3 )
Сам Павел, апостол язычников, является убедительным доказательством того, что Бог не отверг Израиль. Этот бывший непримиримый и жестокий преследователь мессианского движения в Израиле, фарисей и ученик знаменитого учёного раввина Гамлиэля I (I век) стал величайшим распространителем христианской веры, против которой когда-то отчаянно боролся.
Если бы Бог отверг Свой народ, то еврей, подобный Павлу, который некогда противостоял Самому Иисусу (евр. Йешуа), никогда бы не стал евангелистом для язычников. Он является своего рода примером судьбы всего Израиля, который тоже сначала упрямо противился - и противится в немалой степени сегодня ещё - мессианству. Однако, можно не сомневаться, что подобно бывшему ярому законнику Павлу, еврейский народ исполнит однажды свое истинное призвание: быть апостолом, учителем и светом для языческих народов, будет свидетельствовать о Боге: «Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою» (Исаия 43:20-21).
Второй стих той же одиннадцатой главы гласит: "Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал". Павел здесь, ничуть не сомневаясь, повторяет своё утверждение о том, что Господь Бог не отвернулся от Своего народа. Бог, говорит Библия, заранее предузнал и избрал из многих народов именно еврейский. Более того, Вечный, Которому известно с начала всё, что будет в конце, предрёк через Пророков, что большинство Его возлюбленного народа не примет Мессию, когда Он придет к ним в первый раз.
Уже за семь столетий до прихода Йешуа Бог, через Своих верных слуг, предупредил Израиль, что Мессия будет "презрен и умален". Согласно словам Великого Израильского пророка Исаии, Мессия будет "изъязвлен за грехи наши" и "мучим за беззакония наши". "Господу угодно было поразить Его", потому что через пролитую им Кровь спасение должно было прийти к Израилю, а затем и к языческим народам.
Правда, «Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились" (точнее: были ожесточены Богом, Рим. 11:2-7). Но ожесточение (в немецких переводах «ослепление») народа Израильского не было конечной целью Адоная. Отнюдь! Ослепление стало лишь средством для спасения язычников, нас с вами, дорогие читатели. Более того, наша вера и наше спасение пробудит и в евреях ревность ко Христу.
Первенец
Когда еврейский народ обратится к Мессии, жизнь христианская еще более оживится. Уже сейчас растёт в Израиле, в Америке и во всём Мире число мессианских общин. Что еврейский народ может обратиться к Сыну Божьему Иешуа, говорит происхождение этого народа от глубоко веровавших и доверявших Адонаю патриархов. В силу этого, апостол Павел советует христианам из язычников не презирать временно отломившиеся от маслины (Израиля) ветви (евреев). Он показывает Божью непрекращающуюся верность Израилю, несмотря на нарушения им Законов и Постановлений Всевышнего. Но и это ещё не всё: апостол продолжает говорить об особых благословениях, которые Бог даровал именно потомкам Исаака и Иакова. Им, к примеру, принадлежит «сыновство» (9.4), первенство: «Так говорит Господь: Израиль сын Мой, первенец Мой» (Исх.4.22) и непрекращающаяся любовь Адоная: «Когда Израиль был юн, Я любил его, и из Египта воззвал сына Моего» (Ос.11:1).
То, что Бог сказал Израилю, остается сегодня столь же актуальным, как и тогда. Израиль по-прежнему является сыном Божьим и всегда им останется. Израильтянам принадлежит «слава» (9.4), Шхина, великолепие которой есть присутствие Самого Творца.
Среди даров Израилю Павел упоминает также и о целом ряде «заветов» (9.4), о доверенных Израильтянам Законах, о поклонение в Скинии и Храме. И, конечно же, обетование о грядущем Мессии.
Думал ли Павел, что все эти блага и привилегии были отменены, потому что небольшая часть евреев не признала Мессию? Нет. Ни коим образом. С неутолимой надеждой апостол пишет, что наступит пора, когда весь Израиль, наконец, обратится ко Христу и будет спасён: «Братия! Желание моего сердца и молитва о них, чтобы они спаслись» (Рим.10.1). Причём, просит он не только за остаток, но за всех без исключения израильтян (11.26).
Как видим, в глазах Павла Израиль неизменно остается избранным народом. В Божьем всеобъемлющем плане избранный народ по-прежнему несёт своё особое, уникальное призвание. Более того, когда евреи, как народ, в конце концов обратятся к Мессии-Христу, это послужит невиданному обогащению всей Церкви: «Если их падение есть богатство язычникам, то тем более их возвращение» (11.12). Для христианского сообщества в целом возвращение Израиля, пишет автор Послания Римлянам, будет не меньше, чем «жизнь из мертвых» (11.15).
Сравнять с землёй...
Об отношении к верующим иудеям, не принявшим Мессию, апостол Павел пишет уверовавшим язычникам следующее: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти…» (Рим. 9:1-5)
Несмотря на разъяснение Павла, многие христиане и даже целые церкви уже в первых веках после рождения Христа отрицательно стали относятся к иудеям. Святитель Иоанн Златоуст, к примеру, говорил о синагогах, как о «жилище демонов, где не поклоняются Богу, там место идолослужения». Он считал, что иудеям не будет прощения "за то, что убили Христа и подняли руки на Владыку - вот за что нет вам прощения, нет извинения» и учит, что ни только не следует обмениваться с ними приветствиями и делиться простыми словами, а должно отвращаться от них, как от всеобщей заразы и язвы для всей Вселенной…
Не лучше относился к евреям и наш драгоценный Мартин Лютер, а позднее – богослов Рудольф Бультман, немецкий лютеранский теолог-экзистенциалист и библеист, один из основоположников диалектической (?) теологии. Он же автор концепции «демифологизации» Нового Завета. Чудеса, духи и мистика Нового завета больше не актуальны, - учил он, - ибо наука победила эти атрибуты мифологического мировоззрения...
Что касается Лютера, то к концу жизни он накропал немало обвинительных в адрес европейских евреев трактатов, в которых советовал всячески преследовать потомков Авраама. Он представил властям семь советов-рекомендаций относительно того, как вести себя с евреями. Эти советы говорят сами за себя и не требуют комментария: «Во-первых, поджечь их синагоги и школы, а что не сгорит, сровнять с землей, чтобы ни камня, ни пепла не осталось. И это нужно делать во славу нашего Господа и христианства, если мы и впрямь христиане. Во-вторых, нужно разорить и разрушить их дома, тогда им негде будет укрыться, они будут изгнаны, как изгнаны из школ. Пусть поживут на чердаке и в хлеву, как цыгане, тогда они узнают, что не хозяева на нашей земле, как они похваляются" и так далее в том же духе. Обозлился он на евреев, в первую очередь, за то, что не смог ни одного из них обратить в христианство...
«Жилище демонов»?
Нериятие к иудеям появилось, как мы выяснили, уже на заре раннего христианства. Отцами церкви даже была разработана, так называемая, теория отвержения (или замещения). Суть её в том, что Ветхий Завет, якобы, был заменен Новым Заветом, а благодать отменила Закон… (сравни: «Все Писание боговдохновенно и полезно», 2Тим.3:16; «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все», Мф. 5:18).
Теология замещения также учит, что Бог отверг Израиль из-за неповиновения и идолопоклонства во времена Ветхого Завета и в связи с отвержением и распятием Мессии. Затем Бог, якобы, заключил «Новый завет» с новым народом – христианами… (Где написано об этом в Писании?). Таким образом, Израиль Ветхого Завета как бы заменен христианской церковью, которая унаследовала все привилегии избранного народа и божественные благословения, данные еврейским праотцам.
Статус Израиля низведен, таким образом, до положения тени Христианской Церкви. (В современном протестантстве существует даже течение - диспенсационализм - представители которого считают, что они являются народом небесным, а евреи – земным… Другими словами, эти братья самовольно и, я бы сказал, высокомерно разделили Единую Церковь Христа на две составные). Как тут не вспомнить выражение: "Разделяй и властвуй". Как видим, это не только римский принцип...
Сторонники теории замещения использовали ряд ключевых текстов и тем из Ветхого и Нового Заветов. Первый – это история израильтян, которым захотелось иметь своего царя. «Они отвергли Меня» – сказал Бог (1 Цар. 8:7). Из этого божественного заявления некоторые теологи пришли к выводу, что Бог после этого оставил Израиль. Причём, навсегда... Но ведь остальная часть истории: помазания царя через пророка, посланного Богом; обещание Мессии, Помазанника, потомка израильского царя Давида и дальнейшая история общения (и водительства) Бога со Своим народом ясно показывают, что Он не оставил тогда Свой народ.
Культовая жрица...
Cледующим любимым текстом теоретиков идеи замещения является всем известное пророчество Осии, который сравнивает Израиль с блудницей – жрицей ханаанского культа. Её сын получил новое имя Ло-Амми («Не мой народ» - Осия 1:9). Из этой истории недруги евреев заключили, что Израиль, как блудница, отвергнут Богом и больше не является его супругой.
Сам пророк Осия, однако, остался мужем блудницы Гомери и вернулся к ней, несмотря на ее неверность. Это и есть знак и образ большой Божьей верности к Своему неверному народу. Через жизнь самого Осии Бог, конечно же, хотел продемонстрировать Свою неограниченную любовь и милосердие к Израилю, а теоретики "нового Израиля" поняли всё наоборот...
Ложные толкователи сконцентрировались, к сожалению, больше на греховности прелюбодейки Гомери, чем на милости благого Бога Израилева, который, несмотря ни на что, продолжал и продолжает сегодня ещё быть мужем, отцом и спасителем избранного Им народа. Доказательство тому – возрождение две тысячи лет отсутствовавшего в Мире государства Израиль. И победа Цахаля (Израильская армия), практически, во всех навязанных ему войнах.
Адонай по-прежнему с любовью сопровождает и поддерживает, защищает и спасает Свой народ от многочисленных скрытых и открытых врагов. Нетрудно заметить, что почти весь мир если и не открыто, то тайно против евреев. Мир держит пока ещё в кармане свой грозный кулак... И нам, последователям еврея Иисуса, ничего не остаётся, как просить Всевышнего и дальше держать Израиль под своими могучими крыльями. Не ни малейшего сомнения, что все обетования, данные Богом своему народу будут на все сто процентов исполнены.
Начальство...
Ещё одним аргументом, используемым сторонниками отвержения народа Божьего, является притча Иисуса о винограднике (Мф. 21:33-46). Многие интерпретируют осуждение садовников, не заботившихся о винограднике и даже убивших сына их хозяина, как отстранение народа Израиля и замещение его другим народом. Однако, надо заметить, что когда Иисус говорит: «отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его», Он обращается конкретно к руководителям, которыми в то время были первосвященники, старейшины и фарисеи. Они, конечно же, догадались кого Он имел в виду: «И, слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит». О них, а не о всём народе!
Использование этой притчи в защиту идеи, что Бог отрекся от Израиля и заменил его Христианской Церковью, противоречит хотя бы уже тому объяснению, которое дал этой притче Сам Иисус. Когда Он говорит о «Царстве Божьем», которое отнимется у них, то вовсе не имеет в виду избранность Израиля. Его внимание вовсе не сосредоточено на отвержении Отцом Небесным Израиля и замене его другим народом.
Впрочем, в предыдущей притче о двух сыновьях (Мф. 21:28-31) Иисус тоже обращается не ко всем евреям, а только лишь к первосвященникам: «истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие». Эти тексты не предполагают, что только мытари и блудницы будут спасены. В этой притче Иисус снова нацеливает Свое внимание на первосвященников, «наемников» или «виноградарей», которые являлись коррумпированным руководством Храма. Притча не предполагает ни отвержения, ни поражения остального еврейского народа, почитавшего Иисуса за Великого Пророка.
Пустые аргументы
Да, в древнем Израиле ответственность за грех одного члена общины ложился на всех. Беззаконие Ахана, к примеру, повлияло на благополучие всей нации, но вот грех Анании и Сапфиры и последовавший за ним божественный суд не оказал влияния на народ Израиля в целом: он затронул только их самих и конкретную группу (церковь), которой они принадлежали.
За всю историю Израиля суд Всевышнего никогда не подразумевал коллективное их отвержение. Напротив, он, суд, предполагал преданное Божье внимание и любящую заинтересованность Адоная в Своем народе. Потому и призывал Он Израиль к покаянию (Ос. 5; 6; Ис. 1:18). Бог судил и судит евреев сегодня ещё (Иер. 9:15), чтобы дать им понять: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр. 3:19), побуждая их быть усердными в вере, покаянии и миротворчестве.
Следующим несостоятельным аргументом приверженцев теории отвержения Израиля является предвзятое их мнение, что все евреи виновны в казни Христа и поэтому Бог просто вынужден был отказаться от них. Такой посыл начисто игнорирует многочисленные свидетельства Евангелий. С самого начала и до конца служения Иисуса толпы восторженных людей восхищались Им и шли за Ним повсюду (Лк. 4:14,15; 19:48; 21:38). Более того, когда Иисус вошёл в Иерусалим, Ему бросали под ноги пальмовые ветви, что означало признание Его как Царя. (По мнению Булгакова, Вход Господень в Иерусалим является символом будущего воцарения Иисуса Христа в Небесном Иерусалиме). Группы, сопровождающих Иешуа, были такими большими, что руководители «боялись народа». Боялись, что всё население вот-вот обратится к Нему и повернётся против руководства. «Если оставим Его так, то все уверуют в Него» (Ин. 11:48). Даже Каиафа, Первосвященник того времени, утверждал, что «лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (11: 50). Библия многозначительно отмечает, что Каиафа сделал свое заявление под пророческим вдохновением (11:51).
Проклятие
Интерпретаторы теологии отвержения полностью игнорирует исторический контекст и обстоятельства самого распятия. Священное Писание говорит, что лишь небольшая группа евреев призывала к смерти Иисуса и присутствовала при его казни. Многие из них даже не понимали что, собственно, происходит (Лк. 23:34). Теория отрицания Израиля к тому же ещё и отвергает историческую истину, а именно: в смерти Христа виновны как евреи с римлянами, так и мы, христиане, ибо убили его - «грехи всех нас» (Ис. 53:6). Он «Пришел к своим, и свои Его не приняли», свидетельствует Апостол Иоанн (1:11). Впрочем, это «не приняли» - еще один классический аргумент теоретиков отвержения. К «своим» Иоанн относит не только Израиль (евреев), но весь Мир, всех людей во времени и пространстве. Евангелие прямо утверждает, что «Мир Его не познал» (1:10).
Для суда и издевательством над Иисусом собралась, как мы уже выяснили, не такое уж и большое число евреев. Они провозгласили роковые слова: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:25). Это заявление, на взгляд сторонников замещения, с лихвой подтверждает их правоту и соединяет в единую логическую цепочку следующие события: акт распятия, крестовые походы, инквизицию, Холокост и вечное отвержение. Однако, кто думает, что Бог навсегда отвернулся от Израиля, игнорирует контекст истории еврейского народа, его роль в спасении человечества (Ин. 4:22) и божественное право суверенного Творца поступать на Своё усмотрение и по Своей воле.
По свидетельству Священного Писания, заявление о «крови… на детях» - своего рода проклятии – исходит, опять же, лишь от небольшой группы евреев и сделано было это заявление по инициативе и под явным давлением духовенства. Первосвященников. Но тогда именно они и ответственны за те роковые слова в адрес евреев! (Мф. 27:20). Выслушав свидетельство Апостола Петра о Христе, они не случайно потом перепугались: «Вы… хотите навести на нас кровь Того Человека (Христа, то есть, - П.Б.)» (Деян. 5:28).
Мы не знаем кто из участников казни в какой мере ответит за кровь Христа. Знаем только, что страдающий Иисус взмолился о них: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). Я уверен, что эта молитва Сына Божьего решила судьбу всех виновных в Его гибели. Будет ли Христос ходатайствовать о прощении основоположников и распространителей теории отвержение Его народа – трудно сказать. Боюсь, что им самим придётся побеспокоиться о своём спасении.
Преследователи...
Идея о том, что страдания евреев свидетельствуют о их грехах, наказании и даже проклятии их Богом, противоречит как характеру благого Бога и Его Слову, так и самой концепции спасения евреев и язычников. Праведного Иова друзья его тоже, вместо того, чтобы поддержать, утешить обвинили в грехах. И только один, самый молодой, на самый мудрый понял и утешил невинно страдающего.
Библейские тексты предостерегают нас от любых теологий, которые используют страдания человека как доказательство Божьего суда и свидетельство вины страдающего. Самые яркие примеры - оправдание того же Иова перед своими друзьями и молитва Иисуса на кресте о прощении Его мучителей – призваны помочь нам понять, что распятие Иисуса, многовековые преследования евреев, погромы, Хрустальная ночь, Холокост, ежедневные ракетные обстрелы Израиля и повсеместный антисемитизм сегодня не обязательно являются доказательством того, что жертвы этих трагедий согрешили больше всех наций вместе взятых.
Другими словами, страдания людей вовсе не означают, что они совершили много или особо тяжёлые преступлений и теперь наказаны и отвергнуты Богом. Так и страдания евреев не указывают на то, что Адонай отказался от них. То, что миллионы евреев стали жертвами преследователей (зачастую даже христиан) - тоже не доказывает отвержение их Богом из-за того, что не признали Иисуса. На самом деле многие из казнённых евреев, например, во время нацизма, верили в Христа. Они стали жертвами палачей не из-за своих убеждений, не из-за исходившей от них военной или там социальной угрозы, а просто из-за того, что были евреями. Они были так сказать отсортированы по национальному признаку.
Подмена...
Христиан из язычников Апостол Петр называет «род избранный, царственное священство, народ святой» (1 Петр. 2:9), а во Второзаконии 7:6 такими словами характеризуется Израиль. Но и это вовсе не означает, что язычники заменили Израиль, подразумевая тем самым отрицание последнего. Пётр просто объясняет, что такой род язычников являются теперь полноценной частью избранного народа. Евреев. Принадлежа к дому Израилеву, эти привитые «к маслине» язычники являются «избранными» внутри Израиля, а не вместо него. И что важно: всё это благодаря Богу Израилеву, а не наперекор Ему.
Тот факт, что Павел и Варнава отправились с Доброй Вестью к язычникам – тоже не имеет в виду, что Бог отверг евреев (Деян. 13:46). В той же книге Деяний Апостолов уточняется, что «многие Иудеи и чтители [Бога], обращенные из язычников» охотно принимали проповедуемое им Евангелие. Лишь меньшинство иудеев, «увидев народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел».
Следующие главы книги Деяния тоже ясно показывают, что проповеди Павла пользовались у евреев большим успехом. Не случайно он по приезду на новые места посещал сначала Синагогу. Там же и проповедовал.
Уже один тот факт, что Павел, исконный еврей, принял в своё сердце, в свою жизнь Христа, был явным свидетельством того, что Бог не отказался от Своего еврейского народа. Существование десятков тысяч мессианских евреев как нельзя лучше доказывает, что Бог по-прежнему верен Израилю. Апостол абсолютно уверен в том, что Бог остаётся со своим народом. Я, говорит Павел, перед вами, как часть остатка, наглядное доказательство того, что Бог не бросил Свой народ.
Даже если евреи спотыкаются, утверждает Павел, их преткновение является благом для вас, язычников. Это благословение для вас, потому что их «отломанная» ветвь позволяет вашей привиться. Павел в полном объеме раскрывает здесь цель Бога благословить народы через семя Авраамово. Но если Адонай оставил свой народ – семя Авраамово, - то как же должны быть благословлены народы Земли? Ошибка в тексте Священного Писания? Ни в коем случае. Писание инспирировано самим Духом Святым.
Преткновение
Павел говорит язычникам: ваше благословение не из-за собственных достоинств (вы всего лишь дикая маслина, и поэтому неплодоносны), оно является результатом прививки вас на хорошую, плодоносную маслину (Израиль!). Поэтому вы, язычники, вместо того, чтобы извлекать пользу от «падения» евреев, проповедовать теологию отвержения и хвастаться своим духовным превосходством, должны бы радоваться, быть благодарными и скромными, потому что обязаны им, евреям, своим спасением («спасение – от Иудеев», Ин. 4:22). Обязаны даже тогда, когда они совершают ошибки, грехи. Смысл довода Павла – подчеркнуть не столько преткновение евреев, сколько высокомерие и хвастовство язычников.
Заметьте, что Апостол вовсе не подразумевает, что весь Израиль, все евреи (или даже большинство) – споткнулись. Павел говорит лишь о «некоторых ветвях» (Рим. 11:17). Так почему же тогда иные современные теологи решили, что весь Израиль навеки забракован и заброшен Богом Израилевым, который из милости Своей и, исходя из их грандиозного предназначения и великой роли в благом и великом Своём плане, вывел их из Египта?
Между прочим, глагол, переведенный в письме римлянам (11:15) - «отвержение», означает, если его правильно перевести, «отпустить» или, в крайнем случае, «отбросить», но никак не «отвергнуть». И даже когда Павел говорит об этом кажущемся «отвержении», это всё ещё не его личный довод. Он просто цитирует аргументацию ревнивых язычников, которым, во что бы то ни стало хочется оттеснить иудеев. Оттеснить, чтобы занять их привилегированное место.
С точки зрения Павла, даже, если евреи споткнулись и некоторые природные ветви отломились от маслины, их обратная прививка к своей собственной маслине все же более ожидаема (Рим.11:24). И произойдет прививка эта безболезненно. Произойдёт естественней, чем прививка диких ветвей, которые есть язычники. Апостол этих язычников делает такое заявление в адрес христиан, которые громогласно хвастались и самовольно возвысились своим превосходством над споткнувшимися евреями. Он как бы говорит: хотя вы и спасены, а они пока ещё – нет; и, хотя теперь у вас есть познание Христа, чего они, опять же, пока ещё не имеют, помните, что если спасение стало возможным для вас, диких ветвей, то, тем паче, спасение будет возможным для евреев - природных ветвей, которые есть «возлюбленные [Божии] ради отцов» (Рим. 11:28). Этим стихом Павел подтверждает актуальность избранности евреев, несмотря на их преткновение и всякие инсинуации и ложные учения теологов.
Искреннее огорчение апостола в связи с тем, что далеко не все евреи приняли Иисуса и не опознали в Нём Мессию, не удерживает его от признания прежнего их статуса Божьего народа (Рим. 9:1-5). Потому и пишет: «Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви» (Рим.11:16). Если это действительно так, а сомнений быть не может, ибо написаны эти слова в Священном Писании, то о каком отвержении Израиля вообще можно говорить?
Дикие ветви
Автор Послания Римлянам смотрит за рамки настоящей земной реальности и мечтает о спасенном своём народе - Израиль. По словам Павла, в этом «новом Израиле» будут найдены все искупленные люди. То есть, это и есть тот «весь Израиль», (9:6), который включает в себя евреев (природные ветви) и язычников (дикие ветви). Выходит, христиане, поддерживающие теологию отвержения евреев, в своё время сами могут оказаться (если окажутся достойными этого) в… новом Израиле, который, однако, по их глубокому убеждению) оставлен Богом навсегда… Представляю, каково будет их удивление…
Адонай наперёд всё знал о Своём бедовом еврейском народе и, тем не менее, призвал его. И полюбил его. Значит, Он предусмотрел для Израиля возможность обращения на истинный путь, иначе, наверняка, не избрал бы.
О том, что Израиль будет прощён, спасён и возвеличен Богом Израилевым, говорят все его большие и малые пророки. Началом восстановления Божьего народа стало появление в прошлом веке государства Израиль. Уж как ни пытались враги смести его с лица Земли – ничего у них не вышло и никогда не выйдет!, ибо планы Всесильного по отношению к Своему избранному народу никто и ничто не может изменить, нарушить.
В наше эсхатологическое время все больше людей приходят к пониманию ущербности надуманной теории замещения еврейского народа средневековой Церковью, которая это учение породила и, по сути, сама отвергла Израиль. Известно ведь, что именно тезис о как бы окончательном и бесповоротном отвержении Богом евреев, во многом вдохновил и без того злобствующий антисемитизм. Отсюда появились новые погромы, которые привели в конце концов к Холокосту. К истреблению миллионов потомков Авраама... Уверен, что расплата за эти неслыханные преступления неминуема. Всё ещё впереди...
Кара Божья
Давайте же огненными буквами напишем на своих сердцах полные заботы и любви слова Иисуса Христа и апостола Павла в адрес народа Божьего. Никогда, ни на минуту не забудем неисчислимых потерь, которые понесли, как иудейство так и христианство, вследствие разделения между синагогой и церковью и последующим созданием ложной, сатанинской теории отвержения Израиля. Последняя привела к печально известной в Христианском мире теологии замещения. Подмена Израиля Божьего Церковью. Кто-то ведь за это ответит...
Будем уповать на то, что евреи как народ, добровольно, по собственному убеждению и уже в очень скором будущем примут Христа-Мессию как Помазанника Божьего, как Спасителя всех без исключения возрождённых чад Всевышнего.
Бог нелицеприятен. Всякий народ, боящийся Его и поступающий по правде, приятен Ему.
Господь не ценит ни силу, ни мудрость, ни значимость смертного. Но Господь помнит и обильно благословляет возложивших надежду на Него. Он благословляет, ищущих Истину. Он милостив к почитающим Его Слово и благословляющим потомков Авраама.
У Бога одна Община, если хотите, Церковь. Всех, пытающихся разделить её и умышленно подменить потом одну другой, ждёт кара Божья.*
Петер Браун
* Библейские тексты взяты из Синодального перевода. В работе над этой статьёй использованы труды Мессианского теолога Давида Стерна.
Свидетельство о публикации №225010900046
Ну, теперь я вижу, что Вы относитесь к секте Мессианских иудаистов. Гибриду христианства и иудаизма, разновидности неопятидесятничества.
Когда еврейский народ обратится к Мессии - жизнь христианская не оживится! Её вообще не будет! Церкви на Земле не будет! Потому что, Иисус Христос в окончание собирания исторической церкви, прекратив привлекать язычников, то есть, народы земли, возьмется за Израиль. Тогда первые (Израильтяне) станут последними, входящими в спасение. Тот факт, что евреи со всего мира эмигрируют в Израиль, в том числе, так называемые "мессианские иудеи", говорит о том, что Бог собирает вас для спасения. Для времени, когда Он откроет вам Христа и изольет на вас Дух благодати, то есть, Святого Духа. То есть, тем, кто сейчас в Израиле или собирается туда приехать, Христос еще не открыт, благодати еще не дано!
Господь благовествует евангелие и спасает сейчас все народы, кроме Израиля. Спасение сейчас в среде язычников! И нет во Христе сейчас иудея или язычника, то есть, нет никакого отличия между уверовавшими! Все в равном статусе перед Богом, и кичиться нечем. Израиль сейчас отвергнут Богом, евреи сейчас в статусе язычников, как и все. И чтобы спастись, надо умалиться, отвергнув националистическую гордость, выделяющую себя от остальных людей. Бог вас смиряет в одно стадо. Ну, а кто считает Израиль избранным народом и едет туда для собственной гордыни, не желая объединяться в церкви с язычниками, тот еще не смирился.
Вы говорите, что Ветхий Завет не отменен, а Израиль остается народом Божьим. И это неверно. Потому что, народом Божьим считается народ, который в Завете с Богом. Евреи были в Завете, но Завет расторгнут. И доказательство тому - разрушение Храма и его богослужения: прекращение кровавой жертвы и Закона Моисея, рассеяние народа среди язычников, прекращение государственности на 2 тысячи лет. Говоря о сакральном подмене, Вы демонстрируете слепоту. Вы не понимаете, что иудаизм - был основан на вышеперечисленном, данном Израилю и отнятом Богом! Этого всего уже нет. А, значит, нет Завета, а, значит, нет народа Божьего, который был когда-то. Будет снова, но сейчас еще нет. Израиль еще мертв для Бога..И Духа Святого в Израиле сейчас нет.
Народом Божьим сейчас является Церковь Иисуса Христа. Если Вы во Христе, то Вы и в Церкви Христовой. Но Вы пишете ложные понятия, отрицая очевидные вещи и догматы Церкви. На эту тему у меня есть книга "Мессианский иудаизм", о ложных основаниях этого движения.
Наталия Кобилева 2 07.02.2025 13:12 Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Наталия за то, что откликнулись.
Смею Вас заверить, что ни к какой секте я не принадлежу. Просто внимательно читаю Библию и потому давно уже понял какую великую роль Бог отвёл Израилю. Всевышний всегда знал, что весь мир потонет в антисемитизме. Более того, это случилось по Его воле или допущению (Исайя). Вы тоже очень критически относитесь к евреям и иудаизму в целом.
Такой настрой и противление приводит иногда к путанице. Вы, к примеру, пишите, что "Господь благовествует евангелие и спасает сейчас все народы, кроме Израиля. Спасение сейчас в среде язычников! И нет во Христе сейчас иудея или язычника, то есть, нет никакого отличия между уверовавшими!" Но о каком отличии можно говорить, если, как Вы утверждаете, что евреев Бог теперь вообще не спасает? Между тем, уже десятки евреев уверовали в Мессию-Христа и потому называют себя Мессианскими иудеями. (В данном случае термин "иудей" обозначает израильтянина из колена Иудина). Я знаком с еврейскими миссионерами, проповедующих Иешуа в Израиле.
Ну, а насчёт того, что "Израиль сейчас отвергнут Богом" могу посоветовать прочесть ещё раз Послание апостола Павла Римлянам. Обратите внимание на стих 11:1
"Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак!" Можете также обрести или скачать Комментарий Давида Стерна к Еврейскому Новому Завету. Он Вам доходчиво разъяснить всё, что касается Израиля, Церкви и их места сейчас и в будущем.
Позвольте также заметить, что Вы очень категоричны и поспешны в выводах. Апостолы, видать, не случайно посоветовали нам не спорить на предмет теологических воззрений.
Всего Вам доброго. И с Богом!
Петер
Петер Браун 07.02.2025 22:47 Заявить о нарушении
Наталия Кобилева 2 08.02.2025 08:21 Заявить о нарушении
Ну, что ты, дорогая сестра, так резко судишь... Естественно, У Бога только одна Церковь и это есть Церковь Христа, Сына Его Единородного. И Имя Господа - Сущий - абсолютно верно. На германских языках Он тоже называется der Seiende, что в переводе означает Существующий, Единый, Всё во Всём.
А с иудаизмом меня связывает только то, что из него произошло христианство. И хорошо так, коль скоро это угодно было Богу.
Наташенька, ещё раз желаю тебе всего доброго и, главное, Божьих благословений.
Петер
Петер Браун 08.02.2025 16:06 Заявить о нарушении