Пушкин Либер и либертин

Пушкин был либертином и пробыл в либертинаже до конца своего отмеренного мойрами и парками жития пока за ним не пришел Танатос или (что точнее) Пушкин сам не пошел его искать

Либертин (ново-лат., от лат. L;bert;nus) -  вольноотпущенник , а затем и просто свободный человек

Свободный  …и никаких гвоздей

Либертин — это представитель либертинизма, который является философией свободной и гедонистической морали, распространенной в XVII—XVIII веках. Этот термин происходит от латинского слова "libertinus", что означает человека, который стремится к личной свободе и наслаждению. Либертины отвергали традиционные моральные ценности и социальные нормы, предпочитая жить по своим собственным правилам и следовать своим желаниям. В эпоху Просвещения либертины стали символом бунта против ограничений и предрассудков, а их философия оказала влияние на развитие культуры и искусства. Однако, несмотря на свою привлекательность, либертинизм также подвергался критике за аморальность и разрушение общепринятых ценностей.

Ликбезное:
Калашников М.В. Генеалогия понятия «Либерализм» I. Либер и либертины
Калашников М.В. Генеалогия понятия «Либерализм» II. Либертины (либертены) и либертинаж

***

Уточняем о Либере  по Феодосию Макробию не из Феодосии:

Пифагор полагает, что вниз от Млечного Пути начинается царство Дита, поскольку кажется, что соскользнувшие оттуда души уже отпали от божественного [superis]. Он говорит, что молоко оттого является первой пищей, предлагаемой новорожденным, что первое движение [душ], соскальзывающих в земные тела, начинается с Млечного Пути. Поэтому и Сципиону, когда ему был показан Млечный Путь, было сказано о душах блаженных [людей]: отсюда отправившись, сюда же и возвращаются.

Следовательно, пока души, которым предстоит нисхождение, пребывают в Раке (ведь располагаясь там, они еще не покинули Млечного Пути), они продолжают быть в числе богов. Но когда, скользя [по Зодиаку], они достигают Льва, то закладывают там начало своего будущего состояния. И поскольку во Льве находятся начатки [semina] рождения и, так сказать, первые шаги человеческой природы, а Водолей противолежит [на зодиакальном круге] Льву и при восходе Льва сразу заходит, то Манам приносят жертвы, когда Солнце находится в Водолее \ ибо оно оказалось в созвездии, противоположном и враждебном человеческой жизни.
Следовательно, оттуда, то есть от общей межи, на которой встречаются Зодиак и Млечный Путь, нисходящая душа из округлой (лишь эта форма божественна, нистекая. вытягивается в конус, подобно тому, как линия рождается из точки и из неделимого [состояния]) продвигается в длину: тогда из своей точки, которая есть Монада, она переходит в Диаду, являющуюся первым протяжением.
Это и есть та сущность, которую Платон, говоря в Тимее о создании мировой души, изобразил как неделимую и одновременно делимую ()  Ибо души, как мира, так и отдельного человека, могут оказаться то не знающими деления (если представить простоту [их] божественной природы), то способными [к нему], когда распространяются — первая по членам мира, вторая — по членам человека ().

Следовательно, когда душа привлекается к телу в том первом своем растяжении, она начинает испытывать на себе материальную [silvestrem] сумятицу, то есть нахлынувшую [influentem] на нее ;;; [материю]. И это то, что отмечал в Федоне Платон: душа влечется в тело, трепеща от небывалого опьянения. Он желал, чтобы [под этим] понималось небывалое питье материального разлития [alluvionis], опоенная и отягощенная каковым душа низводится.
 На эту тайну указывает и то, что пресловутый звездный кратер Отца Либера находится в области между Раком и Львом, означая, что души, которым предстоит нисхождение, впервые испытывают там опьянение от прилива материи [silva influente], поэтому и спутник опьянения, забвение, уже там начинает исподволь подкрадываться к душам.
Ведь если бы память о божественном, которое они знали, будучи на небе, души приносили вниз в тела, у людей не было бы разногласий относительно божественности. Однако все [души] во время нисхождения испивают забвения: одни больше, другие меньше. А потому, хотя на Земле истина очевидна не для всех, все, однако, имеют мнение, ибо мнение происходит от ослабления памяти86.
[Тем больше открыта им истина, чем меньше испили они забвения, ибо они легко вспоминают то, что знали ранее [на небесах]. Отсюда и латинское "чтение" [lectio] греки называют припомненным знанием87 [repetita cognitio], ведь когда мы знакомимся с истиной, мы вновь узнаем то, что естественно знали, прежде чем материальный прилив [materialis influxio] опьянил входящие в тело души.
И ведь это материя [hule] с впечатанными [в нее] идеями [ideis] образовала все тело мира, которое мы зрим повсюду. Высшую и чистейшую ее часть, на которой держится и стоит божественное, называют нектаром и полагают питием богов, низшую же и замутненную [часть] — питием душ. И это то, что древние называют рекой Летой.
Орфики предполагают, что под самим отцом Либером понимается ;;;; ;;;;; [материальный ум], который, будучи рожден от пресловутого неделимого, сам делится на отдельные [единицы]. В их таинствах сообщается, что когда из-за неистовства Титана члены [Либера] были разъяты, а куски [тела] погребены, он опять возник целый и невредимый89, и сообщают это потому, что ум, который, как мы сказали, именуется нусом, из неделимого позволяя делить себя и из делимого опять возвращаясь в неделимое, и обязанности исполняет и тайн своей природы не оставляет.

Следовательно, под действием этого первоначального бремени, душа, соскользнувшая с Зодиака и Млечного Пути к низлежащим сферам, пока скользит через них не только, как уже сказано, окутывается на каждой [сфере] приращением [accessu] светового тела, но и производит присущие отдельной душе движения, которыми будет обладать в [дальнейшей земной] деятельности.

Истопник:
Макробий. Комментарий на Сон Сципиона Марка Туллия Цицерона

Прим.
В эпоху Макробия Либер отождествлялся с Дионисом — Вакхом — Осирисом (египетским богом мертвых и плодородия). Ср. Сатурналии I, 18, 15: «Натурфилософы называли Диониса Умом Зевса [;;;;  vovv], поскольку Солнце — это ум Мира. А Мир называют небом, которое именуется Юпитером. Поэтому и Арат, намереваясь говорить о небе, заверяет: из Зевса мы все произошли» (Арат, Явления I).


Рецензии