Сам себе театр

Существует такое понятие, как «лестничное остроумие»: после разборок вас уже выставили за дверь, и тут-то ценная мысль и приходит в голову! Ведь надо было сказать вот так, а я, тормоз!..

Не переживайте, мы все – тормоза отпетые. Так уж устроен наш мозг и вся система обработки информации, что имеет место запаздывание в реакции. Именно по этой причине остроумие ценилось во все века не столько как умение прозреть суть, но как талант сделать это быстро, мгновенно. Вы можете найти массу литературы на тему, как ответить на оскорбление, как не позволить унизить себя, манипулировать собою. Но!

Но вы можете и сами написать собственную книгу на данную тему, если хоть немного владеете основами драмы в театре одного актера – в вашем личном театре. Где он находится? В двух местах одновременно – внутри вас самих и в окружающем вас мире.

И, кстати, порадуйтесь за себя, перефразируя великого Шекспира: весь мир – мой театр, все люди в нем – мои актеры. И во всеобщем представлении вам синхронно отведены роли сценариста, режиссера, костюмера, осветителя, монтажера сцены и так далее. Развернись, плечо! Раззудись, рука!

Драматерапия, или психодрама, широко используется не только для излечения серьезных клинических заболеваний, но и для решения психологических проблем, возникающих по ходу жизни. Для изучения внутреннего мира человека чаще всего используется группа, ее взаимодействие, а для решения проблем – создание воображаемых сценических образов.

Для того чтобы понять, как все происходит при работе с группой и каким образом человек способен помочь себе даже в ее отсутствие, мы рассмотрим два направления психодрамы – Театр повтора и Л-театр.

Возникновение психодрамы связано с именем Якоба Леви Морено (1892-1974). В годы своей учебы в Вене он разработал проект организации групп самопомощи для одиноких проституток, а потом – для крестьян, переехавших на новое место жительства, – знаете ли общественные нравы не исключают как потребности в помощи, так и реальной и жесткой обделенности ею. Морено создал так называемый «спонтанный театр», который был основан на его наблюдениях за играми детей.

Дети легко воплощают свои фантазии в играх, это их и спасает от стрессов. Даже в самой критической ситуации, в самых напряженных взаимоотношениях ребенок всегда придумает, нафантазирует такое, что происходящее, словно паззл, собирается в целостную картинку. И эта картинка его успокаивает, потому что во время ее создания ребенок занимался творчеством, ощущал себя главным творцом своей вселенной.

Театрализованное представление с помощью творчества поднимает из глубин человека такие резервы, о которых он и не подозревает! Так, например, ко мне на консультацию пришла умная, красивая, добрая женщина. Отношения с мужчинами у нее в течение всех лет складывались по одной и той же схеме: он – или алкоголик, или наркоман, или садист. Она же чувствовала, что достойна совсем иного, но никак не могла разрушить стереотип собственного поведения – ведь это именно она к ним привязывалась, выбирая из всех окружающих!

– Я потеряла себя! – сказала она со вздохом.
– Ах, потеряли? – уточнила я. – Быстренько, ищите прямо здесь, у меня! Становитесь на колени, ползайте, заглядывайте в самые дальние углы, рассматривайте все! Но найдите себя! Как только найдете – остановитесь!

Она включилась в игру и быстро осмотрелась. Потом встала на четвереньки и начала старательно разглядывать узоры на ковре. У одного из них замерла:

– Вот это – я!
Там было изображено нечто, напоминающее опахало из перьев.
– Что это? Какую картинку вы видите в вашем воображении? – продолжила я.
– Восток. Я в восточном одеянии, передо мною стол с яствами – виноград, дыни, гранаты, персики… Слуга держит надо мною опахало (тут я быстро включилась в импровизированный спектакль и активно стала опахать ее «страусиными» перьями).

– Что вы чувствуете?
– Мне хорошо. Я беру виноградинку, кладу ее на язык, она лопается – сок сладкий! Хочется танцевать!
– Танцуйте!

И она начала двигаться в восточном стиле и с явным удовольствием. После того, как мини-спектакль был окончен, она легко приняла решение разорвать отношения с тем, кто был ей в тягость. Она ощутила вкус свободы и радости, даже если это был вкус всего лишь одной виртуальной виноградинки.

Первый опыт группового представления был связан с тем, что одна клиентка рассказала Морено о своих проблемах с женихом, и он инсценировал ее с помощью участников группы. Результат превзошел все ожидания!

И в самом деле, возможность отстраниться от собственной проблемы дает огромное преимущество: внутри нее мы себя жалеем и страдаем непомерно, а в отдалении – трезво мыслим и оцениваем шансы на успех. Сцена обязывает играть в нашем спектакле других персонажей.

На этом принципе и построен так называемый Театр повтора (плейбэк-театр), который уже давно существует и в нашей стране, и за рубежом. Так, ведущие театра Джастин и Эмили из штата Огайо однажды в Питере на одной из учебных сессий с помощью инсценирования навязчивого сна, который предложил участник группы, продемонстрировали, как работает театр, как он подводит человека к прозрению.

Автор подробно описал свой сон, потом сам выбрал актеров, музыкантов (они же – наблюдатели), а дальше люди уже действовали, как считали нужным, спонтанно. Они ухватили суть и прожили ее, в то время как автор наблюдал все со стороны. Мне выпала роль быть песком, в котором увязали ноги главного действующего лица при движении к цели. И – уж будьте уверены – я держала его цепко!

После второго просмотра он испытал катарсис – эмоциональное потрясение и внутреннее очищение. Но это потрясение настигло и актеров, и зрителей – все увидели также и решение собственных проблем. Ведь не секрет, что люди, в основном, думаю одинаково и действуют сходным образом.

А после катарсиса часто происходит инсайт – озарение, новый вид познания, который вдруг в секунду все расставляет по своим местам, и то, что было прежде туманным или запутанным, в мгновение ока становится яснее ясного.

Л-театр – это ваш личный театр, сцена которого находится в пространствах вашего воображения.

Вы вполне можете сами, уютно устроившись в тихом месте, смоделировать все представление. У вас огромные возможности, которые позволяют на главные роли «пригласить» любых актеров – от Пенелопы Крус до Брэда Пита! И никто из них не откажется! Если вам легко удается удерживать внутренние образы на ментальном экране, то вы же способны и организовать их действия.

Итак, немного инструкций:
– выберите уединенное и тихое место (но можно и в общественном транспорте, и на рок-концерте – экспериментируйте!);

– сформулируйте свою проблему и помните, что она – ваша, родная (расставаться с проблемами люди чаще всего не хотят и не любят, потому что тогда пожаловаться не на что будет);

– вначале вспомните, представьте себе, попробуйте «увидеть», как в мультике, все происходящее, как оно было изначально;

– замените актеров, уберите из числа действующих лиц себя;

– сделайте 1-2-3 просмотра в своем личном театре, отслеживая свои чувства и их трансформации;

– не гоните коней: озарение может придти на 3-7 день (но ведь вам все-таки эту проблему решить надо?)

– поблагодарите всех актеров, «пожмите» им руки, «расцелуйте» (позитив – главная терапия!).

При любом результате вы получите бесплатное развлечение и отвлечение, отстранение и положительные эмоции. А это означает, что не захочется рубить с плеча, громя и сокрушая, а все-таки произойдет приближение к цивилизованному опыту разрешения конфликтов.

На разных семинарах меня спрашивают, можно ли заниматься с детьми?
Можно. Они и без вас этим постоянно занимаются, только подключитесь к их играм без маски «взрослых и важных».

Более того, драматерапия – сильнейшее средство восстановления психологического здоровья и физического отдыха, поскольку напрямую связана с творчеством. В наше время особенно часто заказывают мастерские по драматерапии, символодраме бизнесмены и руководители различных подразделений, врачи и учителя, управленцы и все, у кого психологическая нагрузка зашкаливает.

 Любой человек, начиная с дошкольников и заканчивая пенсионерами, даже только раз приняв участие в подобном представлении, уходит счастливым или в размышлениях, но неизменно с одним вопросом: «Когда продолжение?».


Рецензии