Звезда Вифлеема

Каспер, Мельхиор и Баальтазар - мудрые мужи Востока:
Феномен, известный каждому просвещённому человеку, положивший не только начало новому времяисчислению, но и традициям, обрядам и многому другому, прямо или косвенно влияющему на формирование, как самого человека, так и общества в целом. А нередкие упоминания о нём по тому или иному поводу свидетельствует о желании людей снова и снова осмысливать не только его место, но и природу.

Те, кто просто и бездумно, в хорошем смысле этого слова, принимают данное явление, не имеют нужды в прояснении его сути, но другие, явно или тайно, подобно Фоме неверующему, ищут ему объяснение, чтобы либо признать «научную достоверность» и с ней смириться, либо, при отсутствии убедительного обоснования, продолжать отрицание христианства как такового, объясняемое отсутствием доказательств. При этом, рассматривая доступные факты, часто упускают из вида то обстоятельство, что всякое событие, также как и мир, имеет, как минимум, тройственную природу и с позиций этой тройственности должно быть рассмотрено. Попробуем, следуя предложенным принципам, обобщить, пусть не все, имеющиеся, на сей день сведения.

Вот как видит данное явление Николас де,Вор, автор довольно известной в определённых кругах Энциклопедии Астрологии, широко используемой компанией «Matrix Software Inc» в качестве справочного пособия к своему программному обеспечению.

«Вифлеемская звезда – предполагаемое соединение Сатурна, Юпитера и Марса, которое произошло приблизительно во 2 году до н.э. Принято считать, что астрологи, “мудрые мужи Востока”, определили местонахождение ребёнка, рождённого в точке, земная широта и долгота которой равна астрономической широте и долготе Середины Неба данного тройного соединения. Поскольку это было одной из великих мутаций[1], предполагалось, что ребёнок, рождённый в точном месте и часе, который установит этот важный сателлитиум[2] на куспиде, то есть остром выступе, Десятого Дома, должен быть отмечен Судьбой, чтобы стать инициатором новой эпохи в мировой истории. Возможно, что легенда о яслях была изобретена как описание рождения, приуроченная к этому великому соединению во 2 году до н. э.».

Удивляет то, что ни один автор того времени не говорит об этом астрономическом событии, но, астрономы древности, вплоть до Птолемея (II в. н.э.) упоминают Сириус, известный сегодня как белый карлик, называемый Сириусом b, в одном ряду с Альдебараном, Антаресом, Арктуром и Бетельгейзе. А Птолемей называет Сириус красноватой звездой[3]. Из чего следует, что на заре новой эры на небе был виден не тот Сириус, что в наше время, а тот, который тогда был красным гигантом. И, возможно, вспышка сверхновой звезды, являющейся одним из этапов перерождения красного гиганта[4], могла стать астрономическим явлением, символизировавшим наступление новой эры, и вполне может быть соотнесена с Вифлеемской звездой. Кроме того, в интересующее нас время имело место соединение Луны с Марсом в знаке и созвездии Рыб, перешедшее через 0; во время восхода Солнца в знаке религиозности – Стрельца над территорией Вифлеема. При этом остаётся неясно, какими именно методиками и системами домов пользовались библейские волхвы, и была она гео- или гелиоцентрической, то есть, производился расчёт относительно помещённых в центр Земли или Солнца. Вероятнее всего это была система домов, подобная системе Порфириуса (233-203 до Р. Х.), в которой рассчитывается и Ascendent, – точка восхода, и Medium Coeli, – зенит, или Середина Неба, а угол между ними делится на равные части. Ascendent является вершиной первого, центрального сверху, дома. Но очевидно, что при любой системе расчётов непозволительно будет именовать звездой соединение Луны с какой-либо планетой.
 
Современные астрологические процессоры[5] позволяют рассчитать, что соединение Марса Юпитера Сатурна и Луны происходило примерно в феврале 6 г. до н. э. в знаке и созвездии Рыб и, в силу своей близости к Солнцу могло быть первой вечерней звездой, но не на небосводе декабря. Следующее соединение этих же планет происходило с декабря 14 г. по декабрь 15 г. н. э., и что интересно – в знаке Стрельца. В этот же период, как известно, Квириний производил свою первую перепись, что взято Евангелистами за начальную точку в расчётах наступления новой эры. Такая датировка вызывает противоречие, но оно кажущееся: нам не известно идёт речь о рождении ребёнка, или о духовном перерождении уже зрелого человека. И, поскольку, не доверять Апостолу и Евангелисту Луке нет оснований, справедливо предположение о противоречии между календарными системами Древнего Рима, базировавшейся на книгах Сивиллы, и, опиравшейся на Вавилонскую астрономическую традицию, иудейской. Хотя, в любом случае, новая эра должна исчисляться, начиная с момента вступления точки весеннего равноденствия в предыдущий знак Зодиака[6]. Сложно утверждать, что под Вифлеемской звездой подразумевалось именно появление на вечернем небосклоне Венеры в точке своего максимального удаления от Солнца во время зимнего солнцестояния, предшествовавшее главной климактерической конъюнкции[7] в знаке религиозности. Но такое предположение наиболее вероятно, учитывая сравнение Спасителя со звездой вечерней и утренней, то есть Венерой, олицетворяющей грехопадение и вознесение, которая блистала в то время на вечернем небосклоне как Денница, находясь примерно в шестидесяти градусах дуги от Солнца. Принимая ко вниманию, что соответствие продолжительности беременности женщины в 273 дня – период, в течение которого видна Венера, можно полагать, что данное явление и могли принять за начало точки вступления мира в новую эру, поскольку ребёнок, родившийся в этот день, был зачат после Благовещения, в момент перехода точки весеннего равноденствия из знака Овна в знак Рыб – что и легло в основу астрологического расчёта. А главное, что в образе Богородительницы выступает не только отдельно взятая Мария-плоть, но и планета Земля, как мать человечества, не менее горемычная. Ясли, в которые был помещён родившийся Младенец, просто неразумно рассматривать как атрибут легенды, приуроченной к описываемому астрономическому явлению, а следует понимать под ними знак Рака, именовавшийся в древности не только Яслями, но и Ослами – по названию ; (Acellus Borelis) и ; (Acellus Australis) – двух довольно ярких его звёзд. Тем более что именно этот знак Зодиака восходит при заходе Солнца в декабре. И, если Ясли упоминаются в связи с рождеством, то Ослы – со входом Господним в Иерусалим. В древнеримской мифологии появление такого названия данного созвездия объясняет приведённая ниже легенда. А именно: Либер, от собственного безумия, насланного на него Юноной, – Луной, управляющей знаком Рака, бежал через Теспротию, чтобы вопросить оракула в храме Юпитера Додонского о том, как вернее обрести прежнее состояние разума, пройти в который, через болота, он смог использовав двух ослов, пасшихся неподалёку. Либер поймал одного из них и перебрался на нём через болото, даже не замочив ног. Поэтому он отблагодарил ослов, поместив их среди созвездий. А чтобы все знали, что ослы помогали богу, а не трусливому человеку, спасавшемуся бегством от Юноны, он поместил их на Раке, причисленному к созвездиям по милости богини[8].

Рассматривая мистическую сторону данного феномена, следует отметить ту его особенность, на которую не обращают внимания в силу её доступности и очевидности. Согласно текстам Ветхого Завета, Вифлеем является местом захоронения Рахили, жены Иакова, умершей в родах. Ребёнка, родившихся в этих обстоятельствах, умирающая мать назвала Беноми, что означает – сын болезни моей, отец же наименовал его Вениамином[9] – сыном десницы, или силы. Исходя из того, что Вифлеем, а точнее Бес-Лахем, как населённый пункт, имеет границу, близкую к окружности, а его название означает «пять хлебов» или «пять кругов хлебных», можем предположить, что эти хлеба располагаются на одинаковом друг от друга расстоянии, а также на равном удалении от центра, образуя пятиугольник.

Представление о пяти стихиях на Востоке, применительно к понятию Вифлеем:
В таком случае получаем, в соответствии с требованиями библейской логики, схему взаимодействия пяти стихий, а именно: ничтожно малого, в сравнении с прочими, волевого фактора, не фактора насилия, но любви, воздействующего на пассивную плоть, имеющую в себе огонь животной жизни, приводящего к рождению новой, смиренной, плоти. Используя принятые для обозначения данных стихий буквы иврита, получим пятибуквенное имя «Иисус», в его еврейском написании. В таком прочтении видна символическая динамика рождения человека, предрасположенного к помазанию, то есть принятию Духа Божия, в «Пяти-хлебной» звезде тела под знаком религиозности в колене Иудином, от «Иуда» – достойный славы, о чём и ведётся спор в Новом Завете. То есть, видна трансформация имени Бога, под которым Он открывается ветхозаветным патриархам: Тот, кем Я был, Тот, кто Я есть и Тот, кем Я стану, или Сущий – Иегова, которое, при обретении Духом огня животной жизни, становится Иехс(ш)ова (Иисус).

Помимо того, в иудаизме принято рассматривать в человеке три составляющие тела: Нефеш – душа растительная, Роах – душа дыхательная, и Нешама – высшая, божественная его часть. Принимая ко вниманию игру слов, имеет смысл использовать технику перестановок применительно к имени Рахиль, чтобы подчеркнуть его скрытый смысл. При перемене местами его частей получим Эль Роах – сила души дыхательной. При таком подходе становится очевидным, что Роах-Эль может «умереть» только обретя Вифлеем, рождая то, что пророк Исаия называет «духом спасения», в чём и состоит сокровенный смысл Рождества и Богосыновства, как такового.

В философском смысле это и есть тот самый краеугольный, а не округлый, камень, «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла…» – Кифа, на котором строится церковь как тело Христово. «И тот, кто упадёт на этот камень, разобьётся, а на кого он упадёт, того раздавит»[10]. Человек приходит к такому состоянию при обретении таких качеств, как:
- Пётр – зрелость, устойчивость в устремлении,
- Андрей – смелость, отвага,
- Иаков – идущий след в след, то есть строго придерживающийся учения, а также
- Иоанн, или Божий дар.

По мнению ряда богословов[11], и согласно текстам Нового Завета, Звезда Вифлеема имела также и ангельскую природу, соответствующую ангельскому чину Серафим, приведшая волхвов к месту рождения Младенца, и завершившая своё проявление появлением трёх мужей. Последнее утверждение рискованно тем, что среди богословов нет чёткого представления о способах и формах проявления Божества, тем более об изменении ипостаси в процессе его проявления, хотя есть некоторые на то указания в библейских текстах, как, впрочем, и в рассматриваемом сюжете.

Таким образом, звезда Вифлеема представляет собой совокупность трёх событий: духовного, астрологического и физиологического. Но что бы ни желали увидеть во всех этих явлениях, главным остаётся его символическое восприятие в образе Рождественской звезды возможности рождения в каждом Сына Божия, венчающей вечнозелёное дерево – как дерева жизни в духовной и плотской природе человека.

 1  Применяют в отношении двух планет, взаимно расположенных в знаках экзальтации друг друга. Например, Юпитер в Овне, знаке экзальтации Солнца; и Солнце в Раке, знаке экзальтации Юпитера: Солнце и Юпитер, как говорят, находятся на «взаимном приеме». Эта конфигурация считается сингулярного (исключительного) дружелюбия и соглашения. Некоторыми авторитетами применение термина ограничено размещением этих двух планет, каждой в доме или знаке, управляемом другой.
Николас де,Вор Энциклопедия Астрологии.
 2  Satellitium или Stellium. Группа из пяти или более планет в одном Знаке или Доме. В угловых домах это предвещает большие изменения благосостояния, как в лучшую, так и в худшую стороны. За тяжелыми падениями следуют взлёты, и наоборот. Такие люди обычно имеют много знакомых, но немного истинных друзей. Они могут утрачивать своё признание окружающими в различные периоды их жизни.
Николас де,Вор Энциклопедия Астрологии.
 3  Птолемей К./Альмагест или Математическое сочинение в тринадцати книгах//М. Наука. Физматлит, 1998, С. 256.
 4  Мартынов Д.Ф. «Красный Сириус». «Земля и Вселенная» №1, 1976 г.
 5  Расчёт производился с помощью астропроцессора ZET 7 А. Зайцева, как наиболее совершенным из всех существующих на сей день, и проверен с помощью Kscope В. Богданова, а также с помощью Win Star Matrix Software.
 6  В силу прецессии – предварения равноденствий, точка весеннего равноденствия совершает движение в сторону противоположную движению Солнца.
 7  Конъюнкции - точки, в которых Юпитер догоняет и обгоняет Сатурн, отсчитывая самый большой цикл. Это явление происходит каждые 20 лет с упреждением приблизительно в 243°. Поэтому, в течение около 200 лет (точнее 198 лет, 265 дней) эти конъюнкции повторяются последовательно в знаке той же самой стихии. Таким образом, каждые 800 - 960 лет возвращаясь в знак Стрельца, совершая Главную Климактерическую конъюнкцию, которая отмечает высшие эпохи в хронологии человечества.
 8  Гигин Ю./Астрономия// С-Пб., «Алетейя». 1997. II,23.2, С.70
 9  В раскрытии смысла Богосыновства трактовка имени «Вениамин» имеет большое значение, что видно из целого ряда текстов. Так, например, в молитве «Символ веры» (ст. 11), являющейся основным изложением догмата для православных и католиков, говорится о Христе, как о сидящем одесную Отца. То же и в псалмах Давидовых говорится: «сиди одесную Мене, дондеже положу враги твоя подножие ног твоих» (Пс. 109, 1), и тому подобное, что широко используется в цитируемых в Библии фрагментах теологических споров в качестве непреложного аргумента в пользу божественного происхождения Иисуса.
10  Мф. гл. 21, ст. 42, 44
11  Архимандрит Никифор/ Иллюстрированная полная популярная Библейская энциклопедия. Репринт // Типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1991 г.


Рецензии