Сценарий к фильму часть 2
«Мой позывной – «Ласточка»!»
Сцена 41
Эпизод 1. Побережье Туапсе. Дорога к аэродрому, идущая вдоль моря.
Кадры: побережье Чёрного моря, плеск волн, военные корабли.
Надпись на экране: «Между Туапсе и Лазаревским, конец июня, 1941 год»
Кадр 2: Камера сверху. Жаркий летний день, по шоссе, вдоль берега Черного моря, быстро мчится полуторка.
Кадр 3. В кузове на лавках, тесно прижавшись друг к другу, сидят молодые офицеры и Илита в летной форме. Длинный шлейф пыли тянулся за машиной.
Кадр 4. Крупным планом лицо Илиты: задумчивое, сосредоточенное, она «вся в себе».
Эпизод 2.
Илита вспоминает свадьбу.
На экране: «Село Фарн, 22 июня 1941 года»
Кадр 1. Во дворе Дауровых идёт свадьба.
Люди поют, танцую, играют на гармошках, пьют вино, веселятся. От стола к столу ходит фоторепортер, что-то выспрашивал, щелкает аппаратом.
Кадр 2. Камера показывает главный, «мужской» стол, где сидят гости из райкома и райисполкома, «белобородые» старики, прославленные джигиты; они задают тон свадьбе. Время от времени кто-то из них поднимает бокал с вином и произносил пышный тост.
Илита пожилая (голос за кадром): «На осетинских свадьбах есть свой порядок. Мужчины сидят отдельно от женщин. Командует «мужским» столом тамада; обычно это солидный, убеленный сединами старик, умеющий поддерживать порядок и славящийся остроумием. Слово его – закон, перечить ему нельзя. Однако плох был бы тот тамада, который забыл бы о вековечных осетинских обычаях, нарушил бы их. А таких обычаев немало По обычаю, жених в доме невесты не появляется. Он коротает время у себя среди своих родственников и гостей и считает минуты до приезда невесты».
Эпизод 3.
Кадр 1. Во дворе на крыльце стоит женщина. Лет за 50. Нарядно одета, в платке на голове, в руках у неё поднос с фруктами и сладостями. Она улыбается.
Кадр 2. Дядя Колка (старик) обращается к ней: «Уважаемая 3аретэ, давно тебя не видел! Как поживает твой сын Кубади? Где он служит, запамятовал я?».
Заретэ: «Спасибо, дорогой сосед! Всё хорошо. Надеюсь, что и ты в добром здравии. Сын мой, Кубади служит на границе с Польшей, в крепости какой-то, я её название забыла, старею».
Заретэ: (позвала мальчика): «Тимур. Сынок, напомни, где твой дядя Кубади служит? Откуда недавно он письмо прислал?»
Кадр 3. Подбегает мальчишка, Тимур: «В Бресте, бабушка!» - и бежит дальше к другим мальчишкам.
Кадр 4. Мужчина одобрительно кивает головой.
Кадр 5. За мужским столом: поднимается Старейшина: «Пора готовить невесту в дорогу. Друзья жениха просят подготовить невесту».
Эпизод 4
Кадр 1. В комнате Илиты - большое зеркало. Сестра Катя достала из шкафа свадебный наряд, разложила платье и украшения. Мать Илиты, стоит в стороне и наблюдает.
Тихим фоно звучит осетинская свадебная музыка или же хонга-основная тема.
Кадры в замедленном режиме. Метафорическая сцена.
Кадр 2. Камера показывает, как «шуршит ослепительно белый шелк, на груди поблескивают позолоченные застежки, талия перехвачена красным пояском. Лицо Илиты прикрыто тончайшей кисеей до колен; поверх фаты белый шелковый платок с кистями»…
Кадр 3.
Катя: «Ох, Илиточка, красивее тебя девушки во всем Фарне не сыщешь!»
Ама (вытирает слёзы): «Ты счастлива, моя доченька?! И я счастлива. Как бы радовался мой старик, если б видел тебя! Почему он не дожил до этого лучшего дня в твоей жизни? А, какой день сегодня, я всё забыла!? Я хочу запомнить это число».
Катя (сестра Илиты): «Сегодня двадцать второе июня, мама!»
Эпизод 5
Кадр 1. Илиту выводят во двор
Илита пожилая: «Согласно обычаю, перед тем как отправить невесту к жениху, старший рода должен был напутствовать ее. Самый старший в нашем роду был дядюшка Колка».
Кадр 2. Колка наполнил вином огромный турий рог и властным жестом остановил танцующих.
Колка: «Слушайте! Слушайте! Я хочу сказать напутственное слово нашей Илите. Вы все знаете…»
Эпизод 6
Кадр 1. Калитка резко отворилась, и во дворе появился запыхавшийся, взволнованный, бледный Харитон с растрёпанными волосами.
Кадр 2. Все замерли.
Кадр 3. Лицо дяди Колки суровеет на глазах и становится гневным.
За кадром голос. Пожилая Илита: «В одну минуту жизнь пронеслась у меня перед глазами. Шутка ли, жених нарушил обычаи, освященный вековыми традициями! Он ворвался в дом невесты, хотя должен был терпеливо ждать ее у себя! Такого еще не случалось в Осетии никогда. Сердце моё почти остановилось».
Кадр 4. Дедушка Колка: «Этот негодник топчет обычаи предков! Он думает, что, отличившись на войне, может позволить себе все?!».
Кадр 5. Колка швыряет в Харитона так и неопорожненный турий рог.
Кадр 6. Рог в замедленной съёмке летит по воздуху и падает к ногам жениха.
Кадр 7. Красное вино разливается на сапоги парня (сцена-метафора). Звучит начало хонги.
Кадр 8. Илита закрыла лицо руками.
Кадр 9. Харитон (вскинул руки над головой, призывая людей к спокойствию, прося тишины): Харитон: «Война! Сегодня утром фашистские дивизии Гитлера напали на нашу страну. Самолеты фашистов уже бомбят наши города и села. Вот почему я здесь»
Эпизод 7.
Кадры: В один миг во дворе Дауровых все смешалось. Лица тех, кто присутствовал на свадьбе, вдруг посуровели, напряглись. Женщины стоят рядом со стариками, люди окружают Харитона, забыв о празднике, выспрашивают его подробности о начале войны.
Илита пожилая: «Я пришла в себя только тога, когда услышала, как закричала наша соседка»
Кадр 2. Заретэ упала на колени, запричитала, осознав ужас происходящего: «О горе! Лучше мне умереть, чем тебе, мой Кубади!.. Сердечко мое, сынок, Кубади!.. Я сижу за этим богатым столом, ем и пью, а ты, быть может, истекаешь кровью. Кубади!».
Мать Кубади закрывает лицо руками.
Сцена 42
Эпизод 1- в машине.
Кадр 1. Один из военных в машине: «Илита, глянь-ка, вот и Новороссийск!».
Кадр 2. Илита «очнулась» и посмотрела в сторону кораблей.
Кадр 3. Шоссе пошло в обход города, и Илите рассматривает несколько военных кораблей, стоявших у причалов, и высокие серые башни цементных заводов
Кадр 4. Илита смотрит на море и вспоминает:
Эпизод 2
Кадр 1. Харитон и Илита в форме стоят возле машины, в которой ещё несколько военных. Они смотрят друг на друга, не отрываясь.
Кадр 2. Ама причитает: «Дитятко мое милое, цветочек мой! За что нас бог наказал? Почему он не испепелил извергов, когда те только задумали свое злое дело?..
Илита молодая обнимает мать: «Мы скоро вернемся, мама. А за меня не волнуйся - я не пропаду».…
Кадр 3. Командир из военкомата («видный джигит») встал на подножку машины и принялся объяснять людям, окружившим его: «Слышали, товарищи? Сегодня утром гитлеровские бандиты без объявления войны вторглись на территорию Советского Союза. Все молодые джигиты должны стать на защиту своего отечества! Мы покажем врагу, что такое горская удаль и горское мужество!».
Кадр 4. Военный с петлицами летчика подал руку Илите, помогая ей взобраться в кузов. Вслед за Илитой в кузов запрыгнул и Харитон.
Кадр 5. Илита перевесилась через борт, поцеловала мать, потом сестер.
Кадр 6. Мотор затарахтел, и окружавшие машину празднично одетые люди расступились, давая дорогу полуторке.
Кадр 7. Обнажив голову, стоят у ворот старики и молодые и смотрят вслед машине, пока она не скрылась за поворотом.
Колка пробормотал: «Мы будем ждать вас, дети! Возвращайтесь с победой!»
Кадр 8, финальный: пустой двор Дауровых с накрытыми столами. На пороге сидит мать Кубади и смотрит в землю, обхватив голову руками.
Сцена 43
На экране текст: «Аэродром эскадрильи морской разведки, Туапсе, июнь 1941».
Эпизод 1.
Кадры чередуются -1. Полуторка свернула на грунтовую дорогу, взбегавшую вверх по горному склону, скользнула в зеленый тоннель лесной просеки и совершенно неожиданно оказалась на широкой поляне.
Кадр 2. Их окликнул часовой. Он остановил машину, потребовал у офицера, сопровождающего группу, документы. И тут же откозырял.
Часовой (молодой худенький парень в очках): «Все в порядке, товарищ капитан! Машина пусть постоит здесь, а вы идите вон туда, к дубкам. Штаб в блиндаже».
Кадр 3. Приехавшие спрыгивают на землю, разминают затекшие ноги.
Кадр 4. Капитан (стройный, высокий молодой человек) строит людей и ведёт их к дубкам, у входа в большой блиндаж стоит еще один часовой.
Капитан: «Ну, товарищи офицеры, приведите себя в порядок. Сейчас представлю вас начальству».
Кадр 5. Илита сняла пилотку, вытащила спрятанную под ворот кителя длинную черную косу.
Кадр 6. Капитан (засмотрелся, потом встряхнул головой): «Будьте готовы, младший лейтенант. Майор Джапаридзе прикажет срезать, не положено». И уходит в блиндаж
Кадр 7. Илита молодая (вздохнула ему вслед), говорит вслух: «Что делать? На войне люди головы теряют, так стоит ли мне плакать по моим космам?».
Эпизод 2.
Кадр 1. Подходит молодой, симпатичный русский лейтенант. Подтянутый, улыбчивый блондин с «задорным» взглядом. Это лейтенант Иван Ефименко
Лейтенант Ефименко (неожиданно появляется): «Да у вас царская коса! Такую- и в кино не грех показать! Вот что я хочу вам сказать: если для летчика с такой прекрасной косой не найдется места, я его приму с распростертыми объятьями. У меня в звене как раз не хватает пилота! Давайте знакомиться. Лейтенант Иван Ефименко. Командир звена!». Протягивает руку.
Илита молодая, смущаясь немного: «Илита Даурова, друзья называют меня Дика!». В ответ протягивает руку.
Кадр 2. Звучит начало «хонги». Ефименко не скрывает восхищения девушкой. Илита смущённо опускает глаза.
Лейтенант Ефименко: «Дика!? Какое имя интересное!».
Илита молодая: «Еще в лётной школе я придумала себе имя, из первых букв моего настоящего имени, отчества и фамилии. Даурова - это фамилия, отчество - Кирилловна, а настоящее имя - Илита. Вот и получается: Дика!».
Лейтенант Ефименко: «А имя Дика Вам к лицу!».
Кадр 3. На дорожке появился сержант с красной повязкой на рукаве (обращается к Илите): «Товарищ младший лейтенант, вас командир вызывает».
Кадр 4. Илита идёт в штаб.
Лейтенант Ефименко ей вслед: «А вы знаете, что… наш Джапаридзе только на первый взгляд строгий, а так душа-человек… Я как-то видел фотографию его дочерей. Так вот у них тоже косички»…
Кадр 5. Илита оборачивается, смотрит с интересом.
Лейтенант Ефименко: «Если Джапаридзе напомнит вам о косе, вы спросите: дороги ли ему косички дочерей? Конечно, как говорят в боксе, это удар ниже пояса, но… у вас нет другого выхода».
Эпизод 3. Метафора
На экране текст: «Северная Осетия, 70-е годы»
Кадр 1. Илита сидит, завернувшись в шаль, и смотрит концерт по телевизору. Рядом с ней старенькая-старенькая Ама, сёстры и несколько ребятишек.
На экране телевизора поёт ансамбль Александрова. Запись 1962 года. (Желательно, чтобы песня была показана вся, фоном монолога. Это оправдывает монолог Илиты, который будет ниже).
"Nice guy" - Ivan Bukreev and the Alexandrov Red Army Choir (1962) - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)
Илита: «Оставшись наедине, я часто вспоминаю тех, кто на фронте стал для меня близким, родным человеком. Не просто боевым товарищем, а братом. Я росла в окружении сестёр. Война подарила мне целых трёх братьев, и всех троих, по воли случая, звали Иванами. И всех потом она же и забрала, оставив лишь память о них… Ваня Богомолов погиб тогда, у школы, Ваня Ефименко сгорел в самолёте, Ваня Петруненко…умер после войны, совсем ещё молодым мужчиной, от ран…Да, и как же я забыла (!), ещё генерал Петров, изменивший мою фронтовую жизнь! Ведь его тоже звали Иваном…это судьба, говорит моя мама, это судьба»...
Сцена 44
Джапаридзе
Эпизод 1.
Кадр 1. Илита спустилась на несколько ступенек вниз.
Кадр 2. В блиндаже: большая электрическая лампочка с абажуром из газеты освещает только центральную часть помещения; просторный стол, на котором разложена карта Черноморского побережья. В углу находится еще один стол, примыкающий торцом к бревенчатой стене. За столом сидит черноволосый майор. В дальнем углу блиндажа примостилась девушка-радистка.
Кадр 3. В тот момент, когда Илита переступила порог блиндажа, он разговаривает с кем-то по телефону. Голос у него сердитый.
Джапаридзе: «Я приказал! Выполняйте приказание без лишних слов!».
Кадр 4.
Илита молодая: «Товарищ майор! Младший лейтенант Даурова прибыла в ваше распоряжение для прохождения дальнейшей службы!».
Джапаридзе (барабанит пальцами по столу): «Теперь, что и женщин стали посылать в морскую авиацию! Из какого округа?»
Илита: Северо-Кавказского!
Джапаридзе: «Ну и ну!»
Илита молодая: «Вам, товарищ майор, не придется жалеть, что вы принимаете в свою часть женщину. Я налетала вдвое больше часов, чем положено курсанту. Экзамены по эксплуатации машины сдала на «отлично». А, кроме того, если вам так уж хочется, я могу скрывать, что я - женщина».
Джапаридзе (теребит усы, усмехается): «Как же! Все ваши хитрости шиты белыми нитками! Спрячете косы под китель на спине и будете думать, что преобразились в мужчину? Ладно, раз приехали, оставайтесь. Но косы - снять! Снять без всяких разговоров!
Эпизод 2.
На жкране текст: «70-е годы. Осетия. Дом Илиты».
Тотырбек и Илита сидят на диване в доме Илиты за столом. Стоит магнитофон. Она рассказывает, журналист слушает, записывает.
Илита пожилая: «Сказать по правде, меня тогда обидела речь майора. Грубовато он разговаривает. И зачем нужно было обязательно подчеркивать, что ему в части нужны только мужчины? Нехорошо это. А чего прицепился он к косам? Впрочем, разговор о косах шел еще в летной школе. Новый начальник курса, пришедший в школу после Харитона, тоже потребовал, чтобы я срезала косы. Но тогда за меня вступился инструктор Петров, и начальник курса отменил свое приказание. Я не знала, повезёт ли мне и на этот раз? Но я решила попытаться».
Эпизод 3.
Кадр 1. Илита молодая: «Прошу вас, товарищ майор, не заставляйте меня срезать косы, Я - горянка, осетинка, а для горянки снять косы - то же самое, что горцу срезать усы… Если вы слышали о наших обычаях».
Джапаридзе: «Слышал! Эти обычаи у меня тут, тут и тут! (он тычет себя пальцем в грудь, потом в живот, а затем в лоб) Я сам кавказец, грузин. Обычаи обычаями, но, товарищ младший лейтенант, существует и воинская дисциплина. Короткая стрижка по уставу обязательна. Выполняйте приказ!».
Кадр 2. Илита не сдвинулась с места. Джапаридзе вышел из-за стола и почти вплотную подошел к Илите. разглядывая на гимнастерке девушки красный флажок депутатского значка.
Кадр 3. Камера направляется на значок.
Кадр 4. Джапаридзе: «Я понимаю, что, вы (пауза)- знатный человек в Осетии. Я ваш депутатский значок я сразу увидел (пальцем ткнул тихонько). Так, может быть, дело в вашей депутатской гордости? Эта гордость здесь ни к чему! Мы все делаем одно общее дело! К сожалению, я вижу, не выйдет из вас дисциплинированного летчика. Я не стану наказывать вас - просто откомандирую в округ с соответствующей характеристикой!».
Илита молодая («вспыхнула»): «Извините, товарищ майор, выслушайте меня, и вы все поймете. Я действительно крепко работала в колхозе и считалась лучшей звеньевой. Но я не заносилась и сейчас нисколько не заношусь, честное слово! Есть разная гордость. Но если мужчинам в Осетии дороги усы, то женщинам – косы! Да разве только в Осетии? На всём Кавказе то же самое. Вы бы, товарищ майор, согласились, если бы вашим девочкам срезали косички? А что бы вы сказали, если б вам приказали сбрить усы?».
Эпизод 4. Тотырбек и Илита смеются.
Тотырбек: «Да, Илита, зацепила ты полковник за самое больное!»
Илита пожилая: «Кто знает, что ответил бы майор мне, и как поступил со мной, если бы в эту минуту в блиндаж не вошел мой новый товарищ Ефименко. Он, по-видимому, был в дружеских отношениях с командиром. Во всяком случае, чувствовал он себя в штабе как дома».
Эпизод 5.
Кадр 1. Ефименко: Товарищ майор, в моем звене не хватает летчика. Может, дадите мне Дику?»
Джапаридзе: «Какую такую Дику?»
Ефименко: «Да вот, младшего лейтенанта зовут Дика».
Джапаридзе (майор улыбается): «Ее зовут ещё и Дика? А я думал Илита Даурова! (наконец улыбается). А ведь как точно назвали! И было бы еще точнее, если бы к этому имени добавили только одну буковку - «я» (с поддёвкой). Потому, что ей с ее упрямым характером больше бы пошло имя «Дикая»! Ей-богу, не видел более упрямой и своенравной девушки!».
Ефименко. «А это хорошо, что упрямая, да дикая! Воевать будет злее».
Кадр 2. Майор остановил лейтенанта движением руки. Он потрогал свои черные усики, словно ему действительно только что предложили сбрить их.
Джапаридзе: «Пусть будет, по-вашему. Ладно, учтем ваши… наши национальные традиции. Но, - это до первого взыскания. Смотрите, сами себе не испортите дела. Испортите - пеняйте на себя: тогда вас уже надо будет не стричь, а брить! Идите, идите!..
Кадр 3. Илита выходит из блиндажа и улыбается довольно.
Илита пожилая за кадром: «Ефименко оказался прав: Джапаридзе - душа-человек».
Сцена 45
Эпизод 1.
Кадр 1. Илита стоит перед стареньким У-2. На е лице печаль, огорчение и обида! Рядом с ней Ефименко. Недалеко, возле «Ласточки», у хвоста самолета возится пожилой механик с веснушчатым лицом, высокий и худой. Он в широком, не по фигуре, комбинезоне, перепачканном мазутом.
Голос за кадром - Илита пожилая: «Признаться, отправляясь из Орджоникидзе в часть, я думала, что меня посадят на первоклассную боевую машину. А где она, эта машина? Я увидела все те же, знакомые мне, «фанерные этажерки». Я негодовала про себя: чем я буду заниматься, за сотни километров от фронта, в местности, которая только и знаменита, что песчаными пляжами?».
Кадр 2.
Ефименко (с гордостью): «Нравятся наши соколы?»
Кадр 3. Документальные кадры, как У-2 сражается в небе. За кадром голос Илиты.
Илита пожилая (говорит на фоне документальных кадров сражающейся «уточки»): «Я хорошо знала, как вынослива «уточка», как разносторонне использовали ее в мирное время. Трудяга этот «У-2», такого поискать! С его помощью тушили пожары, проводили подкормку посевов, на нем возили почту, он обслуживал геологические экспедиции. До войны У-2 звали и «уточкой», и «фанерной этажеркой», и «кукурузником». А вот сейчас у него новое имя - НХБ, что означает «ночной хитрый бомбардировщик, но меня это не успокоило, ведь мой Харитон сражается на настоящем бомбардировщике, а я?».
Кадр 4.
Илита молодая (иронически): «Когда-то нравились. А сейчас - нет. Не птиц, а зайцев на этих драндулетах преследовать! Что может сделать такая «фанерная этажерка» против фашистского «мессера»? (Илита явно обижена и возмущена)
Ефименко (тоже с обидой в голосе): «Ну-у… С «мессерами» мы драться не собираемся, во всяком случае не такую задачу поставили перед нашей частью. Другую! Но эта другая ничуть не меньше, чем, допустим, у бомбардировочной авиации!!! (взволнован). Не огорчайтесь, «уточки» тоже делают свое дело. В эскадрилью майора Джапаридзе входит два десятка таких «уточек». Задачей нашей эскадрильи, товарищ младший лейтенант (с укором в голосе), в первую очередь, является (пауза)- подготовка парашютистов-десантников и систематическая разведка над морем и побережьем в районах Лазаревского, Сочи и Туапсе!!!».
Кадр 5. Ефименко закуривает, явно не скрывает обиды.
Илита молодая (засмущалась, «вспыхнула», осознав свою оплошность): «Я…вы…я…просто я…мой Харитон…(резко выпрямляется по стойке смирно) Я стану хорошим разведчиком, товарищ лейтенант. Я обещаю!».
Сцена 46
На экране текст: «Несколько дней спустя».
Эпизод 1
Кадр 1. Чёрное море, плещутся волны, дворик, яблони с яблоками, собака бегает, кошка сидит (как символы ещё «пока мирной жизни» на побережье).
На фоне кадра. Илита пожилая: «Здесь, в лесу, на побережье, война казалась далекой. Тихо и ласково плескалось спокойное в это время года море. В садах около Лазаревского зрел щедрый урожай фруктов, и аромат плодов - яблок и груш - разносился в воздухе, напоминая мне о моём доме в горах. Миром и спокойствием веяло от природы юга. В первые дни пребывания на лесном аэродроме я частенько усмехалась про себя: и это называется «я воюю!»».
Кадр 2. «Ласточка» Илиты. Возле неё возится механик Козорез. Илита ему помогает.
Илита (обращаясь к Козорезу): «И это я воюю! Я боевой лётчик! А вынуждена прохлаждаться уже третий день, как на курорте!».
Козорез (останавливается, смотрит с укоризной на лётчицу): «Если идет война - фронт везде! Даже в Сибири, где люди куют оружие и растят хлеб. А тут тем более. Ты слышала вчерашнюю сводку? Как прёт, мерзавец! Смоленск у него. Минск у него. Киев у него. Тысячи городов и сел проглотил… А Кавказ фашистам нужен, ой как нужен! На нефть они зарятся, на хлеб, на скот. Нельзя нам супостату нашу землю отдавать. Отдадим - конец России, конец народу!».
Кадр 3. Илита вздыхает. Смотрит на полосу аэродрома.
Кадр 4. Камера охватывает аэродром, где стоят У-2
Кадр 5.
Илита молодая (обращаясь к Козорезу): «Сергей Иваныч. У него есть какое-нибудь имя или нет?»
Козорез: «Ласточка». По коду он «Ласточка». Прежний хозяин доволен был машиной.
Илита: А где ж теперь его хозяин?
Козорез: «В бомбардировочную авиацию перевели».
Кадр 6. Илита посмотрела на машину со стороны, влезла в кабину, затем, спрыгнув на землю, вытерла паклей перемазанные машинным маслом руки. Затянула туже пояс на комбинезоне, поправила пилотку на голове.
Кадр 7. Козорез: «Ну что, как тебе твоя «Ласточка»?»
Илита, улыбаясь смотрит в камеру: «Что ж, будем летать!»
Сцена 47
Задание
Эпизод 1
Кадр 1. Штаб. Джапаридзе стоит за столом перед картой. Рядом с ним Илита. Иван Ефименко и стрелок-радист Богомолов Иван. Он наклонился над картой, взял карандаш.
Джапаридзе:
«Сейчас, когда фашисты создали крупную военно-морскую базу в Констанце, в Румынии, когда их войска ворвались в Крым, важность и ценность таких портов, как Геленджик и Новороссийск, особенно возросла. Отсюда отправляют боевое пополнение в Одессу и Севастополь - эти города мужественно сражаются с фашистами, сковывают большие силы противника. Здесь то и дело пришвартовываются транспорты, перебрасывающие войскам, сдерживающим врага, боеприпасы и продовольствие. В Геленджике и Новороссийске около десятка крупных эвакогоспиталей, осуществляющих приемку раненых и переправляющих их в глубокий тыл - в Сибирь, в Казахстан и Среднюю Азию. В общем, два этих порта на Черном море - словно артерии, питающие фронт всем необходимым. Ясно, почему фашисты нацелились на них!? Враг сначала пустит подводные лодки, разведает систему обороны, а затем введет в действие боевые корабли и бомбардировочную авиацию, чтобы парализовать порты на долгое время. А теперь, Дика, иди сюда, поручаю тебе ответственное дело: будешь вести ночную разведку».
Кадр 2. Дика обходит стол и наклоняется над картой. Джапаридзе указывает на точки на карте.
Джапаридзе: «В этих двух квадратах «пасутся» подводные лодки противника. Видишь, совсем рядом с Новороссийском. Ваш район (обращается и к Ивану Богомолову тоже) начинается, вот здесь, за Туапсе.
Кадр 3. Джапаридзе обращается к Илите, заложив руки за спину. Она внимательно его слушает. Смотри зорче Илита! Я знаю, как трудно ночью заметить перископ. Но ночью лодки ходят в надводном положении, и, если будешь внимательной, сможешь различить на глади моря пенистый белый след от перископа. Глаза у тебя, как у всех горцев, зоркие - вот и засекай фашистов! И еще: не вылезайте из этих квадратов, вам и тут дела хватит. А в других квадратах наши люди тоже будут вести разведку. Задание ясно, товарищ младший лейтенант?».
Илита: «Ясно, товарищ майор!»
Джапаридзе: «Выполняйте!»
Илита молодая: «Есть выполнять!».
Эпизод 2.
Кадр 1. Илита и Богомолов патрулируют свой квадрат. Внизу море… Волна идет за волной, похожая одна на другую, они темные, перерезая черноту волн, тянется белая полоска, похожая на пушистую шерстяную нитку! Нитка двигается, скользит по морю. Не очень быстро.
Кадр 2. Илита: «Богомолов, ты видишь?» (она открыла боковой плексигласовый щиток и наклонилась над бортиком кабинки).
Богомолов (стрелок-радист): «Вижу Перископ, Дика, ей-богу, перископ!»
Илита: «Готовь микрофон! Передавай! Квадрат 19-Д, замечено движение к северу, в направлении Геленджика… Да торопись же, Иван!».
Богомолов: «Я - «Ласточка»! Я - «Ласточка»! Как слышите? Прием».
Ефименко: «Ласточка», слышу тебя хорошо. Прием.
Илита: «Скорее! Уйдет!».
Кадр 3. Вдалеке появился силуэт «уточки». Встречный самолет покачал в знак приветствия крыльями.
Кадр 4. Илита: «Ваня свяжись с ребятами и передай им нашу вражескую подводную лодку с рук на руки. Ясное дело, подлодка, услышав шум моторов, уйдет на дно, выключит двигатели, чтобы не обнаружить себя. Только все это зря - наши все равно нащупают ее локаторами, разбомбят»
Кадр 5. Илита оглянулась на Богомолова; тот весело подмигнул ей, но лицо у него бледное, утомленное, лоб усеян капельками пота.
Кадр 6. Илита повернула «уточку», вышла на обратный курс. Мембраны наушников тихо задребезжали, отзываясь слабым эхом на далекие взрывы.
Илита: «Нашли!»
Голос в наушниках: «Ласточка», «Ласточка»! Слышите ли меня? Прием.
Богомолов: «Ласточка» отвечает. Слышим вас хорошо. Прием.
Джапаридзе (в эфир): «Молодец, Дика!».
Эпизод 3.
Кадр 1. Аэродром. Илита и Богомолов еле вышли из самолёта.
Кадр 2. Ваня присел на землю, дрожащими руками (крупный план) скрутил самокрутку и закурил. Кадр 3. Илита опёрлась спиной на самолёт и сняла шлем. И закрыла глаза.
Кадр 4. К ним бегут-торопятся Ефименко и Козорез.
Кадр 5. Илита пожилая (на фоне реальных исторических военных кадров-самолёты «уточки» в небе): «Так впервые я встретилась с врагом и поняла, наконец, что наша работа во главе с майором Джапаридзе, действительно, важная и ответственная! Мы на своей фанерной «уточке» - глаза армии. Достаточно нашему лётчику разглядеть на поверхности моря пенистый след вражеского перископа, достаточно засечь противника - и навстречу фашистам выйдут юркие, быстроходные сторожевые катера с глубинными бомбами на борту. Вылетят по тревоге стражи нашего моря - летчики морской авиации, или торпедные катера - «морские всадники», как называют их на флоте, и тогда худо придется гитлеровцам!».
Сцена 48
Ёлочка
Текст на экране: «Осетия, 70- годы. 5 января».
Эпизод 1 День.
Кадр 1. Новогодняя ёлка в доме Дауровых в Фарне. Дети бегают по комнате, женщины накрывают на стол.
Кадр 2. Илита заносит в комнату и ставит на стол осетинский сыр. На столе традиционные блюда: картофджин, фыдджин. олибах (лепёшки и пироги)
Сестра Зина: «Илита, скоро гость наш придёт? Эдик сказал, что мясо почти готово».
Кадр 3. В комнату заходит Тотырбек, с искусственной белой бородой и с мешком, как у Деда мороза.
Кадр 4. Женщины растерялись, заулыбались. Дети заверещали от радости и обступили гостя.
Тотырбек: «Ну что детки, деда Мороза звали!?». Дети хохочут, пищат и т.п., выхватывают у него мешок. Достают мандарины, конфеты, карандаши.
Тотырбек: «Здравствуй, Илита, зравствуй Зина. Вот это мой однополчанин Вам из Сухуми передал, для вашей семьи, с добрыми пожеланиями. А это вам, барышни, велено передать поздравление от моей жены (протягивает платочки). Она сказала, чтобы я тебе, Илита, вручил торжественно, лично в руки, иначе она обидится на меня (подаёт женщинам по косынке, улыбается)».
Илита: «Ну что ты, Тотырбек, не стоило беспокоиться. Но обязательно передай ей привет от нас. Зина потом тебе домой пирог свой завернёт. Её пирогам конкурентам в Фарне точно нет! Проходи, присаживайся. Катя! Дети!».
Эпизод 2. Вечер.
Кадр 1. Семья Илиты (мужчины) беседуют за столом. Дети мотаются вокруг взрослых. По телевизору идёт «Карнавал». Старики (Ама и ещё одна бабушка) сидят, смотрят на молодую Гурченко, перешёптываются, улыбаются, качают головами, удовлетворённые «Карнавалом».
Кадр 2. Тотырбек и Илита стоят возле наряженной ёлки. Илита перебирает игрушки на ёлке (рассматривает их, будто в первый раз видит) и рассказывает Тотырбеку…
Пожилая Илита: «В тот боевой вылет, накануне Нового 1942 года, про который ты меня спрашивал, я совершила свой проступок, за который меня должны были отдать под трибунал, так как я нарушила приказ, но меня не только не наказали, а, даже и похвалили. Летела я тогда без стрелка-радиста. Ты понимаешь, что это усложняло мою работу: попробуй-ка, веди машину, оперируй с рацией, да к тому же еще проведи выброску боеприпасов и медикаментов так, чтобы ни одни из контейнеров не застрял в отсеке, упал в назначенном месте! Сначала все шло хорошо, пока на обратном пути самолеты звена Ефименко не попали в кольцо вражеских прожекторов. Меня они высветили сразу и уже не выпускали, шли за моей «Ласточкой», указывая на меня своим зениткам».
Эпизод 3
На экране текст: 31 декабря 1941 года Звучит шоача (мелодия адаптированная)
Кадр 1. Илита летает над Севастополем. перелетает через линию фронта и сбрасывает несколько контейнеров с грузами над Севастополем.
Кадр 2: «Мессершмитты» налетают словно коршуны.
Кадр 3. Ефименко (в эфире): «Рассыпаться! Илита, слева от тебя лес! Приземляйся, как сумеешь!»
Звучит шоача
Кадр 3. Илита быстро выключает мотор, переходит на планирование. Она имитирует аварию. Метрах в двухстах от земли «Ласточка» наконец вырваться из лап прожекторов.
Кадр 4. Земля все ближе и ближе. Вид: снежный покров поляны ровен и гладок, не видно ни пней, ни валежин.
Кадр 5. Ласточка» села мягко, остановилась на неглубоком снегу около высокой ели. Шоача обрывается
Кадр 6. Илита молодая: «Ох!»!
Эпизод 4
Кадр 1. Она сидит несколько минут, прислушивается к завыванию ветра в лесу, поглядывает в небо, где еще шарят лучи вражеских прожекторов.
Кадр 2. Вылезла на крыло, осмотрела поляну.
Илита молодая (вслух): «Что ж, с посадочной площадкой мне повезло: снега немного, грунт крепкий, взлететь отсюда будет легко. Что же так пить хочется?».
Кадр 3. Илита спрыгивает на землю, хватает горсть снега и долго и жадно слизывала его с ладони.
Кадр 4. Илита молодая: «Ну ладно, нечего нюни распускать!». Илита достала фонарик, вытащила из планшетки карту, определяет, куда забросила ее судьба.
Кадр 5. Илита (обращается к У-2): «Да, «Ласточка», вляпались мы с тобой по… самое, не балуй! Ты, кажется, села моя дорогая, на территории немцев! Долго оставаться нам здесь нельзя. Того и гляди, нагрянут фашисты или полицаи, тогда мне придется бросить тебя, моя родная, им на растерзание, и уходить в лес, в самую глубинку, к партизанам. Только мне не просто будет разыскать их базы, а сдаваться фашистам я не собиралась. Лучше смерть, чем плен! Пока взлетать нельзя. Видишь, в небе по-прежнему кружат «мессеры».
Кадр 6. Она смотрит на небо. Лучи прожекторов пробегают над головой.
Кадр 7. В лесу слышится чей-то протяжный вой. Илита вздрагивает и смотрит в чащу настороженным взглядом. Рука тянется к кобуре.
Эпизод 5.
На экране текст: «село Фарн, 1935 год».
Кадр 1.Такой же заснеженный лес, в горах. Илита (подросток), стоит одна в горах и целится в волка. Рядом со зверем ещё трое таких же зверюг.
Кадр 2. Волк смотрит на неё. Илита в глаза волку
Кадр 3. Илита целится.
Кадр 4. Рывок зверя.
Кадр 5. Ни один мускул не дрогнул на её лице. Раздаются выстрелы. Девочка подстрелила одного зверя.
Кадр 6. Отец подоспел вовремя и застрелил ещё двоих.
Илита: «Отец, я так испугалась!». Она уткнулась ему в грудь.
Крим: «Ничего дочка, они тебя не тронут, не посмеют, я и без ружья любому волку за тебя горло перегрызу!».
Эпизод 6
Кадр 1: Илита осматривается, достаёт пистолет. И вдруг замирает, увидев красивую заснеженную елку. Прячет пистолет в кобуру.
Кадр 2. Крупным планом лицо Илиты. На лице – озарение, глаза сверкают. Она что-то придумала!
Кадр 3. Илита пробирается к ёлочке по снегу. Обходит её со всех сторон.
Кадр 4. Метафора. Камера показывает всю красоту ёлки.
Эпизод 7. В доме Илиты
Кадр 1. Илита пожилая, поправляя гирлянду на новогодней ёлочкой в своём доме, говорит задумчиво, явно волнуясь: «Я стояла и смотрела на ёлку, забыв о прожекторах, вражеских зенитках, фашистах! Я будто очутилась в довоенной сказке. Иней так красиво украсил ёлочку, что, глядя на эти холодные ледяные украшения, я вдруг вспомнила: завтра же праздник Нового года! Интересно, как отметят его в родном Фарне? А в Севастополе? Бедный героический Севастополь! Фашисты разрушили и испепелили его до основания. Там в катакомбах храбрые защитники Севастополя и мирные жители из последних сил пытаются отстоять свой любимый город. Среди них дети. Они заслужили праздник! Я тогда и решила. Пусть фашисты подаваться, но праздник у детей будет!!! И я решила вернуться не на базу, а в Севастополь и подарить маленьким отважным севастопольцам ёлку на Новый год!».
Кадр 2. К Илите и Тотырбеку подбегает мальчишка, лет семи.
Мальчик: «Тётя Илита, а ты гирлянду включила? Не забыла?».
Илита обнимает его: «Ой, мой милый, забыла, Илита совсем заболталась с гостем, сейчас включим. Раз-два-три, ёлочка гори!». Включает гирлянду.
Эпизод 8. В лесу
Кадр 1. Илита обошла вокруг елочки. Она вытащила финский нож и через несколько минут срубила ёлку.
Кадр 2. Она достала из планшетки чистый лист бумаги и пишет карандашом. Голос за кадром.
Илита молодая (голос): «Дорогие севастопольцы! Это вам небольшой подарок к Новому году от летчицы Илиты Дауровой. Желаю вам скорой победы над врагом! Будьте до конца мужественны!»
Кадр 3. Илита притянула записку веревкой к стволу елки, а само деревцо уложила на крыло и тоже привязала.
Кадр 4. «Ласточка» легко поднялась в воздух.
Илита (взглянула на приборы): «Ну, что, моя хорошая, горючего достаточно, чтобы долететь нас с тобой до Севастополя и вернуться на аэродром. Эх, была не была - «Ласточка», берём курс на Севастополь! И пусть потом, если мы останемся живы, нас с тобой будет разными словами драить старший лейтенант Ефименко, пусть достанется на орехи от майора Джапаридзе! Летим, милая!». Звучит шоача
Кадр 5. Центр Севастополя. Зенитки врага бьют все сильнее, стараясь отогнать «Ласточку». Илита разворачивает машину и одновременно перерезает веревку. Елочка мягко соскальзывает с крыла…
Илита кричит: «Привет героям Севастополя!»
Сцена 49
Эпизод 1. Письмо
Кадр 1. Илита у себя в комнате в бараке. Лежит на кровати с письмом от Харитона, накрытая курткой, в унтах. Письмо звучит на осетинском языке, голосом Харитона, потом голос Харитона звучит на русском. (Письмо реальное от Харитона Саламова из повести Тотырбека Джатиева).
Кадр 2. «Ночью я снова стану орлом. Поднимусь в небо и полечу далеко-далеко, в чужие, недобрые края. Но, кажется, орлы не пишут писем? Не видела же ты орла с пером в руке, склонившегося над листочком бумаги. Так что некоторое время не жди от меня весточки, дорогая. Только куда бы ни забросила меня судьба, ты всегда будешь у меня в сердце, словно ласточка в родном гнезде».
Кадр 3. Письмо продолжается. На фоне чёрно-белых кадров. В замедленном режиме, будто Илита, читая письмо – вспоминает, как…
…Она выходит из своей комнаты. Там стоит дядя Колка, за его спиной Харитон. В военной форме.
Илита и Харитон бросаются друг к другу.
Итак следующий подобный замедленный кадр…
Кадр 4-5. Илита в свадебном наряде стоит на пороге дома. Харитон растрёпанный врывается в калитку…
«Мы устали от разлуки - и ты, и я. Но кому жаловаться на это? Время сейчас не такое, чтобы жаловаться, да и некому жалобы разбирать. Война! Огненный вихрь на нашей земле не стихает. Каждый день гибнут люди - тысячи замечательных людей. Когда все это кончится? Кто ответит на этот вопрос? Но без надежды нельзя воевать, нельзя жить. И да будет так, как мы с тобой, любимая, договорились, ладно?».
Кадр 6. Обычный. Харитон идёт к своему самолёту. Садится в него…письмо продолжается:
« 22 июня 1941 года - день нашей несостоявшейся свадьбы. 22 июня в год окончания войны! - наша новая свадьба! Дай руку, радость моя! Хорошо? Я пожимаю твою руку от всей души! До свидания, любимая! Подожди, подожди, не прощайся - только еще одно теплое, сердечное объятие и один сердечный поцелуй! Вот так, теперь совсем хорошо! Мне стало легко, когда я поговорил с тобой. Я буду смелее чувствовать себя на крутых и длинных поднебесных дорогах…».
Кадр 7. Харитон в кабине. Самолёт над морем. Письмо продолжается. «…А теперь еще раз до свидания! До встречи в Берлине. Ведь разобьем же мы когда-нибудь этих фашистских бандитов, прогоним их с родной земли! Да, до встречи в Берлине! И хочу, чтобы мы с тобой станцевали там победный симд - наш старинный осетинский танец. Береги себя, Илита».
Кадр 8. В небе горит советский самолёт, стремительно падает вниз, в море. Уходит на дно.
Голос Тотырбека за кадром: «Харитон Саламов пропал без вести в 1941»
На экране фото подлинного Харитона Саламова.
Кадр 10 Звучит хонга. И повторяются в замедленном режиме кадры про «Артек», где Илита и Харитон танцуют хонгу на песке.
Сцена 50
Эпизод 1. На экране текст: «27 февраля 1942 год».
Фоном звучит начало «хонги».
Кадры: Пейзажи Черноморского побережья. Голос за кадром.
Кадр Илита пожилая: «Мы все так ждали наступающую весну, в надежде, что проклятая война, вот-вот закончится, но союзники так и не открыли второй фронт, а враг прорывался всё ближе и ближе. Севастополь дрался из последних сил!».
Кадр 2-3. Самолеты звена Ефименко летят низко над морем. Через некоторое время звено повернуло в сторону берега и в условленном месте сбросило свой груз. Голос за кадром
Илита пожилая: «В одну из ночей я вместе с самолетами из звена старшего лейтенанта Ефименко снова шла на Севастополь. Это был мой 82 боевой вылет, и я надеялась добрать до ста! Машины до предела были загружены медикаментами, контейнерами с сухарями и консервами. Долгие месяцы осажденный город снабжался только с воздуха и с моря. Но в воздухе кружили фашистские «мессеры», а море кишмя кишело вражескими минами и подводными лодками. Трудно было пробиться сквозь эти заслоны. Но другого выхода не было: две «дороги жизни» - воздушная и морская - помогали севастопольцам бороться и побеждать».
Кадр 4. Ефименко приказал летчикам лечь на обратный курс.
Ефименко: «Курс на аэродром!».
Кадр 5 (Выполнить маневр самолетам не удаётся. Звено обнаружено противником). Вспыхивают прожекторы. Внезапно появляются истребители врага - их более десятка.
Кадр 6. Два луча, перекрестившись, поймали «Ласточку». Свет бьёт Илите в лицо.
Илита молодая: «Ну, все!»
Кадр 7. Она круто изменяет направление полета, направляет «Ласточку» прямо к морю, имитируя падение. Огненные нити трассирующих пуль проходят совсем рядом, но не задевают машину. «Мессершмитты» берут ее на прицел!
Кадр 8. Она осмотрит горизонт. Клещи прожекторов не выпускают из вида самолёт Ефименко. Несколько «мессеров», то попадая в полосу света, то исчезая во тьме, секут его очередями.
Илита: «Ефименко! Ваня! Неужели не вырвешься? ».
Илита пожилая за кадром: «Я не имела возможности помочь Ефименко. Был бы сзади стрелок-радист, не задумываясь, пошла бы на помощь. Но молодой паренек, заменивший моего Ваню Богомолова, остался на аэродроме из-за болезни. Значит, единственное, что мне оставалось, - смотреть издали, как командир звена пытается уйти от быстрых и ловких «мессеров».
Кадр 9. «Мессершмитты» сбили У-2 Ефименко; самолет его, пылая, камнем падает в море.
Илита молодая: «Прыгай, командир, успеешь! Не успел!» закричала Илита, рыдая.
Кадр 10 в замедленном режиме: аэродром 1941 года летом, Илита только-только прибыла в часть. Снимает пилотку, падает коса. Она оборачивается. Ефименко подходит, протягивает руку девушке: «Разрешите представиться, лейтенант Иван Ефименко». Звучит начало мелодии хонги
Эпизод 2
Гибель Ласточки
Кадр 1: Два «мессершмитта», ринулись на нее. Илита прижимает свою «Ласточку» к морю.
Кадр 2: На экране чёрной тенью мелькает наверху машина врага. «Ласточка» вздрогнула. Попадание! Кадр 3: Илита обернулась: сзади горят фанерные стенки фюзеляжа.
Кадр 4. Огонь бежал к мотору, к кабине.
Кадр 5. Илита выбросилась из горящего самолета.
Илита на лету: «Прощай, «Ласточка», ты сделала все, что могла, ты дралась до последнего! Прощай!»
Кадр 6. Машина, пылая и чадя, несколько раз перевернулась в воздухе и упала в море.
Кадр 7: Илита медленно опускается под воду. Кадр под водой.
Голос за кадром.
Илита пожилая: «Той горькой ночью никто из нашего звена так и не вернулся с боевого задания…, и я тоже».
Звучит начало «хонги»
Сцена 51
На экране текст: «Июнь 1941 год. Орджоникидзе. Первые дни войны».
Эпизод 1. Выступление Илиты
Кадр 1. Трибуна. Стоят важные чины Осетии. Военные. И Илита тоже на трибуне на фоне портрета Сталина. Под трибуной много женщин.
Кадр 2. Илита обращается к женщинам Кавказа.
Илита молодая: «Дорогие сестры! Сейчас, когда враг напала на нашу Советскую Родину, мы, женщины Кавказа тоже должны сплотиться. Наши мужья, отцы и братья уходят на фронт, чтобы защитить свой дом! Но мы горянки, тоже не должны остаться в стороне. Записывайтесь на курсы лётчиц, радисток, санитарок. Только вместе мы одолеем врага! Враг будет разбит! Победа будет за нами!».
Эпизод 2.
На экране: «Северная Осетия, 70-е годы. Квартира Тотырбека».
Кадр 1. Рабочий стол. На нём много пачек черновиков, фотографии, газетные вырезки. Сверху книги.
Кадр 2 (камера задерживается на книгах)- это книги Тотырбека о войне: «Два друга», «Пламя над Тереком».
Кадр 2
Тотырбек (сидит за столом, за пишущей машинкой). Поднимает голову, задумчиво смотрит в окно.
Звучит его голос за кадром: «Ещё многие и многие годы будут открываться имена тех, кто отдал свою жизнь за всеобщую победу в Великой Отечественной войне. И никогда никто не забудет этих огненных дней, потому что победу ковали в те годы, и стар, и млад, и женщины, и мужчины. И мои отважные крылатые сёстры Кавказа тоже!..
Кадр 3: Снова начинает печатать
… (голос за кадром Тотырбека): «Пусть и ваши имена звучат в застольях и на парадах, в школах и на улицах наших городов. Вы достойны этого. Сотни дней не хватит, чтобы перечислить всех Вас, мои сёстры, кто откликнулся на призыв нашей общей Родины. Вы были первыми».
Кадр 5. На фоне сменяющихся фотографий этих женщин, звучит песня, посвящённая Илите Дауровой. Нужно спросить разрешения у автора песни (я не нашла автора).
Песня об Илите Дауровой - YouTube
Такуи (Ася) Ванян - первая советская лётчица-армянка. Лётчица Бавар Джафарова из Дагестана, Черкешенка из аула Лакшукай - стрелок-радист в авиации Леля Богузокова Первая лётчица и стрелок-радист -карачаевка Мелек Глоова, Одни из первых летчиц-азербайджанок Зулейха Сеидмамедова. Старшина Вера Ханукаева, горская еврейка -первая из девушек Дагестана, которая стала парашютисткой. И, конечно же, гордость всего нашего осетинского народа Илита Даурова – наша Дика! Их имена и имена других моих сестёр-горянок, прошедших Великую Отечественную войну, золотом вышиты на алом знамени общей Победы всего Советского народа!»
1. Мелек Глоова
2. Такуи (Ася) Ванян
3.Лёля Богузокова
3. Вера Ханукаева
4. Зулейха Сеидмамедова
Бавар Джафарова
5.
Илита Даурова
Свидетельство о публикации №225010900961