Духовные ценности проблема осмысления
Севастопольское региональное отделение Общероссийской общественной
организации «Ассамблея народов России» г. Севастополь
В основе традиционных духовно-нравственных ценностей лежат естественные, заложенные от начала, свойства и качества человека. К ним относятся и продолжение рода, и стремление к совершенству приведением себя к определённому состоянию посредством отправления религиозных культов, а также улучшение благосостояния своего рода и семьи не в ущерб другим. Эти, и многие другие ценности являются основой всех религиозных доктрин, предлагающих человеческому сообществу определённый свод моральноэтических норм поведения и жизнедеятельности.
В советском государстве при осуществлении попытки построить атеистическое общество и воспитания нового человека возникла необходимость искать альтернативу преобладавшей в царской России христианской морали. Как писали Карл Маркс и Фридрих Энгельс в своей работе «Немецкая идеология»: «Коммунисты вообще не проповедуют никакой морали... Они не предъявляют людям морального требования: любите друг друга, не будьте эгоистами и т. д.; они, наоборот, отлично знают, что как эгоизм, так и самоотверженность есть при определенных обстоятельствах необходимая форма самоутверждения индивидов»[1]. Столь неприкрытое отрицание всяких моральных норм пытались компенсировать созданием «Морального кодекса строителя коммунизма». И, как показала практика, этот эксперимент потерпел неудачу, что во всей полноте проявилось, начиная со времени периода перестройки, завершившегося разгулом организованной преступности. На преодоление тяжёлых последствий «бандитских 90-х» и направлен указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Несколько раньше, в 2020 году, в законе «Об образовании в РФ» появилась статья 12.1, согласно которой соответствующие образовательные программы школ, колледжей и вузов должны содержать программы воспитания и план воспитательной работы. При этом воспитание должно быть направлено, в том числе, на развитие «духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
В 2021 году в том же законе, появилось понятие просветительской деятельности, к которой предъявляется ряд требований. Содержание просветительской деятельности тоже должно обеспечивать формирование и развитие личности «в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями».
Обновлённая версия Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования прямо предусматривает такие личностные результаты освоения школьной программы, как «целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ».
Однако, ни в одном из названных документов не приводится раскрытие самого понятия «духовные ценности». По нашему мнению, этот пробел обусловлен отсутствием однозначного его понимания, а разные словари предлагают широкий выбор в раскрытии данного понятия, начиная античными авторами. А собственно построение системы ценностей является целью самостоятельного раздела философии - аксиологии, появившегося только во второй половине XIX столетия.
Аксиология (от др.-греч. &^а «ценность» + Хоуо<; «слово, учение») - теория ценностей. Изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами, структурой личности. С точки зрения аксиологии, ценности - это, с одной стороны, характеристики каких-то явлений, которые личность оценивает положительно или отрицательно, а с другой - такие формы сознания, в которых выражено отношение к окружающей действительности.
В аксиологии выделяются три основных типа духовных ценностей: философско-мировоззренческие, нравственные и эстетические. В то же время, в аксиологии религиозные ценности считаются наиболее полным и адекватным синтезом всех духовных ценностей, соединяя целостное представление об основных смыслах бытия, нравственных устоях, а также ценности обрядов, и традиции. И, видимо поэтому, современная русская философия для объяснения понимания духовности обращается к таким христианским понятиям, как вера, надежда и любовь.
А, поскольку вопрос об определении духовных ценностей является религиозно-философским, то и отвечать на него будет разумно исходя из определений, даваемых в Священных писаниях. Исходя из п. 6 указа Президента, в котором прямо сказано, что особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию, приоритет следует оставить за библейскими книгами. При этом надо учитывать, что Россия объединяет многие народы с разными религиозными взглядами, а принятие, понимание и уважение чужих религиозных убеждений позволяет говорить о появлении специфической для России духовно-нравственной ценности обязательной для многонационального государства.
Для определения сущности духовных ценностей, следует рассмотреть такое понятие, как дух.
Дух - философское понятие, часто отождествляемое с невещественным началом (сознание, мышление, рассудок). Определение соотношения духа и материи зачастую считается основным вопросом философии[2].
Утверждение первичности материи, производным от которой выступает дух, является материализмом; по словам Ф. Энгельса, дух есть «высший цвет» материи[3].
Под словом «дух» также понимается исторически-временная условность - дух времени, а также настроение и состояние человека или коллектива - дух войны, боевой дух, дух победы, и многое другое.
В контексте рассматриваемых указа Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809, закона «Об образовании в РФ» и ФГОС, понятию «дух» присуще его религиозное понимание, что требует более глубокого его объяснения.
Традиционно, в религиозном мировоззрении, Дух это изначальная движущая сила, присущая всему живому, а в некоторых культурах и неживому. Такое определение не совсем верно, поскольку такой силой должно быть Слово, как об этом сказано в Евангелии от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть»[4]. Такое расхождение требует искать иное понимание феномена, например, происходящее из текста православной молитвы Святому Духу: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй».
В таком понимании дух является всепроникающей и всё наполняющей субстанцией, что близко современному научному пониманию поля, поскольку дух, в отличие от лучистой энергии, напрямую соотносится с сознанием.
Согласно приводимому евангельскому тексту Бог есть дух[5], а псалмопевец и царь Давид говорит: Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы[6], из чего следует вывод о божественной, то есть, духовной природе человека. Иными словами, в человеке представлены два неразделимых естества - плоть и дух. А пророк Исаия прямо указывает на взаимную зависимость одного от другого: «Как беременная женщина, при наступлении родов, мучится, вопиет от болей своих, так были мы перед Тобою, Господи. Страха ради Твоего, Господи, во чреве приняли, были беременны, мучились, и родили дух спасения, его же сотворим на земли...»[7]. Но, поскольку, дух спасения, или помазания и есть Христос, то христианское учение говорит о возрождении утраченной в результате грехопадения своего первозданного состояния перерождением плоти посредством протекания через него духа: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа [протекания Духа], не может войти в Царствие Божие»[8]. Именно в таком смысле возможно понимание воскресения, вплоть до полного перехода человеческого тела в полевую форму, что не противоречит знаменитой формуле А. Эйнштейна E=mc2!
В противоположность этому пути рассматривается реинкарнация, или метемпсихоз, представленный знамением Ионы пророка. А в Откровении Св. Иоанна богослова процесс круговорота разумного начала человека описан как пребывание в озере горящем огнём и серою[9]. При этом, под знамением Ионы пророка не следует понимать пребывание во чреве кита, ставшее следствием его нежелания выполнить возложенную на него миссию. Предсказанием грядущих событий, или знамением, является указание на то, что дерево жизни, над которым он не трудился, будет источено червём, и его духовное естество, подобно голубю, будет искать себе новое[10].
Отождествление Ионы с голубем не случайно: имя «Иона» и означает «голубь». В античном мире с голубем соотносили нетленное разумное начало человека, а его изображение присутствовало в храмовой росписи и мозаиках, сюжеты которых позволяют однозначно понимать символическое назначение голубя, как олицетворение духовной сущности человека, оставляющего тело после его смерти.
Первым благословением человека его Создателем является повеление плодиться и размножаться и населять землю[11]. Но в силу своей природы и устремлению к удовольствиям, человек обрекает себя на скорбь и болезнь, освобождение от которых является главным и основным направлением всех религиозных доктрин. При этом, смысл жизни состоит в продолжении рода, а её целью - приготовление себя к переходу к совершенной, бестелесной форме существования с минимальными потерями личных качеств, составляющих духовные ценности.
В русском языке существует поговорка: «в здоровом теле - здоровый дух», что не противоречит христианскому вероучению. И, если забота о собственном здоровье является частью физической культуры, и относится к представлению о здоровом образе жизни, то забота о здоровом потомстве является общечеловеческой задачей, решение которой возлагается на родителей, общину и т. п., чему должны способствовать обряд и традиция. А в современном обществе именно они признаются пережитком прошлого и относятся к предрассудкам. При этом не принимается к сведению сама природа человека, лежащая в их основе. Следует заметить, что зачатие детей возможно благодаря противоположности мужчины и женщины. Понимание роли каждого, а не их противопоставление, позволяет понять сущностную глубину различного рода запретов, культивировавшихся предками. Дело в том, что семя мужчины периодически обновляется на протяжении всей жизни, а в передаваемую им генетическую информацию вносятся изменения, обусловленные приобретаемым жизненным опытом. В отличие от мужчины, в женщине от рождения закладывается 270-400 тыс. фолликулов, из которых развиваются яйцеклетки[12]. Из этого следует, что женщина может лишь сохранить заложенную в неё генетическую информацию своего рода! В силу данного обстоятельства, женщина консервативна, что способствует сохранению ею привычных устоев жизни, её норм и правил. Из чего следует, что мужчина должен совершенствуя себя, всячески оберегать женщину от различных нововведений сомнительного толка, якобы продиктованных «духом времени».
Таким образом, под термином «духовные ценности» следует понимать соблюдение человеческим сообществом такой совокупности норм и правил, при которых каждому его члену будут обеспечены все необходимые условия для рождения здорового потомства и реализации заложенного в него от создания потенциала. А это возможно лишь при соблюдении библейских законов: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все»[13].
1. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Собрание сочинений. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1955. — Т. 3. — 689 с.
2. Дух // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Собрание сочинений. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1955¬1974 г.г. — т. 20, — с. 363
4. Иоан.1:1-3
5. Иоан.4:24
6. Пс.81:6
7. Ис. 26:17,18
8. Иоан.3:5
9. Откр.21:8
10. Ион.4:5-10
11.Быт.1:28
12. Овариальный резерв. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Электронный ресурс. Код доступа: https://m.wikroedia.ore/wiki/Овариальный резерв
13. Матф.5:18
Свидетельство о публикации №225011001156