МУС против Нетаньяху
По словам главы польского правительства, премьер-министру Израиля обеспечат безопасность
МОСКВА, 9 января. /ТАСС/. Премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху не арестуют по ордеру Международного уголовного суда, если он решит приехать на мероприятия, посвящённые 80-й годовщине освобождения Красной армией концлагеря Аушвиц-Биркенау в польском Освенциме. Об этом сообщил журналистам глава польского правительства Дональд Туск.
"Да, я подтверждаю. Будь то премьер, или президент, или министр образования Государства Израиль, как я только что объявил, кто бы из них ни прибыл в Освенцим на мероприятия, им будет обеспечена безопасность, никто из них не будет задержан", - заявил Туск перед прессой в Сейме (нижней палате парламента). Польский премьер перед этим зачитал принятое 9 января постановление правительства, согласно которому высшим представителям Государства Израиль будет обеспечена безопасность на мероприятиях, посвященных 80-летию освобождения Освенцима.
Кроме того, Туск добавил, что польским властям уже достаточно давно стало известно о том, кто возглавит делегацию еврейского государства на памятных мероприятиях в Освенциме 27 января. Посольство Израиля сообщило польскому правительству, что это будет министр образования. В этой связи, польский премьер назвал письмо президента Анджея Дуды к кабмину с просьбой не арестовывать Нетаньяху, если тот захочет прилететь в Польшу, "абсолютно ненужной политической демонстрацией".
21 ноября Международный уголовный суд (МУС) выдал ордера на арест Нетаньяху и экс-министра обороны Израиля Йоава Галанта за предполагаемые военные преступления и преступления против человечности, совершенные как минимум с 8 октября 2023 года по 20 мая 2024 года на территории Палестины, в том числе в секторе Газа. Польский МИД заявил, что Варшава исполнит это решение МУС в случае приезда Нетаньяху в республику.
Концлагерь Аушвиц-Биркенау был освобожден 27 января 1945 года советскими войсками. Этот день отмечается как международный день памяти жертв холокоста.
Информационная справка
Международный уголовный суд — первый постоянный международный орган уголовной юстиции, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления, преступления против человечности, а также преступления агрессии. Учреждён на основе Римского статута, принятого 17 июля 1998 года, Официально начал свою работу с 1 июля 2002 года, после вступления Римского статута в силу.
В отличие от других международных специальных (ad hoc) и смешанных уголовных судов, МУС является постоянным учреждением. В его компетенцию входят преступления, совершённые после вступления Римского статута в силу.
Местопребыванием является Гаага, однако по желанию суда заседания могут проходить в любом другом месте. Международный уголовный суд не следует путать с Международным судом ООН, который также заседает в Гааге, но имеет иную компетенцию. МУС не входит в официальные структуры Организации Объединённых Наций, хотя может возбуждать дела по представлению Совета Безопасности ООН.
Международное сообщество давно стремилось к созданию постоянно действующего международного уголовного суда, но из-за всевозможных разногласий этот вопрос на протяжении длительного времени всегда откладывался. Ещё в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции указывала на необходимость создания специального юридического органа, который бы на постоянной основе занимался уголовным преследованием лиц, ответственных за совершение преступлений геноцида и других преступлений аналогичной тяжести. Работа над этим вопросом была поручена Комиссии международного права, которая пришла к выводу, что создание такого органа является желательным и возможным с точки зрения международного права, однако позже работа в этом направлении Генеральной Ассамблеей была приостановлена в связи с отсутствием консенсуса об определении понятия агрессии.
В середине XX века после Второй мировой войны международное сообщество достигло консенсуса только в отношении определения геноцида, преступлений против человечности и военных преступлений, приняв соответствующие международные документы по ним. Огромное влияние на формирование международного уголовного права оказали Нюрнбергский и Токийский процессы над лицами, виновными в совершении военных преступлений, преступлений против мира и против человечности во время Второй мировой войны. В дальнейшем в условиях биполярного мира и обострения холодной войны вопрос об учреждении международного уголовного суда больше не поднимался.
Только в конце 1980-х — начале 1990-х годах после разрушения СССР в результате холодной войны к этому вопросу было вновь привлечено внимание. Сперва в 1989 году правительство Тринидада и Тобаго обратилось с письмом в Генеральную Ассамблею с просьбой возобновить работу над вопросом о международном уголовном суде, который в том числе обладал бы юрисдикцией в отношении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. Затем в 1991 году в бывшей Югославии началась кровопролитная гражданская война, а в 1994 году в Руанде произошёл геноцид. Совет Безопасности ООН отреагировал на две последние ситуации и своим решением учредил ad hoc трибуналы (МТБЮ и МТР) для привлечения к наказанию ответственных лиц. Однако, поскольку эти трибуналы были созданы для расследования преступлений, совершённых только в конкретное время и в рамках определённого конфликта, международным сообществом было достигнуто общее согласие о том, что окончательно назрел вопрос об учреждении независимого и постоянного уголовного суда.
На своей 52-й сессии Генеральная Ассамблея по данному вопросу постановила созвать в 1998 году под эгидой ООН Дипломатическую конференцию в Риме с участием всех государств. 17 июля 1998 года международное сообщество достигло исторического рубежа, когда 120 государств подписали Римский статут — правовую основу для создания постоянного международного уголовного суда.
Международный уголовный суд (МУС) является первым постоянным международным органом уголовного правосудия, созданным на основе договора между государствами, который необходим, в первую очередь, для того, чтобы не допустить ситуации безнаказанности лиц, совершивших самые серьёзные преступления, вызывающие озабоченность всего международного сообщества в целом. МУС имеет статус независимой международной организации и не является частью структуры ООН. Он располагается в Гааге, Нидерланды. Расходы суда финансируются за счёт его государств-участников, а также возможны добровольные взносы от правительств, международных организаций, частных лиц, корпораций и других субъектов.
Римский статут вступил в силу 1 июля 2002 года после его ратификации 60 странами.
Ряд стран принципиально возражает против самой идеи МУС как ограничивающей суверенитет государств и дающей неопределённо широкие компетенции суду, среди них — США, Китай, Индия, Израиль и Иран.
Самым ярым противником деятельности МУС являются США. Правительство США хотя и подписало Римский статут в 2000 году, но уже в 2002 году отозвало свою подпись. Изначально Билл Клинтон, подписывая документ, объяснил, что США не собираются ратифицировать Римский статут, пока в полной мере воочию не ознакомятся с работой Международного уголовного суда. В дальнейшем уже администрация Буша-младшего под предлогом защиты своих военнослужащих полностью отказалась от участия в Римском статуте, назвав его нарушающим национальные интересы и суверенитет США. Кроме того, в 2002 году был принят специальный Закон о защите американских военнослужащих, который разрешил применение военной силы для освобождения любого американского гражданина либо граждан из числа союзников США, задержанных на территории какого-нибудь государства по ордеру МУС. США заключили также двусторонние соглашения с рядом стран, в которых обязали их не выдавать подозреваемых американских граждан Международному уголовному суду, а в случае нарушения этих договорённостей США прекратят оказывать им военную помощь и любую иную поддержку.
Российская Федерация подписала Римский статут 13 сентября 2000 года, однако так и не ратифицировала его и, таким образом, государством — участником Международного уголовного суда не являлась. При этом Россия сотрудничала с МУС и участвовала в его работе в качестве наблюдателя. В 2016 году Россия вышла из состава Международного уголовного суда.
В ноябре 2017 года прокурор МУС Фату Бенсуда внесла предложение в суд расследовать обвинения в нарушении прав человека во время войны в Афганистане, включая случаи изнасилования и пыток со стороны военных США и ЦРУ, преступления Талибана (организация признана террористической и запрещена в РФ) против человечности и военные преступления, совершённые Силами национальной безопасности Афганистана. В ответ на это советник президента США национальной безопасности Джон Болтон заявил, что МУС не имеет юрисдикции над США. Ввиду того, что резолюция СБ ООН № 1487 более не продлевалась, совет судей МУС принял решение начать расследования военных преступлений в Афганистане.
2 сентября 2020 года США ввели санкции против прокурора Фату Бенсуды и основателя МУС Факисо Мочочоко, так как МУС «продолжает действовать против американцев», а прокурор суда оказывает ему поддержку в этом.
В Евросоюзе санкции назвали «неприемлемыми и беспрецедентными», а также мешающими эффективной работе суда. Фату Бенсуда находилась в списке специально обозначенных граждан и заблокированных лиц с 2 сентября 2020 года по 2 апреля 2021 года, когда сложила с себя должность прокурора МУС.
20 марта 2023 года Следственный комитет России (СКР) возбудил уголовное дело против судей и прокурора МУС. В рамках возбуждённого СКР уголовного обвинения выдвинуты в адрес прокурора МУС Хана Карима Асада Ахмада и судей МУС Томоко Аканэ, Розарио Сальваторе Айталы и Серхио Херардо Угальде Годинеса.
Также российским МВД фигуранты уголовного дела (в частности Хан Карим Асад Ахмада) объявлены в розыск.
Совет безопасности РФ назвал ордера МУС на арест Герасимова и Шойгу юридически бессмысленными и «элементами гибридной войны Запада против России», заявив, что «юрисдикция МУС не распространяется на Россию».
В декабре 2019 года прокурор МУС Фату Бенсуда заявила о том, что МУС будет расследовать военные преступления, совершённые в Палестине. Это относилось как преcтуплениям, совершёнными как израильтянами, так и палестинцами. При этом затронутые МУС вопросы включили «нарушение законов войны» со стороны израильских военнослужащих и создание еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан.
Израиль отверг какое-либо участие МУС в любом юридическом урегулировании событий на территории Палестины. С точки зрения Израиля, Палестина не является суверенным государством, а сам Израиль не подписывал Римский статут и не подпадает под юрисдикцию этого суда. С точки зрения МУС, при этом, Палестина является его государством-участником с 1 апреля 2015 года.
20 мая 2024 года прокурор Международного уголовного суда уголовного суда потребовал выдать ордер на арест Биньямина Нетаньяху и трёх лидеров ХАМАС. Нетаньяху после этого заявил, что «это не остановит ни меня, ни нас», а президент Израиля Ицхак Герцог назвал действия суда «запредельно возмутительными» и сказал, что они «показывают, до какой степени международная судебная система находится под угрозой краха». Выдача ордеров в конечном итоге была отложена 28 июня 2024 по требованию Великобритании.
21 ноября 2024 МУС выдал ордер на арест премьера Израиля Биньямина Нетаньяху и бывшего министра обороны Йоава Галанта.
...
Представители различных стран массово покинули заседание ООН перед выступлением Биньямина Нетаньяху, в отношении которого действует за преступления против человечности и военные преступления ордер на арест МУС. Зал остался практически пустым.
Нетаньяху изменил привычный маршрут в США для участия в Генеральной Ассамблее ООН, сообщает издание Anadolu. Его самолет облетел страны, в которых его могут потенциально арестовать по ордеру Международного уголовного суда (МУС).
Согласно данным сайта Flightradar, воздушное судно вместо привычного курса через Центральную Европу пересекло акваторию Средиземного моря, используя воздушное пространство Греции и Италии, обойдя территорию Франции.
В отношении Нетаньяху действует выданный МУС ордер на арест, суд подозревает его в «преступлениях против человечности и военных преступлениях, совершенных как минимум в период с 8 октября 2023 года по 20 мая 2024-го».
МЕЖДУНАРОДНЫЙ УГОЛОВНЫЙ СУД. ДОСЬЕ
http://proza.ru/2016/11/16/2217
Свидетельство о публикации №225011001183
