Как евреи оказались в России

 
 
1.Как хазары приняли иудаизм.
 
          В середине VII века на обширных территориях Северного Кавказа и Нижнего Поволжья зародилось могучее государство – Хазарский каганат. Хазары контролировали территорию Прикаспийской низменности, Северного Кавказа, Нижнего и Среднего Поволжья, современного Северо-Западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Дуная. Центр государства первоначально находился в приморской части современного Дагестана, позже переместился в низовья Волги. В политической зависимости от хазар находился ряд восточнославянских племенных союзов. Колыбелью хазар были прикаспийские степи‚ то есть территория современного Дагестана и Калмыкии. Хазары были воинственным народом‚ еще в шестом веке – в составе других тюркских племен – они ходили походами в Закавказье, и персидский шах для защиты от них построил гигантскую стену в Дербенте со многими оборонительными башнями.

          Относительно происхождения хазар и их прародины высказаны следующие гипотезы: 1. Хазары являются потомками гуннского племени акацир, известного в Европе с V века (А. В. Гадло, О. Прицак). 2. Хазары имеют уйгурское происхождение, от   центрально-азиатского народа ко-са, упомянутого в китайских источниках. (Д. Данлоп) (см. основную статью Уйгурская теория происхождения хазар). 3. Хазары являются потомкам эфталитов, мигрировавших на Кавказ из Хорасана (Д. Людвиг). 4. Хазары происходят от племенного союза, сформированного огурами, савирами и на завершающем этапе алтайскими тюрками. Костяк народов Хазарского каганата составляли племена савиров, огуз, булгар, алан, и печенег.  Хазары были воинственными и многочисленным племенем тюркского происхождения, и зачатки государственности у них были от тюрок Центральной Азии, которые и правили ими, составляя военную и государственную элиту.

          Начиная с VIII века, в Хазарии все больше появляется евреев. Но до них в каганате проживали евреи прибывшие сюда с двух направлений, с юга и с запада. Еще в VI веке многочисленные беженцы из Персии, после разгрома восстания Маздака, поселились на территории нынешнего Дагестана. Среди них было немало евреев из той же Персии. А в VIII веке к ним присоединились беженцы из Византии, где евреи в то время подвергались жестоким преследованиям. В 723 году император Лев III Исавр издал Указ о насильственном крещении всех евреев Византийской империи. Это привело к массовому переселению евреев в Хазарский каганат. Среди местных малоразвитых племенных объединений евреи быстро приобрели вес и влияние. И уже вскоре после того как в Хазарии собралась тысячная община, стали контролировать почти всю торговлю, ремесленные промыслы и межгосударственные отношения, постепенно вытеснив тюрок из этих отраслей и структур. Узнав о достижениях евреев в Хазарии, в каганат стали переселятся другие рода сынов Израиля из Персии и Андалусии. Главным образом новые переселенцы поселились на прибрежных районах Каспийского моря. После смерти кагана Кабана (690) к власти в Хазарии приходит сын Калги Айбат. Значимым событием в истории Хазарии является женитьба Айбата на красавице подаренной персидскими евреями. После этого брака иудаизм в каганате начинает усиливаться, а при его сыне и внуке от еврейки Булане и Барджиле становится одним из ведущих религий каганата. После принятия хазарами религии ислам, положение правящей еврейского клана стало ухудшаться. Так как религия ислам выступала против ростовщичества и произвола, которому следовали евреи Хазарии. По этой причине в каганате были сокращены военные добычи, и невозможность продолжать традиционную завоевательную политику. В начале IX века еврейское население Хазарского каганата к своему экономическому и интеллектуальному влиянию прибавило и политическое. Власть тюркских ханов была ими низложена, и верховным правителем – каганом – стал еврей Обадия. Иудаизм был объявлен государственной религией, при этом он опирался на воинские формирования, составленные из евреев, печенегов и гузов.1
 
          После принятия иудаизм, в Хазарию переселилось много евреев из других стран. Эти евреи усилили еврейское влияние в стране. Географ аль-Масуди пишет: “Много евреев переселилось к хазарам из всех городов мусульманских и из стран Рума [т. е. Византии], потому что царь Рума преследовал евреев в своей империи...Таким образом большое число евреев покинуло страну Рум, чтобы удалиться к хазарам.”2

          Арабский географ ал-Истахри, в своей книге «Книги стран» пишет: “Хазары – мусульмане‚ христиане‚ евреи и язычники; евреи составляют меньшинство‚ мусульмане и христиане –большинство‚ однако царь и его придворные – евреи. Простой народ состоит главным образом из язычников, почитающих идолов… Нельзя выбрать каганом лицо‚ не принадлежащее к еврейской религии”. Военные действия против тюрков, пытавшихся вернуть себе утерянное влияние в каганате, продолжались почти 20 лет. Тюрки Поволжья были разгромлены но, те, кто сумел спастись, отступили на территорию нынешней Венгрии, а оставшиеся были вынуждены присягнуть религии иудаизма. Необходимо подчеркнуть, что военное руководство борьбой с тюрками осуществлялось еврейскими военачальниками которые прибегая не достойным поступкам добились не малых успехов. В результате территория каганата сильно выросла и распространилась почти на все восточное Причерноморье, включая Терек, Кубань, Таврию и Крым. Следует отметить, в Крыму и Северном Причерноморье еврейские поселения появились еще в первые века н.э., и лишь 8 в. евреи проникли в Хазарский каганат. Еврейские правители Хазарского каганата непрерывно проводили военные операции, стремясь расширить его территорию, главным образом на юг и запад. Для этой цели использовались иностранные наемники. Они призывались из воинов так называемого Гургана, земли которого простирались на восток от Каспийского моря. Отряды их, руководимые еврейскими полководцами, одержали немало побед над огузами, проживавшими у реки Яик, над сабирами – у реки Донец, над буртасами – на Каме и Сакмаре.”3
          
          На северо-западе с хазарами граничили печенеги, половцы и киевские руссы. В то время Киевской Русью правили пришельцы из Скандинавии, варяжские племена. Еврейские руководители не раз привлекали дружины этих воинственных князей для войны с дейлемитами, персидским племенем, населявшим южное побережье Каспия и мешавшим торговле, которую вели хазарские евреи. Однако многие походы руссов на юг заканчивались неудачей. А в 913 году руссы и вовсе были разгромлены мусульманами татарами. В начале Х столетия в Крыму укрепилось влияние Византии, что привело к принятию православия аланами. Подстрекаемые греками, аланы в 932 году пошли войной на Хазарию, но были наголову разбиты и вновь признали ее суверенитет. Как стало известно из Кембриджской версии хазарской переписки, в ответ на вероломные происки Византии хазарские войска во взаимодействии с отрядами еврейского княжества Феодоро захватили Корсунь, Херсонес и выбили византийские военные формирования из Крыма. В 962 году подстрекаемые Византией готы отказались платить дань Хазарии. Это привело к тому, что хазарские всадники вновь вторглись в Крым и в содружестве с ратниками княжества Феодоро штурмом овладели столицей готов Эски – Кермен, что привело к прекращению существования крымской Готии.4

2.Судьба иудеев после падения Хазарского каганата.

          Таким образом, благодаря умелому и энергичному военно-политическому руководству евреев в IX – X веках Хазария превратилась в одну из самых могущественных и богатых стран Евразии. Однако в 964 году молодой князь киевский Святослав пригласив давних врагов хазар – печенегов, половцев и огузов, пошел войной на Хазарию. Сам Святослав по Волге спустился к столице Хазарии городу Итилю, а его союзники присоединились к нему по мере подхода к дельте. С Дона туда же подошли печенеги и половцы, с реки Яик подтянулись огузы. Огромной союзная армии напало на хазар внезапно. В это время большая часть войск Хазарии была отвлечена в других частях страны. Узнав о нападении оставшиеся малочисленные отряды наемников предпочли сбежать в свои пределы. В городе остались одни евреи, и их полки вместе с мирными жителями приняли решение с боем пробиваться через союзное войско противника.

          После падения Хазарского каганата, евреи и тюркские племена принявшее иудаизм, вынуждены были мигрировать в другие места. Большинство из них направились в Киевское и Литовское княжество. Польские князья охотно допускали в свою страну хазарских иудеев, благодаря которым развивались торговля, промышленность и ремесла. Благоустроившись в Польше, они постепенно стали распространяться на Запад. И эта мирная жизнь продлилось не долго. Жестокие преследования и массовые убийства евреев произошли во времена крестовых походов, в результате которых были опустошены цветущие еврейские общины Европы и Ближнего Востока. В Первый крестовый поход армия бедноты, как наиболее воодушевлённая, тронулась первой, и, перебив по пути много евреев, она постепенно распалась и прекратила существование...5 

          Общины хазарских евреев еще долгое время сохраняли свое присутствие и даже в руководство в некоторых районах Кубани, в северном Крыму, а также в городе Тмутаракань, напротив Керченского полуострова. В этом городе в 1022 году находилась небольшая дружина варяжского князя Мстислава, изгнанного из своего удела. К городу подошли несметные толпы касогов и обложили его со всех сторон. Тогда еврейские отряды и дружина руссов вышли из города и построились в боевой порядок перед касожскими полками. По обычаям того времени все должен был решить поединок между вождями, и в этом поединке Мстислав победил кассожского богатыря Редедю и убил его. Касоги бежали, а Мстислав с дружиной стал княжить в Тмутаракани. Отсюда он во главе сборного войска из руссов и евреев совершил много походов, в том числе – и к Киеву, победил варяжскую дружину Ярослава в битве при Листвене (1024 год). После этой победы Мстислав стал княжить в Чернигове, евреи же еще больше укрепились в Тмутаракани. Это положение сохранялось вплоть до событий 1078 года, когда приглашенные ими дружины князей – изгоев Олега и Романа Святославичей двинулись походом на Русь, но были разбиты и попали в плен. Выйдя из плена, Олег договорился с касогами и ясами о совместном походе на Тмутаракань. В это время там правил еврейский князь Давид, который и организовал оборону города. И снова еврейские воины мужественно вступили в бой с намного превосходившими их по численности армиями славян и кочевников. Евреи стояли насмерть и были истреблены почти полностью. Вступив в Тмутаракань, Олег приказал убить всех, кроме женщин, которых превратили в рабынь… Видимо, именно этот эпизод древней истории Руси имел в виду Пушкин в знаменитой «Песне о вещем Олеге».6
            
          Призывы папы Урбана II и монаха Петра Амьенского на церковном соборе в Клермоне (27 ноября 1095 г.) к походу на мусульман не звали к насилию над евреями. Но традиционный взгляд христиан на евреев как на виновников распятия Иисуса, а также социально-экономические причины, (еврейское ростовщичество) в самом начале 1-го крестового похода (1096–99) сделали евреев объектом нападений крестоносцев. Когда толпы рыцарей, горожан и крестьян отправились в 1-й крестовый поход. По Европе прокатилась волна погромов, зачинщики которых заявляли, что, выступая в дальний поход для освобождения гроба Господня от иноверцев-христоубийц, они не могут потерпеть их присутствия в своей собственной земле. Всего в 1096 г. в Германии и Чехии погибло около 5 тыс. евреев. Но еврейские общины Рейнской области быстро возродились и восстановили свою роль в экономической жизни Германии. Около 500 евреев, осажденных в замке Верден-сюр-Гаронн, покончили жизнь самоубийством. Наибольшие бедствия обрушились на евреев Англии, не пострадавших во время 1-го и 2-го крестового похода и даже предоставивших в 1096 г. убежище французским евреям, бежавшим от бесчинств крестоносцев. 3 сентября 1189 г. крестоносцы, собравшиеся в Лондон на церемонию коронации короля Ричарда I Львиное Сердце, устроили погром в столице, были убиты тысячи евреев. Новые бедствия обрушились на евреев Франции в период двух так называемых крестовых походов пастухов, участниками которых были преимущественно отбросы общества. В 1251 г. «пастухи», направляясь на Восток с целью вновь завоевать Иерусалим и освободить Людовика IX Святого, находившегося с 1250 г. в плену у египтян, разгромили еврейские общины Парижа, Орлеана, Тура и Бурже. В отличие от других европейских правителей в 1264 г. князь Болеслав Калишский издает грамоту, определявшую права евреев в Польше и имевшую цель защитить их от произвола, которое проводилось в Западной Европе.7   
         
         Исторические факты говорят о массовой миграции евреев Хазарии на территории Галиции, Волыни и Польши. Подтверждением сказанному является сообщение 1117 г. в летописи о переселении евреев-хазар из Белой Вежи (Саркела) под Чернигов и основании ими поселения Белая Вежа и многочисленные топонимы вроде Жидово, Жидичев, Жидова вила, Козари, Козара, Козарзевек на территории Древней Руси и Польши. Согласно так называемому Киевскому письму из Каирской генизы, в X веке в Киеве существовала еврейская община Предположения о существовании в XI и XII веках отдельного еврейского квартала в Киеве, так называемых «Жидовских ворот», которая говорит, как минимум, о торговле с евреями в этот период. Помимо киевской еврейской общины, известна также еврейская община Чернигова, созданная в XI веке и вероятно бывшая во времена Черниговского княжества центром еврейской учености и Владимира-Волынского XI—XII вв. В этот период евреи, возможно, появились также в Северо-Восточной Руси, во владениях князя Андрея Боголюбского (1169—1174 гг.), хотя и неизвестно точно, жили ли они там постоянно.8               

          В еврейских средневековых источниках Восточная Европа зачастую именовалась Ханааном, подобно другим землям, еврейские названия которых были образованы от библейских топонимов; соответственно, славянский язык назывался ханаанским — «кнаанит» (см. статью Еврейско-славянские диалекты). Византийские евреи с удивлением отмечали, что к северу от них живут евреи, не знающие ни одного языка, кроме кнаанит. Вплоть до монгольского нашествия в 1240 г. религиозные споры с иудеями занимали большое место в жизни киевского духовенства. Киевские евреи перевели с иврита на древнерусский библейские книги Даниэль и Эсфирь, отрывки из книг Иосифа Флавия, популярное историческое сочинение Иосиппон, апокрифы «Исход Моисея», цикл легенд о Соломоне, «Слово Зоровавеля», переводы дошли в копиях до Нового времени. Еврейская община Киевской Руси не очень то сильно пострадала от татарского нашествия.  Евреи, как явствует из летописей, могли служить монголо-татарам в качестве сборщиков налогов. Во всяком случае, в 1321 году в Кашине был такой еврей-откупщик: «Прииде из Орды в Кашин Таянчар татарин с жидовином с должником (откупщиком) и многу тягот учинишу Кашину». Отсюда можно предположить, что некоторые купцы-евреи жили в Орде, могли приниматься на службу по финансовой части. Отмечается, что во многих городах Золотой Орды существовали крупные торгово-ремесленные общины евреев, армян (например, Армянская колония в Болгаре) и т. д. Согласно заметкам Джованни Ботеро, Астрахань — «один из городов, где, по приказу правительства, постоянно селятся татары, бесчисленные их племена, и евреи».9

          На землях Великого княжества Литовского оставались евреи, говорившие (а иногда и писавшие) по-славянски. Массовое изгнание из Англии, Франции, Испании и большинства других западноевропейских стран в разное время, преследования в Германии в XIV веке привели к тому, что западноевропейские евреи (ашкеназы) приняли приглашение польского короля Казимира III поселиться на территории Польши. Малочисленная славяноязычная еврейская община ассимилировалась в среде этих носителей языка идиш. Затем евреи, поселившись на территории собственно Польши и Литвы, начали расселяться на малонаселенных территориях Белоруссии и Украины, входивших в Речь Посполитую. В Крыму продолжали жить как местные евреи, исповедующие классический иудаизм, так и караимы (упоминаются с XIV века). В Крымском ханстве евреи жили свободно, соперничая в торговле с генуэзцами и греками.10               

          Во все времена, независимо от места проживания, желанной мечтой последователей иудаизма была создания еврейского государства. Так как этому позволяли средства и возможности, которыми обладали евреи, так как все банкиры, ювелиры и крупные торговцы, рассеянные по всей Восточной и Западной Европе принадлежали иудеям. Им даже было безразлично, где осуществится эта мечта. Ярким примером сказанному является истина о Христофоре Колумбе. Деньги на первый поход Колумбу дали евреи, и это исторический факт. Советниками и патронами Колумба были самые высокопоставленные евреи Испании и Португалии, советники короля, ученые, финансисты, судьи и аристократы. Евреи, финансируя Колумба, надеялись на то, что в новых колониях можно будет создать Израильского государство, где им удаться укрыться от преследований всех королей, что и в конечном итоге и произошло. При «исходе» евреев из Испании сформировалось три основных направления эмиграции. Первое привело к образованию евреями в Амстердаме мирового центра торговли бриллиантами. Этому бизнесу уже пятьсот лет и загнивать он не собирается. Второе направление «исхода» евреев из Испании подготовило промышленную революцию в Англии, что потом сделало её ведущей державой в мире и властительницей морей. Созданный изгнанной диаспорой Банк Англии с семнадцатого века по сей день оставаясь в частных руках, и являясь, по сути, Центробанком страны. Банк Англии создавался в обмен на финансирование английского королевского двора, оставшегося вообще без денег после смутных времен и опустошения казны Кромвелем. А третье течение еврейской диаспоры осело в Османской империи, подготовив почву для новых экспансий. Небывалое усиление страны, порабощение половины Европы, контроль над всеми товарами, «необходимыми» для вымывания испанского золота – вот следствие исхода в Османскую империю, исторический факт, о котором стыдливо умалчивают, либо забывают вовсе.11

3.Евреи на Руси.

          Крещение Руси, происходившее при посредстве Византии, принесло за собой антиеврейскую идеологическую традицию, подхваченную православными проповедниками. Антиеврейский церковный уклон в то время слабо влиял на рядовое население. Однако к XVI веку положение коренным образом изменилось. Еврейские купцы из Польши и Литвы приезжали в Россию только временно по торговым делам. Московские великие князья и русские цари не позволяли евреям поселяться в их землях. Русские люди того времени с подозрением относились к нехристианам, а особенно к евреям. В конце 1470 года новгородцы пригласили на княжение Михаила Олельковича из Киева. В его свите был ученый еврей Схария, который по словам летописца повлиял на новгородских священников Алексея и Дениса так, что они стали распространителями ереси жидовствующих, известной до начала XVI века. Иван Грозный запретил всякое пребывание евреев в стране и следил за тщательным соблюдением запрета. В 1545 году были сожжены товары еврейских купцов из Литвы, приехавших в Москву. Когда польский король Сигизмунд II Август в 1550 году напомнил русскому царю, что раньше московские великие князья свободно впускали всех купцов из Польши, будь то христиане и евреи, на что Иван Грозный ответил: «жиды… людей от крестьянства [то есть христианства] отводили и отравныя зелья в наше государство привозили… И ты бы, брат наш, вперед о жидах нам не писал!». После взятия города Полоцка войсками Ивана Грозного в феврале 1563 года около 300 местных евреев, отказавшихся перейти в христианство, согласно легенде, были утоплены в Двине.12      

          Царь Алексей Михайлович изгонял евреев даже из временно занятых русскими войсками литовских и белорусских городов. В присоединённой к России части Украины евреи не получили права на постоянное местожительство. Российские власти интересовались положением евреев в разных европейских странах и Османской империи. Статьи «еврейской тематики» неоднократно включали в обзоры западной прессы (куранты), которые в Посольском приказе составляли для царя и бояр. Особый интерес у российских властей вызвал Саббатай Цви. Статьи о нём переводили регулярно. Отдельные переводы публикаций на эту тему попадали в куранты даже после того, как Саббатай Цви принял ислам.13   

          В «Истории евреев в России» говорится: Среди первых жителей Мещанской слободы в Москве, согласно переписям 1676 г. и 1684 г., было несколько евреев-выкрестов. Жили выкресты и в московской Новоиноземной слободе. Перешедшие в православие евреи получали за крещение крупные пожалования. Выкресты встречаются среди медиков, переводчиков,  иконописцев. Некоторые из них фигурируют в источниках как дети боярские. Пётр I ввёл в высшие круги российской аристократии группу выкрестов: крещёными евреями были вице-канцлер П. Шафиров, резидент в Амстердаме и Вене А. Веселовский (оба – выходцы из Мещанской слободы), генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга А. Дивьер. Однако Петр I последовательно отклонял просьбы еврейских купцов о въезде в Россию, не желая, вероятно, обострять свои и без того напряжённые отношения с православной церковью. Как бы то ни было, именно при Петре I евреи начали проникать в значительных количествах в пограничные с Польшей российские земли, особенно в Малороссию. После смерти Петра I, Екатерина I издала указ о высылке всех евреев из пределов империи. Императрица Елизавета Петровна 2 декабря 1742 года указала: “Как то уже не по однократным предков Наших в разных годах, а напоследок, блаженныя и вечнодостойныя памяти, вселюбезнейшия Матери Нашей Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны, в прошлом 1727 году Апреля 26 дня состоявшимся указом, во всей Нашей Империи, как в Великороссийских, так и в Малороссийских городах Жидам жить запрещено…разве кто из них захочет быть в Христианской вере Греческого исповедания, таковых крестя в Нашей Империи, жить им позволить, токмо вон их из Государства уже не выпускать. А некрещеных, как и выше показано, ни под каким претекстом никому не держать”. Евреи в Польше были носителями капиталистических тенденций: они занимались арендой сельскохозяйственных земель, отдельных прав и монополий, иногда даже небольших населённых пунктов, одно время доминировали в мелком и среднем кредитовании (ростовщичестве), были очень активны во всех видах торговли; в некоторых сферах (например, в ремонте одежды) еврейские ремесленники были почти монополистами. В средневековом мире это вызывало негативное отношение у христианских соседей. Ко времени разделов Польши экономическое влияние евреев сильно сократилось (особенно в сфере финансов), но устойчивое представление о евреях как «эксплуататорах» доминировало в общественном сознании. Сразу после раздела Польши Екатерина II, проникнувшись идеей роста городов как торговых центров Российской империи, в 1780 году указом отнесла всех евреев к одному из городских сословий — купеческому или мещанам. По сравнению с большинством населения, относимого к крестьянскому сословию, городские сословия имели более широкие права и привилегии. Как отмечает профессор Университетского колледжа Лондона Клиер, «статус российских евреев был уникальным для этого времени во всей Европе».

          При Александре I государство кодифицировало правовое регулирование статуса евреев. Указ 1804 года затрагивал нормативным регулированием практически все аспекты жизни евреев. В Указе были отражены как ограничения и запреты, так и права евреев в экономической жизни с тем, чтобы стимулировать более продуктивную экономическую деятельность еврейского населения. Особое внимание уделялось еврейским производителям и продавцам алкогольной продукции, которых правительство стремилось вытеснить из сельских поселений и переселить в города и рабочие поселки.  Указ от 9 декабря 1804 года позволил евреям в России переходить в крестьянское сословие для создания земледельческих поселений (колоний) на специально отведённых для этого незаселённых землях в Новороссии. Как и прочие колонисты, евреи получили временные налоговые льготы, освобождение от рекрутской повинности, а также субсидии для приобретения или покупки земельных угодий. В царствование Николая I в 1827 году был издан закон, обязавший евреев к отбыванию рекрутской повинности, от которой они ранее были освобождены. Евреи, в отличие от христиан, брались в рекруты (новобранец, лицо из податного населения). В 1835 г. императором было утверждено новое «Положение о евреях». Согласно нему, в Белоруссии евреям разрешалось проживать только в городах, в Малороссии — везде, кроме Киева и сел, принадлежащих государственной казне. Начало еврейской земледельческой колонизации в Бессарабской области Новороссии было положено указом императора Николая I «Положение о евреях» от 13 апреля 1835 года. Этот указ позволял евреям получать казённые земли в бессрочное пользование, приобретать и арендовать земельные участки в шести губерниях. Со вступлением на престол императора Александра II в 1856 году был прекращен набор еврейских детей в кантонисты (обязанные к военной службе). Купцам первой гильдии, после 10-летнего пребывания в гильдии, а также лицам с высшим образованием, среднему медицинскому персоналу, цеховым ремесленникам (записанным в ремесленные цехи — архаичные сословные учреждения) и отставным рекрутам было предоставлено право жительства за пределами черты оседлости (1859—1865 годы). В положении о земских учреждениях (1864) не было никаких ограничений для евреев, но в Городовом положении 1870 г. предусматривалось, что число евреев в городских думах и управах не должно превышать одной трети общего состава этих органов…Развитие Одессы как важнейшего порта вызвало быстрый рост еврейской общины этого города, которая стала одной из крупнейших в Российской империи. В связи с расширением границ Российской империи в XIX веке её подданными стали также грузинские евреи, горские евреи и среднеазиатские евреи…По подсчётам Э. Хаберера (англ. E. Haberer) доля евреев, участвовавших в народном движении, составляла всего лишь 4—5 % от общего числа революционеров России в 1871—1873 годах (вывод сделан по проценту евреев, привлечённых к дознанию по политическим делам в этот период). К концу 1880-х годов доля евреев среди революционеров составляла уже 35—40 % — по словам Хаберер евреи стали «критической массой в русском революционном движении» — правда, нужно заметить, что в абсолютных цифрах число активных революционеров в Российской империи вообще измерялось сотнями и реальной угрозы государству они представляли. В то же время всё более популярными среди еврейской молодёжи становились социалистические идеи. В октябре 1897 г. на нелегальном съезде представителей еврейских рабочих групп был создан Бунд (Всеобщий еврейский рабочий союз в Белоруссии, Литве, Польше и России), вошедший в 1898 г. в состав РСДРП в качестве автономной организации, самостоятельно проводившей революционную работу среди еврейских рабочих. Значительная часть новой еврейской интеллигенции отвергла идею ассимиляции и сблизилась со своим народом. Часть еврейской молодёжи была увлечена идеями нарождающегося сионизма. В 1881 г. в России стали создаваться кружки Ховеве Цион (палестинофилов); к концу года их уже насчитывалось около 30. Члены палестинофильского общества Билу положили начало первой алие в Палестине …По данным первой российской переписи населения, прошедшей в 1897 году, в Российской империи жили 5 110 548 лиц иудейского вероисповедания, из которых 3 578 229 проживали в пятнадцати губерниях черты оседлости, 1 321 100 — в Царстве Польском, и 202 000 — на остальной части Российской империи. Они составляли 4,03 % всего населения европейской России, 10,8 % населения пятнадцати губерний черты оседлости и 14,01 % населения Царства Польского. Но при этом евреи составляли около 50 % городского населения Литвы и Белоруссии и около 30 % городского населения Украины. Таким образом за период 1795—1897 гг. численность еврейского населения выросла с 750—800 тыс. до 5 216 тыс. то есть примерно в 6.7 раз. «Таких темпов прироста — 1,9 % в год — не знала ни одна народность в России. Благодаря этому в XIX в. доля евреев в населении страны возросла с 2 до 4,15 %, несмотря даже на то, что к России были присоединены Закавказье, Казахстан и Средняя Азия, где проживало не мало евреев. После разделов Речи Посполитой в состав Российской империи вошли земли, на которых жило большое число евреев. К концу XIX века в Российской империи существовала самая большая еврейская община мира (в 1880 году здесь проживало 67 % всего еврейского народа)…Подведя итог о истории евреев Российской империи хочу напомнить, что первый указ о высылке евреев была издана в 1727 году императрицей Екатериной I, где говорилось:  «Жидов, как мужеска, так и женска пола, которые обретаются на Украине и в других Российских городах, тех всех выслать вон из России за рубеж немедленно, и впредь их ни под какими образы в Россию не впускать». Императрица Елизавета Петровна 13 декабря 1742 года издала новый указ – «О высылке как из Великороссийских, так и из Малороссийских городов, сел и деревень всех Жидов, какого бы кто звания и достоинства ни был, со всем их имением за границу и о не впускании оных на будущее время в Россию, кроме желающих принять христианскую веру…».14 Таким образом с правления Екатерины II евреи были загнаны за «черту оседлости» – территорию, переселяться за пределы которой им за редкими исключениями было запрещено. Евреи были лишены равных с христианами прав, подвергались антисемитской травле, становились жертвами погромов.15

          В марте 1881 года после убийства Александра II «патриотический» историк Дмитрий Иловайский одним из первых сформулировал идею об «инородческом» характере революционного движения в России, утверждая, что русские революционеры являются лишь слепым орудием в руках поляков и евреев. В 1964 г. в США вышла обширная монография американского еврейского историка Сало Барона "Евреи России в царский и советский периоды"- первый в новейшей историографии опыт анализа истории российского еврейства. Российские евреи пережили три основные волны погромов: в 1881-1884 гг., 1903-1906 гг. и 1917-1921 гг. Эти погромы, и прежде всего две первые волны, воспринимались современниками, а вслед за ними и историками, многие из которых оказались их свидетелями, сквозь призму «заговора», заранее спланированного, подготовленного и инспирированного правительством или силами близкими к нему.16

4.Евреи во времена Советов.

          Вследствие антисемитской политики династии Романовых, был совершен государственный переворот в результате которого произошло отречение императора Николая II от престола пользу своего младшего брата Михаила Александровича, произошедшее 2 (15) марта 1917 года в Пскове и ставшее одним из ключевых событий и революции, и истории России XX века в целом. В «Истории евреев в России» говорится: Уже 3 марта 1917 года, на следующий день после отречения Николая II от престола, председатель Госдумы М. Родзянко и министр-председатель Временного правительства князь Г. Львов подписали декларацию, в которой говорилось, что одной из главных целей новой власти является «отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений». Февральская революция полностью сняла с евреев все дискриминационные ограничения. С 7 (20) июля 1917 А. Ф. Керенский сменил Георгия Львова на посту министра-председателя, сохранив пост военного и морского министра. Если Керенский утверждал, что он является чистокровным русским, то одна ростовская газета писала: "Керенский, сын австрийской еврейки Адлер, бывшей замужем (первым браком) за евреем Кирбисом, и до крещения носил имя Арона. Овдовев, его мать вышла второй раз замуж за учителя Керенского, который усыновил Арона Кирбиса, ставшего после крещения Александром Керенским". 20 марта 1917 года постановлением Временного правительства, подготовленного министром юстиции А. Керенским при участии членов Политического и информационного бюро при евреях-депутатах IV Госдумы была отменена «черта оседлости» евреев. Отмене подлежали все запреты, связанные с существованием «черты оседлости». 4 апреля 1917 года Временное правительство опубликовало декрет о равноправии евреев. Евреи обрели возможность занимать любые должности в армии, гражданской администрации, судебных органах. Была также упразднена процентная норма при приёме в учебные заведения. Некоторые евреи активно пошли во власть, как сообщает ЭЕЭ: После Февральской революции 1917 г. евреи впервые в истории России заняли высокие посты в центральной и местной администрации. В различных составах Временного правительства кадет С. Лурье (1867–1927) был товарищем министра торговли и промышленности, меньшевики С. Шварц и А. Гинзбург-Наумов — товарищами министра труда, эсер П. Рутенберг — помощником заместителя министра-председателя, А. Гальперн — управляющим делами совета министров. Вскоре после революции адвокаты М. Винавер, О. Грузенберг, И. Гуревич и Г. Блюменфельд стали сенаторами. По некоторым сведениям, Л. Брамсону, М. Винаверу, Ф. Дану и М. Либеру в разное время предлагали министерские посты, но все они отклонили эти предложения, считая, что евреи не должны быть членами правительства России. Во влиятельном Петроградском Совете активную роль играли Ф. Дан, М. Либер, А. Гоц, Л. Мартов, Р. Абрамович; в сентябре 1917 г. председателем Совета стал Л. Троцкий. Пост первого заместителя председателя Московского Совета занимал меньшевик Г. Кипен. В провинциальных советах, особенно в бывшей черте оседлости, роль евреев (представлявших как национальные, так и общеполитические партии) была еще более заметной. 1-й съезд Советов избрал А. Гоца председателем Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК). Пост председателя Всероссийского центрального совета профессиональных союзов занимал М. Гриневич (Коган). Эсер О. Минор возглавил городскую думу в Москве, член центрального комитета Бунда А. Вайнштейн (Рахмиэль) — в Минске, меньшевик И. Полонский — в Екатеринославе, бундовец Д. Чертков — в Саратове. Г. Шрейдер был городским головой в Петрограде, А. Гинзбург-Наумов — товарищем городского головы в Киеве. Видный пост занял Иоаким Самуилович Каннегнер. Джейкоб Шифф, стремясь поддержать правительство Керенского, предоставил ему большой заём…В начале XX века социальная структура российских евреев была следующей: 15 % евреев были пролетариями; 10 % — служащими; 2,2 % еврейского населения — крестьянами; 1 % евреев состоял на военной службе; коммерческой деятельностью занималось 35 % евреев. В эти годы много евреев вступило в ряды двух основных революционных партий России: партии эсеров и РСДРП. Значительное число членов большевистской фракции РСДРП были евреями, а процент евреев среди соперничавших с  большевиками меньшевиков был даже выше. Оба основателя и лидера фракции меньшевиков — Юлий Мартов и Павел Аксельрод —были евреями.17

          Андрей Дикий написал очень хорошую книгу "Евреи в России и в СССР". Эта книга вышла в Нью-Йорке в 1967 году, где запечатлены списки советского правительства, начиная с 1919 и по 1940-е годы. Многие думают, что евреи заполоняли советское правительство только в 20-е годы. Нет. Оказывается точно так же было и в 40-х годах В то время, после отделения Польши от Советского Союза, евреи составляли менее 1% населения.

          А теперь познакомимся с составом советского правительства сразу же после революции. Евреи в государственных учреждениях и ЦК партийных организаций: 1. Председатель совета народных комиссаров - Ульянов (Ленин). Пишется русский. Но на самом деле Ленин был полуевреем по матери. 2. Комиссар Иностранных дел - Чичерин. Опять русский. И та же самая история. Или Дикий не знал, или почему-то не захотел об этом писать. Чичерин на самом деле, по отцу, был из старого родового дворянства, а по матери еврей 3. Комиссар по делам о Национальностях - Джугашвили (Сталин). Тут значится - грузин. А мы уже знаем, что Сталин - полуеврей, кавказский полуеврей. Даже его фамилия, если ее перевести на русский язык, будет звучать так: швили - сын, а джуга - на многих наречиях означает - еврей. Даже по английски джу - еврей. Итак, сам - Иосиф, сыночек – Яков, фамилия - сын еврея, в итоге - идет, как грузин. Здесь невольно вспоминается юмор Михаила Жванецкого: "Когда мне говорят: “Ты еврей”, я отвечаю: “Христос тоже евреем был, а кем стал!”               
4. Президент Высшего Экономического Совета - Лурье (Ларин). Еврей. 
5. Комиссар по восстановлению - Шлихтер. Еврей.
6. Комиссар Земледелия - Протиан. Армянин.
7. Комиссар Государственного контроля - Ландер. Еврей.
8. Комиссар Армии и Флота - Бронштейн (Троцкий). Еврей.
9. Комиссар государственных земель - Кауфман. Еврей.               
10. Комиссар общественных работ - Шмит. Еврей.
11. Комиссар общественных снабжений - Е. Лилина (Книгисен). Еврейка.
12. Комиссар народного просвещения - Луначарский. Тут значится русский. На самом
деле Луначарский был евреем из выкрестов. И был женат на еврейке Розенель.
13. Комиссар вероисповеданий - Шпицберг. Еврей.
14. Народный комиссар - Апфельбаум (Зиновьев). Еврей.
15. Комиссар общественной гигиены - Анвельт. Еврей.
16. Комиссар финансов - Гуковский. Еврей.
17. Комиссар печати - Коген (Володарский). Еврей.
18. Комиссар по делам о выборах - Радомысльский (Урицкий). Еврей.
19. Комиссар Юстиции - Штейнберг. Еврей. Он заведовал расстрелами.
20. Комиссар по эвакуации - Фенигштейн. Еврей. 
21. Его помощники - Равич и Заславский. Евреи.
Итого - из 22 членов: евреев - 17, русских - 3 (они все - полуевреи), армян - 1, грузин - 1 (на самом деле Сталин - кавказский полуеврей). Кроме перечисленных, комиссаром Армии и Флота был Бронштейн (Троцкий) - еврей. Народный комиссаром внутренних дел - Апфельбаум (Зиновьев) - еврей. Народным комиссаром юстиции - И. Штейнберг- еврей. Комиссар кассационного Департамента – Шредер - еврей. Председатель Московского Революционного Трибунала - И. Берман - еврей. Комиссар Сената в Петрограде – Бер - еврей. Председатель следственной комиссии при Революционном Трибунале – Глузман - еврей. Главный секретарь Народной Коммуны - Ширвин. – еврей. Комиссар по народной защите – Луцкий - еврей. Вот и люди защищающие интересы народа. В начале 1917 г. в России проживало около 4 млн. евреев, что составляло чуть более 4% ее населения. Значительное еврейское население было оставлено в оккупированной немцами Польше и Прибалтике. Евреи составляли до 1/3 населения городов и местечек бывшей черты оседлости. Характерно, что в силу исторических условий, в которых жили русские евреи в течение предшествовавших октябрьскому перевороту 150 лет, более 70% еврейского населения занимались мелкой торговлей и мелким же ремеслом.               

          Итак, шел год 1920-й. Еще жив вождь мирового пролетариата Ульянов-Ленин. Сталин при нем комиссар по делам национальностей. А рядом комиссары еврейской национальности высших ступеней руководства Россией: Бронштейн-Троцкий, Апфельбаум-Зиновьев, Розенфельд-Каменев, Гаухман-Свердлов, Нахамкес-Стеклов, Гольдштейн-Володарский, Радек-Собельсон, Лурье-Ларин, Гольдман-Горев, Кац-Камков, Гольденбах-Рязанов, Натансон-Бобров, Рейн-Абрамович, Черномордник-Черноморский, Розенблюм-Маклаковский, Блейхман-Солнцев, Губельман-Ярославский. Не прячась за чужие фамилии, элиту рабоче-крестьянской республики представляют господа-товарищи Аранович, Рабинович, Рафалович, Смидович, Кальманович, Ривкин, Хейнкин, Фрумкин, Фридкин, Малкин, Хаскин, Кауфман, Фейерман, Глузман, Шенкман, Берман, Гахман, Шушман, Шотман, Шпицберг, Штейнберг, Гронберг, Ландер, Познер, Шнейдер, Шредер, Ливенсон, Либерзон, Михельсон, Мартинсон, Фенигштейн, Шлихтер, Розенталь, Хайтис Бек, Воровский, Ландау, Слуцкий, Дретлинг, Ширвин, Закхейм, Шмуклер, Рутгаузен, Бриллиант, Розенгольц, Крейнис, Альперович, Гольдблат, Лифшиц...“Согласно этому списку, главных большевистских вожаков, владычествующих полновластно и бесконтрольно над Россией, состоит 545 человек, — пишет Ф. Винберг, автор книги “Крестный путь”, изданной в 1922 году в Мюнхене, и тут же отмечает: — Из них 447 — евреев...” В число владычествующих вошли, понятно, и специалисты, без которых не обходится ни одна власть. Их по-разному называют, стараются скрывать от народа, но они верой и правдой служат любой власти. После Октября 1917-го православному люду их явили в черных кожаных куртках, при маузерах на ремнях, с горящими глазами — бойцов «чрезвычаек».18   

          В середине 30-х годов Иосиф Сталин был уже полновластным «хозяином» страны. Кто же ещё стоял тогда рядом со Сталиным? Кто уцелел из старой «гвардии» за спиной нового «хозяина»? Историк и публицист Сергей Семанов приводит состав входящую в сталинскую команду, сложившуюся ещё при жизни Ленина (до 1923 года включительно). Если учитывать только тогдашних членов ЦК, то согласно Семанову ближайшее сталинское окружение насчитывало 12 человек: Дзержинский, Свердлов, Орджоникидзе, Калинин, Ярославский, Андреев, Молотов, Ворошилов, Киров Куйбышев, Микоян. Анализируя национальный состав соратников Сталина, Семанов отмечает, что трое из команды Сталина были евреями (Свердлов, Ярославский и Каганович), шестеро были русскими (Калинин, Андреев, Молотов (Скрябин), Ворошилов, Киров (Костриков), Куйбышев, наполовину еврей, наполовину поляк Дзержинский, армянин Микоян и грузин Орджоникидзе. При этом все русские сподвижники Сталина имели нерусских жён (все, кроме жены Калинина — еврейки): Как отмечает В. В. Кожинов, начиная с 1930-х годов центр власти постепенно стал перемещаться из Политбюро в Совнарком. В то же время 1930-е годы евреи часто назначались на высокие посты в Совнаркоме. Заместителями председателя Совнаркома становятся Р. С. Землячка, Л. М. Каганович и Л. З. Мехлис, Б.Л. Ванников становится наркомом вооружения, С. З. Гинзбург — наркомом строительства, Н.М. Анцелович Н— наркомом лесной промышленности и др. Как отмечает А. И. Солженицын, в 1936 году в правительстве СССР было 9 наркомов-евреев: Литвинов, Ягода, Лазарь Каганович, А. Розенгольц, И. Я. Вейцер, М. Калманович, И. Е. Любимов, Г. Каминский, З. Беленький. В 1930-е Сталин официально показывал себя как убеждённый пролетарский интернационалист, последовательно выступал против антисемитизма,  при любых его проявлениях. В процессе чисток в верхних эшелонах власти был репрессирован ряд евреев-троцкистов, а также других действительных или мнимых оппозиционеров, но репрессии 1930-х годов в целом не носили антиеврейской направленности. Значительной была доля евреев в руководстве НКВД, особенно до прихода туда Л.П. Берия. Многие евреи в руководстве НКВД были репрессированы в 1937 году при Н. И. Ежове. В 1939 году наркомом иностранных дел вместо еврея Литвинова был назначен русский Молотов. Как утверждается в книге Чуева со ссылкой на самого Молотова, Сталин сказал ему: “Убери из наркомата евреев. Слава богу, что сказал! Дело в том, что евреи составляли там абсолютное большинство в руководстве и среди послов. Это, конечно, неправильно. Латыши и евреи… И каждый за собой целый хвост тащил. Причем, свысока смотрели, когда я пришел, издевались над теми мерами, которые я начал проводить…”  Дальнейшая судьба евреев Советской Власти непосредственно связана с Крымом, поэтому следует, поближе познакомится значимыми эпизодами истории этого полуострова.18               

5.КомЗет в Крымской Калифорнии.

          Павел Судопалатов в статье: «Спецоперации Лубянка и Кремль 1930-1950 годы «Калифорния в Крыму»» пишет: В Советское время 1920 год стал значимым периодом для еврейского народа. Появилась реальная возможность создания Еврейской республики в Крыму. Эта идея  появилась еще до первой мировой войны, но эта инициатива однозначно была отвергнута царской Россией. После первого сионистского конгресса в Базеле в 1897 году еврейские организации во всём мире активизировали поиски путей создания еврейского государства в Палестине, Африке и Южной Америке. Участвовали в этих поисках и русские евреи, которые не только разработали проект так называемой Южно-русской республики на территории Крыма, Волыни и Подолии со столицей в Одессе, но и предприняли неудавшуюся попытку реализовать его в 1905 году. После этого о проекте забыли и вспомнили лишь полтора десятилетия спустя в Америке. В 1923 году в Москву прибыл один из руководителей американской еврейской благотворительной организации Розен, который привёз для передачи советскому правительству проект о создании Еврейского государства. Её район должен был охватывать Одессу, Херсон, северную часть Крыма, побережье Чёрного моря до Абхазии и Сочи. В этот район площадью более миллиона гектаров предполагалось для начала переселить 500 тысяч евреев из западных областей Украины и Белоруссии. Стремясь заинтересовать советских лидеров в своих предложениях, авторы проекта давали понять, что при содействии американских и международных еврейских организаций может посодействовать Советскому Союзу в получении крупных кредитов и в оказании давления на правительство США. Розен передал через Л. Каменева проект в Политбюро ЦК ВКП(б), где предложения активно поддержали Троцкий, Бухарин, Зиновьев, Каменев, Рыков, Цюрупа, Сосновский и Чичерин. В ходе обсуждения проекта в советских верхах район Европейской автономии полностью сместился на территорию Крыма. Так возник проект создания Еврейской автономной республики в составе РСФСР, и именно в Крыму. Однако Сталин по свойственной ему осторожности настоял на том, чтобы не спешить с реализацией проекта, ограничившись для начала созданием комитета по землеустройству евреев во главе со Смидовичем. И его можно было понять. Ведь в сущности, этот проект противоречил действительности, поскольку в Крыму с 1921 года существовала Крымская автономная республика со своей конституцией. Кроме того, в Крым по официальному разрешению советского правительства вернулись 200 тысяч татар-эмигрантов из Болгарии и Румынии, а в степных районах Крыма жили 50 тысяч крымских немцев. Планируемое отторжение части Крыма для переселения туда евреев было чревато превращением полуострова в крупный очаг этнической напряжённости. Предложение американских был заманчивым, а страна Советов нуждалась в финансовой поддержке.  Несмотря на всё сложившие обстоятельства, под руководством Ларина (Лурье), будущего тестя Бухарина, началась разработка этого проекта. Непосредственными разработчиками были член коллегии Наркомата финансов Вайнштейн, заместитель заведующего Агитпропом ЦК ВКП(б) Диманштейн, директор Внешторгбанка Коробков, член правления Госбанка Кацнельбоген, нарком торговли Шейнман. Его обсуждение даже было включено в повестку дня Еврейского конгресса Америки, состоявшегося в Филадельфии. С обращением к делегатам конгресса (а их насчитывалось пять тысяч) выступили представители двухсот богатейших людей Америки. Рассмотрение на конгрессе приветствовали присутствовавшие на его открытии будущие президенты США Г. Гувер и Ф. Рузвельт, а председатель Комитета по землеустройству евреев в СССР Смидович от имени правительства Советского Союза заявил: в обмен на кредиты в СССР будет проводиться колонизация Крыма евреями. В итоге было принято решение о вложении через 15 миллионов долларов на колонизацию Крыма. По окончании работы Еврейского конгресса и в СССР, и в организации развернулась засекреченная подготовка к заключению договора о предоставлении Советскому Союзу займа. Но сталинская осторожность возобладала и здесь. Политбюро ЦК ВКП приняло специальное постановление, в котором указывалось: задача в отношении Крыма, которая заключалось в том, чтобы Политбюро в своих заявлениях был гораздо сдержаннее, чем Нарком иностранных дел Чичерин. Договор между СССР и организацией был подписан 19 февраля 1929 года. С американской стороны документ подписал находившийся в Москве с 1927 года крупный финансист Варбург. Согласно этому строго секретному договору, СССР получал в виде займа по 900 тысяч долларов ежегодно в течение десяти лет под 5 % годовых. Если признавал реализацию договора успешной, Советскому Союзу выделялся дополнительный кредит на сумму 0,5 млн. долларов в год. Возвращение долга по займу с обусловленными процентами должно было начаться в 1945 году и завершиться в 1954. Особенность договора: правительство СССР выпустило и передало организации облигации на всю сумму займа с процентами (20 миллионов долларов). Эти облигации раскупались в США по подписке среди самых богатых в Америке евреев. Владельцами облигаций стали, в частности, такие магнаты, как Рокфеллер, Маршалл, Варбург и даже будущие президенты Г. Гувер и Ф. Рузвельт. При нарушении Советским Союзом обязательств по договору финансирование со стороны прекращалось. По условиям договора Советский Союз обязан был завершить выплаты на всю сумму займа с процентами в течение 1954 года. Начиная  с 1920 по 1930, в Крыму были предприняты попытки создания сельскохозяйственных еврейских коммун из переселенцев с других республик СССР. В 1923 появились первые проекты по переселению евреев в Крым и созданию там еврейской автономии. В августе 1924 ЦИК СССР постановил образовать Комитет по землеустройству еврейских трудящихся (КомЗЕТ). В мае 1926 был определен план расселения евреев по СССР на 10 лет — 100 тысяч семей (500—600 тысяч человек). Основной базой переселения КомЗЕТ определил Крымскую АССР, где в 1927—1936 должно было быть размещено 250—300 тысяч еврейских переселенцев. В республике был создан еврейский национальный Фрайдорфский район и 32 еврейских национальных сельсовета…Украина являлось самой густо населенной территорией еврейскими общинами. Треть евреев Европы жили на территории Украины в период с 1791 и по 1917 год в пределах черты оседлости. Большое скопление евреев в этом регионе сделало их лёгкой мишенью для антисемитских акций и погромов. Таким образом, в Крыму было образовано 5 еврейских национальных районов, в которых действовало 213 еврейских же колхозов. Однако сталинские репрессии существенно подорвали еврейское земледелие в Крыму. Одной из причин этого было желание Сталина переселить евреев в Биробиджан. Как по политическим, так и по финансовым обязательствам этот договор  между еврейской организацией Америки и СССР был важным потому, что в это время при посредничестве американских еврейских организаций началось выяснение возможности установления советско-американских дипломатических отношений. Однако после заключения договора и установления советско-американских дипломатических отношений американское правительство отказалось в оказании в новой финансовой помощи. Поэтому И.В. Сталин был недоволен отказом американской стороны заключить новое соглашение о займе ещё до полной реализации. После этого, в стране началась кампания по разоблачению, к которым были причислены и репрессированы почти все, кто участвовал в разработке крымского проекта в 1920-1930-х годах. Вместо создания Еврейской автономной республики в Крыму, правительство Сталина приняло решение образовать на Дальнем Востоке Еврейскую автономную область – Биробиджан…С середины 1930-х годов советское правительство перестало проявлять интерес к увеличению численности населения Еврейской автономной области. Создание Еврейской автономной области в Крыму казалось, канул в Лету. Однако после нападения фашистской Германии на СССР советское правительство было вынуждено вернуться к оставленному проекту. И. В. Сталин, учитывая, что необходимые для страны поставки по ленд-лизу зависят от позиции американских еврейских корпораций, разрешил создать в СССР Еврейский антифашистский комитет - ЕАК, руководителем которого назначили главу Московского государственного еврейского театра Соломона Михоэлса. В 1943 году по предложению Берии была организована поездка в США делегации ЕАК, чтобы показать влиятельным американским еврейским деловым кругам благожелательное отношение к евреям в СССР. Приём, оказанный в Америке делегации Михоэлса, был радушным, доброжелательным. Однако делегации ЕАК напомнили о приближении начального срока возвращения долга по займу, предоставленному Советскому Союзу. Сумма долга составляла 20 миллионов долларов без учёта 5 % годовых. Вместе с тем  руководство дало понять: если проект создания в Крыму Еврейской автономной республики будет осуществляться, то долг СССР может быть прощён и, более того, Советскому Союзу могут быть предоставлены новые кредиты. Называлась колоссальная по тому времени сумма - десять млрд. долларов на восстановление экономики, подорванной во время войны. В феврале 1944 года, вернувшись из США, Михоэлс и другие члены делегации ЕАК направили Сталину и Молотову письмо о создании в Крыму Еврейской республики и о настоятельном пожелании еврейских кругов Америки, чтобы Еврейская автономная республика включала в себя весь Крым с его южным побережьем. Конечно, в 1944 г. И. В. Сталин не мог не отнестись со вниманием к таким пожеланиям. В особенности этот процесс был ускорен после встречи с Рузвельтом на Ялтинской конференции 4-11 февраля 1944 года. О чем свидетельствует быстрая депортация из Крыма татар якобы за сотрудничество с немецкими оккупационными властями в карательных действиях против партизан и русского населения. После выселения крымских татар в Казахстан и Среднюю Азию, Крым был превращен в пограничную зону с жестким режимом контроля. Даже крымские татары, воевавшие за отечество и уволенные из армии в 1945-1946 годах, также не могли приезжать в Крым. Михоэлс обрадовался этим событиям, но скоро всё пошло иначе. Вместо евреев пустые дома деревень стали заселятся русскими, белорусами и украинцами. В 1947 году ООН приняла решение о создании еврейского государства в Палестине, снявшее с повестки дня вопрос о создании еврейской республики в Крыму.

          Советское правительство охотно и без промедления поддержало создание государства Израиль. Отныне навсегда утратил своё значение Еврейское государство Крыма. Политический характер отношения Сталина к еврейским проблемам очевиден из того факта, что он якобы проявил себя активным сторонником создания государства Израиль. Можно сказать даже больше — без поддержки Сталиным проекта создания еврейского государства на территории Палестины это государство в 1948 году не могло бы быть создано. С другой стороны этому не позволяли статистические данные населения Палестины…Мог ли Сталин сам запустить зачем-то идею еврейской автономии в Крыму, но затем передумать? Сталин знал, что когда Израиль будет создан, то начнутся требования к выезду советских евреев — и эти требования уже стали звучать. Мог ли он ослабить эти настроения обменом на Крым?..Зарубежными спецслужбами в Москве организовываются массовые выступления за проект «Крымская Калифорния». Митингующих евреев (пятая колонна) отправили на Новую землю на 17 пароходах. Операция называлась «Белая куропатка». Апогеем стал арест в 1951-1952 годах жены Молотова П. Жемчужины, врачей-евреев, обслуживавших не только ЦК партии и другие высшие союзные инстанции, но и руководство областей, краев, республик, национально-автономных округов. Оставался, однако, сложный вопрос с возвращением долга. Срок его возвращения истекал в 1954 году, когда Сталина уже не было в живых. Советский Союз, восстанавливавший разрушенное войной народное хозяйство, едва ли мог завершить все выплаты по займу в положенные сроки. Назревал крупный скандал как для СССР, так и для , нежелательный для обеих сторон. Ни одна из них не хотела оглашения всех подробностей. Решение Н.С. Хрущёва о передаче Крыма Украине в связи с 300-летием воссоединения России с Украиной был удачный случай, позволяющий СССР разрешить весьма сложную проблему, тяготевшую над советским руководством с начала 1920-годов.На основании протокола Президиума ЦК КПСС №49 от 25 января 1954 г. Крым был передан Украине, а взамен Российская Федерация получила Таганрог, Белгородскую область, а также часть Брянской, Курской, Воронежской и Ростовской областей Хрущёв воспользовался тем, что при составлении договора между СССР и не была предусмотрена возможность передачи Крыма из состава РСФСР под юрисдикцию Украины. Кроме того, на основании договора решение о переселении евреев в Крым принимал ВЦИК РСФСР, а его решение для Украины не было обязательным. Таким образом, передав Крым Украине, правительство СССР обретало формальное право закрыть - и теперь уже навсегда - вопрос об обязательствах Советского Союза перед еврейскими организациями в США о создании в Крыму еврейской государственности.20

6.Евреи в правительстве СССР.

          Не являются ли все эти события причиной крымского кризиса, которая была начата после оккупации Российских войск Крыма в 2014 г? В 1991 году Советский Союз, в строительство которого вложили столько труда миллионы советских людей, оказался разрушенным евреями, как и Россия в 1917 году. В 2007 году  в этом открыто признался израильский премьер Эхуд Ольмерт. Он публично поблагодарил советских евреев за развал СССР!21    
Евреи в верхних эшелонах Советского правительства в после военный период.
1.Каганович Лазарь Моисеевич – министр промышленности строительных материалов СССР (сентябрь 1956 - июль 1957)
2.Гинзбург Семён Захарович – нарком/министр по строительству военных и военно-морских предприятий СССР (январь 1946 - март 1947)
3.Дукельсий Семён Семёнович – нарком морского флота СССР (апрель 1939 - февраль 1942)
4.Беленький Захар Моисеевич – председателя Комиссии советского контроля при СНК СССР (май 1938 - апрель 1939).
5.Анцелович Наум Маркович – нарком лесной промышленности СССР (октябрь 1938 - октябрь 1940)
6.Жемчежина Полина Семёновна (Карповская Перл Соломоновна) – нарком рыбной промышленности СССР (январь-ноябрь 1939).
7.Ванников Борис Львович – начальник Первого главного управления при СНК/СM СССР (август 1945 - март 1953)
8.Землячка (Залкинд) Розалия Самойловна – председатель Комиссии советского контроля при СНК СССР (май 1939 - сентябрь 1940)
9.Мехлис Лев Захарович – нарком/министр государственного контроля СССР (сентябрь 1940 - июнь 1941, март 1946 - октябрь 1950).
10.Каплун Григорий Данилович – наркома судостроительной промышленности СССР (август 1941 - март 1942).
11.Зальцман Исаак Моисеевич – нарком танковой промышленности СССР (июль 1942 - июнь 1943).
12.Райзер Давид Яковлевич (Ушерович) – министр строительства предприятий металлургической и химической промышленности СССР (апрель 1954 - май 1957).
13.Дымшиц Вениамин Эммануилович – председатель Государственного комитета СМ СССР по материально-техническому снабжению (октябрь 1965 - июнь 1976).
14.Володарский Лев Маркович (Мордкович) – начальник Центрального статистического управления при СМ СССР, Центрального статистического управления СССР (август 1975 - декабрь 1985).
15.Котляр Николай Исаакович – министр рыбного хозяйства СССР (январь 1987 - ноябрь 1991).
16.Раевский Владимир Абрамович – министра финансов СССР (ноябрь 1991 - март 1992).22

          Во времена Советского Союза, чтобы подняться по карьерной лестнице многие использовали  женитьбу на еврейках. Поэтому главные кремлевские посты были заняты политиками еврейского происхождения или мужьями евреек. Жёны которых были еврейками: Андреев, Бухарин, Воровский, Ворошилов, Калинин, Киров, Луначарский, Молотов, Рыков и др. Из более близких к нам времен можно добавить - Брежнева, Суслова и первого президента России - Ельцина. На еврейках были женаты также Куйбышев, Поскребышев, Ежов, Тухачевский. Последней женой Сталина (неофициально) была Роза Каганович - сестра Лазаря Кагановича - Каганович Роза Моисеевна. Старший сын Сталина Яков был женат на еврейке. Дочь Сталина Светлана была замужем за евреем. Зятя-еврея имел Маленков. На еврейке был женат и сын Хрущева.
В свое время ходили слухи, что Л.И. Брежнев является «Антисемитом №1», но познакомившись с архивными документами узнаем, что Леонид Ильич в своем происхождении имеет две ветви – еврейскую и украинскую. При этом принадлежность к евреям связывают с отцовской линией, считая, что Илья Яковлевич после революции сменил свою фамилию на фамилию одного из родственников по линии мужа сестры.  Также поговаривали, что будучи генеральным секретарем Брежнев устраивал гонения на евреев. Но это вовсе не соответствует действительности, так как после того как в  1977 г. Брежнев возглавил ещё и Верховный Совет, свободу продвижение по карьерной лестнице получили более 50000 евреев.23 

          Этот список можно продолжить, но, думается, в этом необходимости нет, ибо кумовство, групповщина и клановость, замешанные на еврейской крови, уже и так очевидны. Андропов, сам полуармянин-полуеврей, был женат на еврейке. Только Горбачев как бы выпадает из этого ряда, но дочь его вышла замуж за еврея.24 Президент - Ельцин (женат на еврейке). Советник президента по вопросам экономики - Лившиц – еврей. Во всё время правления Ельцина (1991-1999) большинство его советников были евреями. Главы Администрации Президента Филатов, Чубайс, Волошин - все евреи. Заместитель председателя правительства Российской Федерации – Ф. Немцов – еврей. Министр экономики - Ясин – еврей. Зам. Министра экономики - Уринсон – еврей. Министр финансов - Пансков – еврей. Зам. Министра финансов - Вавилов – еврей. Председатель Центрального банка - Парамонова – еврейка. Министр иностранных дел - Козырев – еврей. Министр энергетики - Шафранник – еврей. Министр связи - Булгак – еврей. Министр по природным ресурсам – Данилов-Данильян – еврей. Министр транспорта - Ефимов – еврей. Министр здравоохранения - Нечаев – еврей. Министр по науке - Салтыков – еврей. Министр культуры - Сидоров – еврей. Финансовом вопросе страной управляли семь банкиров - Авен, Березовский, Гусинский, Потанин, Смоленский, Фридман, Ходорковский (шестеро - евреи , данные по Потанину разнятся). Правили вместе с ними также Главы Администрации Президента Чубайс, Волошин и Дочь Президента (новая должность у еврейской власти) Татьяна Дьяченко (по еврейскому закону - Галахе, как дочь еврейки, еврейка).Мэр города Москвы Ю. Каца (Лужкова) (еврей). Внешняя политика - Ястржембский (польский еврей).Мелкий и средний бизнес - Иоффе (еврей).Строительная сфера - Ресин (еврей).Финансовый контроль - Шор (еврей). Префект центра Москвы - Музыкантский (еврей).Управляющий делами мэрии - Шахновский (еврей). ТЭК Москвы - Лапир (еврей). Транспорт и связь - Корсак (еврей). Городское развитие - Топельсон (еврей). Внебюджетные фонды - Краснянский и Штернфельд (евреи). Строительные ресурсы - Ризель (еврей).Налоги и сборы - Черник (еврей). Спорт - Кофман (еврей). Штатные советники мэра - Шнейдер, Норкин, Перелыгин (все евреи). Ближайшие единомышленники движению «Отечество» - Кобзон и Хазанов (евреи). Руководитель избирательного штаба «Отечества»- Боос (еврей). Кандидат №1 в списке «Отечества» - Примаков (Финкельштейн) – еврей. Президентом прославленного своими обманами вкладчиков банка «СБС-Агро» является господин Смоленский - еврей по национальности. Президентом Московского «МДМ» банка является Михаил Мамут – еврей. Президентом «Мост-банка» является Борис Хаид- еврей. Президентом «Собинбанка» является Юрий Шерлинг – еврей. Президент «Альфа-банка, глава финансово - промышленной группы «Альфа» Михаил Фридман - еврей. Генеральным директором Московской Межбанковской Ассоциации является Александр Борисов - еврей. Крупнейшей рекламной фирмой г. Москвы владеет Леонид Турта – еврей. Ранее возглавлял финансовую пирамиду, обобравшую миллионы вкладчиков «Хопер-инвест». Главный российский электрик Президент РАО « ЕЭС» - Анатолий Чубайс – еврей. Президент А/О "Газпром" Рэм Вяхирев – еврей. Президент нефтяной компании «Росснефть» является Сергей Богданчик – еврей. Глава нефтяной компании «ЮКОС» Михаил Ходорковский – еврей. Президент А/О «Гостелеком» Леонид Рейман – еврей. Генеральный директор по мобильно-телефонной связи Дмитрий Зимин – еврей. Управляющим Московского Черкизовского рынка Тель-ман Исмаилов – еврей (горский). Владелец Московского Тушинского рынка Калманович – еврей. В Москве находится главный офис владельца контрольного пакета акций Красноярского  Алюминивого завода, нефтяной компании «Сибнефть», А/О «Логоваз», телеканала «ОРТ», А/О «Аэрофлот», Издательского дома «Комерсант» и прочего, прочего Б.А. Березовского - еврея. Пропагандистская власть: Председатель комитета по СМИ - Грызунов – еврей. Заместитель генерального директора ИТАР-ТАСС  - М. Гусман. «Комсомольская правда» - Фронин – еврей «Московский комсомолец» - Гусев (Драбкин) – еврей .Газета «Труд!» - Потапов – еврей. «Московские Новости» - Карпинский – еврей. «Новый Взгляд» - Додолев – еврей. «Независимая Газета» - Третьяков – еврей. «Литературная Газета» - Удальцов – еврей. «Гласность» - Изюмов – еврей. «Собеседник» - Козлов –еврей. «Сельская Жизнь» - Харламов – еврей. «Совершенно Секретно» - Боровик – еврей. Главный редактор газеты «Московский комсомолец» -Павел Гусев – еврей. Главный редактор журнала «Итоги» Сергей Пархоменко –еврей. Главный редактор журнала «Огонек» Владимир Чернов – еврей. Директор информационного агентства «ИТАР-ТАСС2 Виталий Игнатенко – еврей. Главный редактор газеты «Известия» Голембиовский – еврей. Главный редактор газеты «Комерсант» Андрей Васильев – еврей. Главный редактор газеты «Аргументы и Факты» Владислав Старков – еврей. Главный редактор газеты «Ведомости» Леонид Бершидский – еврей. Главный редактор газеты «Вечерняя Москва» Лисин А. – еврей. Главный редактор «Литературной газеты» Удальцов А. – еврей. Телевидение и радио: Государственная телерадио-компания «Останкино» - А. Яковлев – еврей. Российская телерадио-компания - Попцов – еврей. Президентом телеканала «ОРТ» является Константин Эрнст – еврей. Президент московского телеканала «ТВЦ» Олег Попцов – еврей. Генеральный директор концерна «Мосфильм»  Карэн Шахназаров – еврей. Президент России Владимир Путин — по материнской линии еврей. Согласно официальным данным, отец нынешнего президента — Путин Владимир Спиридонович является по национальности русским, а мать главы государства Шеломова Мария Ивановна указана как еврейка.25

          Мысль о том, что именно евреи держат в своих руках идеологическую и экономическую, а, следовательно, и политическую власть в постсоветской России звучала неоднократно. Бывший депутат Госдумы РФ еврей Л. Радзиховский озаглавил одну из своих статей на эту тему так: «Еврейская революция». Он без обиняков заявил, что именно евреи стали главными идеологами развала СССР, как некогда и Российской империи. Затем еврейские кланы осуществили «приватизацию» и, в конце концов, взяли всю полноту политической власти в стране в свои еврейские руки. «Евреями на 100% являются: глава Администрации президента, секретарь Совбеза, пять министров, лидеры трёх думских фракций... Больше ни одна национальность так обильно во власти не представлена... Такого, наверное, нет больше нигде в мире. И это при том, что в России евреев — менее 300 тысяч…»26

          Председатели Правительства: Фрадков – еврей, Медведев (сам неосторожно упомянул о своем праве на израильское гражданство). Мысль о еврейском господстве в России недвусмысленно подтвердил и раввин Берл Лазар на всемирном съезде хасидов: “Немало революций знала Россия, но самая тихая и самая эффективная — это революция, которую свершили наши посланники, невзирая на зачастую враждебное отношение окружающих…”. Стоит упомянуть, что Путин был приведён к власти евреями: Чубайсом, Березовским, Абрамовичем и Гусинским. Первый из этой троицы (Чубайс) и исполняет роль теневого лидера. Чубайс Анатолий Борисович, еврей, единственный представитель от России в Бильдербергском клубе. «Благодаря» его деятельности на постах Председателя Госкомимущества России и Главы Администрации Президента под контроль евреев перешла большая часть национальных богатств России. Именно Чубайс пригласил Путина на работу в Кремль…В защиту Путина можно сказать, что к тому времени, когда он стал президентом, реальная власть в стране уже принадлежала нескольким еврейским олигархическим кланам! Но «после прихода Путина ситуация практически не изменилась. Скорее, даже наоборот: юдофильские симпатии Кремля никогда ещё не были столь очевидны»! Сам Путин определил приоритеты своей национальной политики довольно ясно. В декабре 2003-го года, отвечая на вопросы телезрителей в эфире центральных телеканалов, он, на всю страну заявил, что лозунг «Россия для русских!» — «лозунг придурков и провокаторов»!

           Мог ли прийти Путин в Кремль как глава государства без одобрения еврейских кланов? Наиболее влиятельные фигуры в среде российского еврейства даже не скрывали, что для них Путин — «технический президент», фигура номинальная, главная задача которой - легализовать их фактическое господство над страной. Именно к этой эпохе относится знаменитая формула всесильного Березовского «Частный капитал нанимает власть. Форма найма называется — демократические выборы». В том же духе высказывался и другой влиятельнейший еврейский олигарх той поры, Гусинский — глава Российского еврейского конгресса: «власть в России должна обслуживать еврейские бизнес-интересы, и никакие другие…»…Наиболее откровенно эту стратегию сформулировал ещё один еврей - Олег Дерипаска. В своём потрясающем по откровенности и цинизму интервью бюллетеню «Время Евразии» он, в частности, сказал: “Власть — это группа людей, элита, способная принимать решения и их реализовывать… Президент России Путин — это своего рода топ-менеджер, управляющий всей страной. Мы — российская реальная власть. Носители настоящей власти принимают решение - кто будет во главе структуры управления, один из них, или кто-либо наёмный. В России, например, это наёмный менеджер, Путин… Надо откинуть всякие сказки о демократии, якобы кто-то что-то решает, зайдя в кабинку для голосования. Я уточню для того, чтобы была понятна технология управления обществом. Группа людей, осуществляющих власть, принимает решение о форме этой власти. Сейчас, например, это - форма демократии, когда широкая публика убеждена, что ими управляет тот, кого они выбрали в кабинках для голосования”. Путин нашёл союзника не в русском народе, которого столетнее еврейское иго превратило в стадо, а в самом, казалось бы, неожиданном месте — в радикальной иудейской секте хасидов «Хабад», с которой к тому моменту тесно сблизился «кремлевский кошелек» Р. Абрамович! Президент быстро и выгодно разменял свою поддержку хасидам в их борьбе за власть над российским еврейством (а соответственно и Россией)— на поддержку собственной политической фигуры…Но началась реальная борьба Путина и Хабад за реальную власть! Первым в этой борьбе пал Березовский - награда Абрамовичу! Будучи выкрестом и личным врагом Гусинского, Березовский не мог рассчитывать на поддержку российского еврейства, и уж тем более — мирового. Правоверные иудеи отнеслись к его проблемам довольно равнодушно. Раввин Шаевич говорил о таких «предателях Талмуда»: «Креститься для еврея — большой грех»! С. Гусинским - было гораздо сложнее. Помимо того, что он был одним из богатейших олигархов и медиа-магнатом, обладавшим колоссальным влиянием в СМИ, Гусинский еще являлся признанным лидером российского еврейства, главой РЕК, членом президиума Всемирного еврейского конгресса. Свалить такую фигуру, не вступая в открытый конфликт с мировым еврейством, казалось невозможным. В результате всех этих событий в рядах еврейских олигархов в России произошла рокировка. Вместо Ходорковского и иже с ним, ряды пополнили братья Роттенберги и новые олигархи «путинской волны». Также неизбежно должно было проявиться лицо, помогшее Путину совершить всю эту операцию по сближению с хасидами, сего «героя» ждала «заслуженная награда». И «лицо» проявилось! Роман Абрамович получил за свою компанию «Сибнефть» - 13 миллиардов долларов, гораздо выше ее рыночной цены!..Здесь стоит отметить, что в лице хасидского раввина Путин получил канал для неформального общения с влиятельнейшими еврейскими кланами мира! И Путин воспользовался этим! Олигархи-евреи, за исключением Ходорковского, покинули страну. Владимир Гусинский - в Испании. Борис Березовский - в Лондоне. Леонид Невзлин и его партнеры Михаил Брудно и Владимир Дубов - в Израиле. В связи с тем, что при Путине в паспортах убрали графу "национальность", а свидетельства о рождения (метрики по - советски) не предъявляют, чтобы евреям и прочим инородцам проходить на ключевые посты вместо русских…27 

          Восточно-европейское еврейство, взявшее свое начало с хазарских иудеев, в последние десятилетия стал одним из крупнейшей мировой силой, сравнимой с великими державами по мощи и богатству, а возможно, превосходящей по влиянию. Еврейские министры сидят на важнейших постах в правительствах России, Украины, Америки, Англии и Франции, в руках еврейских финансистов сосредоточены несметные богатства, а еврейские кинематографисты, теле-, радио-, газетчики определяют ход мыслей миллиардов людей. Эта новая экстерриториальная сверхдержава не стремится к саморекламе - вопрос о еврейском богатстве и влиянии считается скользким, опасным, недостойным.               

          В 1976 году в Нью-Йорке вышла в свет книга «Тринадцатое колено» английского писателя Артура Кестлера. Автор утверждал‚ что теперешние ашкеназы (европейские евреи) не имеют никакого отношения к «сынам Авраама»‚ а являются потомками хазар‚ которые рассеялись по Европе после крушения Хазарского каганата в десятом веке. По Кестлеру, ашкеназы «вышли не с Иордана‚ а с Волги‚ не из Ханаана‚ а с Прикаспийской низменности и Кавказа‚ а это значит‚ что они намного ближе к таким народам‚ как гунны чем к семени Авраама‚ Исхака и Яакова. Если ашкеназы – не семиты‚ заявлял писатель‚ то «само слово антисемитизм оказывается лишенным смысла и представляет собой прискорбный плод недоразумения‚ равно разделяемого и палачами и жертвами… Эпопея Хазарского каганата‚ встающая сейчас перед нами из глубины веков‚ выявляет‚ пожалуй‚ самую жестокую шутку‚ какую история когда-либо сыграла с человеком»               
 
               
                Рафик шейх Гюльбала оглы
                г. Ширван октябрь 2018 г.
               
               


 Список литературы:

1.Хазары – Рувики: Интернет -энциклопедия.
2.Евреи России – Циклопедия.
3.Феликс Кандель «Евреи России». 4.Хазарский каганат глазами еврейского мира: trinuss…   trinusss.livejournal.com›172164.html
5.Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 70.          
6.Битва с касогами в 1022 г. https://rushrono.ru/bitva_kasogi1022.html
7.Война евреев с крестоносцами. Циклопедия.
https://cyclowiki.org/wiki/
8.Евреи в Киевской Руси – Энциклопедия Руниверсалис.
9.Зачем евреи навязали народам Центральной Азии мусульманство, и что послужило основой для начала Гражданских войн в империи Чингисхана. https://dzen.ru/a/ZY_SsqqN-jZtUCAc.
10.Лев Израилович. Евреи на земле российской. proza.ru›2013/11/23/893
11.Обсуждение на Livelinternet – Карта Колумба/ liveinternet.ru›users/5396012/post334013388/               
12.Ольга Иорданская. Ересь жидовствующих – загадка русского средневековья. https://dzen.ru/a/Y62x0vGk_k9GuX0o
13.Роман Булгарин. Потёмкин светлейший покровитель русских евреев. http://proza.ru/2013/10/14/1991
14.«От врагов Христовых не желаю интересной прибыли». https://www.gazeta.ru/science/2017/12/13_a_11433254.shtml
15.Евреи между царем и кайзером. https://nvo.ng.ru/history/2020-09-03/14_1107_jews.html
16.97. 01. 002. Локшин А. Е. История евреев в России конца XVIII - начала XX вв. В современной зарубежной историографии').
17.Материал из Википедии — свободной энциклопедии. История евреев в России.
18.Евреи в советском правительстве (1917-1991). https://afanarizm.livejournal.com/283419.html
19.Сталин и евреи. Циклопедия. cyclowiki.org›wiki/Сталин_и_евреи
20.Павел Судопалатов. Спецоперации Лубянка и Кремль 1930-1950 годы. "КАЛИФОРНИЯ В КРЫМУ". https://hrono.ru/libris/lib_s/krym.php.
21.ЕВРЕИ В РОССИИ. ВРЕМЯ ПУТИНА. https://cont.ws/@artads/338962
22.Алексей Шорников. Евреи в Советском правительстве (1917-1991). https://alexeyshornikov.livejournal.com/508028.html
23.Брежнев как «Антисемит №1». https://anthropology-ru.livejournal.com/557595.html
24.Это следует знать. (из книг Г.П. Климова). Lamantinaw/
iolantaz.livejournal.com›213627.html
25.Россия еврейская. Ельцин – Путин. https://vlad-i-mir-72.livejournal.com/95562.html

27.И. А. Яблоков. Теории еврейского заговора в путинской России. https://sefercenter.org/rus/publications/16_
28.Текст:Исраэль Шамир:Откуда взялись евреи. https://traditio.wiki/
29.Хазарский каганат. Принятие иудаизма. Расцвет и гибель Хазарии. https://grimnir74.livejournal.com/15831423.html




 


Рецензии