Музей в деревне Выра

Недавно, читая документальную повесть Н.И. Грановской «Если ехать вам придётся»,я узнала, как много пришлось на своём веку путешествовать замечательному нашему поэту А.С. Пушкину. Частенько брала Александра Сергеевича «охота к перемене мест». Впечатления от путешествий позднее становились основой его поэтических сюжетов.
Недалеко от Петербурга расположена деревня под названием Выра. Пушкин бывал здесь проездом не менее 13 раз. Именно с этой станцией народное придание связывает создание повести «Станционный смотритель». Легенду о том, что именно здесь разыгралось событие, описанное в пушкинской повести, отчасти вызвал к жизни сам поэт. Имя станционного смотрителя Самсон Вырин – образовано от название деревни и почтовой станции. Недавно мне самой довелось побывать в тех местах. Я добралась сюда электричкой с Балтийского вокзала до станции Сиверская, а затем автобусом до деревни Выра. Дорога мне была знакомой. В далёком 1965 году я жила здесь на даче. В этой деревне мои родители снимали на лето небольшой домик. В то время здесь был колхоз. Вокруг простирались поля пшеницы и овса. Мне тогда было 12 лет, и я совсем не подозревала, что в пушкинские времена в тех местах пролегал Белорусский почтовый тракт. А Выра была третьей станцией от Петербурга. В бывшем почтовом домике располагался сельский клуб. Сюда ходили смотреть кино. Причём картины «крутили»
не в помещении клуба, а рядом в какой-то конюшне. Помню, когда суда затащили меня новые друзья, я сначала не поняла, где нахожусь. В помещении не было окон, лишь раздвигались огромные скрипучие двери.
 - Что это у вас такой странный клуб, - спросила я у сидящей рядом девочки, - на конюшню похож?
 - А это и есть бывшая конюшня, - ответила она.
«Как странно, - подумалось мне тогда, - кино показывают здесь в таком необычном месте».
Разве знала я тогда, что местные энтузиасты решили сохранить это и другие помещения, не дать их разрушить, устроив в них музей быта прошлой эпохи. В последствии здания не только не снесли, а наоборот, восстановили, обновили, отремонтировали. Так появилась старинная почта, домик станционного смотрителя, конюшня, колодец, шорная, кузница. Вот с замиранием сердца вхожу я в домик станционного смотрителя. Правда, вместо молоденькой Дуни нас встречает служительница средних лет, да ещё местный сторожил красавец сибирский кот. Он деловито обходит русскую печь, где в живописном беспорядке сохнут лапти, явно чувствуя здесь себя хозяином. Потом, с задранным вверх хвостом направляется в комнатку Дуни, показывая экскурсоводу, куда надо вести посетителей. В музее я знакомлюсь с Валентиной Максимовной Якушевой – первым директором этого воистину народного музея. Это она вместе с другими энтузиастами является создателем музея, который был открыт в 1972 году. Разговорившись с Валентиной Максимовной, я узнаю, что застала её совершенно случайно. Сегодня она приехала сдавать дела.
 - Ухожу по причине болезни, а так жалко, ведь столько сил отдано музею, - говорит она.
 - А как вам пришла идея создания музея? – спрашиваю её.
 - Конечно за чтением книг А.С. Пушкина, - признаётся Валентина Максимовна.
Я живо представила себе, как это было. Тихий осенний вечер. Деревянный домик на высоком берегу реки Оредеж. У окошка задумчиво сидит девушка. В руках её томик Пушкина. Последние жёлтые листья кружат и падают, ударяют в стекло. Мечты девушки уносят её далеко. И вот она уже не Валя, а дочь станционного смотрителя Самсона Вырина, Дуня. Это её влюблённый гусар Минский увозит в Петербург. Очнувшись, Валя вспоминает, что фамилия смотрителя совпадает с названием деревни. Поэтому Самсон Вырин становится таким родным, почти родственником. И тогда приходит ей в голову мысль о создании в деревне музея пушкинских литературных героев, быта того времени. На призыв молодого краеведа откликнулись тогда многие. Люди приносили старинную мебель, предметы обихода, украшения, старые корыта, прялки.
И вот по истечении некоторого времени в деревне Выра открылся настоящий народный музей. Осматривая его экспонаты, ты будто сам попадаешь в пушкинскую эпоху. Я прошла по залам музея и подумала тогда:
«Как жаль, что Валентина Максимовна уходит»
Но как бы там ни было – музей существует. И всегда его двери будут открыты для благодарных потомков – любителей старины.   


Рецензии