Гости из прошлого
…Степь. Ароматы полыни, пижмы и других трав наполняют степной воздух, добавляя ему терпкости... Тишину прерывают лишь птичий гомон, шум ветра и раскаты грома... Небеса время от времени обрушиваются дождями, наполняют неторопливо текущую речушку водой, но солнце в летний зной отнимает влагу, иссушивая землю…
Зимой же на этих просторах властвуют суровые морозы и дуют ветра, пронизывающие до мозга костей. И кажется, негде укрыться от холода, который царит от горизонта до горизонта. Такова она, степь... Кажется, что вокруг абсолютное безлюдье...
Но вот откуда-то издали на лошадях и повозках прибыли кочевники. Они охотились на птиц и зверей, пасли скотину, вечерами разжигали костры, и сидя в своих походных жилищах, о чем-то говорили. Язык их был столь же груб, как их одежда, быт, да и в целом, вся жизнь, окропленная кровью. Копья, кривые мечи, топоры, лук и стрелы - всем этим в беспокойных степях кочевники должны владеть в совершенстве. Жизнь степняков проходила в постоянных походах и войнах. Слабые и малочисленные племена не задерживались, уступая более сильным и жестоким.
В разные периоды на огромных степных пространствах кочевали скифы, сарматы, и наконец, половцы (кипчаки), наводя ужас на оседлые народы. Половцы совершали набеги на Русь, разоряя поселения и уводя пленников. Однако и русские князья не оставались в долгу, организуя походы против опасных соседей.
Позднее через эти края двинулись монгольские орды, сметая все на своем пути... Вот так появилось Дикое поле, которое долгое время было опасным, беспокойным, и как следствие, малонаселенным местом. Лишь в конце XVII века здесь постепенно стали селиться люди, хотя им тоже приходилось бороться за выживание в суровейших условиях. Набеги крымских татар и турков не оставляли шансов на спокойную жизнь.
Прошли столетия. Изменились границы на картах, Причерноморье и территория Донбасса покрылись селами и городами... Все кочевники давно исчезли, растворившись в глубине веков, но некоторые оставили после себя артефакты истории - таинственные захоронения и культовые каменные изваяния.
Каменные бабы, как часто и неправильно называют в народе половецкие скульптуры, находящиеся в парке-музее на территории Луганского педуниверситета, каждый раз напоминают о далеких и суровых временах, храня в себе таинство языческих обрядов. Идолы стояли на некогда многочисленных курганах и святилищах, теперь же они находятся здесь, спасенные от неминуемого забвения и уничтожения (а такое происходило на протяжении веков). Странно выглядят эти истуканы на фоне современных построек - точно пришельцы из другого мира. Но подойдя к ним, можем буквально прикоснуться к истории…
Цифры и факты:
Годом основания парка-музея антропоморфных стел и половецких каменных изваяний считается 1969, когда на территорию пединститута привезли первую скульптуру, найденную у села Каменка Лутугинского района.
Идея сбора этих памятников истории в одном месте возникла в процессе археологических раскопок, проводимых студентами исторического факультета под руководством К. Красильникова на территории Луганской (Ворошиловградской) области. Причем студенческие отряды участвовали в раскопках не только на территории Луганщины, но и во многих других регионах! Ныне в парке-музее находится более 60 каменных идолов, а коллекция также включает надгробные и путевые камни.
Такие артефакты, как керамическая посуда, наконечники стрел и копий, орудия труда и антропологические останки (кости и черепа людей), найденные в древних захоронениях, можно увидеть в стенах Луганского краеведческого музея, а также в археологических коллекциях того же педуниверситета и центра «Наследие» ЛГУ им. В. Даля.
Фото автора
Свидетельство о публикации №225011001328
Виктория Романюк 22.03.2025 21:53 Заявить о нарушении
Андрей Марков Луг 23.03.2025 17:39 Заявить о нарушении