Триггер истории
Карл Ясперс.
У различных народов различное представление об истории. Не только о порядке самих событий, но и о том, что является существенным для записи и сохранения в социальной памяти.
Вторжение Александра Македонского в Азию и завоевание индийских земель оказали немалое значение, как на греков, так и на индийцев. Если греческие историки приложили немало усилий для сохранения памяти о великом Александре Македонском, то в индийских письменных источниках того времени он не упоминается вообще. Обычно указывают на влияние индийской культуры на греческую, хотя обратное влияние немаловажно.
Первые антропоморфные изображения Будды появились в результате греческого влияния и того, что принято называть греко-буддизмом. Первая антропоморфная скульптура Будды была найдена в Гандхаре и относится к периоду после знаменитого похода Александра.
По сути, можно сказать, что греки дали новый духовный импульс развитию буддизма в Индии, который отразился в том, что современник Александра, знавший его лично, принц Чандрагупта основал династию Маурья (между 320-296 гг. до н.э.). Его внук Ашока стал величайшим буддийским правителем Индии, содействуя распространению буддизма, в том числе за пределами своей страны. Так, например, буддизм проник на остров Цейлон благодаря миссионерской политике Ашоки.
Интересно, что антропоморфное изображение стало каноническим для многих буддийских течений, последователей Махаяны и Хинаяны. Удивительно, с первого взгляда, но антропоморфное изображение Будды на Таиланде, в Тибете и других экзотических странах Азии – это влияние греческого культурного гения.
Проследить появление самого человека, как вида, и человечества как такового, куда более сложная задача, чем кажется на первый взгляд. Теория о биологическом развитии человеческого вида, как результата развития более отсталых биологических антропоморфных форм жизни, имеет свою логику, но не дает конкретных ответов.
В частности, непонятно, как неандерталец мог стать гомосапиенсом. Навык использования орудий труда, конечно, влияет на тип поведения, но может ли вести к такой трансформации личности, чтобы из одного биологического вида произошел другой? Да еще такой, как человек.
Религиозный подход представляет феномен зарождения человечества как некий божественный акт творения. В авраамических религиях Бог создает первочеловека Адама, подобного Себе, но не равного, и даёт ему жизнь. Затем из его ребра Он создает Еву.
От этой первой пары произошла жизнь того, что стало именоваться человечеством. И произошла она не в результате послушания Богу, но наоборот, – нарушения запрета, когда в историю вмешался Змей и соблазнил пару на употребление в пищу яблок с запретного дерева, обещая им, что они станут равными Богу.
В других архаических религиях появление человечества описывается по-разному. У многих народов присутствует такое представление, что некая высшая сила сотворила человека из глины и вдохнула в него жизнь. Хотя есть и другие версии, как, например, в шумерской мифологии, где убийство богини Тиамат послужило причиной зарождения человечества, созданного из крови демонов богини.
Все религии, мифы и научные концепции имеют одно общее свойство: происходит что-то неординарное, что нарушает идиллическую картину мира, в результате чего появляется первый человек или первая пара. Человечество появляется в результате космической трагедии, послужившей триггером зарождения истории.
Ощущение трагедии космического масштаба позволяет человеку подняться над обычным восприятием жизни, выйти из колеи намыленного мышления и ощутить всю глубину и трагичность своего существования.
Ливан, Северный Бекаа, 2016 г.
Свидетельство о публикации №225011001401