Образ змея

Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.
Евангелие от Матфея, 10:16.


Ветхозаветный Змей-искуситель – это, безусловно, хтонический образ, взывающий к теллурическим течениям подсознания, проявлению инстинктов.

Бог создал Адама и Еву и поместил их в рай, где можно было есть и пить столько, сколько хочешь. Условие одно – не есть от запретного дерева. Если бы Бог пожелал, чтобы Адам и Ева оставались в раю навечно, то Он бы не сотворил дерева с запретными плодами. Помимо дерева, Он создал Змея, который соблазнил первых людей.

Когда Адам и Ева вкусили яблоко, произошло грехопадение.

Змей проявляет себя как тонкий психолог, раскрывший глубины сознания человека – творенья, названного венцом божественного творчества. И несмотря на то, что это венец, Змей находит в этом венце изъян, ведущий к грехопадению. Выявление этого изъяна – это тоже замысел Божий. Следовательно, и Змей – часть этого замысла. Выявляя изъяны, Бог даёт человеку возможность искупления его – своей жизнью. Жизнью в зародившейся истории.

Змей – существо длинное продолговатое. В древних религиях он атрибут богини плодородия и мистерий, связанных с этим культом. В древнем Египте урей, помещенный на царскую корону, изображался в виде змеи-кобры. Рептилия отождествлялась с солярной энергией, особенно свернутая вкруг.

Змея, кусающая себя за хвост, уроборос, символизировала духовное и физическое возрождение.

Герметизм также использует образ змей. Гермес примирил две враждующие рептилии, поместив между ними свой кадуцей – так сказать, свою волшебную палочку, с помощью которой он совершал чудеса.

Змеи в герметизме отображали живые природные силы. Мы не будем вдаваться в подробности того, как древнегреческий бог Гермес проделал путь от бога-плута и вора, охранителя путников и торговцев, увлекающегося науками и искусством, к Гермесу Трисмегисту – мифологизированному образу некоего пророка, основоположника магической науки, основывающейся на монотеизме. 

Змей имеет амбивалентное символическое значение. Христос призывает быть мудрыми «как змии», приписывая змее такое свойство как мудрость. Змея – источник яда, а, следовательно, и опасности. При этом, змеиный яд издревле использовался для приготовления лекарственных снадобий.

Змея отождествляется как с водной стихией (водные змеи), так и с огненной. Ахриман в зороастризме отождествлялся со змием тьмы. Тьмы великой, сакральной, злой, свирепой. Также рептилия имеет отношение к культу земли и плодородия, пробуждая инстинкты подсознания, в частности такие как страх и желание.

Змея – это образная материализация силы. Подобно тому, как рептилия меняет кожу, сила может менять свою плоть – свою телесную оболочку, внешнюю кожу. В этом мудрость, которую необходимо понять и осознать, но сначала прочувствовать. 

Посох патриарха отождествляется со змеей. В исламе пророк Муса (Моисей) предстает перед фараоном чудотворцем: он оборачивает свой посох змеей, которая вызывает страх у правителя Египта. Пророк Мухаммад также ходил с посохом, изогнутым и змеевидным. Посох со временем становится атрибутом царской власти. В Европе скипетр становится атрибутом монарха. 

Ливан, Северный Бекаа, 2016 г.


Рецензии