Царь-Спаситель

Вот мое пророчество, — закончил Ахура Мазда. — Когда окончится твоя эра, начнется эра первого Саошьянта — Ухшйат-Эреты.

Рак И. В. Мифы Древнего и раннесредневекового Ирана (зороастризм).


Пребывание в вавилонском плену не прошло бесследно для евреев. В 516 году до Р.Х. Зоровавель построил второй Храм. Его постройка сопровождалось воссозданием еврейской общности. В преддверии построения Храма этим процессом занялся Ездра – основоположник раввинистического иудаизма. 

Царь Кир II дал добро на воссоздание иудейского государства со столицей в Иерусалиме, рассчитывая на то, что это будет преданный ему форпост, ограждающий от Египта. Евреи воспользовались ситуацией и принялись ревностно воссоздавать былое величие. Однако, развитие истории привело к тому, что восточное средиземноморье вскоре оказалось под владычеством римской военной колесницы.

Евреи, будучи в плену, ознакомились с местными религиями. Упоминается, что пророк Даниил получил халдейское образование. Ощущается также и прямое влияние иранской религии. Иудаизм преображается и обретает явные иранские черты: эсхатологическое понимание истории.

Появляется идея Мессии – Спасителя, призванного освободить евреев из плена, воссоздать еврейское царство и вернуть былое величие. Воздвижение Храма идет в этом русле: с реконструкции Храма начинается движение в сторону светлого будущего, которое проявится с появлением Мессии.

Архетип еврейского Мессии (Мошиаха) следует искать в зороастрийской концепции Саошьянта – Спасителя, возглавляющего воинство света в битве конца времен. Евреи, попавшие в плен, испытавшие муки и унижения, жаждали появления Спасителя.

Идея иудейского Мессии тесно связана с идеей возрождения царства Соломона. Будущего правителя ждут как Спасителя, объединяющего в себе религиозную и светскую власть. Некоторые представляли появление Мошиаха как царя, которого сопровождает священник. Считалось, что Мессия появится из рода Давида и будет его прямым потомком.

Иудеи, попавшие под власть римлян, так и не смогли возродить былое величие. Мессианские настроения росли. Росли и военизированные движения, которые ставили своей целью освобождение евреев от римлян.

В этой связи примечательно восстание зилотов. Также интересна история общины ессев, которая готовилась к эсхатологической битве против римлян и стремилась открыть путь для прихода Мессии.

Кумранские рукописи, открытые в ХХ веке, подробно описывают эсхатологическую концепцию, имеющую общие черты с христианским учением. Хотя подлинность кумранских рукописей оспаривается, они во многом отражают общее веяние и дух, царящие среди евреев в начале I века нашей эры.

Иисус из Назарета был одним из многих, кто стремился реализовать эсхатологический проект. Несмотря на сходство с другими, его мессианское движение отличали особенные черты, позволившие преобразить созданную им общину в источник, из которого появилась христианская религия.

История Иисуса представляет собой попытку соединения реальной истории и мифической. В этой истории, имеющей безусловно, иудейское начало, есть черты иранского и египетского влияния. В отличие от зилотов и ессев, Иисус Христос не призывал к вооруженному противостоянию римлянам. Он стремился объединить евреев при помощи созданной Им общины.

Иисус создал общину по образу и подобию народа Израилева, отобрав себе 12 учеников, уподобленных 12 коленам. Община или церковь формирует социальный микрокосм, а народ Израиля – социальный макрокосм. Через уподобление, Спаситель стремился к преобразованию самой структуры еврейского народа. Так Он видел возможность возврата к былому величию.

Иисус Христос пытался избежать открытого столкновения с римлянами, что свидетельствует о том, что Мессия был согласен на временное подчинение иудеев Риму, пока не будет объединен народ Израиля.

Для многих радикально настроенных евреев такой подход являлся неприемлемым. Они ассоциировали Рим с Вавилоном, а власть Рима с вавилонским пленом.

С другой стороны, появилась прослойка раввинов-жрецов, коллаборационистов, сотрудничающих с римскими властями, благодаря чему поддерживали свое привилегированное положение и держали народ еврейский в подчинении. Главным таким клириком эпохи Христа был Киафа, который видел в движении Назаретянина угрозу своему положению и привилегированности своей касты.

Объединение еврейского народа вокруг царя неизбежно влекло за собой ослабление коллаборационистского клира, и, как следствие, изменение всей социальной структуры народа.

Суд над Христом предопределил будущее развитие сформированной Им общины. Движение вскоре после воскрешения принимает в свои ряды язычников.

Примечателен случай, описанный в «Деяниях апостолов», когда апостол Петр принимает приглашение язычника-сотника отобедать у него. Его согласию предшествует видение, в котором Святой Дух призывает принять приглашение необрезанного иноверца.

В ходе трапезы в гостях у сотника апостол Петр проповедует учение Христа, и язычники принимают его. Когда Петр возвращается в Иерусалим, и другие апостолы вменяют ему в вину, что он трапезничал у язычников и проповедовал в их среде, ученик Мессии уверяет, что на это была не его воля, но воля Святого Духа, ибо он поначалу противился трапезничать у необрезанных язычников, но Дух Святой ему повелел. Так наметился иудео-эллинский синтез, легший в основу христианского движения.

Важность христианского движения заключалась в том, что оно перестало воспринимать Единого Бога как достояние еврейского народа и его собственность. Иудеи понимают, что Бог открыт всем: как обрезанным, так и необрезанным. Это преодоление суеверий открывает новую эпоху в истории Ханаана и мира в целом.

Ливан, Северный Бекаа, 2016 г.


Рецензии