Религиозные истоки светской власти
Нил Гейман, Скандинавские боги, Сокровища богов.
В Древней Индии сформировалась очень развитая религиозная система, послужившая источником вдохновения для многих индоевропейских народов. Колыбелью индийской цивилизации считается Пенджаб, располагающийся на севере страны. Оттуда происходило взаимное влияние с иранскими народами.
Бог-Абсолют в Индии обозначался как Брахман. Это Бог-Космократ, сотворивший Вселенную и других богов, которым передал управление Вселенной. Он – Абсолют. Служители-жрецы, поклонявшиеся ему, также назывались брахманами. Наименование касты жрецов именем Бога, которому поклоняются, является древней традицией.
Если Брахман – это Бог-Абсолют, то Атман – это личностный бог. Человек, ввиду своей ограниченности, не способен постичь Абсолют во всей его полноте. Он постигает Брахмана через Атмана, т.е. через раскрытие божественного начала в себе. Постигая Атмана, он приобщается к Брахману.
Все, что связывает Брахмана с миром, что связывает Небо и Землю, соотносится с богом Агни. Бог Агни – это праобраз первосвященника в Индии, он же небесный огонь.
Для древнеиндийского общества была характерна триада: Варуна – Митра – Индра, три божественных эманации, олицетворяющих собой три сословия древнего архаического общества: жречества (брахманы), царско-воинского сословия (кшатриев) и производителей (вайшья) – народ. Трем сословиям соответствовали три божественных эманации – Варуна был богом жречества, Митра богом кшатриев, а Индра – вайшья.
Тройная модель устройства общества прослеживалась у различных индоевропейских народов, в частности у иранцев. Символом триады в древнем Иране была Тиштрайа – звезда Сириус, которая представлялась в виде тройной звезды и называлась «Храмом Неба».
Удивительно, но до ХХ века астрономы считали Сириус двойной звездой, и только в ХХ веке при появлении высокоточных средств наблюдения было открыто наличие третьей звезды созвездия Сириус.
Вероятно, что сакральный мотив триады повлиял и на развитие христианства. Внутри данной религии развились различные тенденции, предлагавшие разнообразные теории подхода к описанию Мессии и Его связи с Богом. Последователи Ария считали Иисуса человеком, который принял божественный дух через крещение. Монофизиты считали Иисуса живым воплощением Бога, отрицая Его человеческую природу.
Спорили и том, воскрес ли Христос во плоти или только его дух. Докеты вообще отвергали, что Христос был распят и говорили, что вместо него распяли кого-то другого, похожего на Иисуса. Версию докетов, по всей видимости, перенял пророк Мухаммад, что отразилось в Коране, где говорится, что Ису сына Мариам не распяли, но это лишь показалось свидетелям.
В общем, споров было много, и Вселенские Соборы, вроде Никейского и Халкидонского, обсуждали подобные вопросы. В итоге возобладала версия, что Иисус Христос – это Богочеловек. Была канонизирована триада «Бог-Отец, Бог-Сын, Святой Дух» - три ипостаси Бога. Можно сказать, что, по сути, это признание трех эманаций Бога, хотя ни одна из канонических автокефальных православных церквей не приемлет эманационного подхода. Утверждается триединство.
Если обратиться к корням такого триединства, то можно найти сходство с упомянутой выше индийской триадой «Варуна-Митра-Индра». Бог-Отец – это Отец Небесный, и Варуна подобен Ему по своему описанию. Митра – солярный бог, царь воинства. Иисус Христос отождествлялся с Царем Израиля. В свою очередь Святой Дух – это дух жизни, народной веры. По сути, через уподобление, но не тождество, можно говорить о том, что древнеиндийская триада воскресла в обновленном христианском облике «Бога-Отца, Бога-Сына, Святого Духа».
На этом влияние «сакральной триады» на развитие человечества не остановилось. В 1027 году епископ Адальберт Лаонский, обращаясь к королю, напоминает, что «общество верных составляет одно тело, у государства же их три. Дом Божий, который мы сознаем единым, разделен таким образом, на три части: одни молятся, другие сражаются третьи работают. Три сопряженные части не терпят разделения» . Епископ применяет триаду по отношению к государству, заложив основы будущей модели светской системы власти.
Философ и идеолог французской революции Жан-Жак Руссо вводит принцип разделения властей на три ветви: судебную, исполнительную, законодательную. Сам того не осознавая, он воспроизводит христианский принцип триады в новом облике светской власти.
Судебная власть – это власть Бога-Отца, которая в светском десакрализованном варианте предстает в облике Закона. Судебная власть – это власть жречества. Исполнительная власть – это власть Бога-Сына, который воплощен в облике светского правителя, а члены правительства – это его апостолы. Законодательная власть – это власть Святого Духа, который выражен в виде воли народа. Представители народа – это представители Святого Духа, воплощенного в народной воле.
Все три ипостаси преобразуются в три ветви власти, существующие независимо, но взаимодополняющие, представляющие собой единый организм государства.
Ливан, Северный Бекаа, 2017 г.
Свидетельство о публикации №225011001426