Письма Учителю. Проводник Дао

  "        Несколько дней, Лев Николаевич, не писал Вам.

 Причина  не в отсутствии интереса. Отнюдь. Будь свободное время, потратил бы его на детализацию каждой строчки, каждого слова Вашего дневника.

 Да и некая робость при виде очередной громады, Эвереста духовных терзаний. Именно таким представляется Ваш 1884 год.

 Сотни встреч, не всегда объективных оценок происходящего и пресекающихся личностей. Насыщенный, как первозданный бульон, год.

 Но и субъективные выводы. В данном моменте касаемые Вашего увлечения философией Востока.  Две личности влияют в этот период на Ваше мировоззрение. Бьются в подкорке Конфуций и Лао. Точнее, соприкасаются символическими рыбками раннехристианского символизма.

 В марте Вы доверяете своему дневнику:

 "Учение середины Конфуция — удивительно. Всё то же, что и Лаоцы — исполнение закона природы — это мудрость, это сила, это жизнь."

 Так просто и одновременно, для человечества, недостижимо. Харе Кришна, что иные стремятся постичь эту гармонию мирового эфира, этих невидимых волн, соединяющих одномоментно каждую частицу необозримой вселенной.

 "...исполнение этого закона не имеет звука и запаха.Оно тогда -оно, когда оно просто,незаметно, без усилий,и тогда оно могущественно"

 Вторите Конфуцию, "небо всегда действует искренно".

 Сто лет до Вас Кант сформулировал нечто сходное. Дополнил гармонию неба нравственным законом внутри каждого. Некая идеализация каждого из творений божьих или эволюционных.

 Увы, Лев Николаевич, глядя на деяния иных "венцов творенья", невольно сомневаешься в этом.

 Кришна им судья. Здесь же о маленьком открытии из Вашего дневника.

 Википедийно, а значит общепринято, что Вы заинтересовались даосизмом в конце века. Записи указывают более раннюю дату. Начало весны 1884 года. Вы штурмуете философию китайского мудреца, переводите с французского его изречения.

 За сорок лет до этого Станислав Эньян Жюльен закладывает французский даосизм. Допускаю, что перевод востоковеда имеет некий прагматический оттенок.

 Вы же, как и положено пацифисту, ищите духовные основы. И побудительным моментом, думаю, является некая, более обостренно понимаемая Вами нездоровость российского общества.

 Так или иначе, но именно граф Толстой (извините, что обращаюсь в третьем лице) явился проводником Дао. Не философских, а именно нравственных поисков пути развития общества.

 Увы, для большинства россиян эти откровения стали доступны лишь за семь лет до кровавого передела нравственности.

 В 1910 году в Вашем же "Посреднике" выходит тоненькая брошюрка "Изречения китайского мудреца Лао-Тзе".

 Помогал Вам Евгений Иванович Попов, человек преданный, "добрый и серьезный".

                Ваш ученик ЕС.

 A propos! 

 Думаю, закономерно совпадение символов дао и раннего христианства. Нет отдельных церквей. Есть нечто, объединяющее разум каждого с некой ноосферой. Той оболочкой, упомянутой Вернадским. Или ещё более обширной связью, с бесконечной вселенной."


Рецензии
Как всегда, познавательно, Евгений. У Толстого, как в Греции, все есть. ОН - своего рода предтеча, ледокол, торящий путь к Острову Знаний и Духовных Ценностей.

Ник Гурин   11.01.2025 17:58     Заявить о нарушении
Как вовремя Вы, Ник, написали. Сижу, бьюсь над очередной философской загадкой марта 1884 года.

Решил развеяться. Заглянул в "читалку". Приятно. А Толстой, если препарировать его тексты, реальный триггер нерешаемых задач деградирующего у нас на глазах мира.

Миру-мир, даже с последним вздохом.

С признательностью,

Евгений Садков   11.01.2025 18:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.