Испытание Севером

 
Новогодняя история

Помнишь Рио-Риту, Жаркий и Капран,
Это по дороге, что на Омсукчан

Владимир Кудрин. На перевалах Колымы

В декабре 1961 года я, секретарь комитета комсомола - за рулём, с инструктором парткома,  бывалым северянином, отправились в командировку в эвенское село Меренга  известное, как колхоз «Новый путь». Он  находился примерно в 60 километрах зимника от районного центра.Омсукчан, до которого надо было преодолеть 572 километра пути от Магадана. Половина его пролегала по центральной автотрассе и была мне знакома, остальная часть была для нас неведомой, мы оба там были впервые.

Два слова стоит сказать о третьем участнике эпопеи - автомобиле. Это был обычный стандартный ГАЗ-69А с утеплением моторного отсека и салона. Охлаждение на воде. никаких антифризов не было. Обычная тормозная жидкость красного цвета, тормоз колом уже при минус сорока. О зимней резине тогда понятия не имели.

Первые козлы

Выехали поздно ночью, чтобы в светлое время суток преодолеть самый трудный и совершенно незнакомый участок пути от центральной трассы до райцентра. Там мы планировали сделать суточную остановку для ознакомления с местными условиями.
Однако уже на 150-м километре столкнулись с непредусмотренной планом проблемой: путь преградила снежная лавина, сошедшая со склонов соседних сопок. Дорожники уже заканчивали расчистку дороги с помощью тяжёлой техники. В последних завалах снежной массы обнаружили виновника лавины — крупного горного козла с раскидистыми витыми рогами. К сожалению, мёртвого. Бульдозеристы забрали его в качестве трофея в свой вагончик, и мы продолжили путь. Хотя мы потеряли там не так уж много времени, это событие стало для нас знаковым.

Дальнейший путь оказался непростым. Ехать на легковой машине по дороге, предназначенной для грузовиков с прицепами, не составляло труда ни по ширине проезжей части, ни по крутизне рельефа. Проблема была в другом.
Ночью прошёл снежок, и следов не было видно. Всё вокруг было настолько бело, что в лёгком тумане с дымкой при скудном зимнем освещении было совершенно не видно, куда ехать. Выручали вешки, установленные дорожниками по обочине трассы через каждые 30–50 метров. Мы ползли от одной вешки до другой, и когда подъезжали ближе, появлялась следующая. Это была незаменимая ориентировка не только в пургу, но и для такого «молочного коктейля», в котором мы оказались. Путь был утомительным и скучным, к тому же из-за белого покрова мы совершенно теряли ориентировку на местности.

К вечеру мы прошли перевалы, включая головокружительную Рио-Риту  и знаменитый Капран, названный в честь погибшего здесь геолога-первопроходца. Появилась ясность обзора, и мы прибавили ходу в предвкушении близкого ночлега и отдыха. Скорость была примерно 50 километров в час, когда из-за очередной дорожной извилины в тридцати метрах от нас возник крутой поворот на 90 градусов. Пытаться затормозить или повернуть на скользком снежном накате было бесполезно. Я только успел крикнуть спутнику: «Держись!», как мы пробили мягкий снежный барьер на обочине и ухнули куда-то вниз.

Впрочем, летели мы недолго. Мягко сели, как в перину. Машина стояла мордой вниз градусов под 45, мотор работал, не заглох. Салон был полон пара от снега, попавшего на коллектор. Выбравшись наружу, я увидел, что мы спрыгнули примерно с трёхметрового трамплина дорожной насыпи. Снег погасил скорость и смягчил приземление. Я зацепил трос, который всегда был с собой, конец вытащил наверх, и первый проезжавший грузовик, изрядно поелозив, вытащил нас на дорогу.
Это была хорошая встряска и урок. Всё могло кончиться гораздо хуже, «промахнись» мы на пару метров. Там были огромные валуны. Оказалось, что этот коварный поворот многим становился поперёк пути. Месяца не проходило, чтобы кто-то туда не залетал. Предупреждающий знак был, но его совершенно не было видно из-за обильного снега.

В дальнем колхозе

Представившись руководству района и ознакомившись с обстановкой, после короткой передышки в гостинице мы двинулись дальше. Дорога местами напоминала полузасыпанную колею, но заблудиться было невозможно, так как она была одна. Без перерыва шёл обильный снегопад, но ветра не было, и окружающий пейзаж напоминал сюжет рождественской открытки.
 
Примерно на середине пути, поднявшись на перевал, мы обнаружили запорошенный снегом грузовик ГАЗ-66 с будкой и стоящих вокруг человек 8–10. У них что-то сломалось. О буксире или ремонте не было и речи. Забрать всех тоже не получалось: набились до отказа, двое оставались снаружи, места не было абсолютно. Я обещал вернуться за оставшимися сразу же. Все согласились, и мы отправились в путь со всеми возможными предосторожностями. Километров через 20 -25, достигнув цели путешествия, остановились у конторы и высадили благодарных попутчиков, И тут я обнаружил рядом двух молодых мужиков, которым не хватило места . Они сзади пристроились на бампере, как форейторы на запятках кареты, и доехали вместе с нами. Смеются. Всё обошлось.
 
Работа планировалась на неделю. Мы  ознакомились с производством, работой клуба, библиотеки, школьной организации — учительской, прежде всего, провели собрание. Когда работа была в разгаре, председатель колхоза обратился ко мне с просьбой. В селе проблемная роженица, скорая может добраться до перевала, где мы подобрали аборигенов, а своя машина не в порядке. Надо помочь. Это не проблема, но из-за тяжёлой дороги у меня высокий расход горючего, не хватит на обратную дорогу до заправки в райцентре. Уверяет: не проблема, заправим. Так и вышло. Съездил, отвёз, сдал роженицу на руки врачам благополучно. А когда заправлялся из колхозной бочки, удивился — бензин у них совсем чёрный и как бы даже густой. Да это, говорят, ничего страшного: в бочке нигрол раньше был. Вот так номер!

Как мы оттуда выбирались — это надо было видеть. Появился дымный выхлоп  с  искрами. Выпускная система так раскалилась, что под сидением задымили обтирочные концы. Стало понятно, что далеко мы так не уедем, можно запороть двигатель. Со всеми предосторожностями добрался до заправки, остановился в стороне на пригорке, залез под машину и вывернул пробку бензобака. Не течет, залипло! Нашел какую-то проволочку, пошуровал, и только тогда хлынула густая черная масса, на которой мы только что ехали. Лишь после этого я подкатил автомобиль к шлангу заправки и залился по горловину бака.

У таёжных оленеводов

Прежде, чем отправиться домой, нам предстояло посетить колхозную оленеводческую бригаду, которая кочевала в окрестностях трассы. С нами был проводник, который должен был помочь нам найти стоянку. Всячески утеплив мотор, оставили машину на обочине и двинули по целине в тайгу. Молодой якут быстренько ускакал вперёд, а я не мог оставить моего старшего коллегу, у которого были проблемы с сердцем. Когда примерно через час мы добрались до стоянки, наш проводник уже  лакомился свежесваренной олениной, запивал трапезу горячим чаем и философски рассуждал о некудышних  русских, от которых что в тайге, что в жизни никакого толку. Между прочим, плут и пройдоха был известный.

Поговорить в бригаде было о чём, организация труда и быта оленеводов, условия их существования были тогда в центре внимания, область боролась за миллионное поголовье оленей. Через четыре часа возвращались к покинутой машине в полной темноте. Опасений насчет сохранности не было, а вот мороз крепчал и мог прихватить охлаждение.  Завелась без проблем. Звук работающего двигателя был в тот момент лучшей в мире мелодией, возвещавшей победу жизни.

Пурга на перевале

Между тем, Капрановский перевал, миновать который можно разве что по воздуху, до отказа забило снегом. Бульдозеры расчистили траншею глубиной более 2-х метров, и она вся была забита грузовиками с прицепами. Протиснуться между ними было абсолютно невозможно, и разборок тут  ожидалось не менее, чем на сутки-двое. И вдруг среди автомастодонтов я вижу хрупкий изящный корпус легковушки марки Шкода – что-то среднее между нашей «Победой» и «Москвичом». Оказывается, директор автобазы едет по срочным делам (это под Новый  год-то!) в Магадан, у него тут свой бульдозер, который протащит их вокруг этой пробки прямо по целине. Я им предложил взять нас в компанию, пообещав сопровождать на дальнейших участках пути, где может встретиться всякое. Нас прицепили к бульдозеру, за нас – «Шкоду» - словом, как в той сказке, где дедка за репку, бабка за дедку.

Было большое опасение, что оторванные мосты останутся зимовать в снегу, а мы поплывем дальше на днище кузова.  Поэтому я держал мотор под оборотами и подбуксовывал всеми четырьмя на пониженной передаче. Как ни странно, фокус удался. Правда, мой трос сразу лопнул, и нас прицепили за бульдозерный в руку толщиной. Тащили 500 или 600 метров по жуткой целине медленно-медленно, машина кренилась влево и вправо, но могучий буксир не давал ей отклониться от курса. В результате бульдозерист вытащил нас на твёрдую дорогу и оставил одних.

Разобрав остатки уцелевших концов, пустились в путь. Шустрая легковушка быстро умотала вперёд, а мы со своими более скромными возможностями потянулись следом. Как оказалось, расслабляться было преждевременно. Через десять-пятнадцать километров уперлись в хвост колонны, которая стояла. Впереди наши спасители, опередившие нас на несколько минут. Ожидаем, когда дорожники пробьют проход в преградившей путь очередной снежной лавине. Развел паяльную лампу, натаял в котелке снега, настрогал туда оленины. Пока стояли, получилась аппетитная горячая похлебка, которую мы с удовольствием выпили и потом ещё пожевали полувареное мясо. Вдруг что-то рядом утробно ухнуло. Оказывается, метрах в 150-200 позади нас сошла новая лавина, завалив обратный путь. Через некоторое время мы смогли продолжить путь, а дорожники принялись за очередной завал.

Предновогодние километры

Вышли на основную трассу, до города 256 километров, солнышко катится к закату. Никаких встрясок больше не должно быть, впереди Новогодний вечер в кругу близких и друзей. Но не успели мы проехать 50-60 километров, как на пути возникла нелепая фигура в тулупе, машущая руками. Рядом легковушка «Победа», задравшая  к небесам и капот, и багажник. Главный инженер одного из приисков на свои страх и риск без шофера рискнул отправиться в Магадан, чтобы встретить Новый год в кругу друзей. Такая вот романтика.

Далее, как обычно. Подвело колесо. Пока менял, заглушил двигатель. Как позднее выяснилось, сделал он это зря. Бензин сэкономил, но радиатор заморозил, пришлось срочно слить воду. Троса у него, конечно, нет, а у меня остался огрызок не более трёх-четырех метров длиной. Прицепили, причем, с одной стороны на закрутку, петли не было. Тащили около 40 км до дорожной службы 175-го километра, где были тёплые боксы, куда мы этого бедолагу и закатили.

До города добрались без приключений с рекордным временем: предновогодняя трасса была пустынна, а крепкий морозец обеспечивал хорошее сцепление колёс с дорогой.

Только успел поставить машину и забраться в ванну, как ударили куранты. Дома я был один. Не надеясь на мое скорое возвращение, жена встречала Новый год у наших  друзей.


Рецензии
Было интересно вместе с героями рассказа совершить деловую предновогоднюю поездку по заваленным снегом бескрайним просторам нашего Севера. Понравилось.

Стас Литвинов   27.03.2025 22:18     Заявить о нарушении
Спасибо за кампанию. Надежный спутник - залог успеха.

Георгий Иванченко   28.03.2025 02:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.